Интегрированный урок-исследование на тему «Взаимодействие человека и природы»
Министерство образования Саратовской области
ГАПОУ Саратовской области
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
интегрированного урока - исследования
по дисциплинам «История», «Химия в промышленности»,
«Экологические основы природопользования» на тему:
«Взаимодействие человека и природы»
Преподаватели: Лабодина Светлана Викторовна
Курсакова Светлана Николаевна,
Галактионова Ирина Алекандровна
Балашов 2023
Аннотация
На методическую разработку интегрированного урока – исследования на тему: «Взаимодействие человека и природы»
Дисциплины: История, Экологические основы природопользования, Химия в промышленности.
Авторы: Лабодина С.В. Курсакова С.Н., Галактионова И.А.
Учебное заведение: ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
Объём работы- 43
Содержание
Экологическое образование и воспитание обучающихся - это необходимость, продиктованная самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
Поэтому приобщение обучающихся к практической экологической работе является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения.
Оглавление стр
Предисловие……………………………………… 3-5
Основная часть …………………………………… 6-31
Заключение………………………………………… 32
Литература…………………………………………. 33
Приложение………………………………………… 34-43
1.Предисловие
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Сама жизнь выдвигает неотложную задачу – воспитание человека – творца, созидателя и новатора.
Акцент переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тип нашего урока урок - исследование.
Урок-исследование, дает подростку опыт групповой интеллектуальной деятельности, становится источником востребуемых культурой поведенческих привычек и навыков общения, интеллектуального взаимодействия: не произносить резких категорических суждений, не подчеркивать интеллектуального превосходства, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях и т.д.
Исследовательская работа становится еще более интереснее, если она затрагивает экологические вопросы города, в котором проживают обучающееся.
Предлагаемый способ работы позволяет преодолеть, отрыв теоретических знаний от общественной практики. Обучающиеся на данном уроке познают действительность, выстраивают свою позицию по общественно-значимому вопросу и аргументируют ее.
Исследование как метод и как самостоятельная технология используются нами как на уроках, так и во внеклассной работе по преподаваемым дисциплинам. В ходе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают навыками самой этой деятельности, формулируют цели деятельности, планируют её осуществление, проводят постоянную рефлексию своего продвижения к цели, готовят и предъявляют результаты.Исследование позволяет разнообразить коммуникативные связи обучающихся с социумом. Выполненные работы приносит обучающимся удовлетворение, позволяет почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствует становлению личностных компетентностей, дает возможность пропустить полученную информацию через свой внутренний мир, учит сочувствовать, сопереживать, воспитывает человека, гражданина, патриота.
Результатом нашего урока является повышение мотивации к обучению, развивается самостоятельность, обучающиеся включаются в активную учебно-познавательную деятельность; формируются навыки и умения учебно-исследовательской деятельности.
Подобные формы уроков очень нравятся студентам, так как они получают возможность проявить свою самостоятельность и творческий подход, высказать свою точку зрения, обмениваться мнениями. К тому же разнообразные формы работы на уроке вызывают у них заинтересованность, вследствие чего урок проходит для студентов быстро и незаметно. После таких уроков студенты, как правило, испытывают эмоциональное и творческое удовлетворение.
2. Основная часть
Ход занятия.
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
1.1 Организационный момент:
Приветствие преподавателя, мотивация учебной деятельности
Предварительная организация группы: проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности обучающихся к изучению материала.
1.2. Здравствуйте. Мы сегодня на уроке будем обсуждать очень актуальную проблему, которая рассматривается при изучении литературы, истории, экологии, основ философии, химии. Каждая дисциплина эту проблему трактует по-разному, но решение практически одинаковое у всех. Урок наш необычный он интегрированный, так как пути их решения этой проблемы мы будем искать, опираясь на знания трех дисциплин экологии, истории и химии. Основные вопросы занятия требуют тщательного изучения, разобраться в них невозможно без исследовательской работы. При подготовке к уроку Вы были поделены на группы, и готовили видеоролик по нашей проблеме. Вы все очень серьёзно подошли к выполнению данного занятия. Мы их внимательно изучили и сейчас вашему вниманию мы предложим обсудить лучший из них.
1.3 Сегодня работать на уроке надо так, чтобы ваша работа доставила радость и вам и окружающим, или, по крайней мере, нужно понимать, что полученные знания пригодятся вам в течение дальнейшей жизни. А теперь за работу…
1.4 Инициирование обучающихся к формулированию темы и целей занятия
Формы организации: групповая
Средства: презентация
Методы: метод развития критического мышления, частично- поисковый
Приемы: беседа, подводящая к теме урока
Просмотр видеоролика
Преподаватель:
-Как вы считаете, о чём этот сюжет?
-Что люди хотят от общения с природой?
-Каков результат общения с природой?
Какова связь с реальной действительностью?
Преподаватель:
Ребята! Давайте сформулируем тему нашего урока. Предлагайте свои варианты.
Преподаватель: обобщает ответы студентов
Ребята! Вы абсолютно правильно определили тему урока. Сегодня мы будем размышлять о том, какова же взаимосвязь человека и природы? Насколько серьёзна эта проблема в наше время? Насколько стал человек далек от природы? И что делать, чтобы наладить эти взаимоотношения? Будем выяснять, имеет ли значение для её решения место пребывания человека, национальность, цвет кожи? Нет, никакого. Значение имеет лишь чистота сердца, открытость души человека и его умение любить.
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действииФормы организации: групповая
Средства: презентация Методы: коллективная мыслительная деятельность Приемы: беседа, видеофильм, привлечение занимательных фактов для стимулирования процессов обучения.2.1 Преподаватель:
Послушайте слова знаменитого писателя Валентина Распутина: «Удивительно, но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах… Оно даже громче войны и стихии».
Что это за слово? В котором ощущается тревожность звучания, озабоченность и чувство опасности?
Обучающиеся: Экология
Преподаватель: Что вам известно об экологии, об экологическом кризисе?
Обучающиеся: Экология – это наука о взаимодействии организмов, в т.ч. человека с окружающей средой.
Экология - это состояние окружающей среды. Например, хорошая экология, плохая экология (в широком смысле).
Экологический кризис – это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды.
Мы с вами рассмотрим, как человек взаимодействует с природой, как он влияет на неё и чем природа отвечает человеку. Человек — часть биосферы. Человек не может жить вне природы и независимо от нее.
Почему так тревожно звучат слова писателя? Откуда же пришла эта беда? И почему она стала вселенской?
Давайте посмотрим в режиме реального времени как человек использует природные богатства на сайте Worldometers.
Обсуждение счетчика Земли (записываем на доске данные на начало урока).
Человек стал хозяином нашей планеты Земля, он активно вторгается в жизнь природы, не всегда думая о последствиях
Преподаватель: Сегодня на уроке будем с вами рассуждать, высказывать свое мнение, анализировать, сравнивать, мыслить, работать с презентацией, проводить исследовательскую работу, размышлять над поставленными вопросами. Полученная информация будет вам полезна для всеобщего развития и при изучении следующих дисциплин: «Основы философии», «Социальная психология».
3. Промежуточная рефлексия:
Формы организации: групповая
Средства: презентация
Преподаватель: А теперь посмотрим фильм, и ответим на вопрос какое отношение этот фильм имеет к теме нашего занятия?
Видеофильм «Воробьиная революция в Китае»
Обучающиеся: Люди нарушили законы природы
Преподаватель: Что необходимо сделать, чтобы таких примеров было меньше?
Обучающиеся: Необходимо изучать законы экологии
Вопросы для беседы:
1. Как вы считаете, актуальна ли тема нашего урока? Если да, то почему, если нет, то тоже почему?
2. Какие вопросы по данной теме вас интересует больше всего? Назовите их.
(Прослушивание ответов студентов)
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Открытие «нового знания» (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения занятия по каждому пункту плана)
Преподаватель объявляет тему и план занятия.
План темы:(Слайд № 14)
1.История развития человеческого общества
2.«Взаимодействие человека и природы»
3. Промышленное загрязнение окружающей среды
Вопрос № 1.Преподаватель истории:
Форма организации: индивидуальная, групповая
Методы обучения: рассказ преподавателя, собеседование, познавательно проблемное изложение материала, метод незаконченных предложений.
Приемы обучения: объяснительно – иллюстративный, ролевая игра.
Средства обучения: технологическая карта творческой и исследовательской работы.
С момента эволюции человека, т.е. переход первобытных людей в стадию современных прошли сотни миллионов лет.
Преподаватель истории:
Посмотрите, как это было. (Видеоролик)
Преподаватель истории:
На данный момент есть несколько теорий происхождения человека: божественная, космическая и эволюционная. Сейчас наибольшим авторитетом в кругах ученых пользуется последняя. На каждом этапе эволюции человека отношения с природой были различными.
С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Первобытные люди ощущали себя частью живых экосистем, были включены в природные ритмы. Неслучайно животные и растения занимают в наскальных рисунка не меньшее, а даже большее место, чем человек. Древние люди верили в тесную взаимосвязь между собой и другими живыми существами, а многие древние культы и религии обожествляли животных. Выражалось это в заботе и сохранении природы: «священные» рощи не вырубали, почитаемых животных запрещали убивать. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их люди совершали ритуальные жертвоприношения. Но шло время, человек эволюционировал, совершенствовался его мозг. Люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевал свое место среди других племен, но и вознамерился подчинить саму природу.
Вопрос взаимодействия с окружающей средой актуален и сегодня. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом его творения. И вместо благодарности продолжает вести себя очень агрессивно. Ни для кого не секрет, как пагубно сегодня сказывается на окружающем мире деятельность человека.
Потребительское отношение к сокровищам планеты может иметь действительно катастрофические последствия. Ежедневно вырубаются огромные площади лесов, а ведь леса - это легкие планеты, к тому же их уничтожение ведет к уменьшению, а иногда исчезновению различных видов животных и растений.
Как мы видим, на протяжении всей истории развития человеческого общества животные и растения давали человеку пищу, кров, одежду, рабочую силу, средства передвижения.
В наш век роль живой природы в жизни человека не стала меньше. Хотя мускульная сила животных теперь почти полностью заменена машинами, источники питания человека остались те же — растения и животные, только потребность в них возросла во много раз, что вызвано ростом населения. Все так же и даже в большей мере современное сельское хозяйство невозможно без насекомых — опылителей растений. Все так же человек продолжает «осваивать» и использовать новые виды животных для хозяйственных нужд. Например, растительноядные рыбы надежнее машин очищают оросительные каналы от зарастания. Химические методы защиты растений от вредителей еще недавно казались универсальными, а ныне прилагаются усилия к их замене биологическими: привлекают птиц в сады и леса.
Преподаватель:
Ребята, а теперь давайте выясним, что важнее природа, или человек?
Ролевая сценка «Спор природы с человеком».
Человек: Я, Человек, имеющий разум, умеющий мыслить, могу всё: читать книги и даже писать их, строить дома, производить машины и управлять ими, вырабатывать электроэнергию и многое другое.
Природа: Хорошо, мой почтенный Человек, я признаю твой ум. Ты многое умеешь, и написал много книг. Но позволь с тобой поспорить. Вот ты читаешь, познаёшь тайны. А какую книгу ты читаешь? Не книгу ли Природы? А что познаёшь? Не премудрости ли Природы?
Человек: Согласен. Я познаю премудрости Природы. Так ведь я сам их открываю.
Природа: Ну да, ты их открываешь, а я, Природа, их устанавливаю. Твой разум не может вместить всего того, что сокрыто во мне, в Природе. Ты только можешь увидеть и убедиться, что всё здесь правильно, красиво, премудро и разумно.
Человек: Вот – вот, именно разумно, а разум есть только у человека. Его нет ни у камней, ни у птиц и зверей, ни у кого милостивая Природа.
Природа: Это вы люди, так считаете, что птицы, звери, растения не имеют разум.
Преподаватель:
А теперь давайте и мы с вами ребята, попытаемся сегодня выяснить - кто же прав человек или Природа.
Преподаватель:
Мысли о том, какое место занимает человек в природе, интересовало людей с давних пор. Эти вопросы рассматриваются в ряде тем по дисциплине «Основы философии»
-Античные философы высказывали мысль о единстве человека и природы.
-В эпоху Возрождения на первое место выходит человек. Человек ставится в центр Вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, но господин Природы.
-В эпоху Нового времени Природа перед наукой и техникой выступает главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации.
-В России XIX века человек – это основная часть природы. Природу в данный период рассматривали в единстве с человеком.
-Сегодня природа поставщик, а человек заказчик.
Преподаватель:
Рассмотрев, точки зрения древних философских мыслителей мы пришли к выводу:
1.человек – это царь природы;
2. человек-это звено в цепи эволюции
Преподаватель:
-Ребята, давайте подискутируем по данной проблеме.
Преподаватель:
Выслушивает мнения студентов.
Преподаватель:
А теперь давайте выполним творческие задания.
Задание № 1
Составить синквейн по теме нашего урока. Синквейн – это в переводе с английского пять строк:
строка 1 – имя существительное,
строка 2 – 2 прилагательных,
строка 3 – 3 глагола,
строка 4 – фраза со смыслом,
строка 5 – резюме – одно главное слово по теме урока.
Задание № 2
«Метод неоконченных предложений».
в широком смысле природа это –
в узком смысле природа –
природа выступает для человека в двух аспектах –
для меня природа –
Вопрос № 2
Форма организации: индивидуальная, групповая
Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала, метод визуализации учебной информации, исследовательский
Приемы обучения: рассказ, проблемный диалог, исследование
Средства обучения: презентация, технологическая карта творческой и исследовательской работы
Преподаватель: Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует, и существовать не может. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.
Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:
1– во-первых, воздействие природы на общество,
2– во-вторых, воздействие общества на природу.
Преподаватель: В первом случае как воздействует природа на человека?
Обучающиеся: Природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт – все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию.
Преподаватель: Во втором случае, как общество воздействует на природу?
Обучающиеся: Общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.
Преподаватель: Человеческое общество живет по определенным правилам, нарушая эти правила нас ждет неотвратимое наказание (привести примеры). А, что же произойдет, если мы нарушим законы природы?
Обучающиеся: Наступит экологический кризис.
Преподаватель: Для того, чтобы не нарушать законы природы, надо их изучать. Сегодня мы познакомимся с экологическими законами Барри Коммонера. А сейчас мы познакомимся с биографией этого ученого.
Сообщение обучающегося:
Барри Коммонер – широко известный американский биолог и эколог (1917-2012) родился в Бруклине, США, 28.05.1917 года. Родители его евреи Исидор Коммонер (Исаак Каменар) и Голда Ярмолинская имигрировали из Российской Империи. Со стороны матери дядей Барри был прекрасно образованный человек - переводчик и исследователь классической русской прозы, декан славянского отдела Нью-Йоркской публичной библиотеки Аврам Ярмолинский, который оказал влияние на судьбу Барри. Когда мальчик был ребенком, семью постигло горе: ослеп отец. Но мать была домохозяйкой и могла уделять внимание воспитанию сына. Барри поступил в Квинз Коллидж университета штата Колумбия, где и получил степень бакалавра. В процессе обучения были отмечены склонности Барри к науке, и он был направлен в аспирантуру в Гарвард, где занимался биологией, химией, физикой. В 1938 году ему была присвоена степень магистра, в 1941 - докторская степень. Так складывалось его восхождение в науке, ей он оставался верен на протяжении всех лет. Вторая мировая война внесла коррективы в жизнь Коммонера. Он участвовал в ней флотским лейтенантом. И только по окончании войны смог снова заняться научными изысканиями. Умер Коммонер 30 сентября 2012 года в возрасте 95 лет в США. С конца 50-х годов прошлого века имя Барри Коммонера становится визитной карточкой борца за экологию. Противник ядерных испытаний, он исследовал проблемы, связанные с бурным развитием технологий.
Преподаватель: Рассмотрим данные законы:
Закон 1. Всё связано со всем.
Этот закон постулирует единство Мира, он говорит нам о необходимости искать и изучать природные истоки событий и явлений, возникновение связующих их цепочек, устойчивость и изменчивость этих связей, появление в них разрывов и новых звеньев, стимулирует учиться эти разрывы залечивать, а также предсказывать ход событий.
Преподаватель: Как вы понимаете суть этого закона? Объясните на примере: Компания, специализирующаяся на продаже древесины, интенсивно вырубает лес. Как это может повлиять на всю остальную природу?
Обучающиеся: С уменьшением количества деревьев также уменьшается и объем свободного кислорода. Кроме того, происходят дополнительные выбросы оксида азота в атмосферу, что истощает озоновый слой. Наконец, последним звеном в этой цепочке будет усиление ультрафиолетового излучения, вредоносного для всех живых организмов
Закон 2. Всё должно куда-то деваться.
Нетрудно увидеть, что это, по существу, просто перефразировка известных законов сохранения. В наиболее примитивном виде эту формулу можно трактовать так: материя не исчезает. Законы 1 и 2 в качестве следствия определяют концепцию замкнутости (закрытости) природы как экологической системы самого высокого уровня.
Преподаватель: Как вы понимаете суть этого закона? Объясните на примере: В 20 веке экологический кризис называют «Кризисом редуцентов». Почему?
Обучающиеся: Природные редуценты уже не успевают очищать биосферу от антропогенных отходов и искусственных синтетических веществ — ксенобиотиков. Следовательно, кризис редуцентов вызван научно-технической революцией.
Закон 3. Природа знает лучше. Закон утверждает, что любое крупное вмешательство человека в природные системы вредно для неё. Этот закон как бы отделяет человека от природы. Суть его состоит в том, что все, что было создано до человека и без человека, является продуктом длительных проб и ошибок, результатом сложного процесса, опирающегося на такие факторы, как изобилие, изобретательность, безразличие к индивидам при всеохватывающем стремлении к единству.
Преподаватель: Как вы понимаете суть этого закона?Приведите примеры.
Обучающиеся: Отстрел волков в некоторых северных лесах привел к тому, что эта природная зона лишилась своих естественных «санитаров». В Китае массово отстреливали воробьев.
Закон 4. Ничто не даётся даром. Иными словами, за всё надо платить Закон говорит о том, что для увеличения своей внутренней энергии природные системы создают наиболее благоприятные условия - они «пошлин» не берут.
Преподаватель: Как вы понимаете суть этого закона? Что произойдет с урожаем овощей, если мы будем их выращивать на одном месте несколько лет?
Обучающиеся: При ежегодном выращивании овощей на одном и том же месте уровень полезных веществ в почве (фосфор, азот, калий и т. д.) снижается. С каждым разом урожай становится все меньше и меньше. В конце концов, человеку приходится или покинуть этот участок или обработать его удобрениями.
Преподаватель: История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её последствиях.
Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции усилили отрицательное воздействие на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете.
Почвы. Главный фундамент жизни-почвы повсюду на Земле деградируют. В то время как Земля накапливает один сантиметр чернозёма за 300 лет, ныне один сантиметр почвы погибает за три года. Не меньшую опасность представляет собой загрязнение планеты.
Воздух. Загрязнение атмосферного воздуха превзошло все допустимые пределы.
Концентрация вредных для здоровья веществ в воздухе превышает медицинские нормы во многих городах в десятки раз. Кислотные дожди, содержащие двуокись серы и окись азота, являющиеся следствием функционирования тепловых электростанций и заводов, несут гибель озёрам и лесам. Авария на Чернобыльской АЭС показала экологическую угрозу, которую создают аварии на атомных электростанциях, они эксплуатируются в 26 странах мира.
Воды. Мировой океан постоянно загрязняется из-за расширения добычи нефти на морских промыслах. Огромные нефтяные пятна губительны для жизни океана. В океан сбрасываются миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных отходов. На каждый квадратный километр океанской воды сейчас приходится 17 тонн различных отбросов суши.
Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. Сточные воды, пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк, свинец и многое другое в огромных количествах попадают в реки и озёра.
По заключению специалистов, в некоторых районах земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой.
Титул самой чистой реки Европы по данным ЮНЕСКО Хопер получил еще в 70-ых годах. Тогдашние исследования показывали, что крупный левый приток Дона - Хопер имеет уникальную, незагрязненную воду. Все эти десятилетия жители четырех областей, по которым протекает река, гордились тем, что могут отдыхать, купаться и рыбачить на лучшей реке континента. Однако, уже несколько лет экологи ставят под вопрос чистоту популярного водоема.
Проведем исследовательскую работу по определению органолептических показателейпитьевой природной воды
Объект исследования: вода из р.Хопер, водопроводная вода, бутилированная вода
Цель работы: Исследовать показатели цветности, запаха, прозрачности.
Методы: работа с научными текстами, систематизирующими таблицами, самостоятельные, творческие работы, эксперименты, исследования и наблюдения.
Материалы и ресурсы, необходимые для исследовательской работы: тексты для анализа, комплект – практикум «КПЭ».
Задание №3:Определение органолептических показателейпитьевой природной вод: вода из р.Хопер, водопроводная вода, бутилированная вода.
Исследование №1 Определение цветности воды
Цветность - естественное свойство природной воды, обусловленное присутствием гуминовых веществ и комплексных соединений железа. Цветность воды может определяться свойствами и структурой дна водоема, характером водной растительности, прилегающих к водоему почв, наличием в водосборном бассейне болот и торфяников и др. Цветность воды определяют визуальноили фотометрически.
Предлагаемый метод определения цветности, являющийся наиболее простым, в то же время рекомендован ГОСТ 1030.Оборудование: Пробирка стеклянная высотой 15-20 см, лист белой бумаги (в качестве фона).
Выполнение анализа:
1. Заполнить пробирку водой до высоты 10-12 см.
2.Определить цветность воды, рассматривая пробирку сверху и сбоку на белом фоне при достаточном освещении (дневном,искусственном). Отметить подходящий оттенок из приведенных в таблицу в свободную графу.
№ | Цвет сбоку | Цвет сверху | Градус цветности |
1 | Не отмечен | Не отмечен | 0 |
2 | Не отмечен | Очень слабый желтоватый | 20 |
3 | Слабый | Желтоватый | 40 |
4 | Бледно-желтый | Слабо желтый | 60 |
5 | Бледно-желтый | Желтый | 150 |
6 | Бледно-желтый | Интенсивно-желтый | 300 |
Исследование №2 «Определение запаха воды»
Запах водыобусловлен наличием в ней летучих пахнущих веществ, которые попадают в воду естественным путем либо со сточными водами. Практически все органические вещества (в особенности жидкие) имеют запах и передают его воде. Обычно запах определяют при нормальной (20°С) и при повышенной (60°С) температуре воды. Запах по характеру подразделяют на две группы, описывая его субъективно по своим ощущениям: естественного происхождения (от живущих и отмерших организмов, от влияния почв, водной растительности и т.п. и - искусственного происхождения.
Выполнение анализа:
1.Заполнить колбу водой на 1/3 объема и закрыть пробкой
2. Взболтать содержимое колбы вращательным движением руки.
3.Открыть колбу и сразу же определите характер и интенсивность запаха, вдыхая воздух(осторожно!)Если запах не ощущается, испытание повторить, нагрев воду в колбе до t˚ -60˚C. Интенсивность запаха оценивают по 5-бальной шкале.
Таблица №2 «Оценка интенсивности запаха»
Интенсив-ность запаха | Характер проявления запаха | Оценка интенсивности запаха | | | |
Нет | Запах не ощущается | 0 | | | |
Очень слабая | Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании(при нагревании воды) | 1 | | Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды) | 1 |
Слабая | Запах замечается, если обратить на это внимание | 2 | | | |
Заметная | Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о качестве воды | 3 | | | |
Отчетливая | Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от употребления | 4 | | | |
Очень сильная | Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению | 5 | | | |
Исследование №3Определение прозрачности воды
Прозрачность воды определяется обычно по высоте столба воды, через которую можно прочитать текст, напечатанный стандартным шрифтом Снеллена. Высота столба воды, измеряемая в сантиметрах, указывает на степень её прозрачности. Исследуемую воду взболтать и налить доверху в специальный градуированный стеклянный цилиндр высотой 20 см с плоским дном и выпускным краном у дна, на который надет резиновый наконечник с зажимом. Под цилиндр на высоте 4 см от его дна поместить шрифт Снеллена и попытаться различить буквы через столб воды в цилиндре. Если воды мутная и шрифт прочесть не удаётся, то с помощью зажима на резиновом наконечнике цилиндра нужно постепенно сливать воду в чашку Петри до тех пор, пока буквы шрифта станут различимыми. Отметить высоту столба воды в цилиндре, при которой возможно чтение шрифта Снеллена. Питьевая вода должна иметь прозрачность не ниже 30 см. При прозрачности 20-30 см высоты водного столба воды признаётся слабо мутной, 10-20 см — мутной, менее 10 см - очень мутной.
Заключение
1.При исследовании пробы воды, взятой из р.Хопер, установлено, что по органолептическим свойствам вода ______________________(удовлетворяет не удовлетворяет) требованиям нормативных документов.
2.При исследовании пробы водопроводной воды, установлено, что по органолептическим свойствам вода ______________________(удовлетворяет не удовлетворяет) требованиям нормативных документов.
3.При исследовании пробы бутилированной воды, установлено, что по органолептическим свойствам вода ______________________(удовлетворяет не удовлетворяет) требованиям нормативных документов.
Вопрос №3
Форма организации: индивидуальная
Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала, метод визуализации учебной информации, исследовательский
Приемы обучения: рассказ, проблемный диалог, исследование, прием смыслового чтения текста
Средства обучения: презентация, карта исследовательской работы
Преподаватель: Экология и промышленность…. Экология и производство… Возможно ли разумное сочетание этих двух, таких противоречивых для современного общества, терминов? И возможно ли найти компромисс для непримиримых антагонистов – экология и производство? Давайте поразмышляем и попытаемся найти ответы на эти вопросы уже в конце нашего урока - исследования.
Во многих городах мира существует такая экологическая проблема, как промышленное загрязнение окружающей среды. Давайте перечислим известные источники промышленного загрязнения.
Обучающиеся: К наиболее типичным источникам загрязненияотносят: заводы, фабрики, электро- и гидроэлектростанции, котельные и трансформаторные подстанции, автозаправочные и газораспределительные станции, склады хранения и переработки продукции.
Преподаватель: Все перечисленные промышленные объекты осуществляют загрязнение различными способами и веществами. Нам предстоит выявить наиболее распространенные виды промышленного загрязнения. Что вы о них знаете?
• Химическое Загрязнителями выступают такие химические вещества и соединения, как формальдегиды и хлор, сернистый газ и фенолы, сероводород и угарный газ. И как итог, появление таких глобальных проблем как кислотные дожди, разрушение озонового слоя, возникновение парникового эффекта и др. проблемы, которые представляют опасность для окружающей среды, жизни людей и животных.
• Биологическое К основным источникам биологического загрязнения относятся сточные воды предприятий пищевой и кожевенной промышленности, бытовые и промышленные свалки, канализационное сети. В биосферу попадают вирусы и инфекции, которые распространяются в воздухе, воде, почве, вызывают заболевания у людей и других живых организмов. Наиболее опасными являются возбудители газовой гангрены, столбняка, дизентерии, холеры, грибковых заболеваний.
• Шумовое Шумы и вибрации приводят к заболеваниям органов слухового аппарата и нервной системы. Шумовое загрязнение появляется, когда неприятные (громкие) звуки из окружающей среды воздействуют на органы слуха человека и приводят к психологическим проблемам, включая напряжение, повышенное давление, нарушение слуха и т.д. Оно может быть вызвано промышленным оборудованием, самолетами, автомобилями и т.д.
• Тепловое Теплые стоки вод меняют режим и температуру среды в акваториях, одни виды планктона отмирают, а их нишу занимают другие.Тепловое загрязнение обусловлено избыточным теплом в окружающей среде, создающим нежелательные изменения в течение длительных периодов времени. Главной причиной теплового загрязнения является использование воды в качестве хладагента электростанциями и промышленными предприятиями.Тепловое загрязнение увеличивает температуру Земли, вызывая резкие климатические изменения и исчезновение видов дикой природы.
• Радиационное Наибольшую опасность для здоровья человека представляют антропогенные факторы радиационной опасности, связанные со следующими видами и отраслями человеческой деятельности: атомная промышленность, ядерные взрывы, ядерная энергетика, медицина и наука. Атомная промышленность занимается добычей, переработкой и обогащением радиоактивного сырья, используемого далее либо как топливо в ядерной энергетике, либо для создания систем ядерного оружия (ядерные боеголовки). Следовательно, предприятия атомной промышленности имеют дело непосредственно с радиоактивными веществами, часть которых неизбежно попадает в окружающую человека среду в виде отходов либо рассеивается в почве, атмосфере, водоемах.
• Электромагнитное загрязнение Источники электромагнитного загрязнения – линии электропередач, радио, телевидение, промышленные установки, базовые станции сотовых операторов. Внутреннее загрязнение помещений бытовыми приборами. Особенно опасны микроволновые печи, домашние компьютеры и устройства для передачи радиосигналов (роутеры). Индивидуальное, от приборов личного пользования. Сотовые телефоны, планшеты, беспроводные наушники (гарнитура) и прочее.
Преподаватель: Итак, мы выявили основные виды загрязнения, в том числеи промышленные. Давайте подумаем: можно ли снизить уровень такого загрязнения? Предложите способы.
Обучающиеся: В первую очередь снижение уровня промышленного загрязнения зависит от самих предприятий. Для того чтобы это происходило, руководство заводов, станций и других объектов должны сами контролировать рабочий процесс, уделять особое внимание очистке и утилизации отходов. Кроме того, необходимо использовать малоотходные технологии и экологические разработки, которые позволят снизить уровень загрязнения и минимизировать влияние на природную среду. Во вторую очередь снижение загрязнения зависит от компетентности, внимательности и профессионализма самих работников. Если они будут отлично выполнять свою работу на предприятии, то это снизит риск промышленного загрязнения городов.
Преподаватель: Как вы считаете, г. Балашов мы можем назвать промышленным городом? Назовите действующие предприятия города.
Обучающиеся: Можем. Хотя объем промышленных предприятий не так высок. Из наиболее крупных: МакПром, Балашовский сахарный комбинат, ЖБК -8, Элеватор Холдинг, Балашовский комбикормовый завод, Балтекс, и тд.
Преподаватель: А что вы можете сказать об экологической ситуации в городе? Какие виды промышленного загрязнений и не только присутствуют?
Обучающиеся: Экологическая ситуация в городе достаточна стабильна. Наиболее распространенызагрязнения: химическое, биологическое, шумовое, электромагнитное, выбросы автотранспортом.
Преподаватель:Давайте остановимся поподробнее на загрязнении окружающего воздуха именно автотранспортом. Закончим исследовательскую работу «Автотранспорт – основной загрязнитель воздуха». Подготовительную работу мы уже с вами начали. Актив группы получил задания для проведения исследовательской работы:в течении 10 минут произвести подсчет легкового и грузового автотранспорта, автобусов на участках автотрассы.
Ими были исследованы объекты:1участок: ул. Луначарского (район техникума), 2 участок: ул. К. Маркса (р-он магазина «Тройка»), 3 участок: ул. 30 лет Победы (р-он Дмитриевского рынка).
В результате подсчета были получены следующие цифры: в течении заданного времени на 1 участке проехало 13 автомобилей, на 2 – 38 и на 3 – 32 автомобиля.
Задание № 4 Провести наблюдение за движением автотранспорта на оживленных перекрёстках города. проанализировать количество выбросов, загрязняющих веществ от автотранспорта.
Пользуясь данными таблицы, провести расчет суммарного загрязнения по формуле:
М=t*n*(mCO+mCO2+mNO2+mсажи)
Количество выхлопных газов и сажи даны в сводной таблице.
Сводная таблицу расчетов
| Время(t)мин | Число атомашин(n) | m CO | m CO2 | m NO2 | m сажи | М(г) за 10 мин | М(г) за час | ||
1 участок | 10 | 13 | 0,035 | 0,217 | 0,002 | 0,04 | 38,22 | 229,32 | ||
2 участок | 10 | 38 | 0,035 | 0,217 | 0,002 | 0,04 | 111,72 | 670,32 | ||
3 участок | 10 | 32 | 0,035 | 0,217 | 0,002 | 0,04 | 94 | 564 | ||
| | | 0,294 | | |
Преподаватель:В результате исследования сделаем вывод какой участок выделяет большее количество загрязняющих веществ?
Обучающиеся: Участок № 2 ул. К. Маркса (р-он магазина «Тройка»), за час выделяется в окружающую среду 670 г загрязняющих веществ и участок № 3 по ул. 30 лет Победы (р-он Дмитриевского рынка) за час выделяется 564 г. загрязняющих веществ.
Преподаватель: Следует учесть, что эти данные характеризуют работу автомобильного двигателя в течение 10 минут. Путем расчетов мы определили, что за один час автотранспортный поток выделяет определенное количество вредных веществ, из которых 60% поступает в атмосферу и 40% оседает на почвенный покров. Реальная цифра выбросов может быть меньше или больше, так как мы брали данные, характеризующие выбросы при скорости автомобилей примерно 20 км/час. Так же на эти показатели влияет время суток. Наличие на улице пешеходного перехода и знака предписывает снижать скорость движения автотранспортного потока, а при малых скоростях автомобильные выбросы увеличиваются в 3-5 раз.
Один легковой автомобиль вырабатывает за год такое количество углекислого газа, который равен его собственному весу. В этом газе содержится около 300 опасных для людей и природы веществ.
Преподаватель: Итак, после того как вы подсчитали количество выбросов, давайте определим степень их опасности выполнив задание №-5. Для этого используем прием смыслового чтения текста «Выхлопные газы автомобиля и здоровье человека». Необходимо прочитать и поработать с текстом,подчеркнув в нем ключевые моменты, где говорится о степени опасности каждого вещества и влияния на организм человека. Затем проанализировать выделенный вами текст и определить степень токсичности каждого из выхлопных газов поработав со шкалой. 10 баллов наибольшая степень опасности.
Оксид углерода (CO – угарный газ)Продукт неполного сгорания нефтяных видов топлива не имеет цвета и запаха, легче воздуха. В кислороде и на воздухе оксид углерода горит голубоватым пламенем, выделяя много теплоты и превращаясь в углекислый газ. Оксид углерода обладает выраженным отравляющим действием. Оно обусловлено его способностью вступать в реакцию с гемоглобином крови, вследствие этого нарушается газообмен в организме, появляется кислородное голодание и возникает нарушение функционирования всех систем организма. Легкая степень отравления вызывает пульсацию в голове, потемнение в глазах, повышенное сердцебиение. При тяжелом отравлении сознание затуманивается, возрастает сонливость. При очень больших дозах угарного газа (свыше 1 %) наступают потеря сознания и смерть....
Оксиды азота (NO, NO2, N2O, N2O3, N2O5, в дальнейшем – NOx)Оксиды азота являются одними из наиболее токсичных компонентов отработавших газов. При нормальных атмосферных условиях азот представляет собой весьма инертный газ. При высоких давлениях и особенно температурах азот активно вступает в реакцию с кислородом. В выхлопных газах двигателей более 90% всего количества NOx составляет угарный газ NO, который еще в системы выпуска, а затем и в атмосфере легко окисляется в диоксид (NO2).Оксиды азота раздражающе воздействуют на слизистые оболочки глаз, носа, разрушают легкие человека, так как при движении по дыхательному тракту они взаимодействуют с влагой верхних дыхательных путей, образуя азотную и азотистую кислоты. Как правило, отравление организма человека NOx проявляется не сразу, а постепенно, причем каких либо нейтрализующих средств нет.
Углеводороды (CnHm – этан, метан, этилен, бензол, пропан, ацетилен и др.) Углеводороды – органические соединения, молекулы которых построены только из атомов углерода и водорода, являются токсичными веществами. В выхлопных газах содержится более 200 различных CH. CH являются причиной многих хронических заболеваний. Токсичны также и пары бензина, которые являются углеводородами. Допустимая среднесуточная концентрация паров бензина составляет 1,5 мг/м3 Они играют активную роль в образовании биологически активных веществ, вызывающих раздражение глаз, горла, носа и их заболевание, и наносящих ущерб растительному и животному миру. Углеводородные соединения оказывают наркотическое действие на центральную нервную систему, могут являться причиной хронических заболеваний, а некоторые ароматические CH обладают отравляющими свойствами. Углеводороды (олефины) и оксиды азота при определенных метеорологических условиях активно способствуют образованию смога.
Сажа и другие дисперсные частицы (продукты износа двигателей, аэрозоли, масла, нагар и др.). Сажа — частицы твердого углерода черного цвета, образующиеся при неполном сгорании и термическом разложении углеводородов топлива. Она не представляет непосредственной опасности для здоровья человека, но может раздражать дыхательные пути. Создавая дымный шлейф за транспортным средством, сажа ухудшает видимость на дорогах. Наибольший вред сажи заключается в адсорбировании на ее поверхности бензапирена, который в этом случае оказывает более сильное негативное воздействие на организм человека, чем в чистом виде....
Преподаватель проверяет выполненную работу.
5. Этап реализации построенного проекта
Первичное закрепление новых знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения)
Форма организации: индивидуальная
Методы обучения: познавательно-проблемное изложение материала, дискуссия.
Приемы обучения: разрешение проблемных ситуаций
Средства обучения: презентация, карта исследовательской работы
Преподаватель: Давайте подведем итоги нашей исследовательской работы. Вам предлагается побыть в роле экспертов и предложить решение экологических проблем, которые наиболее актуальны в нашем городе. Выполним задание № 6 Заполните таблицу
№ п/п | Проблемы | Предложения по решению |
1 | Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха | |
2 | Загрязнение воды сбросами промышленных предприятий, бытовыми стоками | |
3 | Загрязнение ландшафта города строительным материалами (песок, щебень..), | |
4 | Замусоривание дворов и улиц | |
Преподаватель: Проводит дискуссию по решению поставленных проблем
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Применение новых знаний и способов действий (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения).
Приемы: работы с динамическими экранными материалами, выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Методы: самостоятельная работа
Формы организации: индивидуальная, фронтальная.
Средства: диаграмма данных.
Преподаватель: Общественные организации, регулярно проводят экологические акции, они предоставили следующую информацию о готовности граждан участвовать в экологических акциях. Она представлена в виде диаграммы.
Задание №7
Проанализируйте диаграмму и ответьте на вопросы:
1. Какие выводы можно сделать на основе данных диаграммы?
2. В каких экологических акциях ты хотел бы принять участие?
3. Объясни, почему важно участие простых граждан в природоохранной деятельности.
Предположительные ответы студентов:
1. На основе диаграммы мы можем видеть, что подавляющее количество граждан (55%) будут участвовать в экологических акциях.
2. Я принимал участие в уборке и озеленении территории школы.
3. Участие простых граждан в природоохранительной деятельности помогает почувствовать причастность каждого в судьбе нашей планеты
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Включение новых знаний в систему знаний (формы, методы и приемы обучения, средства обеспечения).
Приемы: разрешение проблемной ситуации, работа со счетчикомWorldometers
Форма организации: индивидуальная
Методы: самостоятельная работа.
Средства: Счетчики Worldometers
Форма организации: индивидуальная
Преподаватель:Мы продолжаем следить за изменениями в природе.Давайте сравним, какие изменения в окружающей среде произошли в течение нашего урока. Выполним задание №8.
№ | Экологические проблемы | Изменения за урок | |
Начало урока | Окончание урока | ||
1 | Исчезло леса в этом году (га) | | |
2 | Земли потеряно из-за эрозии почв(га) | | |
3 | Выбросов углекислого газа в этом году (т.) | | |
4 | Опустынивание земель в этом году (га) | | |
5 | Токсичных химикатов выброшено в этом году в окружающую среду | | |
8.Этап включения в систему знаний и повторения
Форма организации: индивидуальная
Методы обучения: самостоятельная творческая работа, демонстрация
Приемы обучения: прием акцентуации: «облако тегов»
Средства обучения: лист эскиза, фломастеры, магнитная доска
Преподаватель: Сейчас вам необходимо будет выполнить творческое задание. Использовать будем прием, который называется «Облако тегов». Теги - это ключевые слова, которые характеризуют предмет или в нашем случае проблему, которую мы сегодня обсуждаем – взаимодействие человека и общества.
Задание №9 Предлагаем использовать теги нашего урока и создать его эмблему. Рекомендации: теги можно и нужно писать разным шрифтом и размером, менять направленность текста, использовать разные цвета.
Преподаватель демонстрирует работы обучающихся на магнитной доске.
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Преподаватель:
Рефлексия оценочная
Предлагаются вопросы, на которые обучающимся предлагается ответить письменно:
Задумывались ли вы раньше по поводу темы этого занятия?
Какая часть урока была для вас наиболее интересна? Почему?
Преподаватель:
Преподаватель: а теперь пришло время сдать рабочие листы на проверку.
Домашнее задание: Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Сможет ли человек безраздельно господствовать над природой?».
Заключительная часть занятия:
подведение итога урока.
Вывод: наибольшую опасность для атмосферы представляют промышленные загрязнения, а для почвы и воды еще и бытовые отходы.
5. Подведение итогов урока:
Преподаватель: В ходе исследования мы пришли к выводу, что люди не хотят сотрудничать с природой. Природа — это удивительный мир, который люди не понимают, если случится что-то, то во многих случаях виноваты сами люди. Мы надеемся, что наша исследовательская работа поможет сохранить и улучшить природные богатства.
Заключение
Урок – исследование представляет собой совместную деятельность, связанную с решением обучающимися (при поддержке преподавателя) творческих, исследовательских задач, при решении которых обучающиеся получают новые знания. Эти знания получены самостоятельно, и поэтому являются личностно значимыми, а значит прочными, приводящие к развитию способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции обучающихся в образовательном процессе.
Технология урока-исследования «работает» на становление личностных характеристик выпускника, прописанных в стандарте третьего поколения. Например, включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, игровые моменты, разрешение проблемных ситуаций, снимает напряжение, оживляет мышление, возбуждается и повышается интерес к изучаемым предметам в целом.
Таким образом, технология урока-исследования позволяет достичь целей профессионального образования в контексте компетентностного подхода: обучающиеся учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).
Литература
1.Общая химическая технология и основы промышленной экологии: Учебник для вузов / ред. В.И. Ксензенко. - М.: КолосС, 2013. - 328 c.
2.Голицын А. Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды: Учебник/ А. Н. Голицын. - М.: Оникс, 2015.-336 с
3.Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования – М.:Академия, 2016.
4.Константинов В.М. и др. Экологические основы природопользования.- М.: Академия ,2016
5.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017
6. Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.
Приложение
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
образовательное учреждение
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
Технологическая карта творческой исследовательской работы
«Взаимодействие человека и природы»
Студента: гр.
Ф.И.О._________________
Руководители:
Галактионова И. А.
Курсакова С. Н.
Лабодина С. В.
Балашов
2021
Показатели технологической карты исследовательской работы
Тип исследовательской работы: Теоретико-экспериментальная работа
Вид исследовательской работы: Проблемно - поисковая
Актуальность работы: По данным мировых исследований страна входит в список самых загрязненных государств мира. Тяжелая экологическая ситуация влечет за собою плохое качество жизни и отрицательно сказывается на общем состоянии граждан.
Проблема: Экологическое образование и воспитание обучающихся находится на низком уровне. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
Цель: Проанализировать изменения отношения человека к природе на всех этапах его существования, включая экологическую ситуацию родного города.
Задачи:
Изучить этапы взаимодействия и развития человека и общества;
Определить органолептические показатели питьевой природной воды г. Балашова;
Провести наблюдение за движением автотранспорта на оживленных перекрёстках города Балашова и проанализировать количество выбросов, загрязняющих веществ от автотранспорта;
На основании исследований сделать вывод об экологической ситуации в городе, научится решить экологические проблемы.
Методы, используемые в исследовательской работе: рассказ преподавателя, разрешение проблемных ситуаций, сообщения студентов, анализ точек зрения студентов, самостоятельная творческая работа, демонстрация, познавательно-проблемное изложение материала, дискуссия, метод визуализации учебной информации.
Средства, используемые в исследовательской работе: презентация, тексты для анализа, комплект – практикум «КПЭ», таблицы, диаграмма, видеоролики,лист эскиза, фломастеры, магнитная доска,счетчики Worldometers.
Использованная литература:
1.Общая химическая технология и основы промышленной экологии: Учебник для вузов / ред. В.И. Ксензенко. - М.: КолосС, 2013. - 328 c.
2.Голицын А. Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды: Учебник/ А. Н. Голицын. - М.: Оникс, 2015.-336 с
3.Гурова Т.Ф. Основы экологии и рационального природопользования – М.:Академия, 2016.
4.Константинов В.М. и др. Экологические основы природопользования.- М.: Академия ,2016
5.Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2017
6. Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.
Практическая значимость работы: исследовательская работа об экологической ситуации в России и в г. Балашове, подготовленная презентация могут быть использованы для экологического образования и воспитания на уроках, внеаудиторных мероприятий техникума.
Подготовительная часть
Задание № 1Составить синквейн по теме нашего урока, используя пример
Таблица № 1
Синквейн – это в переводе с английского пять строк: | Вариант студента |
строка 1 – имя существительное, | |
строка 2 – 2 прилагательных, | |
строка 3 – 3 глагола, | |
строка 4 – фраза со смыслом, | |
строка 5 – резюме – одно главное слово по теме урока. | |
Задание № 2«Метод неоконченных предложений».
в широком смысле природа это – ____________________________________________________
в узком смысле природа – ___________________________________________________________
природа выступает для человека в двух аспектах – ______________________________________
меня природа – ____________________________________________________________________
Исследовательская часть
Задание № 3: Определение органолептических показателей питьевой природной воды, воды из р.Хопер, водопроводной воды, бутилированной воды.
Исследование №1 «Определение цветности воды»
Выполнение анализа:
1. Заполнить пробирку водой до высоты 10-12 см.
2.Определить цветность воды, рассматривая пробирку сверху и сбоку на белом фоне при достаточном освещении (дневном, искусственном). Отметить подходящий оттенок из приведенных в таблицу в свободную графу таблицы №
Таблица №2 «Определение градуса цветности»
№ | Цвет сбоку | Цвет сверху | Градус цветности |
1 | Не отмечен | Не отмечен | 0 |
2 | Не отмечен | Очень слабый желтоватый | 20 |
3 | Слабый | Желтоватый | 40 |
4 | Бледно-желтый | Слабо желтый | 60 |
5 | Бледно-желтый | Желтый | 150 |
6 | Бледно-желтый | Интенсивно-желтый | 300 |
Исследование №2 «Определение запаха воды»
Выполнение анализа:
1.Заполнить колбу водой на 1/3 объема и закрыть пробкой
2. Взболтать содержимое колбы вращательным движением руки.
3.Открыть колбу и сразу же определите характер и интенсивность запаха, вдыхая воздух(осторожно!). Интенсивность запаха оценивают по 5-бальной шкале.
Таблица №3 «Оценка интенсивности запаха»
Интенсивность запаха | Характер проявления запаха | Оценка интенсивности запаха | | | |
Нет | Запах не ощущается | 0 | | | |
Очень слабая | Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании(при нагревании воды) | 1 | | Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды) | 1 |
Слабая | Запах замечается, если обратить на это внимание | 2 | | | |
Заметная | Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о качестве воды | 3 | | | |
Отчетливая | Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от употребления | 4 | | | |
Очень сильная | Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению | 5 | | | |
Исследование №3«Определение прозрачности воды»
Прозрачность воды определяется обычно по высоте столба воды (см), через которую можно прочитать текст, напечатанный стандартным шрифтом
Выполнение анализа:
1.Наполнить мерный цилиндр водой до высоты 20 см.
2.Прочитать газетный текст, расположенный на расстоянии 4 см от цилиндра.
3. Если текст невозможно прочитать, слить воду до тех пор, пока текст не будет прочитан.
4. Измерьте высоту столба воды и выразите прозрачность в сантиметрах.
5. Результаты занесите в таблицу №4
Таблица №4 «Результаты исследований»
Органолептические показатели | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 |
Цветность | | | |
Запах | | | |
Прозрачность (см) | | | |
Заключение
1.При исследовании пробы воды, взятой из р.Хопер, установлено, что по органолептическим свойствам вода ______________________(удовлетворяет не удовлетворяет) требованиям нормативных документов.
2.При исследовании пробы водопроводной воды, установлено, что по органолептическим свойствам вода ______________________(удовлетворяет не удовлетворяет) требованиям нормативных документов.
3.При исследовании пробы бутилированной воды, установлено, что по органолептическим свойствам вода ______________________(удовлетворяет не удовлетворяет) требованиям нормативных документов.
Задание № 4 Провести наблюдение за движением автотранспорта на оживленных перекрёстках города. проанализировать количество выбросов, загрязняющих веществ от автотранспорта.
Исследование № 4:В течении 10 минут произвести подсчет легкового и грузового автотранспорта, автобусов на данных участках:1участок: ул. Луначарского (район техникума), 2 участок: ул. К. Маркса (р-он магазина «Тройка»), 3 участок: ул. 30 лет Победы (р-он Дмитриевского рынка). Данные вносим в сводную таблицу расчетов (№ 5).
Исследование № 5Пользуясь данными таблицы, провести расчет суммарного загрязнения по формуле:М=t*n*(mCO+mCO2+mNO2+mсажи). Полученные данные заносим в сводную таблицу р
асчетов.
Таблица № 5 «Сводная таблица расчетов»
| Время(t)мин | Число автомашин(n) | m CO | m CO2 | m NO2 | m сажи | М(г) за 10 мин | М(г) за час |
1 участок | 10 | 13 | 0,035 | 0,217 | 0,002 | 0,04 | | |
2 участок | 10 | 38 | 0,035 | 0,217 | 0,002 | 0,04 | | |
3 участок | 10 | 32 | 0,035 | 0,217 | 0,002 | 0,04 | | |
| | | 0,294 | | |
Заключение
: Участок, в котором автотранспортом выделяется наибольшее количество выхлопных газов: под №____, за час в окружающую среду попадает_______ г. загрязняющих веществ.
Наиболее экологически чистым из трех исследуемых участков оказался под № _____ и масса выбросов составила _______ г.
Задание № 5 Прием смыслового чтения текста «Выхлопные газы автомобиля и здоровье человека». Прочитать и поработать с текстом: необходимо выделить в тексте ключевые моменты где говорится о степени опасности каждого вещества и влияния на организм человека. Затем проанализировать выделенный вами текст и определить степень токсичности каждого из выхлопных газов поработав со шкалой. 10 баллов наибольшая степень опасности.
Оксид углерода (CO – угарный газ)Оксид углерода обладает выраженным отравляющим действием. Оно обусловлено его способностью вступать в реакцию с гемоглобином крови, вследствие этого нарушается газообмен в организме, появляется кислородное голодание и возникает нарушение функционирования всех систем организма. Легкая степень отравления вызывает пульсацию в голове, потемнение в глазах, повышенное сердцебиение. При тяжелом отравлении сознание затуманивается, возрастает сонливость. При очень больших дозах угарного газа (свыше 1 %) наступают потеря сознания и смерть....
Оксиды азота (NO, NO2, N2O, N2O3, N2O5, в дальнейшем – NOx)Оксиды азота являются одними из наиболее токсичных компонентов отработавших газов. В выхлопных газах двигателей более 90% всего количества NOx составляет угарный газ NO. Оксиды азота раздражающе воздействуют на слизистые оболочки глаз, носа, разрушают легкие человека, так как при движении по дыхательному тракту они взаимодействуют с влагой верхних дыхательных путей, образуя азотную и азотистую кислоты. Как правило, отравление организма человека NOx проявляется не сразу, а постепенно, причем каких либо нейтрализующих средств нет.
Углеводороды (CnHm – этан, метан, этилен, бензол, пропан, ацетилен и др.)В выхлопных газах содержится более 200 различных углеводородов. Они являются причиной многих хронических заболеваний. Допустимая среднесуточная концентрация паров бензина составляет 1,5 мг/м3. Они играют активную роль в образовании биологически активных веществ, вызывающих раздражение глаз, горла, носа и их заболевание, и наносящих ущерб растительному и животному миру. Углеводородные соединения оказывают наркотическое действие на центральную нервную систему, могут являться причиной хронических заболеваний, а некоторые ароматические углеводороды обладают отравляющими свойствами.
Сажа и другие дисперсные частицы (продукты износа двигателей, аэрозоли, масла, нагар и др.). Сажа — частицы твердого углерода черного цвета, образующиеся при неполном сгорании и термическом разложении углеводородов топлива. Она не представляет непосредственной опасности для здоровья человека, но может раздражать дыхательные пути. Создавая дымный шлейф за транспортным средством, сажа ухудшает видимость на дорогах.
Задание № 6 «Решение экологических проблем в г. Балашове». Вам предлагается побыть в роли экспертов и предложить решение экологических проблем, которые наиболее актуальны в нашем городе.
Заполните таблицу №6
№ п/п | Проблемы | Предложения по решению |
1 | Загрязнение автомобилями атмосферного воздуха | |
2 | Загрязнение воды сбросами промышленных предприятий, бытовыми стоками | |
3 | Загрязнение ландшафта города строительным материалами (песок, щебень..), | |
4 | Замусоривание дворов и улиц | |
Задание № 7. Проанализируйте диаграмму и ответьте на вопросы:
1. Какие выводы можно сделать на основе данных диаграммы?
2. В каких экологических акциях ты хотел бы принять участие?
3. Объясни, почему важно участие простых граждан в природоохранной деятельности.
Задание № 8. Заполните сравнительную таблицу Какие изменения произошли в окружающей среде в течение нашего урока, опираясь на счетчики Worldometers
Таблица № 8 «Экологические проблемы в режиме реального времени»
№ | Экологические проблемы | Изменения за урок | |
Начало урока | Окончание урока | ||
1 | Исчезло леса в этом году (га) | | |
2 | Земли потеряно из-за эрозии почв(га) | | |
3 | Выбросов углекислого газа в этом году (т.) | | |
4 | Опустынивание земель в этом году (га) | | |
5 | Токсичных химикатов выброшено в этом году в окружающую среду | | |
Задание № 9 Предлагаем использовать теги нашего урока и создать его эмблему
46