12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Майорова Мария Александровна1977
По образованию учитель географии и биологии, по призванию - педагог. Люблю путешествовать и заниматься активным туризмом. Занимаюсь военно-патриотическим воспитание подрастающего поколения. Имею художественное образование и диплом "менеджмент управления".
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Конспект урока

ФИО педагога: Майорова Мария Александровна, Зайцева Елена Александровна

Место работы: МОУ СОШ №87, г.Ярославль

Должность: учитель биологии, учитель географии

Предмет: Интегрированный урок (биология и география)

Класс: 5 класс

УМК: Н.И.Сонин и А.А.Плешаков, УМК «Сфера Жизни», Введение в биологию 5 класс

Тема урока: Развитие жизни на Земле

Тип урока: Комбинированный

Цели урока: создать интерес к изучению темы, к вопросу о возникновении и развитии жизни на Земле, обратить внимание на образование жизни в океане, на изменение живых организмов в ходе эволюции;


Планируемые результаты:

Личностные результаты

осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.


Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии посредствам географического знания:

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

гуманистических и демократических ценностных ори­ентации, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных
технологий;

организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

умение оценивать с позиций социальных норм собствен­ные поступки и поступки других людей;

умения взаимодействовать с людьми, работать в кол­лективах с выполнением различных социальных ролей, пред­ставлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявле­ние и т. п.

умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Предметные результаты являются:

формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических зна­ниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

формирование первичных навыков использования тер­риториального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

формирование представлений и основополагающих тео­ретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей;

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических пара­метров;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использо­вания и презентации географической информации;

формирование умений и навыков использования раз­нообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюде­ния мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование представлений об особенностях экологи­ческих проблем на различных территориях и акваториях, уме­ний и навыков безопасного и экологически целесообразногоповедения в окружающей среде.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Инструменты и функции ИО

Организационный момент (1 минута)


t1631442943aa.png


Настрой на успешную работу. Вступительное слово: «Здравствуйте, дети! Присаживайтесь. Сегодня мы с вами начинаем изучение нового раздела «Развитие жизни на земле». Мы приступаем к изучению грандиозного по своим масштабам процесса развития нашей планеты и ее обитателей. Перед нами стоит задача ответить на 2 проблемных вопроса».


Готовятся к уроку, позитивно настраиваются для рения задач поставленных на уроке.


Создание проблемной ситуации (вопрос, 2 минуты) t1631442943ab.png


Демонстрация слайдов

Задает проблемный вопрос: «Первый из наших вопросов звучит следующим образом – Как же сформировалась Земля, и образовались материки?»

Технологический комментарий: открытие вопроса происходит при нажатии на клавишу 1.

Переход на следующую страницу, для работы с конкретным вопросом, следует нажать на сам вопрос (гиперссылка)


Слушают вопрос и соотносят с собственной позицией, выдвигают свои предположения

Применена функция «скрыть/показать» на кнопке 1 и 2 .

К вопросам применима гиперссылка на конкретную страницу.

3. Работа над данной проблемой

t1631442943ac.png






t1631442943ad.png





t1631442943ae.png



Резюме

t1631442943af.png

Обобщает высказывание учащихся, дает обоснование 1 гипотезы (гипотезы Бюффона: «По его мнению, однажды большая комета столкнулась с Солнцем, благодаря чему произошёл выброс солнечного вещества. Это вещество, разбившись на части, образовало планеты и их спутники».

Технологический комментарий: На слайде представлена анимация, предполагается работа инструментом «выбор» и послойным расположением элементов. Комета движется в сторону солнца, уходит на задний план, анимацию с изображением солнце переносим на задний план и на переднем переносится анимация со всплесками солнечной энергии.



Предлагает работу по созданию образа планеты (расположения материков), «Давайте расположим на нашем предполагаемом Мировом океане(листе бумаге) все 6 материков нашей Земли»

Технологический комментарий:

Материки перетаскиваются с помощью инструмента «выбор», проверка осуществляется нажатием на кнопку.












Объясняет суть гипотезы Вегенера. «Согласно  гипотезе А. Вегенера, более двухсот тридцати миллионов лет назад, в конце каменноугольного периода, ранее существовавший единый материк Пангея, вследствие неустановленной причины, стал разделяться, постепенно образовав известные нам континенты».

Технологический комментарий:

Материки перетаскиваются с помощью инструмента «выбор», Просмотр видеоролика о расхождении материков осуществляется нажатием на кнопку.


Проговаривает гипотезы образования Земли и гипотезу дрейфа материков.

Технологический комментарий:

Шторка открывается вниз поэтапно.


Актуализируют информацию о гипотезах.






















Работают в паре. Распределяют материки на альбомном листе голубого цвета. Один из учащихся данную работу выполняет на интерактивной доске.















Работают в паре. Пытаются как мазайку соединить материки и собрать один единый материк, доказать что бы единый материк Пангея.
























Материки не заблокированы, перетаскиваются с помощью стрелки «выбор», кнопка осуществляет проверку по ссылке.














Материки не заблокированы, перетаскиваются с помощью стрелки «выбор», добавлен видеоролик










Инструмент «шторка»



4. Проблемный вопрос №2 t1631442943ag.png

Задается проблемный вопрос.

«Мы живем с вами на планете Земля, нас постоянно окружают животные, растения, грибы. Ведь в ходе эволюции образовались не только материки, но живые существа, заселившие их. Вы никогда не задумывались – Как возникла и развивалась жизнь на Земле? Технологический комментарий: открытие вопроса происходит при нажатии на клавишу 2.

Переход на следующую страницу, для работы с конкретным вопросом, следует нажать на сам вопрос (гиперссылка)


Слушают вопрос, соотносят со своей позицией.










Применена функция «скрыть/показать» на кнопке 1 и 2 .

К вопросам применима гиперссылка на конкретную страницу.

5. Работа над данной проблемой


t1631442943ah.png








Воображаемое путешествие t1631442943ai.png




Резюме

Обобщение высказываний учащихся и выход на геологическую ленту времени.

«Жизнь зародилась в Мировом океане. В ходе эволюции из простейших обитателей водных просторов поэтапно образовывались все отделы животных и растений, в том числе и мы с вами. Картина биологической эволюции отражена в виде палеонтологических остатков в земных пластах. На основе их построена геохронологическая шкала. Давайте обратимся к ней»

Объяснение эр, периодов в истории развитие Земли. Технологический комментарий: открытие гиперссылки происходит нажатием на картинку «ленты эпох»



Предлагает распределить по материкам существующих животных (родные места)

«Давайте попробуем распределить предложенных животных по их местам обитания (материкам)» Технологический комментарий: картинка с названием животных открывается при наведение лупы на материк.




Объяснить принципы распределения организмов на земле (эндемики)

«Введем такое понятие как эндемики. Эндемики – виды растений или животных, свойственные относительно небольшой территории»


Геохронологическая шкала отражает этапы как географического, так и биологического развития Земли. В ходе эволюции организмы распределились по материкам.


Актуализация информации, внимательно слушают, запоминают.





















Внимательно слушают


Работа в парах. Расклеивают раздаточный материал ( животных по метрикам), отвечают на вопросы.








Записывают в тетрадь определение эндемики. Подводят итоги, делают вывод – резюме.



Применена функция гиперссылка на веб-узел флеш-анимация «развития жизни на земле»

























Прием «Волшебная лупа». Два слоя материков закреплены, в средний слой добавлены животные.



6. Работа по закреплению знаний


Формирует вопросы по 2-м проблемным вопросам урока (тест)


1. Наша планета сформировалась около

 А) 5 млрд лет назад

 Б) 4,6 млрд лет назад

 В) 50 млн лет назад

Г) 100 млн лет назад


2. Гипотезу дрейфов материков предложил

А)  А. Вегенер

Б)  Л. Пастер

В)  П.Лаплас

Г)  Ж. Бюффон


3.         Жизнь на земле возникла:

А) первоначально на суше

Б) первоначально в океане

В) на границе суши и океана              

Г) одновременно на суше и в океане.


4. В какую эру живете вы

 А) Архей

 Б) Палеозой

 В) Кайнозой

 Г) Мезозой


5. Растение или животное, которые изолировано на небольшой территории называется

А)  эндом

Б) ареал

В) таксон

Г)  эндемик


Отвечают на вопросы учителя с помощью пультов.

































В конце урока сдают рабочие листы.


7. Домашняя работа.

Подготовка к выполнению


t1631442943aj.png





Рефлексия. t1631442943ak.png

Формулировка Домашнего задания.

« Прочитайте параграф 9 стр 52-53.

Подготовьте доклад на тему «Динозавр – древнее существо»




С каким настроением Вы оканчиваете урок? (выбирают смайлик)

Учитель просить перевернуть смайлик и на обратной стороне ответить на следующие вопросы:

Вас заинтересовали проблемные вопросы?

Появилось ли желание исследовать природу дальше?

Записывает домашнее задание в дневник

Проходят рефлексию.



Пангея (видеофрагмент)
MP4 / 3.93 Мб


Развитие жизни на земле. Флипчат для интер.доски ActivBoard
FLIPCHART / 14.74 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.