Интегрированный урок чувашского языка и изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Пишем и рисуем весенний пейзаж»
О. Н. Дмитриева, учитель изобразительного искусства
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №54» г. Чебоксары Чувашской Республики.
Интегрированный урок чувашского языка и изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Пишем и рисуем весенний пейзаж».
1. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
2. Цели урока:
Метапредметной целью урока является создание у каждого из учащихся образа своего пейзажа родного края и воплощение этого образа на бумаге (акварель, техника «По-сырому»). Целью урока в рамках чувашского языка является формирование интереса к изучаемому языку, обобщение, систематизация и закрепление знаний по теме «Человек и природа», формирование коммуникативной компетенции в области данной темы. Целью урока в рамках ИЗО является обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и пространство. Пейзаж».
3. Задачи урока.
Образовательные задачи:
Закрепление лексики по теме «Человек и природа» на чувашском языке.
Активизация грамматических навыков.
Совершенствование речевых навыков.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и пространство. Пейзаж».
Закрепление умения рисовать акварелью в технике «по-сырому».
Воспитательные задачи:
Формирование интереса к изучаемым предметам – чувашскому языку и изобразительному искусству.
Формирование интереса к живописи.
Привитие чувства национального достоинства, любви к малой Родине
Развивающие задачи:
Развитие внимания и зрительной памяти.
Развитие умения сопоставлять и анализировать увиденное.
Развитие воображения.
Развитие умения высказывать и отстаивать свою точку зрения (коммуникативные универсальные учебные действия)
4. Краткое описание хода урока.
Первая часть урока проходит на чувашском языке. Учитель объявляет цель урока – создание выставки, на которой будут представлены работы ребят с весенними пейзажами. Далее идёт работа с лексикой и грамматикой. Вместе с учителем ребята пишут предложения на чувашском языке под руководством учителя, описывают в прошедшем времени что было – зима, зимний пейзаж, и что теперь в настоящее время – весна, описывают весенний пейзаж в настоящем времени, используя названия различных колористических оттенков на чувашском языке, все это сопровождается фоновым включением голосов птиц, шума листвы и воды, леса. Данные описания весеннего пейзажа учащиеся затем используют для творческой работы по изобразительному искусству.
Учитель проводит физкультминутку и передаёт слово учителю изобразительного искусства. Далее урок ведётся на русском языке. Учитель показывает на доске и слайдах презентации пейзажи русских и чувашских художников, под руководством учителя ребята обсуждают, какое настроение отражено в каждой работе, какие цвета использовал автор, какие детали привлекают внимание, раскрывает на доске перспективу пейзажа. Показ сопровождается чувашской народной музыкой. Затем учитель предлагает ребятам закрыть глаза и представить всё, что они записали на чувашском языке в образ пейзажа родного края, подумать над тем, как им хотелось бы отобразить в своём будущем рисунке, какие цвета преобладают в созданной их воображением картине. Далее ребята готовят листы к работе (проводят по ним мокрой кистью) и приступают к созданию своих пейзажей. По ходу работы учителя помогают (советуют, отвечают на возникшие вопросы) учащимся. Созданные ребятами пейзажи вывешиваются на доску. Ребята и преподаватели на две-три минуты становятся зрителями импровизированной выставки и рассматривают работы. Затем ребята садятся по местам, преподаватели говорят об успешности проделанной работы и подводят итог: цель урока достигнута – создана выставка работ учеников с изображениями пейзажей родного края.
5. Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:
- умение рассказывать о природе (на чувашском языке);
- умение высказывать и отстаивать свою точку зрения (универсальные коммуникативные навыки);
- знание творчества чувашских художников;;
- умение проанализировать (на определённом уровне) художественную работу;
6. Анализ интегрированного урока
После проведения урока учителями проводится анализ интегрированного урока. В ходе данного анализа учителя получают возможность осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом применении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Со своей стороны, анализируя детские рисунки, определяю их умение понять, видеть взаимодействие различных цветов, а это составляет важнейшую особенность художественного зрения и вкуса.
Схема анализа интегрированного урока
Содержание и компоненты интеграции | Какие учебные дисциплины в нее входят? |
Тема интегрированного урока, проблема, цель. | Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет? |
Органически единая, целостная новая структура, параллельное существование различных пластов материала. Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки учителя, учащихся? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнять до урока: ее цель, объем, характер? | |
Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителей и учеников. | Разумно ли они сочетаются. Ведут ли к поставленной цели? |
Сотрудничество учителей на интегрированном уровне. | На сколько оно ограничено? Не тянет ли кто-то «одеяло» на себя? Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных ими урока? Нет ли противоречий в используемых ими материалах? |
Результаты деятельности учащихся на интегрированном уровне | Создалось ли у них единое (интегрированное) представление о проблеме, широта их кругозора, культура суждений, их аргументация, степень убежденности в итогах обсуждения проблемы, культура речи, эмоциональная вовлеченность в проблему. |
Технологическая карта урока
Тема | Пишем и рисуем весенний пейзаж (Çыратпăр та ÿкеретпĕр ) |
Авторы | Педюсева Галина Алексеевна , учитель чувашского языка, Дмитриева О.Н. учитель изобразительного искусства МБОУ «Козловкая СОШ № 3», г. Козловка Чувашской Республики |
Предмет | Чувашский язык и изобразительное искусство |
Цель: | Метапредметной целью урока является создание у каждого из учащихся образа своего пейзажа родного края и воплощение этого образа на бумаге (акварель, техника «По-сырому»). Целью урока в рамках чувашского языка является формирование интереса к изучаемому языку, обобщение, систематизация и закрепление знаний по теме «Человек и природа», формирование коммуникативной компетенции в области данной темы. Целью урока в рамках ИЗО является обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и пространство. Пейзаж». |
Педагогические задачи: | Образовательные задачи: 1Закрепление лексики по теме «Человек и природа» на чувашском языке. 2Активизация грамматических навыков. 3Совершенствование речевых навыков. 4Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и пространство. Пейзаж». 6Закрепление умения рисовать акварелью в технике «по-сырому». Воспитательные задачи: 1Формирование интереса к изучаемым предметам – чувашскому языку и изобразительному искусству. 2Формирование интереса к живописи. 3Привитие чувства национального достоинства, любви к малой Родине Развивающие задачи: 1Развитие внимания и зрительной памяти. 2Развитие умения сопоставлять и анализировать увиденное. 3Развитие воображения. 4Развитие умения высказывать и отстаивать свою точку зрения (коммуникативные универсальные учебные действия) |
Тип урока | интегрированный |
Образовательные ресурсы. | А. В. Абрамова «Чăваш чĕлхи» 6 класс» , 2010 Изобразительное искусство 6 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. 2014 г. Презентация «Весенний пейзаж», мультимедийный проектор, компьютер. Иллюстрации с изображениями пейзажей. Краски, кисти, бумага, раздаточный материал. |
Ход урока.
Этап урока / учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия обучающихся | |||
1. Организационный момент. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). | Формирование и развитие ценностных ориентиров к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха. Принцип психологической комфортности. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Сегодня на уроке нам понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки. Настрой на урок. |
2. Актуализация знаний, повторение пройденного. | Осознание необходимости получения новых знаний. | Определение границ знания и незнания по теме урока. | Учитель чувашского: Вот и мы завершили раздел «Раççěйри республикăсем – Республики России». Как всегда, на заключительном обобщающем уроке мы говорим о своей республике - о Чувашии. Вопросы для обсуждения Какие времена года вы знаете? Какое время года самое любимое для чувашей? Почему? | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя. хěлле-зима, çуркунне-весна,çулла-лето, кěркунне-осень Весна. Тогда был Новый год (Мăн кун). Завершился осенне-зимний (холодный) сезон, начинался весенне-летний (теплый) – время общения с природой. |
3. Фонозаозарядка | | | СЛАЙД 2 Чи-чи-чи! Эп – çут çанталăк ачи! Чи-чи-чи! Эп - çěнě пурнăç калчи! Тăп-тăп-тăп! Эп ăна сăнатăп. Тăп-тăп-тăп! Эп ăна упратăп. Не-не-не! Халě акă çуркунне. Ле-ле-ле! Иртсе кайрě, ав, хěлле. Пе-пе-пе! Савăнар çуркуннепе. Ре-ре-ре! Ӱкерер ăна пěрре. | Повторяют за учителем |
4. Определение темы урока и мотивация учебной деятельности. Прогнозирование задач урока. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ценностных ориентиров к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | Учитель ИЗО: а мы, Ребята, на уроках изобразительного искусства, с вами изучили тему «Пейзаж», таким образом тема нашего урока по чувашскому языку и изобразительному искусству «Весенний пейзаж» СЛАЙД 1 - Какие же цели мы определим на этот урок? (цели – на доску) 3. Выполним весенний пейзаж по вашим записям в акварельной технике «по-сырому». | Формулируют вместе с педагогами цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
5. Решение учебной задачи. (первичное ознакомление) | | Формирование и развитие ценностных ориентиров к познавательной деятельности по закреплению и обощению знания. | - Чтобы систематизировать и пополнить наши знания о весеннем пейзаже родного края, предлагаем вам следующую работу. Задание 1. Словарная работа: 1.1. Синонимический ряд: Чăваш Республики, Чăваш Ен, тăван тавралăх, тăван çěр-шыв 1.2. Пространственные слова: çӱлте – наверху; варринче - в середине, в центре, аялта- внизу (çěр çинче - на земле), аякра -вдали, çывăхра-близко, йěри-тавра-вокруг. - Приступайте к выполнению задания, на это вам отводится 4-5 минут. Задание2. Составление кластера «Тăван тавралăх» по принципу трехслойного мира:верх (тÿпе, хĕвел, пĕлĕтсем), серединайывăç-курăк, чĕр чунсем, çынсем, çуртсем), нижняя часть (шыв-шур)и занесение их в таблицу Задание 3. Заполнение таблицы прилагательными и глаголами, обозначающими цвет, и другими словами. Характерный цвет для весеннего пейзажа – симěс (зеленый), глагол от этого слова – симěсленет (зеленеет). Синоним: ешěл-ешерет. Другие цвета: сарă, кăвак, хура, шурă, хăмăр, хěрлě. Оттенки:тěксěм (тěттěм), çутă, шупка. Задание 4. Чтение полученных предложений и осмысление их, чтобы создать рисунок. - А теперь, кто озвучит предложения, которые получились. Учитель ИЗО: А теперь ребята обратимся к творчеству профессиональных художников, рассмотрим и проанализируем их весенние пейзажи, это вам поможет в работе над вашим пейзажем Показ презентации | письменно заполняют лист с заданием Ребята читают на чувашском языке полученные предложения Воспринимают презентацию. |
6. Физкультминутка. | | | Мы немного отдохнём, Встанем глубоко вздохнём. - Предлагаю вам поиграть. Называю цвет, а вы глазами попытайтесь его найти на стенах класса (заранее вывешиваются разноцветные кружочки по периметру стен класса) Отдохнули и тогда, За работу нам пора! | Отдыхают. Участвуют в физкультминутке. |
7. Самостоятельная творческая работа учащихся. | Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | - Переходим к следующему этапу. Теперь закройте глаза и попытайтесь представить визуально тот пейзаж, который вами был описан на чувашском языке. Теперь открываем глаза и приступаем к созданию весеннего пейзажа в технике по-сырому (во время самостоятельной работы педагог проводит индивидуальную работу с каждым учащимся ) | Выполняют творческую работу |
8. Итог. Рефлексия деятельности. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Учитель чувашского языка: Выполнение клоуз-теста по полученному рисунку. Клоуз-тест. Ку _______ ӱкерчěк. Унта _______ тавралăха сăнланă. Кун уяр. ______ хěвел пăхать, тавралăха ăшăтать. ________ тӱпере ______ пěлěтсем шăваççě. Аякра ______ курăнать. Вăл тěксěм _______ . Çут çанталăк _____ ыйхинчен вăранать. Йывăçсем çинче ______ çулçăсем тухаççě. Курăк та ___________. Унта та кунта _____ , ______ чечексем курăнаççě. Кайăксем те _____ вěçсе килнě. Халě вěсем _____ тăваççě. Малти планра, çывăхра ______ пур. Вăл _______ . Мана хамăн ______ питě килěшет. Ключи: симěс, сарă, шурă, кăвак, пěчěк, манăн, тăван, вăрман, пысăк, хěл, кăнтăртан, ӱкěрчěк. Если дети поставили другие слова, то это зачитывается как правильный ответ. Задание 6. Осмысление слов, данных в фонозарядке: Эп – çут çанталăк ачи! Эп - çěнě пурнăç калчи! Эп ăна сăнатăп. Эп ăна упратăп. (Я - дитя природы, росточек новой жизни. Я наблюдаю за ней и её берегу). Вы – наше будущее. Все зависит от вас. Будете ладить природой – и природа одарит вас. Наставление учителя: Тăван çěре упра, юрат, Тăван çěре чысла. Вара сан пурăнма юрать: Юрла, ташла, ěçле. (Родную землю береги, люби, Родную землю почитай. Тогда тебе можно жить: Пой, танцуй, работай) Учитель Изо: 1.1.Вывешивает на доску работы учащихся. 1.2.Предлагает рассмотреть и оценить, выбрав наиболее выразительные и интересные. 1.3.Предлагает оценить собственную (личную) работу в листе самооценки - Кто может похвалить себя? За что? - Кто недоволен собой? Что не получилось? - Нам было очень приятно сотрудничать с вами. Всем спасибо за урок. | Заполняют клоуз-тест. Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Заполняют лист самооценки |
Лист самооценки.
Фамилия и имя ______________________________________________________
№ | Этапы урока | 1.У меня всё получилось. | 2. Были небольшие трудности. | 3. Хотел просить помощь. |
1 | Смысловое чтение. Составь предложение | | | |
2 | Творческая, самостоятельная практическая работа. | | | |
| Общая (итоговая) оценка. | | | |