Интегрированный урок химии на тему «Каучук» (9 класс)

1
0
Материал опубликован 21 January 2016

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ II ВИДА № 48 г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

10 класс

Учитель биологии и химии ВЫСШЕЙ категории: Головатенко Н.В.

Сценарий интегрированного урока по химии

«Каучук»

Цели:

1) образовательные

обобщение и углубление знаний о каучуках, их видах;

закрепление навыков написания химических уравнений получения синтетических каучуков;

ознакомление обучающихся с проблемой синтеза каучуков и ее решением у нас в стране;

углубление знаний о строении полимеров;

2) развивающие

формирование познавательной активности; развитие умений работать с дополнительными источниками информации, умений фиксировать информацию в виде схем, таблиц;

3) воспитательные

воспитание патриотических чувств обучающихся, гордости за достижения отечественной науки и производства;

формирование черт социально- направленной личности.

Оборудование: коллекции “Каучуки”, проектор, интерактивная доска, клей, кусочки каучука, резина, линейки, детские резиновые игрушки, резиновые сапоги, калоши, шланги, медицинские грелки, жгуты, эбонитовые палочки, шарики Презентация.

Тип урока: комбинированный урок.

Словарь: каучук, диеновые углеводороды, индейцы, С.В.Лебедев, Христофор Колумб, деревья каучуконосы, Джозеф Пристли, Чарлз Макинтош, полимеры, резина.

План урока:

Организационный момент.

Речевая разминка.

Что такое каучук? История открытия каучука.

Строение каучуков.

Метод С.В.Лебедева

Применение каучуков

Ход урока.

1. Организационный момент (Учитель даёт установку на урок, проверяет готовность класса к уроку, посещаемость, знакомит с планом урока)

2. Речевая разминка. (Проверка аппаратов. Учитель показывает предметы из резины и просит обучающихся их назвать.

- Что такое каучук? Многие и не подозревают, что это просто резиновые изделия, без которых современный человек и не представляет своей жизни. А ведь было время, когда колеса были только из дерева. Откуда же привезли каучук?

-Прежде чем мы отправимся на Родину каучука, давайте вспомним материки планеты Земля.

-Кто назовёт и покажет материки?

-На каком материке живут индейцы?

История открытия каучука

- Первым, кто очень удивился, был испанский адмирал знаменитый Христофор Колумб. Во время своего путешествия он остановился у острова Гаити и увидел, как индейцы играли в мяч.

-Ребята, на каком материке остановился Христофор Колумб?

На его родине тоже играли в мяч, но делали его из кожи и наполняли обрезками ткани и шерстью. Такой мяч не очень-то прыгал. А этот!!! Он был черный, большой, тяжелый. Но, ударяясь о землю, довольно высоко подскакивал вверх. Откуда взялся этот мяч, и материал из которого он сделан, мореплавателю так и не удалось узнать.

 

Итак, происхождение вещества было окутано тайной. Позднее секрет был раскрыт. Это вещество оказалось соком, добываемым местными жителями из надрезов коры деревьев, который быстро твердел на воздухе. Это дерево Гевея. Когда на нем делают надрез, то оно как бы плачет. Поэтому сок и называют КАУЧУК от «КАУ» - дерево и «УЧУ» - плакать.

-Запишите в тетрадь значение термина.

Индейцы использовали это вещество по-разному. Делали из него непромокаемые сапоги, посуду. Каучук не сразу получил признание у европейцев. Они сначала просто не знали, что с ним делать.

Одним из первых нашел применение каучуку английский химик Джозеф Пристли. Он приспособился стирать карандашные заметки шариком каучука.

В Вене в 1821 году открылась первая фабрика по производству изделий из каучука

В Англии, когда в городах начали вводить газовое освещение, на газовых заводах скопилось довольно много продуктов сухой перегонки каменного угля. Шотландский химик Макинтош закупил их, чтобы использовать для изготовления непромокаемой одежды. Он растворял в этих продуктах каучук, а затем покрывал таким раствором ткани. С того времени плащ из непромокаемой ткани носит название «макинтош»

Однако вскоре пришлось убедиться, что изготовленная таким образом одежда имеет существенные недостатки, при низкой температуре ткань становится жесткой и ломкой, а при нагревании наоборот, делается липкой.

Стало ясно, что у нового материала есть огромные недостатки, и фабрики по производству изделий из него придется закрыть.

Имя человека, который спас каучук, Чарльз Гудьир. Этот одержимый изобретатель решил вылечить каучук. Для этого он смешивал его с любыми попадавшимися под руку предметами: солью, сахаром, перцем, речным песком. И тут помог случай. Последний кусок каучука и сера лежали рядом всю ночь около печки. Получилась известная всем резина – она была эластичной и прочной при различных температурах, не твердела при умеренном холоде и не расползалась на жаре. Ясно, что открыт, был новый процесс. Но как его назвать? Поскольку жар и сера были главными атрибутами римского бога огня Вулкана, процесс назвали вулканизацией.

-Ребята, что такое вулканизация?

-Вулканизация – это процесс взаимодействия каучука с серой при повышенной температуре.

-Запишите определение в тетрадь.

Резина содержит около 5% серы. Если содержание серы увеличить до 40% и более, то каучук становится твердым, приобретая высокую прочность. Твердая резина называется эбонитом.

-Кто может сказать, что такое эбонит?

-Эбонит-это твёрдая резина?

-Как получили эбонит?

-Добавили к каучуку больше (до 40%) серы.

-Запишите, пожалуйста, что такое эбонит, в рабочую тетрадь.

Строение каучука.

Каучук – это полимер. Дословно этот термин можно перевести как «много звеньев» (молекула полимеров напоминает бусы). Звенья называются мономерами.

Французский ученый Гюстав Бушард определил, что природный каучук представляет собой полимер, длинные цепочки которого состоят из множества звеньев 2-метилбутадиена-1,3 (изопрен)

Молекулы каучука хотя и имеют линейное строение, но не вытянуты в линию, а многократно изогнуты, как бы свернуты в клубки. При растягивании каучука такие молекулы распрямляются и становятся длиннее.

-Ребята, что же такое каучук с химической точки зрения?

-Каучук – это полимер, состоящий из множества мономеров.

-Запишите в тетрадь.

3. «Спасибо Вам, Сергей Васильевич!»

Каучук эластичен, устойчив к износу, гибок, прочен, непроницаем для воды и газов, электроизолятор. Резина еще прочнее. Хорошо бразильцам! У них растут гевеи-деревья каучуконосы. А как быть и как жить без каучука другим странам и народам?

В 1926 году Высший совет народного хозяйства объявил конкурс на лучший промышленный способ получения синтетического каучука. Победу одержала советская наука. С.В.Лебедеву удалось при получении дивинила одновременно осуществить два процесса: каталитическую дегидрогенизацию и дегидратацию этилового спирта

В 1932 году в нашей стране впервые в мире было организовано крупное промышленное производство синтетического каучука по методу С.В.Лебедева

-Запишите в тетрадь реакцию получения каучука по методу С.Лебедева.

-Запишите в тетрадь значение терминов «дегидрогенизация и дегидратация».

Учитель делает запись на доске.

Дегидрогенизация –это химическая реакция, в результате которой уходит молекула водорода.

Дегидратация-это химическая реакция, в результате которой уходит молекула воды.

Интересно, что у нас в кабинете на окне стоит каучуконос из семейства малочайные. Фикус и одуванчик тоже вырабатывают каучук.

«Исчезнет резина – заглохнет жизнь»

Применение каучуков.

Из бетона люди строят несколько тысяч лет. Конечно, резине трудно с ним соревноваться в строительстве, но иногда она успешно его заменяет. Что же это за сооружения из резины? Надувные. У них много достоинств: они не боятся землетрясений, их можно устанавливать на воде, а в случае необходимости перенести в другое место. В Англии соорудили даже надувной театр. Пол часа работы насоса – и театр на 350 мест готов принять зрителей. Кончились гастроли, и театр переехал на другое место.

Ребята, а где ещё применяется каучук?

Закрепление.

1.Что такое каучук?

2.Чем отличается каучук от резины?

3.Кто первым получил резину?

4.Как получают природный каучук?

5.К какому классу органических соединений относится каучук?

6.Какие растения вырабатывают каучук?

Домашнее задание §14.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.