Интегрированный урок на тему «Статистическое исследование звуковой и ритмической организации лирического текста»
Пояснительная записка к презентации
(на примере стихотворений В.В. Маяковского, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой)
Цель: обобщить знания, полученные на уроках математики по темам «Элементы статистики. Арифметическая прогрессия», на уроках литературы по теме «Стихосложение. Звукопись».
Задачи
Познавательная:
- показать, как связанны между собой математические методы исследования и художественные произведения;
- доказать, что понятия и законы статистики применимы для задач, которые ставятся в области литературы;
- оценить роль математических законов в поэтическом творчестве.
Коррекционно-развивающая: совершенствование умений анализировать лирический текст, определять арифметическую прогрессию, стихотворный размер, строить графики функций; коррекция образного мышления.
Воспитательная: воспитание любви к поэзии, воспитание поэтического чувства.
Оборудование: раздаточный материал к уроку; мультимедийный проектор.
План урока
1. Организационный момент (проверка присутствующих, сообщение о задачах урока).
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть (по ходу урока).
3. Работа по теме урока.
Слово учителя математики
Сегодня мы снова встретились в том же составе, чтобы вновь попытаться ответить на вопрос: как связаны между собой математика и литература.
Слово учителя литературы
Слайд 2: эпиграфом к уроку будут слова петербуржской поэтессы Зои Бурковой:
Математика и поэзия - сестры.
Может быть, это даже две ветви одной науки.
И в поэзии есть неподкупная точность «хладного циркуля»,
и в математике есть орнаментальная «святая красота».
Сегодня мы обратим внимание на лирику и попробуем выполнить анализ стихотворений с точки зрения двух этих наук.
И в очередной раз ответим на вопрос: математика и поэзия - что роднит их? Казалось, на первой взгляд они такие разные. Однако, возможно, я удивлю вас, но ученым не чуждо стихотворчество. Как показывает история науки, еще со времен Пифагора выдающиеся математики увлекались поэзией и даже сами пробовали писать.
Хочется привести такой пример. Николай Иванович Лобачевский – известный ученый-математик. В 1834 году, когда он был ректором Казанского университета, вдруг “рискнул” опубликовать свое стихотворение “Разлив Волги при Казани”.
Вот его отрывок:
Слайд 3:
Чтение наизусть.
“Ты поражаешь ли поля опустошеньем?
Ты похищаешь ли надежды поселян?
Нет! На водах твоих всегда благословенье
Почиет благодарных стран,
Тобой, питаемых, тобой обогащенных!
Ты и земли безвредная краса,
И светлые в струях твоих невозмущенных,
Как в чистой совести, сияют небеса.
Вот образ мирного могущества России!
Ее разлив не страшен никому.
Великодушие обуздывает силы,
Всегда, везде покорные ему.
Слово учителя литературы
Эта публикация, по-видимому, связана с приездом А.С. Пушкина в Казань в сентябре 1833 года, где он собирал материалы о восстании Пугачева.
Слово учителя математики
Слайд 4:
Также хочется напомнить, что крупнейшим литератором и математиком была Софья Васильевна Ковалевская. В течение нескольких лет С.В. Ковалевская не могла найти применения своим знаниям. Средств к существованию стало мало. Чтобы обеспечить себя, она писала стихи, повести, романы, критические статьи для журналов и газет. Вот одно из ее стихотворений.
Чтение наизусть.
Если ты в жизни, хотя на мгновенье
Истину в сердце своем ощутил,
Если луч правды сквозь мрак и сомненье
Ярким сияньем твой путь озарил:
Чтобы в решеньи своем неизменном
Рок ни назначил тебе впереди –
Память об этом мгновеньи священном
Вечно храни, как святыню, в груди.
Тучи сберутся громадой нестройной,
Небо покроется черною мглой,
С ясной решимостью, с верой спокойной
Бурю ты встреть и померься с грозой.
Слово учителя литературы
Вернемся к теме урока.
Наша задача сегодня - исследовать лирические произведения нескольких авторов: С.А. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой. Нам понадобятся 3 стихотворения. Предлагаю послушать их. Слушаем, учимся читать выразительно поэзию, наблюдаем за звуковой стороной стихотворений.
Декламация стихов.
В чем, на ваш взгляд, проявляется мастерство чтецов? (Нужно обладать хорошей дикцией, уметь правильно расставлять логические ударения, делать паузы, подчиняться законам ритмики стиха).
Итак, вернемся к уроку. Для работы нам необходимо будет поделиться на группы.
Деление на группы.
Сегодня мы попытаемся проследить закономерность, установить существование связи в данных произведениях законов стихосложения с законами математики, сравнить и систематизировать результаты.
Слово учителя математики
И делать это мы будем с помощью статистического метода. Давайте повторим его.
Слайд 5
Вообще, значение статистики в жизни современного общества можно ёмко выразить одной фразой из романа Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Статистика знает всё».
Мы уже знакомы с понятием «статистика» при изучении Теории вероятности из раздела математики, но все же вспомним, что же такое статистика?
(Учащиеся высказывают свое мнение)
Слайд 6
Статистика (от лат. status – состояние, положение вещей) – наука, изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях жизни.
Жизнедеятельность общества свидетельствует о востребованности статистики, не только как надёжного первоисточника данных, но и мощного инструмента познания объективных закономерностей прошлого и будущего развития окружающего мира.
С помощью статистических методов можно доказать экономические предположения, проверить теоретические гипотезы, восстановить и пополнить существующие оценки, а также представить изучаемые явления в полном объёме накопленных знаний.
Ведь без статистики немыслимо проведение исследований и подведение итогов.
Мы с вами тоже проведем небольшое исследование и посмотрим, как связаны между собой математические методы исследования и художественные произведения, докажем, что понятия и законы статистики применимы для задач, которые ставятся в области литературы.
Слайд 6
Основные этапы любого статистического исследования
- сбор информации
- обработка данных
- анализ полученных результатов
Основные статистические характеристики
(среднее арифметическое, размах, мода, медиана)
Среднее арифметическое
- Что мы называем средним арифметическим ряда чисел?
(Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых)
Размах
- Что называется размахом ряда чисел?
(Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел).
Мода
- Что называется модой ряда чисел?
(Модой ряда чисел называется число, которое встречается в данном ряду чаще других).
- Что называется медианой ряда чисел?
(Медианой упорядоченного ряда чисел с нечетным числом членов называется число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с четным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине).
В нашем мини-исследовании мы будем использовать только две статистические характеристики - среднее арифметическое и мода чисел.
Вернемся к этапам исследования
1 этап Сбор информации.
Для этого вам необходимо будет выполнить следующие задания
Слово учителя литературы
Слайд 7
Вы видите план работы на уроке. Мы обратим внимание на звуковую характеристику стихотворений. Ваше первое задание – исследовать особенности слоговой длины. Берете 3 строфы стихотворения. Данные записываете в таблицу, которая понадобится вам для построения графика.
Следующий шаг нашего анализа связан с исследованием звуковой стороны одной строфы стихотворения.
Вы выявляете число гласных, сонорных, шипящих звуков, а также обращаете внимание на количество использования авторами ь.
Слово учителя математики
Слайды 8, 9, 10
2 этап Обработка данных
Результаты статистических исследований после обработки обычно представляют в наиболее обозримой, наглядной и компактной форме. Это лучше всего сделать с помощью таблиц, диаграмм, графиков. Поэтому все свои расчеты вы вносите в таблицы и по ним чертите соответствующие графики.
(Самостоятельная работа учащихся).
Слово учителя математики
3 этап Анализ полученных результатов
Слово учителя литературы
Слайд 11
Слоговая структура
Давайте посмотрим на графики и попробуем проанализировать их. Обратим внимание на среднее значение чисел, характеризующих слоговую структуру текстов.
- У кого из авторов слоговая длина практически не отличается, похожа? (наиболее длинные, сложные слова использует С.А. Есенин, М.И. Цветаева).
- К чему это приводит? (Усиливает звуковую выразительность, делает слог более напевным, народным, медлительным. Очень выразительную стилистическую функцию в поэтической речи порой выполняет контраст коротких и длинных слов. Скопление коротких слов передает резкое движение).
- Прослеживается ли мода в данных по тексту М. Цветаевой? (да. Она равна 35. Это говорит о том, что здесь прослеживается закономерность в выборе языковых средств с точки зрения слоговой длины. У автора имеется индивидуальный стиль).
- Как мы можем охарактеризовать слоговую длину В.В. Маяковского? (Он использовал самые простые по количеству слогов слова. Владимир Маяковский любил короткие строки, указывая на выразительность слов с помощью графического средства – лесенки. Это четко прослеживается в графике).
- Что показывает график М.И. Цветаевой? (Если мы посмотрим на график М.И. Цветаевой, то увидим, что поэтесса так же, как С.А. Есенин, использует длинные слова, что позволяет подчеркнуть авторскую мысль).
Зрительная гимнастика
Слайд 12
Звуковая характеристика
- А теперь я предлагаю перейти ко второму заданию. Вам нужно было охарактеризовать звуковой строй стихотворений.
- Давайте охарактеризуем число сонорных у В.В. Маяковского? Как это отражается на содержании? (Мы видим, что у поэта сонорных меньше всех, он любил достаточно жесткие, твердые сочетания звуков, что позволяло сделать звучание стиха резким. Таким образом лирик мог эпатировать публику, создавать совершенно новую поэзию, т.к. он был футуристом).
- Можно ли сделать вывод, что график 2, показывающий особенности выбора звуков С.А. Есениным и М. Цветаевой, подтверждает наш первый тезис, сказанный ранее? Давайте сравним количество гласных в стихотворениях. (Да. С.А. Есенин и М. Цветаева любили использовать ассонанс, создавая образы природы. Их стихотворения отличаются необыкновенной напевностью, плавностью, что подтверждается графиком. «Некрасивые» шипящие в данном тексте указывают на переживания лирического героя, его душевное волнение).
- Что можно сказать о звуковом строе стихотворения М.И. Цветаевой? (Лирические тексты М.И. Цветаевой необыкновенно музыкальны. Она использует большое количество гласных, сонорных звуков, что создает особую певучесть стиха. Элементы звукописи здесь подчеркивают эмоциональность речи).
Промежуточный итог.
Слово учителя литературы
Итак, мы видим, ориентация на звучание слова – один из важнейших принципов построения текста в творчестве поэтов. Звукопись в творчестве поэтов – это, конечно же, повтор гласных, согласных звуков, которые создают определенный звукообраз.
В то же время звучание произведения определяется стихотворным размером, ритмом, характером и расположением рифм, строфикой.
Систематизация знаний о русском стихосложении.
Для исследования метрической стороны стихотворной речи, нам необходимо повторить законы стихосложения.
Стихосложение - построение стихотворной речи.
Слайд 13
- Именно М.В. Ломоносов доказал, что русскому языку более подходит силлабо-тоническое стихосложение (чередование ударных, безударных слогов в определенном порядке).
Слайд 14
Силлабо-тоническая система стихосложения - это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Слайд 15
Стопа – минимальный повторяющийся в стихе ритмический рисунок.
Сочетания закономерно повторяющихся ударных, безударных слогов образуют стопу, а группа стоп – метр, или стихотворный размер.
Слайды 15-19
Выделяют 5 классических размеров: 2 двусложных и 3 трехсложных.
Слайд 20
Чтобы правильно определить стихотворный размер, вам следует действовать по алгоритму, который вы видите на слайде. Сейчас я предлагаю вам перейти к третьему заданию: определить размер стихотворений. Берете свое стихотворение, по первым 2-м строкам определяете метр, используя алгоритм. Не забудьте составить схемы.
Самостоятельная работа учащихся
Слайды 21-23
Слово учителя математики
Теперь давайте выпишем номера ударных слогов из схемы.
У каждого из вас должна получиться последовательность чисел.
Слайд 24
Есенин: 1; 3, 5; 7…
Какое важное понятие в математике напоминает вам эта последовательность? (арифметическую прогрессию)
Что такое арифметическая прогрессия?
Назовите первый член и разность данной арифметической прогрессии?
Вывод: Номера ударных слогов образуют арифметическую прогрессию, с первым членом 1 и с разностью, равной двум.
Маяковский: 2; 4; 6, 8…
Образуют ли числа данной последовательности арифметическую последовательность? (да)
Назовите первый член и разность данной арифметической прогрессии?
Вывод: Номера ударных слогов также образуют арифметическую прогрессию, но ее первый член равен 2, а разность по-прежнему равна двум.
Цветаева: 1; 4; 7; 9…
Образуют ли числа данной последовательности арифметическую последовательность? (нет)
Вывод: В данном стихотворении номера ударных слогов не образуют арифметическую прогрессию.
Вывод: Сегодня мы нашли практическое применение арифметической прогрессии в искусстве стихосложения.
Анализ результатов
Слово учителя литературы
- Мы видим, что представленные тексты написаны разными размерами. А чем отличается двусложный метр от трехсложного? Что более сложный размер привносит в стихотворение? Меняется ли звучание стихотворения в зависимости от размера? (В зависимости от ритмического рисунка неуловимо меняется звучание, мелодия стихотворений. Стихи могут звучать подчёркнуто торжественно и почти прозаически, спокойно и взволнованно, напевно и резко, плавно и прерывисто. Мы видим, что ямб В. Маяковского достаточно резок, а с помощью хорея С.А. Есениным достигается напевность, мелодичность стиха).
.
4. Итоги урока
Слово учителя математики
- Как, на ваш взгляд, математика помогает понять структуру стихотворения? (Используя статистический метод, мы выявили характерные черты авторской манеры каждого поэта, исследовали элементы звукописи в текстах. Арифметическая прогрессия помогла усвоить закономерности чередования ударных, безударных слогов в схеме стихотворных размеров).
Наш урок показывает, как с помощью математики можно интерпретировать стихотворные тексты. Поэты интуитивно подбирают подходящие слова, не подсчитывают длину слова, слоговую длину, количество гласных и согласных. Тем не менее характерные, свойственные только конкретным лирикам особенности произведений можно выявить с помощью математики.
Стихи в цифрах
И закончить урок хотелось необычными стихами – стихами в цифрах. Давайте послушаем выразительное чтение Саши и Вали и попытаемся угадать, на чьи тексты похожи данные стихи в цифрах. Это еще один момент, показывающий неразрывную связь математики и литературы.
Слайд. 24
5. Оценивание
6. Домашнее задание
Ваше задание будет тоже связано с анализом стихотворения: стихотворения С.А. Есенина «Вот уж вечер…». Исследуйте данный текст по тому же плану. Заполните таблицы. Начертите график. Сделайте выводы.
7. Рефлексия
На уроке я работал |
активно / пассивно |
Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
Урок для меня показался |
коротким / долгим |
За урок я |
не устал / устал |
Мое настроение |
стало лучше / хуже |
Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Домашнее задание мне кажется |
легким / трудным интересным / неинтересным |
звуковая и ритмическая организация лирическог текста
PPTX / 1 Мб