Интегрированный урок физики и информатики на тему «Коэффициент полезного действия» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 14 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Интегрированный урок физики и информатики в 7-м классе.

Коэффициент полезного действия.

Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением.

М.В.Ломоносов.

Ермакова Людмила Юрьевна, учитель физики и иностранного языка МОУ ИОШ

Цели урока: организация деятельности для достижения учащимися следующих результатов:

1.Предметных:

Повторить понятие работы, научиться отличать полезную работу от затраченной (полной), научиться исследовать зависимость КПД наклонной плоскости от угла наклона и выигрыш в силе, получаемого с ее помощью о угла наклона плоскости.

Проверить усвоение изученного материала.

2. Метапредметных:

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Умение добывать информацию и выделять главное.

Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.

Формировать умение работать с дополнительными источниками информации.

3. Личностных: Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе исследовательской деятельности.

Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Формировать умение объективно оценивать результат своей деятельности и деятельности товарищей

Вид урока: урок изучения нового материала и закрепления практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, практическая работа.
Используемые технологии: 
- информационно – коммуникационные технологии; 
- личностно-ориентированное обучение;
Оборудование: приборы для проведения лабораторной работы.
Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор.

Дидактический материал: презентация, карточки с заданиями.
Основные понятия: 

модель, 

информационная модель, 

знаковая информационная модель.

Цель исследовательской работы: исследовать зависимость КПД наклонной плоскости от угла наклона и выигрыш в силе, получаемого с ее помощью о угла наклона плоскости.


 


 


 


 


 

Технологическая карта урока «Коэффициента полезного действия наклонной плоскости»

этап урока (регламент, мин.)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организационный (2 мин.)

Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность обучающихся к уроку.

           

Актуализация знаний (8 мин.)

Выводит на экран слайд презентации «КПД». Раскрывает выбранный учеником вопрос, комментирует данный на него ответ.

Обучающиеся один за другим выбирают номер вопроса, отвечают на него, остальные слушают, анализируют данный ответ.

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, структурировать знания.

При необходимости дополняют или исправляют данный ответ на вопрос.

Умение слушать и вступать в диалог, точно

выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.

Контролируют и оценивают собственные знания, при необходимости их корректируют.

Выработка способности к мобилизации сил и энергии.

Создание проблемной ситуации (4 мин.)

Создает и предлагает обучающимся найти выход из проблемной ситуации: Рабочему надо загрузить тяжелую бочку на корабль. Чтобы это сделать, надо приложить очень большую силу – силу, равную весу бочки. Такую силу рабочий приложить не может.

Выводит на экран слайд (раскрывает сцену ).

Задает вопрос: только ли на подъем груза расходуется затраченная рабочим энергия?

Выводит на экран слайд (раскрывает сцену ).

Выделяют и формулируют познавательную цель: найти способ подъема тела на высоту, применяя меньшую, чем вес тела, силу.

Выбирают наиболее эффективный способ решения задачи: применить наклонную плоскость.

Предполагают, что часть энергии расходуется на преодоление силы трения.

Делают вывод, чем меньше энергии расходуется на преодоление силы трения, тем эффективнее простой механизм.

Постановка и решение проблемы.

Выбор наиболее эффективных способов выхода из проблемной ситуации в зависимости от конкретных условий

Выдвижение предположения о существовании физической величины, характеризующей эффективность простого механизма.

Предлагают выход из проблемной ситуации:

пригласить помощников, применить наклонную плоскость.

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Оценивают умение определять работу по преодолению силы тяжести и трения, но не знают, как их связать друг с другом.

Ставят учебную задачу: познакомиться с физической величиной, характеризующей эффективность наклонной плоскости.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно обучающимся.

Изучение нового материала (8 мин.)

Демонстрирует подъем тела с помощью наклонной плоскости, измеряет вес тела и силу трения, высоту и длину наклонной плоскости.

Выводит на экран

слайды .

Дает характеристику КПД простого механизма.

Сравнивают вес тела с силой трения, высоту наклонной плоскости с ее длиной.

Делают вывод о выигрыше в силе и проигрыше в расстоянии при использовании наклонной плоскости.

Выполняют чертеж наклонной плоскости с обозначением ее длины, высоты, записывают определение и расчетную формулу КПД простого механизма.

Формирование знаково-символических УУД.

Задают вопрос об единицах измерения КПД наклонной плоскости

Развитие умения точно выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено (расчет работы силы) и что еще подлежит усвоению (Какую работу считать полезной, какую затраченной, как рассчитать КПД наклонной плоскости через работу полезную и затраченную)

Развитие оценки знаний.

Исследовательская практическая работа (17 мин.)

Организует обсуждение плана исследования.

Выводит на экран

слайды презентации «КПД наклонной плоскости».

Проводит инструктаж по безопасному выполнению лабораторной работы.

Формулирует проблемный вопрос: от каких параметров зависит КПД наклонной плоскости.

Раздает комплекты оборудования, ИОТ, технологические карты группам учеников(учитель информатики)

Оказывает помощь группам обучающихся в выполнении работы. (учитель информатики)

Составляют план и последовательность действий для определения КПД наклонной плоскости:

1. Измерить вес бруска (Р).

2. Измерить высоту наклонной плоскости (h).

3. Рассчитать полезную работу по формуле .

4. Измерить силу трения (Fтр).

Измерить длину наклонной плоскости (l).

5. Рассчитать затраченную работу по формуле

.

6. Рассчитать КПД наклонной плоскости по формуле

.

Самостоятельно формулируют познавательную задачу:

проверить как зависит КПД наклонной плоскости от веса поднимаемого тела и угла наклонной плоскости?

Выдвигают гипотезу: КПД наклонной плоскости зависит от угла наклона и не зависит от веса поднимаемого тела.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.

Самостоятельное формулирование познавательной задачи.

Самостоятельное выдвижение гипотезы о зависимости КПД наклонной плоскости от угла наклона и веса поднимаемого тела.

Контролируют, при необходимости корректируют и оценивают действия партнера по группе.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Выполняют составленный план действий для определения КПД наклонной плоскости:

1. Определяют цену деления динамометра, транспортира и измерительной ленты.

2. Собирают установку.

2. Измеряют вес бруска (Р).

3. Измеряют высоту наклонной плоскости (h).

4. Рассчитывают полезную работу по формуле .

5. Измеряют силу трения (Fтр).

6. Измеряют длину наклонной плоскости (l).

7. Рассчитывают затраченную работу по формуле

.

8. Рассчитывают КПД наклонной плоскости по формуле

.

9. Изменяют вес бруска, повторяют 1-6.

10. Изменяют угол наклона плоскости, повторяют 1-6.

11. Результаты заносят в таблицу.

Умение составления плана и последовательности действий,

прогнозирования результата.

Рефлексия (4 мин.)

Напоминает, что вывод по работе должен быть ответом на цель исследования.

Оформляют результаты работы, делают вывод, анализируют полученный результат.

Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Делают вывод: в ходе лабораторной работы КПД наклонной плоскости при угле наклона 20 к горизонту оказался равным 45%, он всегда меньше 100%, зависит от угла наклона (чем больше угол наклона плоскости, тем больше ее КПД) и не зависит от веса поднимаемого тела.

Умение точно выражать свои мысли;

Оценивают полученные результаты работы:

Ап должна быть меньше Аз;

высота наклонной плоскости должна быть меньше ее длины, полученный КПД должен быть меньше 100%.

Если полученный результат не верен, находят ошибку в измерении или расчетах.

Умение оценивать и контролировать полученный результат,

корректировать план и способ действия в случае расхождения эталона и полученного результата.

Домашнее задание (2 мин.)

Выводит на экран слайд.

Комментирует домашнее задание, дает рекомендации по его эффективному выполнению.

Записывают домашнее задание.

Выделение необходимой информации.

Задают уточняющие вопросы

Умение точно сформулировать вопрос, внимательно выслушать ответ.

Ставят перед собой учебную задачу

Умение постановки учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного материала.


 



 


 



 


Интегрированный урок физики и информатики. КПД.
PPTX / 339.35 Кб

Предварительный просмотр презентации

Интегрированный урок физики и информатики в 7 классе.

http://LearningApps.org/2974002 http://LearningApps.org/2974002

КПД Коэффициент полезного действия механизма

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b44-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

1.Узнаем формулу коэффициента полезного действия 1.Узнаем формулу коэффициента полезного действия 2.Сравним КПД простых механизмов 3.Определим КПД наклонной плоскости

Рабочему надо загрузить бочку с бензином в кузов грузовой автомашины. Чтобы просто поднять её, надо приложить очень большую силу - силу, равную силе тяжести (весу) бочки. Такую силу рабочий приложить не может. Рабочему надо загрузить бочку с бензином в кузов грузовой автомашины. Чтобы просто поднять её, надо приложить очень большую силу - силу, равную силе тяжести (весу) бочки. Такую силу рабочий приложить не может. Как ему поступить?

…тогда он кладет две доски на край кузова и вкатывает бочку по образовавшейся наклонной плоскости, прикладывая силу, значительно меньшую, чем вес бочки! …тогда он кладет две доски на край кузова и вкатывает бочку по образовавшейся наклонной плоскости, прикладывая силу, значительно меньшую, чем вес бочки!

Коэффициент полезного действия

Лабораторная работа № 10 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Оформление результатов работы

Сочинить стихотворение, используя слова: Сочинить стихотворение, используя слова: Наклонная, и, без, рычаг, не, вашей,  никак, плоскость, можем, блок, и, помощи.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации