Интегрированный урок физики и информатики на тему «Коэффициент полезного действия» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Интегрированный урок физики и информатики в 7-м классе.
Коэффициент полезного действия.
Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением.
М.В.Ломоносов.
Ермакова Людмила Юрьевна, учитель физики и иностранного языка МОУ ИОШ
Цели урока: организация деятельности для достижения учащимися следующих результатов:
1.Предметных:
Повторить понятие работы, научиться отличать полезную работу от затраченной (полной), научиться исследовать зависимость КПД наклонной плоскости от угла наклона и выигрыш в силе, получаемого с ее помощью о угла наклона плоскости.
Проверить усвоение изученного материала.
2. Метапредметных:
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Умение добывать информацию и выделять главное.
Самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные способы решения задач.
Формировать умение работать с дополнительными источниками информации.
3. Личностных: Способствовать саморазвитию и самообразованию учащихся на основе исследовательской деятельности.
Формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Формировать умение объективно оценивать результат своей деятельности и деятельности товарищей
Вид урока: урок изучения нового материала и закрепления практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, практическая работа.
Используемые технологии:
- информационно – коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированное обучение;
Оборудование: приборы для проведения лабораторной работы.
Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор.
Дидактический материал: презентация, карточки с заданиями.
Основные понятия:
модель,
информационная модель,
знаковая информационная модель.
Цель исследовательской работы: исследовать зависимость КПД наклонной плоскости от угла наклона и выигрыш в силе, получаемого с ее помощью о угла наклона плоскости.
Технологическая карта урока «Коэффициента полезного действия наклонной плоскости»
этап урока (регламент, мин.) |
||||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|
Организационный (2 мин.) |
||||||
Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих, проверяет готовность обучающихся к уроку. |
||||||
Актуализация знаний (8 мин.) |
||||||
Выводит на экран слайд презентации «КПД». Раскрывает выбранный учеником вопрос, комментирует данный на него ответ. |
Обучающиеся один за другим выбирают номер вопроса, отвечают на него, остальные слушают, анализируют данный ответ. |
Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, структурировать знания. |
При необходимости дополняют или исправляют данный ответ на вопрос. |
Умение слушать и вступать в диалог, точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. |
Контролируют и оценивают собственные знания, при необходимости их корректируют. |
Выработка способности к мобилизации сил и энергии. |
Создание проблемной ситуации (4 мин.) |
||||||
Создает и предлагает обучающимся найти выход из проблемной ситуации: Рабочему надо загрузить тяжелую бочку на корабль. Чтобы это сделать, надо приложить очень большую силу – силу, равную весу бочки. Такую силу рабочий приложить не может. Выводит на экран слайд (раскрывает сцену ). Задает вопрос: только ли на подъем груза расходуется затраченная рабочим энергия? Выводит на экран слайд (раскрывает сцену ). |
Выделяют и формулируют познавательную цель: найти способ подъема тела на высоту, применяя меньшую, чем вес тела, силу. Выбирают наиболее эффективный способ решения задачи: применить наклонную плоскость. Предполагают, что часть энергии расходуется на преодоление силы трения. Делают вывод, чем меньше энергии расходуется на преодоление силы трения, тем эффективнее простой механизм. |
Постановка и решение проблемы. Выбор наиболее эффективных способов выхода из проблемной ситуации в зависимости от конкретных условий Выдвижение предположения о существовании физической величины, характеризующей эффективность простого механизма. |
Предлагают выход из проблемной ситуации: пригласить помощников, применить наклонную плоскость. |
Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
Оценивают умение определять работу по преодолению силы тяжести и трения, но не знают, как их связать друг с другом. Ставят учебную задачу: познакомиться с физической величиной, характеризующей эффективность наклонной плоскости. |
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно обучающимся. |
Изучение нового материала (8 мин.) |
||||||
Демонстрирует подъем тела с помощью наклонной плоскости, измеряет вес тела и силу трения, высоту и длину наклонной плоскости. Выводит на экран слайды . Дает характеристику КПД простого механизма. |
Сравнивают вес тела с силой трения, высоту наклонной плоскости с ее длиной. Делают вывод о выигрыше в силе и проигрыше в расстоянии при использовании наклонной плоскости. Выполняют чертеж наклонной плоскости с обозначением ее длины, высоты, записывают определение и расчетную формулу КПД простого механизма. |
Формирование знаково-символических УУД. |
Задают вопрос об единицах измерения КПД наклонной плоскости |
Развитие умения точно выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка. |
Выделяют и осознают то, что уже усвоено (расчет работы силы) и что еще подлежит усвоению (Какую работу считать полезной, какую затраченной, как рассчитать КПД наклонной плоскости через работу полезную и затраченную) |
Развитие оценки знаний. |
Исследовательская практическая работа (17 мин.) |
||||||
Организует обсуждение плана исследования. Выводит на экран слайды презентации «КПД наклонной плоскости». Проводит инструктаж по безопасному выполнению лабораторной работы. Формулирует проблемный вопрос: от каких параметров зависит КПД наклонной плоскости. Раздает комплекты оборудования, ИОТ, технологические карты группам учеников(учитель информатики) Оказывает помощь группам обучающихся в выполнении работы. (учитель информатики) |
Составляют план и последовательность действий для определения КПД наклонной плоскости: 1. Измерить вес бруска (Р). 2. Измерить высоту наклонной плоскости (h). 3. Рассчитать полезную работу по формуле . 4. Измерить силу трения (Fтр). Измерить длину наклонной плоскости (l). 5. Рассчитать затраченную работу по формуле . 6. Рассчитать КПД наклонной плоскости по формуле . Самостоятельно формулируют познавательную задачу: проверить как зависит КПД наклонной плоскости от веса поднимаемого тела и угла наклонной плоскости? Выдвигают гипотезу: КПД наклонной плоскости зависит от угла наклона и не зависит от веса поднимаемого тела. |
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. Самостоятельное формулирование познавательной задачи. Самостоятельное выдвижение гипотезы о зависимости КПД наклонной плоскости от угла наклона и веса поднимаемого тела. |
Контролируют, при необходимости корректируют и оценивают действия партнера по группе. |
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
Выполняют составленный план действий для определения КПД наклонной плоскости: 1. Определяют цену деления динамометра, транспортира и измерительной ленты. 2. Собирают установку. 2. Измеряют вес бруска (Р). 3. Измеряют высоту наклонной плоскости (h). 4. Рассчитывают полезную работу по формуле . 5. Измеряют силу трения (Fтр). 6. Измеряют длину наклонной плоскости (l). 7. Рассчитывают затраченную работу по формуле . 8. Рассчитывают КПД наклонной плоскости по формуле . 9. Изменяют вес бруска, повторяют 1-6. 10. Изменяют угол наклона плоскости, повторяют 1-6. 11. Результаты заносят в таблицу. |
Умение составления плана и последовательности действий, прогнозирования результата. |
Рефлексия (4 мин.) |
||||||
Напоминает, что вывод по работе должен быть ответом на цель исследования. |
Оформляют результаты работы, делают вывод, анализируют полученный результат. |
Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Делают вывод: в ходе лабораторной работы КПД наклонной плоскости при угле наклона 20 к горизонту оказался равным 45%, он всегда меньше 100%, зависит от угла наклона (чем больше угол наклона плоскости, тем больше ее КПД) и не зависит от веса поднимаемого тела. |
Умение точно выражать свои мысли; |
Оценивают полученные результаты работы: Ап должна быть меньше Аз; высота наклонной плоскости должна быть меньше ее длины, полученный КПД должен быть меньше 100%. Если полученный результат не верен, находят ошибку в измерении или расчетах. |
Умение оценивать и контролировать полученный результат, корректировать план и способ действия в случае расхождения эталона и полученного результата. |
Домашнее задание (2 мин.) |
||||||
Выводит на экран слайд. Комментирует домашнее задание, дает рекомендации по его эффективному выполнению. |
Записывают домашнее задание. |
Выделение необходимой информации. |
Задают уточняющие вопросы |
Умение точно сформулировать вопрос, внимательно выслушать ответ. |
Ставят перед собой учебную задачу |
Умение постановки учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного материала. |
Интегрированный урок физики и информатики. КПД.
PPTX / 339.35 Кб