Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру во 2 классе «Сказка-несказка В.В. Бианки "Сова"»

1
0
Материал опубликован 12 November 2019


Презентация к уроку
PPTM / 10.27 Мб

Интегрированный урок литературное чтение – окружающий мир

Технологическая карта урока

Класс: 2

Школа: МБОУ «Пермогорская школа»

Учитель: Немтинова Г.Н.

УМК:  «Школа России»

Тема урока: Сказка - несказка В.В.Бианки «Сова»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока:

продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки, познакомиться со сказкой-несказкой, как одним из видов литературного жанра;

углубить представления учащихся о том, что в природе всё взаимосвязано;

работать над вдумчивым восприятием частей рассказа;

развивать навыки выразительного, беглого чтения; обогащать словарный запас;

оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;

совершенствовать умение работать в паре: слушать и слышать собеседника, оказывать помощь друг другу;

воспитывать интерес к родному языку, бережное отношение к природе.

Методы обучения:

диалоговый

практический

объяснительно-иллюстративный

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная

индивидуальная

парная

Система контроля:

самоконтроль

взаимоконтроль

контроль учителя

качественная оценка учащихся промежуточных и конечных результатов учебной деятельности.

Средства обучения:

карточки с картинками

учебник

компьютер, презентационный экран, мультимедиапроектор

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1








Организационный момент.




Слово учителя:

-Садитесь. Осанка!

-На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…


- Уши внимательно слушают и всё…


- Голова ясно и хорошо…



Настраиваются на активную работу на уроке.

- Видят!


- Слышат!


- Думает!

Личностные: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому.

Коммуникативные: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим.

2
































Актуализация знаний.

1) Проверка домашнего задания.
































2) Речевая разминка.







- Вспомним название раздела, который мы изучаем: («О братьях наших меньших»).

- С какими друзьями мы уже встретились, читая произведения в этом разделе? (кошка, собака, утята, ёжик, медведь)

Презентация.

t1573509009aa.jpgt1573509009ab.jpgt1573509009ac.jpgt1573509009ad.jpgt1573509009ae.jpgt1573509009af.jpg

Сегодня у нас появиться новый друг, а сейчас вспомним рассказ «Музыкант», который написал… Красив тот, кто красиво поступает.

К какому герою рассказа может подойти эта пословица?

- Как вы относитесь к поступку охотника?

- Вспомните рассказ, восстановите последовательность событий.

Пересказ рассказа по картинному плану (картинки на доске)

Пересказ оценивается.

t1573509009ag.jpgt1573509009ah.jpgt1573509009ai.jpgt1573509009aj.jpgt1573509009ak.jpg- Чему учит рассказ? Главная мысль рассказа. (Рассказ учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)

Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях
Ты встретишь героев
Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь.
И лучше знакомых зверюшек,
Узнаешь, дружок, и поймёшь.


Демонстрация знаний, умений.

Принятие учебной задачи.












Вспоминают автора рассказа.









Пересказ, расставляют картинки в правильной последовательности.






Формулируют главную мысль.


Читают цепочкой по строчке (презентация).


Личностные: высказывают свое отношение к героям, выражают свои эмоции.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

3

Постановка учебной задачи.


- Вы уже догадались, какого автора произведение мы сегодня будем читать?

- Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой.

- Какое же животное сегодня нас встречает?

- Отгадайте загадку.

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.

Презентация.



t1573509009al.jpg

- Что знаете о сове?

-Найдите это произведение в учебнике.

t1573509009am.jpg

Задачи урока: (главные слова на доске)

Познакомится с новым произведением В.В. Бианки.

Анализировать текст.








Отгадывают загадку.










Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся на мышей, лягушек,

насекомых.







Формулируют учебную задачу урока.

Познавательные: уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.



Физкультминутка

Организует физкультминутку.

t1573509009an.jpg


Показывают движения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

4

Работа с текстом до чтения.

Прогнозирование ситуации. 

Начинаем читать. Внимательно слушаем и следим.

Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет - молоком белит. Летит мимо Сова. 
- Здорово, - говорит, - друг! 
А Старик ей: 
- Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг! 
Рассердилась Сова. 
- Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови. 
А Старик: 
- Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит. 

Внимательно слушают. Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя.






- Это сказка или рассказ?

-Почему? (Сова разговаривает)

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки».

- Ещё одна задача урока: (презентация) «Сказки – несказки»
Почему? Выяснить, почему автор эту историю называет «сказка – несказка», для чего было написано это произведение.














Формулируют учебную задачу урока.













Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя.


5

Работа с текстом  во время чтения. 

Чтение с остановками.





























Домашнее задание










-Слушаем, что дальше произошло.

Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются: 
- Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком? 
Мышь Мыши в ответ: 
- Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье. 
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали. 

А Сова из дупла: 
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли. 
- А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут телки. 
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла: 
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись. 
- А пускай летят, - говорит Старик. - Что от них толку: ни меду, ни воску, - волдыри только. Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят. 


1) -Почему шмели улетели с луга? (Они испугались мышей, а так бы мыши сидели в норках, боялись Совы.)
А Сова из дупла: 
- Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить. 
- И ветер разнесет, - говорит Старик, а сам в затылке скребет. 
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику. 


2) - Что Старику не по нраву, чем он не доволен?

А Сова из дупла: 
- Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться. 
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

- А что дальше произошло, как вы думаете?
- Рассказ дочитаете дома и узнаете, чем эта история закончилась?

По ходу чтения идет словарная работа.

Белить чай — добавлять в него молоко.

Хорониться — прятаться, скрываться.

Утекай — убегай, улетай.

Цветень — пыльца.

Слушают чтение учителя.

Высказывание своих мыслей.


6

Работа над усвоением смысла прочитанного. Установление связей в природе.

1) Работа в парах.











2) Проверка.

Организует работу в парах. Задание: вспомните сказку, расположите картинки в правильной последовательности.

t1573509009ao.jpgt1573509009ap.jpgt1573509009aq.jpgt1573509009ar.jpgt1573509009as.jpg

t1573509009at.jpgt1573509009at.jpg




Организует проверку.

«Закончи предложение».

-Старик обидел … (сову).

-Сова перестала ловить… (мышей).

-Мыши начали разорять гнезда у …(шмелей).

-Шмели перестали опылять …(клевер).

-Без клевера похудела …(корова).

-Корова стала мало давать …(молока).

-Нечем стало забеливать чай …(старику).

- Вспомните урок окружающего мира.

Мы говорили о том, что в природе всё связано невидимыми нитями. У нас получилась … цепочка взаимосвязей.


Работают самостоятельно.













Проверяют расположение картинок.

Коммуникативные: уметь оформлять устные высказывания в схеме.

Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказательств;

7

Итог урока.










Домашнее задание.





Создаёт условия для оценивания учащимися результатов работы, возвращение к задачам урока. - Вернёмся к задачам урока.

Познакомится

Анализировать

Выяснить, почему автор эту историю называет «сказка – несказка», для чего было написано это произведение.

- Какой новый друг у нас сегодня появился? (Сова – слайд из презентации)

1) Дочитать сказку, узнать, чем закончилась история.

2) В сказке найти пословицу, объяснить, почему так говорят.


Высказывают свои мысли.

Всё в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях.


Познавательные: уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности; уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

8

Рефлексия

Создаёт условия для оценивания учащимися результатов работы.

Закончите предложения:

«Сегодня я узнал ….»

«Было интересно ….»

Оцените свою работу (смайлики)

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Самооценка.


Познавательные: уметь провести рефлексию на уроке.

Личностные: оценивать результат собственной деятельности;

адекватное реагирование на трудности.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации