Интегрированный урок литературы - географии «Наши ближайшие соседи» (9 класс)

11
9
Материал опубликован 22 June 2020 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую методическую разработку «Конспект урока»


 

Интегрированный урок литературы – географии

«Наши ближайшие соседи»


 

Пак Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №11

Несмащнева Тамара Михайловна,

учитель географии МБОУ СОШ №11


 

г. Чайковский, Пермский край

 

 

Аннотация

     Данные материалы представляют собой разработку интегрированного урока литературы  -  географии, проведённого в форме исследования. По географии тема соответствует рабочей программе, по литературе - тема внеклассного чтения.  В основной части представлена разработка интегрированного урока "Наши ближайшие соседи". 

     Методические материалы будут интересны как учителям географии, литературы, так и другим специалистам, так как на совместных уроках формируются не только предметные, но и метапредметные компетенции.


 

 

Содержание

I. Введение ……………………………………………………………….............................................4-5

II. Основная часть………………………………………………………….......................................6-10

    1. Разработка урока «Наши ближайшие соседи»..........................................7-10

III. Заключение……………………………………………………………............................................11

IV. Приложения…………………………………………………………..........................................12-24

V. Интернет-источники………………………………………………….......................................25-26


 


 

Введение

Одно колесо не покатит повозку.

Чанакья

   Данный афоризм очень актуален в современной школе: зачастую нужны совместные усилия двух учителей при изучении одной темы, чтобы получить ожидаемый результат. Интеграция даёт возможность обучающимся представить целостную картину по определённой теме, выстроить причинно-следственные связи явлений, создать единый образ. Ведение урока двумя специалистами – это уже не надуманная форма работы, а необходимость, диктуемая временем. В современной школе интегрированные модули, программы, уроки всё чаще используются преподавателями. Кроме того, новые стандарты ориентированы на формирование не только предметных, но и метапредметных умений, которые активно формируются при интегрированном преподавании.

   Казалось бы, такие школьные предметы, как литература и география, - предметы далёкие. На самом деле между этими предметами много общего, они имеют немало точек соприкосновения. При изучении биографии писателя важно не только знать те или иные названия населённых пунктов, но уметь найти их на карте, построить карту-схему путешествия писателя или героя произведения. Такая работа способствует более глубокому, всестороннему изучению темы. Совместная деятельность учителей разных предметов помогает разнообразить уроки, применять различные виды деятельности, повышать уровень мотивации учеников, повышать интерес к предметам. Результатом такой совместной деятельности является получение новых знаний, но не готовых, а осмысленных, через их самостоятельное открытие.

   Форма путешествия по литературным местам активно используется авторами разработки при проведении интегрированных уроков. Ниже представлен конспект одного из совместных уроков географии – литературы:

«Наши ближайшие соседи» (9 класс).


 



 

Основная часть

   Совместный урок «Наши ближайшие соседи» посвящён проблеме толерантности, терпимого, уважительного отношения друг к другу людей разных национальностей, проживающих на территории Чайковского городского округа. На уроке говорим о таких народах, как русские, удмурты, коми, татары, башкиры. Анализируем, сравниваем на уроке таблицы со статистическими данными о субъектах, таблицы с языковедческой информацией, картинки с этнографическими особенностями. Учащимся предлагается найти общее между названными народами в одежде, языке, фольклоре, сделать вывод о терпимом отношении друг к другу.

   На уроке активно используется иллюстративный наглядный материал, видеоролик, электронная презентация. Учащиеся показывают умение работать с настенной картой, атласом, анализировать, сравнивать, выбирать нужную информацию. Урок интересен ещё и тем, что материал, который предлагается школьникам, базируется на изученном материале и дополняется новыми знаниями, выходящими за рамки программы.


 

 

Интегрированный урок литературы - географии

9 класс

Тема урока: «Наши ближайшие соседи»

Цель урока: Создание условия для расширения представлений о жизни и культуре народов нашей территории, формирования терпимого отношения друг к другу.

Задачи: 1. Показать общие признаки, присущие народам с разным языком, культурой, обычаями.

2. Применять приёмы наблюдения, мини-исследования, сравнения, сопоставления для выявления общих черт у народов, населяющих нашу территорию.

3. Развивать универсальные учебные действия.

Оборудование: короткометражный фильм, электронная презентация, раздаточные карточки с заданиями, карточки для рефлексии.

Организация пространства: работа в 3 группах по 5 человек.

Ход урока.

1. Приветствие (на татарском, удмуртском, русском языках).

2. Введение в тему, актуализация знаний, мотивация. (6 мин.) Учитель географии:

Ребята, вы, конечно, поняли, что я поздоровалась с вами. Приветствие прозвучало на разных языках народов, которые живут рядом с нами.

- Какие народы населяют Прикамье? Кто является нашими соседями?

- Много ли мы о них знаем?

Формулировка темы: «Мы и наши соседи» ("Наши ближайшие соседи"). (Запись на доске – учитель литературы).

- Что нас будет интересовать по данной теме? (Язык, обычаи, костюмы, взаимоотношения, проблема толерантности). Формулировка и запись в тетради цели (целей) урока.

- На территории каких субъектов проживают народы?

Отметьте на контурных картах (на столах) и на настенной карте.

Субъекты:

 

Пермский край

Удмуртия

Башкортостан

Республика Коми

Татарстан

 

Показ на карте этих субъектов.

- Как повлияло такое соседство на национальный состав Чайковского городского поселения?

3. Организованная коммуникация. Сравнительный анализ данных. (6 мин.) Учитель географии:

- В статистическом отделе взяла данные о численности народов, проживающих в Чайковском городском округе: 1989 г. и 2019 г.

- Меняется ли состав Чайковской территории? (Приложение 1)

   В 1989 году в национальном составе Чайковского района преобладали русские – ..%, татары на 2-м месте – ..%, далее удмурты – ..%, башкиры – ..%, коми-пермяки – ..%, украинцы – ..%, белорусы - ..%, чуваши – .. %, марийцы – ..%.

   В 2019 году (на 1 января) русские – ..%, татары – ..%, удмурты – ..%, башкиры – ..%, коми-пермяки – ..%, украинцы – ..%, белорусы – ..%, чуваши – ..%, марийцы – ..%.

 

Выбрать выступающего.

 

Народы

1989 год

2019 год

Выводы об изменении численности

Русские

 

 

 

Татары

 

 

 

Удмурты

 

 

 

Башкиры

 

 

 

Коми-пермяки

 

 

 

Украинцы

 

 

 

Белорусы

 

 

 

Чуваши

 

 

 

Марийцы

 

 

 

 

Выступления от групп. Результаты исследования.

Итог подводит учитель географии.

 

4. Решение задач в изменённой ситуации. Сопоставление данных, мини-исследование. (7 мин.) Учитель литературы.

- Так много людей разных национальностей живёт на одной территории. Какая может возникнуть проблема? (Проблема взаимоотношений).

- Как её решать?

- Несмотря на разные национальности, между народами, их культурой, языками много общего. Например, в костюмах. (Приложение 2)

Слайд 4

- К каким языковым группам относятся языки народов, наши ближайших соседей?

 

Русские

Татары,

Башкиры

Коми,

Удмурты

Славянская группа,

Индо-европейская семья

Тюркская группа,

Алтайская семья

Финская группа,

Уральская семья

 

Мини-исследование: сравнить слова из языков одной языковой группы. Есть ли что-то общее?

Работа в группах. (Приложение 3)

Выступления.

5. Решение творческих задач. Исследование текстов. (10 минут) Учитель литературы

- У каждого народа есть свои легенды, мифы, фольклорные произведения. Интересно, можно ли найти что-то общее в произведениях разных народов?

Работа в группах. (Приложение 4)

Сравнить сюжет, героев, главную мысль.

Выступления от групп.

Итог подводит учитель.

- Несмотря на разную внешность, костюмы, языки, традиции и т.д., все люди достойны уважения, и нужно жить мирно.

 

6. Просмотр видеоролика о толерантности (1.5 мин.) (Приложение 5)

7. Беседа, обсуждение проблемы. (5 мин.) Учитель географии:

- О чём ролик? Что поняли?

- Как связано содержание видеоролика с темой урока?

- Какие выводы вы для себя сделали?

Итог подводит учитель: "Да, один из героев был не таким, как все, он отличался внешне, и поэтому над ним смеялись. Отвергнутый сверстниками, он сторадает в одиночестве. Героя спасло чудо: появилась прекрасная фея, вызвавшая "разноцветный" дождь, котрый окрасил всех в разные цвета. Мы понимаем, что все люди разные, и надо принимать их такими, какие они есть. В реальной жизни в роли феи может быть любой человек, который понимает, что люди должны жить дружно и уважать друг друга. Надо учиться быть толерантными".

8. Рефлексия (3 мин.)

Учитель литературы:

Ребята, давайте обратимся к вашим записям, которые вы сделали в начале урока. Вы ставили перед собой цель урока. Кратко напишите, пожалуйста, достигли вы поставленной цели? Что не смогли реализовать? (Несколько учащихся озвучивают свои записи).

- Возьмите понравившуюся "тарелочку" с национальным узором прикрепите к той "территории", которая вам ближе: территории Толерантности, Понимания, Неприятия, Дружбы, Отчуждения.

(Приложение 6)

9. Прощание на разных языках (1 мин.)

10. Домашнее задание: написать эссе на тему «Мы вместе».

 

 

 

 

Заключение

  Данная методическая разработка составлена с учётом современных требований, предъявляемых к методическим материалам. Обоснована интеграция предметов: географии и литературы. Содержание урока соответствует заявленной теме, подробно представлено в конспекте. Чётко прослеживается структура урока, сформулированы виды деятельности учителей и обучающихся, предусмотрена работа в группах, представлены разнообразные задания по литературе и географии. Это и работа с атласом, контурной картой, и фрагментами из научно-популярных текстов и художественных произведений, задания языковедческого характера, задания по смысловому чтению. Урок задуман в форме деловой игры - путешествия. Учащиеся имеют возможность выступить в определённой роли. На уроке используются видеоролики, информационные ресурсы, что делает урок более привлекательным для обучающихся.

    Выполняя нестандартные задания, обучающиеся овладевают не только предметными, но и метапредметными умениями. Благодаря интеграции предметов географии и литературы по заявленной теме обучающиеся получают представление не только о географическом положении регионов, но наших ближайших соседях.

  Таким образом, интегрированные уроки, проводимые в определённой системе, способствуют развитию предметных и метапредметных умений, повышению учебной мотивации, интереса к предметам, уровня успешности каждого ученика на уроках географии и литературы.

 

Приложение 1 (география: статистическая таблица)

 

 

Народы

1989 год

2019 год

Выводы об изменении численности

Русские

 

 

 

Татары

 

 

 

Удмурты

 

 

 

Башкиры

 

 

 

Коми-пермяки

 

 

 

Украинцы

 

 

 

Белорусы

 

 

 

Чуваши

 

 

 

Марийцы

 

 

 

 

 

Приложение 2

t1592713714aa.png
 

t1592713714ab.jpgt1592713714ac.gift1592713714ad.gif

Башкиры

Русские

 

t1592713714ae.png
 


 

t1592713714af.gift1592713714ag.jpg
 

 

Приложение 3 

 

Русский язык

татарский

башкирский

удмуртский

коми

мама

/әни

Әнисе/

ани

/Әсәй/

 

асай

/Анай/

 

анай

/Ай/

 

ай

Родина

ватан

(отечество)

йорт

(дом)

/тыуған илем/

 

тыуган илем

/вордскем шаере/

вордскем шаере

/Чужан му /

 

 

Здравствуйте

/Исэнмесез/

исенмесез

/Һаумы/

хаумы

/ Ӟечбур /

дьжечбур

/Видза оланныд/

Видьжя оланныд

Спасибо

/ рәхмәт/

рахмет

 

/Рәхмәт/

рахмят

/Тау/

тау

/Аттьӧ/

атье

До свидания

 /Сау булыгыз/

сау булыгыз

/Һау булығыҙ/

хау булыгыз

/ӟеч луэ/

зеч луэ

/Аддзысьлытӧдз/

адьзисьлитодьж

 

 

Русский язык

татарский

башкирский

мама

/әни

Әнисе/

ани

/Әсәй/

 

асай

Родина

ватан

(отечество)

йорт

(дом)

/тыуған илем/

 

тыуган илем

Здравствуйте

/Исэнмесез/

исенмесез

/Һаумы/

хаумы

Спасибо

/ рәхмәт/

рахмет

 

/Рәхмәт/

рахмят

До свидания

 /Сау булыгыз/

сау булыгыз

/Һау булығыҙ/

хау булыгыз

 

 

Русский язык

удмуртский

коми

мама

/Анай/

 

анай

/Ай/

 

ай

Родина

/вордскем шаере/

 

вордскем шаере

/Чужан му /

 

 

Здравствуйте

/ Ӟечбур /

дьжечбур

/Видза оланныд/

Видьжя оланныд

Спасибо

/Тау/

тау

/Аттьӧ/

атье

До свидания

/ӟеч луэ/

зеч луэ

/Аддзысьлытӧдз/

адьзисьлитодьж

 

 

Приложение 4

 

1 группа

Легенда коми-пермяцкого народа

   «Однажды все лето лил дождь, и не было ни одного солнечного дня. Реки все разлились, берега у них обвалились, а земля стала жидкой. Люди, животные и звери спасались на высоких горах. Только Кама-богатырь (мифологический герой коми-пермяцкого народа) мог передвигаться по залитой водой местности. Он обнаружил, что течение рек перекрыто рухнувшей от размыва горой. Богатырь заарканил огромный камень, протащил через запруду, как плугом вспахав землю. Образовалось новое русло, в него хлынула вода и появилась новая река - могучая Кама, названная так по имени богатыря».

 

Легенда из славянской мифологии

   «Было это в древние, древние времена. На Солнечном Острове у Рады и Крышня родился сын - бог любви Кама. Как-то раз, проезжая чистым полюшком, Кама встретил прекрасную богиню любви Оку. Они полюбили друг друга. И вскоре сыграли свадьбу. На свадьбе Кама и Ока заспорили - чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать во полюшко и пускать друг во дружку стрелы, дабы выяснить кто кого сразит любовной стрелою. Чары их оказались такими сильными, что как только стрелы, а ими были алые розы, поразили сердца Камы и Оки, они пали на землю и стали реками Камой и Окой».

 

Удмуртский миф

Мелодия небесной росы

   Жила когда-то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали её Мудор-Куз, мать леса. Говорят, с неё начинался Лес, а может, и сама земля. Ель подпирала Небо, чтоб оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Куз. Но однажды мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнём опалила Мудо-Куз. Ель умерла. Но пришёл человек и оживил её: он сделал из неё Гусли – «Крезь» и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились – Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтоб их послушать. Когда они пели «Инву Утчан Гур» - Мелодию Небесной Росы, Небо плакало дождём…

 

2 группа

Башкирский миф

Как возникли Уральские горы

   «Давно-давно на небе было два солнца. Один бай спросил: «Кто может сбить одно из двух солнц?». Стали собираться стрелки. Все выстрелы были неудачными. Последним приехал батыр по имени Урал. Взял он роговой лук, наложил алмазную стрелу, натянул тетиву. Всё загремело, зазвенело, замерли в своём течении реки. Стрела плыла, плыла вверх и угодила прямо в одно из солнц. Одна половинка солнца осталась висеть на небе, другая - упала на землю и превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Гору стали называть Уралтау».

 

Легенды татарского народа

Мать воды

   «Су Анасы, мать воды, живёт в озере или в реке, это дух воды. По ночам она сидит на берегу и золотым гребнем расчёсывает свои длинные зелёные волосы. Выглядит она как молодая женщина. Су Анасы может принести засуху или дождь. Может утопить человека. Чтобы задобрить мать воды, люди бросают в воду монетки».

 

Легенда из славянской мифологии

   «Было это в древние, древние времена. На Солнечном Острове у Рады и Крышня родился сын - бог любви Кама. Как-то раз, проезжая чистым полюшком, Кама встретил прекрасную богиню любви Оку. Они полюбили друг друга. И вскоре сыграли свадьбу. На свадьбе Кама и Ока заспорили - чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать во полюшко и пускать друг во дружку стрелы, дабы выяснить кто кого сразит любовной стрелою. Чары их оказались такими сильными, что как только стрелы, а ими были алые розы, поразили сердца Камы и Оки, они пали на землю и стали реками Камой и Окой».

 

3 группа

Легенда коми-пермяцкого народа

   «Однажды все лето лил дождь, и не было ни одного солнечного дня. Реки все разлились, берега у них обвалились, а земля стала жидкой. Люди, животные и звери спасались на высоких горах. Только Кама-богатырь (мифологический герой коми-пермяцкого народа) мог передвигаться по залитой водой местности. Он обнаружил, что течение рек перекрыто рухнувшей от размыва горой. Богатырь заарканил огромный камень, протащил через запруду, как плугом вспахав землю. Образовалось новое русло, в него хлынула вода и появилась новая река - могучая Кама, названная так по имени богатыря».

 

Удмуртский миф

Мелодия небесной росы

   Жила когда-то в дремучем лесу старая мудрая Ель. Звали её Мудор-Куз, мать леса. Говорят, с неё начинался Лес, а может, и сама земля. Ель подпирала Небо, чтоб оно не упало на Землю. Солнце отдыхало на её ветвях. Из-под её корней нарождался робкий родник, чтобы потом превратиться в могучую Белую Каму. Издалека приходили люди, чтобы поклониться Мудор-Куз. Но однажды мачеха Солнца, Злая Молния, страшным огнём опалила Мудо-Куз. Ель умерла. Но пришёл человек и оживил её: он сделал из неё Гусли – «Крезь» и вложил в них свою человеческую душу. Так у людей появились – Великие Гусли. Когда они звучали, Солнце приближалось к Земле, чтоб их послушать. Когда они пели «Инву Утчан Гур» - Мелодию Небесной Росы, Небо плакало дождём…

 

Легенда из славянской мифологии

   «Было это в древние, древние времена. На Солнечном Острове у Рады и Крышня родился сын - бог любви Кама. Как то раз, проезжая чистым полюшком, Кама встретил прекрасную богиню любви Оку. Они полюбили друг друга. И вскоре сыграли свадьбу. На свадьбе Кама и Ока заспорили - чьи любовные чары сильнее? Тогда Кама предложил поехать во полюшко и пускать друг во дружку стрелы, дабы выяснить кто кого сразит любовной стрелою. Чары их оказались такими сильными, что как только стрелы, а ими были алые розы, поразили сердца Камы и Оки, они пали на землю и стали реками Камой и Окой».

 

Башкирский миф

Как возникли Уральские горы

   «Давно-давно на небе было два солнца. Один бай спросил: «Кто может сбить одно из двух солнц?». Стали собираться стрелки. Все выстрелы были неудачными. Последним приехал батыр по имени Урал. Взял он роговой лук, наложил алмазную стрелу, натянул тетиву. Всё загремело, зазвенело, замерли в своём течении реки. Стрела плыла, плыла вверх и угодила прямо в одно из солнц. Одна половинка солнца осталась висеть на небе, другая - упала на землю и превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Гору стали называть Уралтау».

 

Легенды татарского народа

Мать воды

   «Су Анасы, мать воды, живёт в озере или в реке, это дух воды. По ночам она сидит на берегу и золотым гребнем расчёсывает свои длинные зелёные волосы. Выглядит она как молодая женщина. Су Анасы может принести засуху или дождь. Может утопить человека. Чтобы задобрить мать воды, люди бросают в воду монетки».

 

 

Приложение 5

Ссылка на мультфильм о толерантности

 

https://www.youtube.com/watch?v=E-EW2DzswH8

 

 



 

Приложение 6

Тарелочки для рефлексии

t1592713714ah.jpgt1592713714ai.jpg
t1592713714aj.jpgt1592713714ak.jpg

t1592713714al.jpg
 

t1592713714am.jpg
 


 

Интернет-источники:

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%83%D0%B4%D0%BC%D1%83%D1%80%D1%82%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%D0%B0%D1%85&stype=image&lr=20243&source=wiz

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%D0%B0%D1%85&lr=20243

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%D0%B0%D1%85&lr=20243

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%D0%B0%D1%85&lr=20243

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8E%D0%BC%D0%B0%D1%85&lr=20243

https://yandex.ru/search/?text=%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%B8%D1%84%D1%8B&lr=20243

https://yandex.ru/search/?text=%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%B8%D1%84%D1%8B&lr=20243

https://yandex.ru/search/?text=%D1%83%D0%B4%D0%BC%D1%83%D1%80%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BC%D0%B8%D1%84%D1%8B&lr=20243

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%8B&lr=20243

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%83%D0%B4%D0%BC%D1%83%D1%80%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%8B&lr=20243

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%8B&lr=20243

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%20%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%8B&lr=20243

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%83%D0%B7%D0%BE%D1%80%D1%8B&lr=20243

https://yandex.ru/search/?lr=20243&clid=2163430&text=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%BA%20%D1%81%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%83%D0%B4%D0%BC%D1%83%D1%80%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA

https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%20%D1%81%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%BA%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD&lr=20243&clid=2163430

https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%20%D1%81%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B1%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%BA%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD&lr=20243&clid=2163430

https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%20%D1%81%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%20%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%20%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%BA&lr=20243&clid=2163430


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Алексеевна, спасибо за качественную работу!!!

22 June 2020

Отличный интегрированный урок! Спасибо!

22 June 2020

Спасибо!

22 June 2020

Большое спасибо, коллеги!

24 June 2020

Татьяна Алексеевна! Очень интересный и познавательный материал Вы препонесли ученикам. Спасибо!

29 June 2020

Спасибо, Наталья Алексеевна!

1 July 2020

Поздравляю с победой в конкурсе!

18 August 2020

Большое спасибо, Елена Валерьевна!

18 August 2020

Татьяна Алексеевна! С ПОБЕДОЙ!

19 August 2020