Интегрированный итоговый урок-проект по музыке и технологии «Народная культура Воронежского края»

1
0
Материал опубликован 22 November 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

   Интегрированный итоговый урок-проект       

по музыке и технологии. 4 класс.

Тема: Народная культура Воронежского края.


 

Цель:

Создать условия для формирования народной музыкальной культуры школьников, представляющей положительный социально-художественный опыт, как неотъемлемой части духовной культуры, основанной на национальных традициях и обычаях воронежского края, а также создать условия для развития гармонично – креативной личности.

Задачи:

Воспитывать национальное самосознание, чувство глубины своей принадлежности к родному народу, к его истории и культуре. Воспитывать нравственные, духовные качества человека. Воспитывать чувство любви и уважения к Родине : ее природе, обычаям, воплощенным в музыкально- поэтическом, декоративно-прикладном народном творчестве.

Создать условия для развития у уч-ся музыкальных способностей, приобщение к национальной культуре, развитие творческого, креативного мышления, используя поисково – исследовательский метод.

3 .Познакомить уч-ся с народным музыкально-поэтическим и декоративно- прикладном творчеством, национальными традициями, обрядами, праздниками. Расширить знания уч-ся в области краеведения, истории народной музыкальной культуры, прикладного искусства Воронежского края, что является наследием русского народа.

 

 

СЛАЙДЫ

Звучит музыка « Гимн России» в исполнении Л.Зыкиной.

Звучит эпиграф на вступлении…

Народная культура является

тем чистым источником, из которого

подрастающее поколение , взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее.

Звучит музыка и следующие слова…

Много есть на свете, кроме нашей страны ,

всяких государств и земель,

но одна у человека родная мать,

одна у него и родина.

К.Д.Ушинский

Звучит песня в исполнении Л.Зыкиной ( 1 куплет)

Музыка затихает…

Ведущий (учитель музыки).

Здравствуйте уважаемые гости.

  Мы рады Вас приветствовать на нашем итоговом уроке, тему которого нам подсказала кропотливая проектная исследовательская работа в области народной культуры. Мы совместно с ребятами поставили себе цель:                                                                  1.Сравнить музыкальную народную культуру и декоративно -прикладное творчество современной эпохи и прошлого                                                                                     2.Поставили вопрос: «Необходимо ли изучать и сохранять культуру своего народа, если «да», для чего?»                                                                                                               Далеко «ходить не стали», обратились к своей родной самобытной народной культуре Воронежского края - частице нашей необъятной великой Родины – России. И вот что у нас получилось.

Приглашаем Вас на экскурсию по Воронежским просторам.

СЛАЙДЫ

ВЕДУЩИЙ (учитель музыки)

Самобытный Воронежский край…                                                                                       Неброская красота природы не оставляют равнодушными и радуют сердце каждого человека.                                                                                                                         Воронежская природа, ее бескрайние степи, воспеты в поэзии Алексея Васильевича Кольцова и Ивана Савича Никитина, запечатлены в декоративно-прикладном искусстве, в народной воронежской народной песне.                                                                                  Воронежская область расположена почти в самом центре Русской равнины, имеет многовековую историю, богатое культурное наследие.

Звучит песня «На Воронежских просторах»  в исполнении Воронежского хора                        (фонограмма-фрагмент,слайды природы, Воронежа)–музыка затихает.

ВЕДУЩИЙ (учитель технологии)

  Сегодня хотелось бы соприкоснуться с прошлым нашего края, с народным декоративно-прикладным и музыкально-поэтическим фольклором Воронежского края, что означает «народная мудрость», «народное знание».

СЛАЙД

ВЕДУЩИЙ (учитель музыки)

  Мы находимся в этнографическом музее нашего лицея, созданный Верой Терентьевной Бережной. Наши учащиеся провели большую поисково-исследовательскую работу по изучению истории народной культуры Воронежского края. Сегодня они расскажут нам об этом. Итак, мы приглашаем Вас посетить первый экспонат-«Русскую избу».

Звучит песня «Во горнице во новой» в исполнении ансамбля русской песни «Россияночка».

СЛАЙДЫ ИЗБЫ.

УЧАЩИЙСЯ-ЭКСКУРСОВОД.                                                                                        Рассказывает о быте и убранстве русской избы.   

ВЕДУЩИЙ (учитель технологии)                                                                                        Почему так говорят? Деревянная Русь. Не случайно Россию так называли…

СЛАЙДЫ

Ответы учащихся:                                                                                                               Дерево–один из самых универсальных материалов. Человек научился обрабатывать его в глубокой древности.

 Широко использовалась древесина русским человеком. Изготовляли мастера все необходимое для жизни: жилище, орудия труда, мебель, посуду, игрушки и многое другое.

 Большим разнообразием отличалась посуда, которая изготавливалась из столовой древесины, из веток, коры, корней.

 Вырезали всевозможную посуду: чаши, миски, братины, кубки, ложки.

СЛАЙДЫ ЛОЖЕК

ВЕДУЩИЙ (учитель музыки)

Отгадайте загадку, о каком предмете идет речь?

Сами не едим, а людей кормим.

Ответы учащихся:(ЛОЖКИ)

 УЧАЩИЙСЯ-ЭКСКУРСОВОД.                                                                                                   «Ложки» - простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек.Часто украшали росписью, резьбой, орнаментом.В наше время ложки - это русский сувенир, а еще музыкальный ударный инструмент.

   Послушайте как задорно и весело, по–русски звучат деревянные ложки!                         "Ложкарный номер" исполняет «Россияночка».

ВЕДУЩИЙ  (учитель технологии)                                                                                           Из древесины изготавливались игрушки с движением, наиболее удачной была игрушка      «Кузнецы»-символ русской деревянной игрушки.

УЧАЩИЕСЯ ДЕМОНСТРИРУЮТ СВОИ РАБОТЫ- ИГРУШКИ.

СЛАЙДЫ

ВЕДУЩИЙ (учитель музыки)                                                                                                    В праздники нельзя было обойтись без деревянных музыкальных инструментов: свирелей, жалеек, балалаек.

Отгадайте загадку о каком инструменте идет речь?

Треугольная доска                                                                                                                На ней три волоска,                                                                                                      Волосок тонкий,                                                                                                                  Голосок звонкий. 

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.(Балалайка)

СЛАЙДЫ БАЛАЛАЙКИ

Звучит песня  "Балалаечка" в исполнении Марии Николаевны Мордасовой.

СЛАЙД (фото певицы) 

УЧАЩИЙСЯ-ЭКСКУРСОВОД                                                                                                    Кто-нибудь знает кто является исполнительницей песни?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.                                                                                                                Прозвучал фрагмент песни в исполнении талантливой и самобытной певицы, Марии Николаевны Мордасовой. Она автор и исполнительница многих частушек и песен, за что называют ее «королевой частушек». С 1943 года была солисткой Воронежского народного хора.                                                                                                                             УЧАЩИЙСЯ-ЭКСКУРСОВОД                                                                                                     Мария Николаевна Мордасова–подлинное, настоящее народное искусство.                         В Воронеже открыт музей-квартира М.Н.Мордасовой, где можно узнать о жизни и творчестве певицы.

СЛАЙДЫ прялки

УЧАЩИЙСЯ-ЭКСКУРСОВОД.                                                                                                 Что изображено на слайде? 

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.(Прялка).      

УЧАЩИЙСЯ-ЭКСКУРСОВОД.                                                                                                      Изделия из древесины изготавливались с учетом ее физико-механических свойств.          В изделии встречалось несколько пород дерева. Например: в бочонке стенки и донышко делались из дуба, а пробка – из мягкой и однородной липы. Использование различных пород дерева послужило возникновению народной загадки:

«На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу».

Это прялка. Донце, на котором сидела пряха, - из липы; гребень для расчесывания пряжи – из клена; а веретено–из березы. Серебристо–серая древесина березы прочнее липы, ольхи. Она пригодна для выполнения тонкой художественной резьбы.

СЛАЙДЫ БЕРЕЗ

ВЕДУЩИЙ (учитель музыки)

БЕРЕЗА – символ России. Как прекрасны березовые рощи Воронежского края.                    Мы вас приглашаем в гости к березке.

Она воспета в народной музыке и поэзии.

Звучит фонограмма «Во поле Береза стояла» ( фрагмент 1 куплет)

Всегда наряд ее весел.                                                                                                      Стоит она в поле, на перекрестке                                                                                Русских дорог и песен.

УЧАЩАЯСЯ-ЭКСКУРСОВОД.                                                                                                  В Троицу береза была ритуальным деревцем, вокруг которой проводились обрядовые действия. В мифологических представлениях древности береза осмыслялась как дерево жизни.

Девушки заранее выбирали дерево и украшали ее разноцветными лентами, водили вокруг березы хоровод, пели песни.

В Воронежском фольклоре сохранились прекрасные образцы календарно-обрядовой песни.

И одна из них посвящалась красивому и поэтическому обряду гадания на венках , сплетенных из березовых ветвей.

Пойдем, девочки                                                                                                                  Завивать веночки!                                                                                                                Завьем веночки,

Завьем зеленые
Стой, мой веночек
Всю неделю зелен.

А я молодешенька.
У весь год веселешенька.                                                                                                (Эта песня записана в 1986 г. в селе Русская Гвоздевка Рамонского р-на)

РАССКАЗ УЧЕНИЦЫ (изучала содержание обряда)                                                                    В селах Верхнемамонского р-на у берез совершали обряд «кумления». Девушки вешали на ветку дерева венок, свитый из сплетенных в косы ветвей берез и целовались через него трижды: обменивались подарками. Все это совершалось под песню «Веселая беседушка».

«Вы кумушки, вы подруженьки, сестрицы мои                                                                         Вы кумитися, любитися, любите меня.                                                                                   Пойдете вы в лес по цветки–возьмите меня,                                                                           Сорвете вы по цветку, сорвите и мне.                                                                                   Совьете вы по веночку, совейте и мне…

Участники обряда договаривались о дружбе на целый год или на всю жизнь.

Звучит песня «Кумушки–голубушки».

ВЕДУЩИЙ ( учитель музыки)

 Воронежская народная песня является сокровищницей русской народной культуры.        Она помогает лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков. Из глубокой старины к нам пришло множество народных песен разных жанров. Какие жанры народной песни Вы знаете?                                                                                                                                 ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ. (трудовые, земледельческие, обрядовые, хороводные, плясовые, лирические, солдатские шуточные, игровые и т.д.)

О русской народной песне сложены пословицы:

 ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

« Где песня поется, там весело живется»,

«Кто умеет веселится, тот и горя не боится!»,

« Хороша сказка складом, а песня ладом»

«Хорошо говорить врозь, а петь вместе».

Звучит песня «ВЕРЕТЕНЦЕ» в исполнении ансамбля «РОССИЯНОЧКА»

ВЕДУЩИЙ (учитель музыки)

Звучат стихи на фоне песни

Когда простую песню слышишь,

Когда ты сам ее поешь,-

Одним ты с ней дыханьем дышишь,

Одною жизнью с ней живешь. ( Л. Некрасов)

Учащиеся:

Исполняют «ХОРОВОД» , затем садятся на «лавочки» за рукоделие.

ДЕВИЦА 1

Здравствуйте, подруженьки мои! Чем вы занимаетесь?

ДЕВИЦА 2

«Наряды себе шьем, украшаем вышивкой».

1-й чтец. В первый раз мы вышивали –

Светел месяц со лунами,

2-й чтец. Во второй раз вышивали –

Красно солнце со лучами,

3-й чтец. В третий раз вышивали

Сине море со волнами.

ДЕВИЦА 3

Рассказывает о вышивке.

Вышивкой украшали костюм.

Учащиеся

Рассказывает о народном костюме Воронежской области. Мужской костюм.

Учащиеся

Рассказывают о женском костюме.

ВЕДУЩИЙ:

О труде сложено много пословиц:

Кроить не шить, после не распорешь.

Не бывает скуки, коли заняты руки.

Как шьётся, так и носится..

Длинная нитка – ленивая швея.

Крой да песни пой, шить станешь, наплачешься                                                            

ВЕДУЩИЙ ( учитель технологии)

А сейчас надевают такие костюмы?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ. В современном мире такие костюмы никто уже не одевает, да и увидеть их вряд ли где-то можно!

ВЕДУЩИЙ (учитель технологии)                                                                                 Я с вами не соглашусь! В городе Богучары открыт этнографический музей народного костюма Воронежского края .

УЧАЩАЯСЯ-ЭКСКУРСОВОД.

В музее размещены две экспозиции. Первая из них – это этнографическая коллекция народных костюмов и предметов старинного быта, собранная в 80-е – 90-е годы ХХ века во время фольклорных экспедиций по областям Черноземья Галиной Яковлевной Сысоевой профессором Воронежской государственной академии искусств.

В коллекции представлены подлинные образцы праздничной крестьянской одежды конца Х1Х - начала ХХ века уездов Воронежской губернии: полные костюмы, отдельные элементы одежды, головные уборы, платки и шали, нагрудные украшения, лапти, вышитые рушники, настольник

Вторая экспозиция музея – это выставка тряпичных кукол ручной работы, изготовленных из современных материалов по образцам старинной одежды различных районов Воронежской, Белгородской

областей. Коллекция насчитывает около 70 кукол.

СЛАЙДЫ МУЗЕЯ

ВЕДУЩИЙ (учитель музыки)

СЛАЙДЫ НАРОДНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

Обратите внимание, что певцы и певицы Воронежского хора выступают в народных костюмах являющихся подлинным творчеством крестьян Воронежской области, или в костюмах сшитых в народном стиле.

Звучит песня в исполнении Воронежского хора (затихает, но фон остается)

Наш край знаменит своей песенной культурой, исконно русским хоровым искусством. В суровое военное время в 1943 году было решено создать профессиональный народный хор из лучших певцов художественной самодеятельности.

В создании коллектива велика заслуга композитора Константина Ираклиевича Массалитинова (1905-1979)

Первый большой концерт Воронежский русский народный хор дал на первомайском празднике в освобожденном от гитлеровцев Воронеже.

Всей стране стали известны его солистки М. Н. Мордасова, Ю.Ф.Золотарева, Е.М.Осипова, Е.М.Молодцова.

Унаследованное богатство приумножается, сохраняя творческое лицо.

Воронежский хор всегда узнаваем, его не спутаешь ни с каким другим.

Государственный академический Воронежский русский народный хор называют эталоном певческого наследия русского народа.

СЛАЙДЫ ХОРА

Звучит фонограмма ВОРОНЕЖСКОГО ХОРА ( затихает)

ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ.

ВЕДУЩИЙ (учитель технологии)

Жизнь русских крестьян Воронежского края отличается от современного мира и от мира горожан.

Естественный исторический процесс не позволяет нам вернуться в прошлое.

Однако мы должны помнить о прошлом.

ВЕДУЩИЙ (учитель музыки).

Каждый человек несет в себе образ ушедшей жизни - жизни своих предков своей семьи.

Забыть прошлое-означает как говорили русские крестьяне « утратить долю судьбы».

ВЕДУЩИЙ (учитель технологии)

По старинным поверьям русского народа, путь к процветанию лежит через крепкую, неразрывную, вечную связь предков и потомков.

Так пусть процветает наше Черноземье , наша великая Россия!

Ансамбль «Россияночка» исполняет « Гимн Черноземью».

Информационное приложение

Костюм каждого народа формируется на протяжении длительного времени.

Народная одежда многие века сохраняла традиционные элементы кроя, орнаментации, украшениям. Одежда, в сущности, - это зрительный язык, позволяющий читать информацию о человеке: о его национальной принадлежности, его имущественном и семейном положении.

Предметы костюма могут рассказать нам историю человечества и историю одного человека.

В народной одежде всегда четко соблюдалось деление на праздничную и обрядовую, будничную, рабочую.

Традиционный мужской костюм русских состоял из рубахи, штанов, пояса, головного убора, верхней одежды и обуви.

Рубаха- нательная мужская одежда, с длинными рукавами.

Косоворотка-рубаха с левосторонним разрезом ворота.

Носили рубаху поверх штанов, и перехватывали поясом.

Штаны ( русское «порты)» часть мужской одежды были сшиты из домотканой ткани . Верх портов собирали на веревочку – «гашник», нижнюю заправляли в сапоги.

 

Женский костюм состоял из рубахи, поясной одежды, передника, пояса, головного убора, верхней одежды и обуви.

Основа костюма – рубаха.

Богатые горожанки носили две рубахи: нижнюю – из белого холста и верхнюю – из легкой шелковой ткани.

Женщины –крестьянки, носили одну холщевую рубаху.

Поясной одеждой были понева и юбка.

Понева – одежда из полотнищ шерстяной ткани, сверху собранных на шнурке.

Юбка – женская поясная одежда, которую шили из нескольких полотен ткани.

Сарафан - женская одежда в виде цельного платья с рукавами или без них, которую надевали через голову.

Головные уборы были очень разнообразными: платки, «кички», «сороки», кокошники.

Замужние женщины полностью закрывали волосы. Ходить с непокрытой головой считалось грехом.

А вот девушкам разрешалось показывать волосы, поэтому девичьи головные уборы были в виде обруча, перевязки.

В музее размещены две экспозиции. Первая из них – это этнографическая коллекция народных костюмов и предметов старинного быта, собранная в 80-е – 90-е годы ХХ века во время фольклорных экспедиций по областям Черноземья Галиной Яковлевной Сысоевой профессором Воронежской государственной академии искусств.

В коллекции представлены подлинные образцы праздничной крестьянской одежды конца Х1Х - начала ХХ века уездов Воронежской губернии: полные костюмы, отдельные элементы одежды, головные уборы, платки и шали, нагрудные украшения, лапти, вышитые рушники, настольник

Вторая экспозиция музея – это выставка тряпичных кукол ручной работы, изготовленных из современных материалов по образцам старинной одежды различных районов Воронежской, Белгородской

областей. Коллекция насчитывает около 70 кукол.



 

Предварительный просмотр презентации

Муниципальное Общеобразовательное учреждение Лицей № 6 9 ДЕКАБРЯ 2009 ГОДА

МОУ лицей № 6 г. Воронеж 2017 г. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ

Цель урока: Создать условия для формирования народной музыкальной культуры школьников, представляющей положительный социально-художественный опыт, как неотъемлемой части духовной культуры, основанной на национальных традициях и обычаях воронежского края, а также создать условия для развития гармонично – креативной личности.

Задачи: Воспитывать национальное самосознание, чувство глубины своей принадлежности к родному народу, к его истории и культуре. Воспитывать нравственные, духовные качества человека. Воспитывать чувство любви и уважения к Родине: ее природе, обычаям, воплощенным в музыкально- поэтическом, декоративно-прикладном народном творчестве. Создать условия для развития у уч-ся музыкальных способностей, приобщение к национальной культуре, развитие творческого, креативного мышления, используя поисково–исследовательский метод. Познакомить учащихся с народным музыкально-поэтическим и декоративно- прикладном творчеством, национальными традициями, обрядами, праздниками. Расширить знания учащихся в области краеведения, истории народной музыкальной культуры, прикладного искусства Воронежского края, что является наследием русского народа.

Народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее…

Много есть на свете, кроме нашей страны, всяких государств и земель, но одна у человека родная мать, одна у него и родина. К.Д.Ушинский

У каждого листочка, У каждого листочка, У каждого ручья Есть главное на свете- Есть родина своя. Для ивушки плакучей нет реченьки милей, Для беленькой березки Опушки нет родней. Есть ветки у листочка, Овражек у ручья… У каждого на свете есть родина своя А там , где мы родились, Где радостно живем, Края свои родные… Мы Родиной зовем. Е. Красев

ФОЛЬКЛОР= «народная мудрость», «народное знание».

РУССКАЯ ИЗБА

Во горнице во новой

Сами не едим, а людей кормим.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

МАТРЕШКИ

БАЛАЛАЙКА

«На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу».

БЕРЕЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА

Без березы не мыслю России, – Так светла по-славянски она, Что, быть может, в столетья иные От березы – вся Русь рождена. Под березами пели, женили. Выбирали коней на торгах; Дорогих матерей хоронили Так, чтоб были березы в ногах. Потому, знать, березы весною Человеческой жизнью живут: То смеются зеленой листвою, То сережками слезы прольют. О. Шестинский

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. С. Есенин

О русской народной песне сложено много пословиц: Где песня поется, там весело живется. Кто умеет веселится, тот и горя не боится! Красна песня ладом. Хороша сказка складом, а песня ладом. Хорошо говорить врозь, а петь вместе.

«Наряды себе шьем, украшаем вышивкой». В первый раз мы вышивали – Светел месяц со лунами, Во второй раз вышивали – Красно солнце со лучами, В третий раз вышивали – Чисто поле со кустами, В четвертый раз вышивали – Сине море со волнами.

О труде сложено много пословиц Кроить не шить, после не распорешь. Не бывает скуки, коли заняты руки. Как шьётся, так и носится. Длинная нитка – ленивая швея. Крой да песни пой, шить станешь, наплачешься.

НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

ВОРОНЕЖСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

ВОРОНЕЖСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

ВОРОНЕЖСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

ВОРОНЕЖСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

ВОРОНЕЖСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

Жизнь русских крестьян 17-18 вв. Воронежского края отличается от современного мира и от мира горожан. Естественный исторический процесс не позволяет нам вернуться в прошлое. Однако мы должны помнить о прошлом. Каждый человек несет в себе образ ушедшей жизни - жизни своих предков своей семьи. Забыть прошлое – означает как говорили русские крестьяне «утратить долю судьбы». По старинным поверьям русского народа, путь к процветанию лежит через крепкую, неразрывную, вечную связь предков и потомков.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.