Интегрированный урок в 3 классе (Русский язык + краеведение + окружающий мир) « Имена собственные. Большая буква в географических названиях»

0
0
Материал опубликован 28 October 2020

Горохова Лариса Афанасьевна – учитель начальных классов. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» МР « Хангаласский улус» РС(Я)

Интегрированный урок в 3-м классе.

(Русский язык + краеведение + окружающий мир)

Тема урока: Имена собственные. Большая буква в географических названиях. «Тайна названия достопримечательных мест нашего, Хангаласского улуса».

Образовательная цель: ознакомление с историей происхождения названий достопримечательных мест и их значений; формирование у детей представления о прекрасном настоящем своей родной земли; обеспечить условия для тренировки в написании большой буквы в собственных именах существительных (географических названиях), вырабатыванию каллиграфического почерка; создавать условия для формирования умения работать с картой; способствовать развитию наблюдательности, внимания, логического мышления, умению сравнивать, группировать, делать выводы.

Развивающая цель: формирование у детей образа прекрасного, красоты своего родного края; расширение кругозора, словарного запаса детей; формирование новых понятий, слов, умение объяснять их значение, происхождение; развитие коммуникативных способностей, творческого мышления; расширять кругозор учащихся.

Воспитательная цель: содействовать в ходе урока воспитанию любви к русскому языку, прививать интерес к его познанию; воспитание любви к своему родному краю, к Родине и её истории; формирование бережного уважительного отношения к природе.

Планируемые результаты формирования УУД:


Предметные: осмысленно, правильно читают и пишут названия географических объектов; отвечают на вопросы учителя, извлекают информацию из картин, рисунков, карт; пишут большую букву в начале предложения, в именах собственных; ставят пунктуационные знаки конца предложения; списывают с печатного образца и пишут под диктовку слова и предложения.

Метапредметные(критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя; составляют последовательность действий для решения учебной задачи; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; высказывают своё предложение; адекватно оценивают свои достижения и достижения своих товарищей; умеют пользоваться учебником, рабочей тетрадью, картой; объясняют причины своих ошибок; сравнивают образец с результатом письма.

Познавательные: учатся извлекать информацию, представленную в виде рассказа, иллюстрации; уметь ставить проблему и решать ее. Обобщают собственные представления о словах-названиях географических объектах, выявляют «опасные» места, объясняют их написание; осуществляют поиск необходимой информации в дополнительной учебной литературе; обдумывают ответы, находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:  участвуют в диалоге с учителем; в коллективном обсуждении; слушают и понимают речь других, аргументируют свое мнение: доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной и письменной речи; комментируют написание слов, задают вопросы для уточнения информации; учатся работать в паре, учатся в группе договариваться друг с другом.


Личностные действия: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности, учатся ценить и принимать историю своего края, своей страны; уважать традиции, ее обычаи понимают значимость родного языка для себя и любого гражданина России; развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу; самоанализ и самоконтроль результата деятельности.

Основные понятия: Имена собственные национальный парк «Ленские столбы», ледник Булуус, река Буотама, Тукулааны, камень, лёд, ледник (булуус), вода , песок, пески (тукулааны).

Оборудование: компьютер, мультимединый проектор, интерактивная доска, раздаточный материал для работы в группах, презентация Power point, наглядный природный материал (камень, лёд, вода. песок, фото и картины достопримечательных мест, магнитные слова с названием мест, магнитная карта путешествия).







Ход урока



Этапы урока

Содержание урока.

Деятельность учащихся.

Формируемые УУД

1.Организационный мотивационный момент.


Слайд 1 (Природа, карта маршрута, музыка). - Здравствуйте, ребята. Настал новый день. Давайте, пожелаем друг другу удачи на сегодняшний день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу.

Начинается урок.

Начинается наш путь,

Будем вместе познавать,

Будем думать, рассуждать,

Будем дружно отвечать.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация знаний.




Минутка чистописания.

Магнитные слова на доске . (Слова - Якутия, Родина, край, вода Земля, просторы, река, Лена, Ханалас, земля).

-На какие две группы можно разделить эти слова?

(Имена собственные и нарицательные)

Им. собств - Якутия, Родина, Земля, Ханалас, Лена

Им . нариц. - просторы, земля, река, вода, край



-Спишите слова каллиграфическим почерком в 2 группы. Дайте характеристику словам, подчеркните «опасные места».

-В каких случаях пишем заглавные буквы? (Имена собственные, начала предложения)

-Составьте устно предложения по выбору, используя эти слова.

Напишите аккуратно одно предложение в тетради. Найдите и подчеркните орфограммы.

Слайд 2 (Карта Якутии, карта улуса).

t1603846197aa.png

Что вы видите? Для чего нужна такая карта?

Докажите, что это слово «карта» многозначное.

Чертёж поверхности Земли, небесного тела или звёздного неба.

2. Один из плотных листков колоды

3. Карты — азартная игра.

4. Бланк для заполнения каких-нибудь сведений.

У вас на партах карта нашего улуса, где отмечены все достопримечательные места.

t1603846197ab.gift1603846197ac.gift1603846197ad.gift1603846197ae.gif t1603846197af.png

- Все мы знаем, что наш улус (район) известен своими красивыми достопримечательными местами не только в республике, но и в России, даже в мире. Неповторима прекрасна природа Хангаласского улуса: голубые просторы великой реки Лены, сказочно красивые утесы Ленских столбов, наскальные рисунки. чудо природы — нетающий ледник Булуус, амбаары — булуусы, пустыня «Тукулааны», водопад «Курулуур», запорведник «Буотама», гора «Туруук Хайа» …У каждого наслега есть свои уникальные места, о которых знают местные жители.

- Как вы видите, на карте отмечены красными стрелками 4 достопримечательных мест, где мы с вами сегодня «побываем».

-У нас сегодня интегрированный урок «3 в 1» - русский язык, окружающий мир, краеведение.


Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:корректируют деятельность, намечают способы устранения ошибок; сравнивают образец с результатом письма.

Личностные: понимают ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности; следят за правильной посадкой.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли в устной и письменной форме; вступают в сотрудничество с учителем по своей инициативе, по запросу о конкретной помощи, о недостающем знании.

3.Сообщение темы и постановка цели урока.






Слайд 3. (Видео-ролик «Памятные, достопримечательные места Хангаласского улуса»).

-Чтобы узнать и определить тему нашего урока вы должны внимательно просмотреть этот ролик «Памятные достопримечательные места Хангаласского улуса», запомнить названия мест, которые вы увидите

Какие достопримечательные места у нас есть?

Ответы детей: (национальный парк «Ленские столбы», заповедник Буотама на берегу реки Буотама, пустыня Тукулааны, зоопарк «Орто Дойду», водопад Курулуур, наледь Булуус, Кулатты, Еланка, стоянка древнего человека «Дирин Урэх»).

Слайд 4. (карта маршрута, которая отмечена стрелками)

Теперь посмотрите на свою карту и скажите в каких местах мы с вами «попутешествуем»? Назовите места, которые отмечены у вас на карте.

Ответ: Наледь (ледник) Булуус, река Буотама, пустыня Тукулааны, Ленские столбы

-С какой темой связаны эти слова?

(Географические названия, объекты)

Какую задачу мы поставим сегодня на урок?

(Быть внимательными при написании слов с географическими названиями, помнить орфограмму - Большая буква).

-Тема эта достаточно важная, многогранная, и нам придется ещё не раз к ней возвращаться.

-На картах мы видим страны, города, села, деревни, океаны, моря, реки, озера, достопримечательные места… Все это имена собственные.

- Итак, совершим путешествие по нашей карте. Нас ждут интересные приключения с заданиями.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные:

умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Выбор наиболее эффективных способов решение задач.

4.Словарная работа с заданием.

Слайд 5. Индивидуальная работа на внимательность.

(4 картины и таблица с заданием)

-А теперь пожалуйста подумайте, с чем связаны эти места? Что в них особенного вы наблюдаете? Давайте внимательно ещё раз посмотрим красивую картину этих мест.

t1603846197ag.jpgt1603846197ah.jpg t1603846197ai.jpg t1603846197aj.png

У вас на партах лежат карточки с таблицей. Нужно их заполнить. Соотнести и записать слова в таблицу.

-Какие слова вы записали ?

Название места

Особенность

Наледь Булуус

лёд

Пустыня Тукулааны

песок

Река Буотама

вода

Национальный парк «Ленские столбы»

скалы, камень

- Молодцы! Правильно вы заметили особенность этих мест.

-Давайте проверим, правильно ли записали слова. Какие секреты проверки вы помните? Как можно проверить слова?

Учащиеся диктуют слово, выделяют орфограмму, находят проверочные слова, ставят ударения в проверочных словах.

(Лёд – льды, льдинка. Песок – словарное слово, его надо запомнить. Вода – воды, водный. Скала – скалы. Камень – словарное слово, нужно запомнить , -нь – мягкость согласного)

- Теперь подчеркните орфограмму в названиях географических мест.

наледь Булуус, пустыня Тукулааны, река Буотама, национальный парк «Ленские Столбы».

Что вы увидели в таблице? На какие 2 группы можно разделить слова?

(Слова делятся на имена собственные и нарицательные. Имена собственные мы всегда пишем с большой буквы. Это орфограмма.)

Познавательные:Выявляют «опасные» места, объясняют их написание; осуществляют поиск необходимой информации в дополнительной литературе.

Регулятивные:определяют область своего незнания; объясняют причины своих ошибок.

Личностные: осознают роль языка и речи в жизни людей, подчеркивают важность орфографически грамотного письма, понимают значимость родного языка

5.Проектная деятельность. Усвоение новых знаний и способов действий.



Работа в группах: Проекты «Тайны названий» под девизом «Узнавай, запоминай, записывай!».

-Так как мы «путешественники экспедиции», нам нужно разделиться на 4 группы. Каждая группа должна выбрать свой маршрут. Перед вами задача: изучить это место – откуда произошло название, в чём особенность этого места, чем славится, изучить свойства (воды, песка, камня, льда …) Пользуйтесь интернетом в смартфонах ,толковыми словарями и учебником по окружающему миру, которые лежат у вас на партах… И группой защитить, т е рассказать о том, что вы узнали. Каждая группа выбирает по жребию свой маршрут, т.е, достопримечательное место.

1гр - Наледь Булуус

2 гр -Пустыня Тукулааны

3 гр- Река Буотама

4 гр - Национальный парк «Ленские Столбы»

Слайд 6. Наледь Булуус - 1 группа.

1-е исследование:

В 20 километрах от центра Хангаласского улуса, города Покровска, недалеко от сел Красный Ручей и Качикатцы находится источник -наледь «Булуус». Это мощный источник природных подземных вод, который выходит на поверхность несколькими потоками. Зимой это место представляет собой обширную наледь, а летом – потоки воды на ледяной поверхности. Максимальная толщина льда 2 метра, минимальная мощность 30 см.

Булуус – памятник природы республиканского значения. Уникальный источник подземных вод образует наледи чистой пресной воды, которые не тают даже в самые жаркие дни.

Происхождение названия: Булуус – в переводе с якутского, означает – ледник.

2-е исследование:

Лёд имеет ряд основных свойств:

- образуется из воды

- на ощупь холодный

- не имеет запаха и вкуса

- плавает на поверхности воды

- прозрачный и бесцветный

- твердый и хрупкий

- сохраняет свою форму

- плохо проводит тепло

Лёд — это твёрдое состояние такого вещества (воды), которое при стандартной температуре и давлении находится в жидком или газообразном состоянии.

Слайд 7. Река Буотама - 2 группа.

1-е исследование:

Буотама́ — река в Якутии, правый приток Лены. Протекает через национальный парк Ленские столбы. Длина — 418 км, площадь бассейна — 12 600 км².

Буотама – не очень широкая, но быстрая и извилистая имеет много перекатов. Она славится своими чистыми водами. Берега скалистые, напоминают Ленские Столбы. Воздух наполнен ароматом лесных трав. С горы открывается захватывающей красоты вид на окрестности.

Вблизи устья реки расположен заповедник-питомник «Усть-Буотама», где содержится популяция бизонов, перевезённая из Канады. В нём проводится работа по акклиматизации канадских лесных бизонов с целью сохранения их генофонда.

Происхождение названия: Названии реки якутское «бэттиэмэ» - мятник луговой (широко распространенная в бассейне трава). По мнению местного, населения является для скота наиболее ценным кормом. ( БэттиэмэБуотама)

2-е исследование:

Вода — самое распространённое вещество на нашей планете. Её свойства: при комнатной температуре вода жидкая. Она принимает форму сосуда, в котором находится. При сильном холоде она превращается в твёрдое тело – в лёд.

Вода текучая, как и все жидкости. Поэтому на земле есть реки, ручьи и водопады, а в наш дом она может поступать по водопроводу.

 Вода бесцветная и прозрачная, и мы хорошо видим обитателей водоёма или аквариума. Она не имеет запаха и вкуса. При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.


Слайд 8. Тукулааны - 3 группа.

1-е исследование:

Тукулааны представляют собой развеваемые небольшие песчаные массивы (дюны), внешне напоминающие барханы, почти лишенные растительности, расположенные в Якутии, в бассейне реки Лена. Протяженность - около 1 км, Тукулаан «Кыhыл Элэhин» находится в 8 км от устья р. Буотама. Тукулаан «Самыс Кумага» в 40 км от устья р. Буотама.

Происхождение названия:

Тукулааны (в переводе с якутского, тукулаан — «открытое место, занесённое песком», с эвенкийского — тукала — «песок», тукалаг — «песчаная коса») — развеваемые песчаные дюны,

2-е исследование:

Песок – это природное ископаемое, представляющее собой мелкие зёрна горных пород, которые накапливаются и формируют песчинки. Удары волн, выветривание, извержения вулканов и землетрясения разрушают горные породы и способствуют образованию песка.

Без него не обойтись в наше время, так как он в жизни человека играет не маленькую вспомогательную роль. Его используют зачастую в строительстве, для изготовления стекла, а также используют в фильтрах для очищения поступающей воды. Поэтому однозначно можно с уверенностью сказать, что это нужное и конечно же полезное ископаемое.

Слайд 9. Ленские столбы - 4 группа.

1-е исследование:

Главной достопримечательностью нашего улуса является национальный парк «Ленские столбы». Это уникальное создание природы. Они представляют собой тянущийся на многие километры комплекс вертикально вытянутых скал, причудливой формы высотой от 150 до 300 метров, напоминающие разрушенные стены древних замков, которые выстроились вдоль Лены на 80 километров.

Это объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 2012 года. А с 6 августа 2018 года Ленские столбы обрели статус национального парка России.

Происхождение названия:

Так как, национальный парк расположен в Центральной Якутии, в бассейне среднего течения реки Лены, со своими крутыми отвесными берегами, дали название Ленские столбы. 

2-е исследование:

Скала́ — это каменная глыба с крутыми склонами и острыми выступами; выход каменных горных пород с крутыми или отвесными склонами и обычно остроконечными вершинами.

Приро́дный ка́мень — это прочная твёрдая неметаллическая горная порода, или её кусок, состоящяя из множества минералов. Самые распространённые виды минералов и горных пород, часто используются в виде строительных и отделочных камней. К горным породам относятся гранит, мрамор, базальт, песчаник, сланец и др.

(Учащиеся у себя в группах делают заметки: записывают названия этих географических объектов, историю их происхождения…)

-Все молодцы! Справились с заданием. Где-то были трудности, заминки, несмотря на это, все постарались выполнить задание.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

Познавательные:поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Регулятивные: умение осуществлять взаимный контроль

Личностные: осознают роль языка и речи в жизни людей, и применяют приобретённые знания в жизни

6.Физминутка

Движения под песню Анофриева“ Ничего на свете лучше нету…!”



7. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи

Слайд 9. Ленские столбы - 4 группа.

Игра «Искатели». Работа в парах

Заполнить таблицу, используя слова названия 4-х географических объектов и карту. Вспомните правила правильного письма, орфограммы.

Географический объект

Местонахождение вблизи населённого пункта.

способ обозначения на карте

Наледь Булуус

Кыhыл Уруйэ (Красный Ручей)

белый кружок

Пустыня Тукулааны

За рекой Лена напротив с Булгунньахтаах

жёлтый кружок

Река Буотама

За рекой Лена напротив с Булгунньахтаах находится с Тойон -Арыы (Буотама , за островом течёт приток реки Лена – река Буотама).

синий кружок

Национальный парк «Ленские столбы»

За рекой напротив с Синск

коричневый кружок

t1603846197ak.gift1603846197al.gift1603846197am.gift1603846197an.gift1603846197af.png

-Молодцы все справились!

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану

Личностные: понимают значимость родного языка



8.Самостоятельная работа с предложениями. Включение в систему знаний и повторение

Индивидуальная работа с карточками.

Прочитайте предложения, вставляя пропущенные буквы. Исправить ошибки, если они есть.

Л…дник булуус находится в 3,5 километрах к юго-востоку от с…ла Красный ручей.

Село синск расположено в устье р…ки Синей — притоке Лены, а напротив красуются ленские столбы.

Река буотама́ — правый пр…ток реки лены. Протекает через национальный парк Ленские столбы.

Тукулааны в якутии расположилены на б…регах рек Лена и Вилюй.

Проверка с комментарием

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: обдумывают пояснения к своим записям, комментируют написание слов, задают вопросы для уточнения информации

Регулятивные: корректируют деятельность, намечают способы устранения ошибок; сравнивают образец с результатом письма.

9.Творческое домашнее задание .

Слайд 10. Фотографии с достопримечательными местами Якутии.

(Горы Киhилээх, остров Столб, зоопарк «Орто Дойду», водопад Курулуур, Туруук Хайа, ледник Булуус, Тукулааны, заповедник Буотама, Ленские столбы, Синские скалы, Кулатты, Мамонтова гора, гора Победа, Верхоянские хребты и др

- Ребята, я вам предлагаю по выбору нарисовать дома, достопримечательное место, где вы хотели бы побывать, куда хотели бы съездить и увидеть воочию.

- И на следующем уроке вы вкратце расскажете свою иллюстрацию.

Желаю удачи в вашем творчестве!

Регулятивные: прогнозирование.

Коммуникативные: развитие умения работать в творческом коллективе сотрудничестве, слушать собеседника.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; эмоционально «переживают» задание, выражают свои эмоции, чувства

10. Рефлексия

Итоги урока.

-Над какой темой работали?

-Какую задачу ставили?

-Удалось ли нам её выполнить?

-Что мы имеем в виду, когда говорим – географические названия.(Это названия городов, сел, деревень, стран,материков, океанов, морей, рек, озер...)

-Как они пишутся? (Все географические названия пишутся с большой буквы).

-Как вы думаете, со всеми географическими названиями познакомились? (Нет, их очень много)

-Какую задачу поставим себе на будущее?

- Ну, а наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам продолжить предложение.

Слайд 11. Фразы.

* Сегодня на уроке я узнал...

* Сегодня на уроке я удивился...

* Самое интересное задание для меня было…

Оцените свою работу на этом уроке с помощью шкалы успеха.

- Спасибо за сотрудничество, ребята!

Регулятивные: оценивают свои достижения на уроке

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Личностные:осознают свои возможности в учении, способны адекватно рассуждать о причинах успеха или неуспеха в выполнении задания.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации