№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1
| Организационный момент.
| Слово учителя: -Садитесь. Осанка! -На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…
- Уши внимательно слушают и всё…
- Голова ясно и хорошо…
| Настраиваются на активную работу на уроке. - Видят!
- Слышат!
- Думает! | Личностные: сформированность познавательных мотивов – интерес к новому. Коммуникативные: способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу и к окружающим. |
2
| Актуализация знаний. 1) Проверка домашнего задания.
2) Речевая разминка.
| - Вспомним название раздела, который мы изучаем: («О братьях наших меньших»). - С какими друзьями мы уже встретились, читая произведения в этом разделе? (кошка, собака, утята, ёжик, медведь) Презентация. Сегодня у нас появиться новый друг, а сейчас вспомним рассказ «Музыкант», который написал… Красив тот, кто красиво поступает. - К какому герою рассказа может подойти эта пословица? - Как вы относитесь к поступку охотника? - Вспомните рассказ, восстановите последовательность событий. Пересказ рассказа по картинному плану (картинки на доске) Пересказ оценивается. - Чему учит рассказ? Главная мысль рассказа. (Рассказ учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.) Повсюду: в лесу, на полянке, В реке, на болоте, в полях Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтёшь. И лучше знакомых зверюшек, Узнаешь, дружок, и поймёшь.
| Демонстрация знаний, умений. Принятие учебной задачи.
Вспоминают автора рассказа.
Пересказ, расставляют картинки в правильной последовательности.
Формулируют главную мысль.
Читают цепочкой по строчке (презентация).
| Личностные: высказывают свое отношение к героям, выражают свои эмоции. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
3 | Постановка учебной задачи.
| - Вы уже догадались, какого автора произведение мы сегодня будем читать? - Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой. - Какое же животное сегодня нас встречает? - Отгадайте загадку. Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. Презентация.
- Что знаете о сове? -Найдите это произведение в учебнике. Задачи урока: (главные слова на доске) Познакомится с новым произведением В.В. Бианки. Анализировать текст. |
Отгадывают загадку.
Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся на мышей, лягушек, насекомых.
Формулируют учебную задачу урока. | Познавательные: уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
|
| Физкультминутка | Организует физкультминутку.
| Показывают движения. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
4 | Работа с текстом до чтения. Прогнозирование ситуации. | Начинаем читать. Внимательно слушаем и следим. Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет - молоком белит. Летит мимо Сова. - Здорово, - говорит, - друг! А Старик ей: - Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг! Рассердилась Сова. - Ладно же, - говорит, - старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, - сам лови. А Старик: - Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела. Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
| Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя.
|
|
| - Это сказка или рассказ? -Почему? (Сова разговаривает) - К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.) А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». - Ещё одна задача урока: (презентация) «Сказки – несказки» Почему? Выяснить, почему автор эту историю называет «сказка – несказка», для чего было написано это произведение. |
Формулируют учебную задачу урока. |
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя.
|
5 | Работа с текстом во время чтения. Чтение с остановками.
Домашнее задание
| -Слушаем, что дальше произошло. Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются: - Погляди-ка, кума, не летит ли Сова - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком? Мышь Мыши в ответ: - Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье. Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали. А Сова из дупла: - Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли. - А пускай идут, - говорит Старик. - Чай, мыши не волки, не зарежут телки. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят. А Сова из дупла: - Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись. - А пускай летят, - говорит Старик. - Что от них толку: ни меду, ни воску, - волдыри только. Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
1) -Почему шмели улетели с луга? (Они испугались мышей, а так бы мыши сидели в норках, боялись Совы.) А Сова из дупла: - Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить. - И ветер разнесет, - говорит Старик, а сам в затылке скребет. По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, - не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
2) - Что Старику не по нраву, чем он не доволен? А Сова из дупла: - Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться. Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
- А что дальше произошло, как вы думаете? - Рассказ дочитаете дома и узнаете, чем эта история закончилась? По ходу чтения идет словарная работа. Белить чай — добавлять в него молоко. Хорониться — прятаться, скрываться. Утекай — убегай, улетай. Цветень — пыльца. | Слушают чтение учителя. Высказывание своих мыслей. |
|
6 | Работа над усвоением смысла прочитанного. Установление связей в природе. 1) Работа в парах.
2) Проверка. | Организует работу в парах. Задание: вспомните сказку, расположите картинки в правильной последовательности.
Организует проверку. «Закончи предложение». -Старик обидел … (сову). -Сова перестала ловить… (мышей). -Мыши начали разорять гнезда у …(шмелей). -Шмели перестали опылять …(клевер). -Без клевера похудела …(корова). -Корова стала мало давать …(молока). -Нечем стало забеливать чай …(старику). - Вспомните урок окружающего мира. Мы говорили о том, что в природе всё связано невидимыми нитями. У нас получилась … цепочка взаимосвязей.
| Работают самостоятельно.
Проверяют расположение картинок. | Коммуникативные: уметь оформлять устные высказывания в схеме. Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений, доказательств; |
7 | Итог урока.
Домашнее задание.
| Создаёт условия для оценивания учащимися результатов работы, возвращение к задачам урока. - Вернёмся к задачам урока. Познакомится Анализировать Выяснить, почему автор эту историю называет «сказка – несказка», для чего было написано это произведение. - Какой новый друг у нас сегодня появился? (Сова – слайд из презентации) 1) Дочитать сказку, узнать, чем закончилась история. 2) В сказке найти пословицу, объяснить, почему так говорят.
| Высказывают свои мысли. Всё в природе: растения, животные и люди – взаимосвязано. Все нужны друг другу. Человек должен заботиться о животных и растениях.
| Познавательные: уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу. Регулятивные: соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
8 | Рефлексия | Создаёт условия для оценивания учащимися результатов работы. Закончите предложения: «Сегодня я узнал ….» «Было интересно ….» Оцените свою работу (смайлики) - Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. | Самооценка.
| Познавательные: уметь провести рефлексию на уроке. Личностные: оценивать результат собственной деятельности; адекватное реагирование на трудности. |