Пересказ рассказа по картинному плану (картинки на доске)
Пересказ оценивается.
- Чему учит рассказ? Главная мысль рассказа. (Рассказ учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)
Повсюду: в лесу, на полянке, В реке, на болоте, в полях Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтёшь. И лучше знакомых зверюшек, Узнаешь, дружок, и поймёшь.
Демонстрация знаний, умений.
Принятие учебной задачи.
Вспоминают автора рассказа.
Пересказ, расставляют картинки в правильной последовательности.
Формулируют главную мысль.
Читают цепочкой по строчке (презентация).
Личностные:высказывают свое отношение к героям, выражают свои эмоции.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
3
Постановка учебной задачи.
- Вы уже догадались, какого автора произведение мы сегодня будем читать?
- Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой.
- Какое же животное сегодня нас встречает?
- Отгадайте загадку.
Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.
Презентация.
- Что знаете о сове?
-Найдите это произведение в учебнике.
Задачи урока: (главные слова на доске)
Познакомится с новым произведением В.В. Бианки.
Анализировать текст.
Отгадывают загадку.
Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся на мышей, лягушек,
насекомых.
Формулируют учебную задачу урока.
Познавательные: уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Физкультминутка
Организует физкультминутку.
Показывают движения.
Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу
4
Работа с текстом до чтения.
Прогнозирование ситуации.
Начинаем читать. Внимательно слушаем и следим.
Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет - молоком белит. Летит мимо Сова. - Здорово, - говорит, - друг! А Старик ей: - Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг! Рассердилась Сова. - Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови. А Старик: - Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела. Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.
Коммуникативные: уметьучаствовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя.
- Это сказка или рассказ?
-Почему? (Сова разговаривает)
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки».
- Ещё одна задача урока: (презентация) «Сказки – несказки» Почему? Выяснить, почему автор эту историю называет «сказка – несказка», для чего было написано это произведение.
Формулируют учебную задачу урока.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя.
5
Работа с текстом во время чтения.
Чтение с остановками.
Домашнее задание
-Слушаем, что дальше произошло.
Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются: - Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком? Мышь Мыши в ответ: - Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье. Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали. А Сова из дупла: - Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли. - А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут телки. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят. А Сова из дупла: - Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись. - А пускай летят, - говорит Старик. - Что от них толку: ни меду, ни воску, - волдыри только. Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
1) -Почему шмели улетели с луга? (Они испугались мышей, а так бы мыши сидели в норках, боялись Совы.) А Сова из дупла: - Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить. - И ветер разнесет, - говорит Старик, а сам в затылке скребет. По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
2) - Что Старику не по нраву, чем он не доволен?
А Сова из дупла: - Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться. Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
- А что дальше произошло, как вы думаете? - Рассказ дочитаете дома и узнаете, чем эта история закончилась?
По ходу чтения идет словарная работа.
Белить чай — добавлять в него молоко.
Хорониться — прятаться, скрываться.
Утекай — убегай, улетай.
Цветень — пыльца.
Слушают чтение учителя.
Высказывание своих мыслей.
6
Работа над усвоением смысла прочитанного. Установление связей в природе.
1) Работа в парах.
2) Проверка.
Организует работу в парах. Задание: вспомните сказку, расположите картинки в правильной последовательности.
Организует проверку.
«Закончи предложение».
-Старик обидел … (сову).
-Сова перестала ловить… (мышей).
-Мыши начали разорять гнезда у …(шмелей).
-Шмели перестали опылять …(клевер).
-Без клевера похудела …(корова).
-Корова стала мало давать …(молока).
-Нечем стало забеливать чай …(старику).
- Вспомните урок окружающего мира.
Мы говорили о том, что в природе всё связано невидимыми нитями. У нас получилась … цепочка взаимосвязей.
Работают самостоятельно.
Проверяют расположение картинок.
Коммуникативные: уметь оформлять устные высказывания в схеме.
Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;