Урок химии на тему «Углекислый газ» (9 класс)
презентация к уроку СО2
PPTX / 1.02 Мб
Технологическая карта урока химии в 9 классе
Учителя химии Игнашевой Валентины Владимировны МБОУ «Средней школы №2 г.Грязовца»
Тема урока: «Углекислый газ»
Цель: сформировать знания об оксиде углерода (IV).
Задачи:
Обучающая – углубить и обобщить знания о углекислом газе, рассмотреть химические свойства , способы получения и применении углекислого газа качественную реакцию на оксид углерода (IV) .
Воспитывающая – продолжить формированию научного мировоззрения, формировать умение устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ, физиологическое действие на организм человека.
Развивающая - способствовать развитию логического мышления (умения сравнивать, обобщать, делать выводы).
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: физические и химические свойства, применение оксида углерода (IV),составление уравнений реакций и решение логических задач.
Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью логических суждений, формулируют свои мысли, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.
Регулятивные УУД: планируют свои действия в соответствии с поставленной целью, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Тип урока: Комбинированный частично поисковый урок.
Технология обучения: проблемного обучения
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, парная.
Метод обучения: словесные (беседа), работа с наглядными материалами, практические, демонстрационный эксперимент, частично- поисковый.
Необходимое оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал. Аппарат Киппа, заправленный мрамором и раствором HCl, раствор Ca(OН)2, пипетка, колба, стаканы, свеча, спички, лучинки, индикаторы, пластиковые трубочки, колба, стеклянные стаканы.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
Организационный момент. (1 мин.)
|
Приветствие. Проверка присутствующих. |
Приветствие. |
Введение в тему урока. ( 3 мин.)
|
Для того, чтобы сформулировать тему нашего урока вам необходимо отгадать загадку. (Слайд 1) Чтоб появиться я сумел, О каком соединении идет речь? Назовите формулу. Запишите тему урока: «Углекислый газ».
|
Слушают и отгадывают загадку.
- Углекислый газ. - СО2 Записывают тему урока |
Актуализация опорных знаний, постановка цели и плана урока. (2 мин.)
|
Что вы уже знаете о углекислом газе? Вы уже очень много знаете о нем. А что вам неизвестно и хотелось бы узнать о нем? Какую цель мы поставим перед собой? Каким планом мы пользуемся для изучения сложных веществ?
(Слайд 2)
Изучение этих свойств и будет задачами нашего урока, а все ваши знания о углекислом газе нам помогут в их изучении.
|
Высказывают предположения.
- физические свойства - химические свойства - получение - применение - значение
|
Изучение нового материала. (в том числе с помощью проблемных ситуаций и демонстраций) (29 мин.) |
Давайте задумаемся, если СО2 выделяется в процессе дыхания живых существ, необходим растениям, входит в состав воздуха, он должен быть безопасен для нашего организма. Для чего тогда рекомендуют проветривания? Заслушаем сообщение ученика о влиянии СО2 на организм человека. (Слайд 3) Как говорил Д.И. Менделеев: «не бывает вредных веществ, бывают вредные количества..» Запишите ПДК (СО2) = 30 мг/м3
Большинство живых существ выделяют углекислый газ, а как мы можем получить его в лаборатории? На столах у вас есть карточки с названиями веществ, а на демонстрационном столе вещества. Давайте найдем те вещества, из которых можно получить СО2.
Напишем химическую реакцию на доске. Запишите : Способы получения углекислого газа.
(Слайд 4) На слайде вы видите и другие способы получения углекислого газа. Как лучше получать CO2 в промышленных масштабах?
Сегодня мы будем получать СО2, используя мрамор и кислоту. Почему это возможно? У вас на столах есть лотки с образцами пород: мрамора, известняка и мела. У них одна формула, какая?
Итак, получим СО2 и исследуем его свойства. (Слайд 5) Имеет ли СО2 вкус, цвет запах? Как же мы определим его наличие? Как мы определяли наличие других бесцветных газов (О2, Н2)? Проверим, как относится СО2 к горению. (демонстрационный эксперимент 1 «тушение горящей лучинки в стакане с СО2») О чем это свидетельствует? Еще 1 физическое свойство мы с вами наблюдали но не назвали. Проведем еще один эксперимент. (демонстрационный эксперимент 2 «тушение свечи перелитым в стакан углекислым газом») Свеча потухла. О чем это свидетельствует? Сосчитаем молекулярную массу СО2 и докажем это еще раз. А Мr(воздуха)=29, то есть, углекислый газ тяжелее воздуха в 1,5 раза. СО2 при обычных условиях газ. Но мы знаем, что любое вещество можно получить в трех агрегатных состояниях. О других агрегатных состояниях мы послушаем сообщение. (сообщение ученика о твердом и жидком СО2) (Слайд 6) Растворяется ли СО2 в воде? Что образуется при растворении? Откройте газированную воду . Что происходит? Какой газ выходит? Воду газируют углекислым газом. Напишем реакцию.
Мы переходим к химическим свойствам СО2
К каким оксидам относится СО2 и почему?
(Слайд 7) Давайте предположим с чем будет взаимодействовать кислотный оксид.
- с Ме (не характерно, исключение)
Для написания следующей химической реакции я предлагаю ознакомиться с отрывком из романа А.К. Дойла. (Слайд 8)
Объясните, что могло быть поглотителем продуктов дыхания? Из какого класса соединений могло быть это вещество? Проверим ваше предположение. Проведем эксперимент с известковой водой – это растворимое основание, щелочь, гидроксид кальция. Сможет ли щелочь поглотить СО2 из легких? (демонстрационный эксперимент 3 «Помутнение известковой воды»)
Что происходит с известковой водой? Какой это признак химической реакции? Значит происходит химическая реакция, поглощается СО2 ? Запишем реакцию на доске. Реакцию с основным оксидом, так же запишем. Что общего в этих реакциях? К какому классу он относится? Будет ли взаимодействовать СО2 с солями? А будет ли СО2 взаимодействовать с полученной нами солью?
Проверим. (Демонстрационный эксперимент 4 «Обесцвечивание известковой воды»)
В колбу с помутневшей известковой водой пропускаю СО2 из аппарата Киппа. Что наблюдаете? Является ли обесцвечивание раствора признаком реакции? Какой продукт образуется? Обратимся к таблице растворимости. СаСО3 – нерастворимая соль, какие еще соли может образовывать угольная кислота, если она двухосновная? (Слайд9) Реакция протекает обратимо.
У СО2 есть еще одно специфическое свойство взаимодействие с магнием. Когда магний сгорает на воздухе с чем он взаимодействует? Что образуется? (Слайд 10) Посмотрим видео реакции. Обратите внимание на продукт реакции - оксид магния. Выделяется большое количество тепла и света. О чем это нам говорит? Где содержится магний в быту? Где мы можем видеть как он горит? Будем ли мы тушить их углекислотным огнетушителем. Почему? |
Высказывают предположения.
Слушают сообщение.
Записывают ПДК (СО2) = 30 мг/м3
Высказывают предположения.
1 ученик у демонстрационного стола с реактивами, остальные за партами с карточками ищут формулы веществ из которых можно получить СО2.
1 ученик записывает на доске, остальные в тетради. Способы получения: 1. из солей CaCO3 + 2HCl => CaCl2 + CO2 + H2O
Предполагают. Записывают реакции в тетрадь. 2. Обжиг известняка, угля CaCO3 t=1200˚C→ CaO + CO2 C + O2 → CO2
-Одна формула.
-СаСО3
Записывают заголовок : Физические свойства.
-Нет. Н2 - горит О2 – поддерживает горение
- Лучинка тухнет В стакане есть углекислый газ, он не поддерживает горение.
Наблюдают эксперимент, делают предположения. Газ удалось перелить в стакан. Углекислый газ тяжелее воздуха. Ответ с места : Мr(СО2)=44
Записывают в тетрадь: углекислый газ тяжелее воздуха в 1,5 раза.
Слушают сообщение. Записывают.
-Да -Угольная кислота.
Ученик открывает бутылку с газированной водой.
Один человек на доске остальные в тетради записывают: Химические свойства: 1. СО2 + Н2О Н2 СО3
К кислотным, т.к. растворяясь в воде образует кислоту.
Смотрят на схему в презентации, предполагают и записывают в тетрадь. - с основанием - с основным оксидом - с солями (более слабых кислот) - с Ме (не характерно, исключение)
Один ученик с места читает отрывок романа со слайда. В романе А. Конан Дойла «Маракотова бездна» есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу и их батискаф остается на дне океана: «Воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно еще было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше.» Из критической ситуации исследователей выручили подводные жители, обитатели затонувшей Атлантиды. «Наш новый знакомый привязал нам по два ящичка на плечи…Внезапно я начал понимать, что в этом не было ничего сверхъестественного, ничего противоречащего законам природы: один из ящичков был, несомненно, оригинальным источником свежего воздуха, а другой – поглотителем продуктов дыхания.»
Делают предположения.
Ученик записывает формулу на доске Са(ОН)2
Ученик получив краткий инструктаж, вдувает через трубочку воздух в колбу со свежей известковой водой.
- Вода мутнеет - Выпадение осадка - Да, происходит
Один ученик на доске, остальные в тетради: 2. Са(ОН)2 + СО2 => СаСО3 + Н2О 3. СаО +СО2 =>СаСО3 - Одинаковый продукт - Соли - Да
Предполагают.
- Обесцвечивание раствора. Да
- Кислые
Записывают: 4. CO2 + CaCO3 + H2O Ca(HCO 3) 2
5. CO2 + 2Mg → C + 2MgO + Q
- С кислородом. Оксид
- Магний горит в углекислом газе.
- Бенгальские свечи, фейерверки.
- Нет, магний горит в углекислом газе.
|
Рефлексия. Закрепление и выводы. (3мин.) |
Итак что мы сегодня изучили? Чего нового узнали о углекислом газе? Что нам помогло в приобретении этих знаний? |
Работают с планом. Высказывают предположения. |
Оценки за урок. Д/з (2 мин.) |
Выставление оценок (Слайд 11) |
Запись Д/з. |
Горбачёва Марина Юрьевна
Валентина Игнашева
Горбачёва Марина Юрьевна