12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Валентина Игнашева38

презентация к уроку СО2
PPTX / 1.02 Мб

Технологическая карта урока химии в 9 классе

Учителя химии Игнашевой Валентины Владимировны МБОУ «Средней школы №2 г.Грязовца»

 

Тема урока: «Углекислый газ»

Цель: сформировать знания об оксиде углерода (IV).

Задачи:

Обучающая – углубить и обобщить знания о углекислом газе, рассмотреть химические свойства , способы получения и применении углекислого газа качественную реакцию на оксид углерода (IV) .

Воспитывающая продолжить формированию научного мировоззрения, формировать умение устанавливать взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ, физиологическое действие на организм человека.

Развивающая - способствовать развитию логического мышления (умения сравнивать, обобщать, делать выводы).

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: физические и химические свойства, применение оксида углерода (IV),составление уравнений реакций и решение логических задач.

Коммуникативные УУДдобывать недостающую информацию с помощью логических суждений, формулируют свои мысли, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.

Регулятивные УУД: планируют свои действия в соответствии с поставленной целью, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Тип урока: Комбинированный частично поисковый урок.

Технология обучения: проблемного обучения

Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, парная.

Метод обучения: словесные (беседа), работа с наглядными материалами, практические, демонстрационный эксперимент, частично- поисковый.

Необходимое оборудование и реактивы:  компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал. Аппарат Киппа, заправленный мрамором и раствором HCl, раствор Ca(OН)2, пипетка, колба, стаканы, свеча, спички, лучинки, индикаторы, пластиковые трубочки, колба, стеклянные стаканы.

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Организационный момент.

(1 мин.)

 

Приветствие. Проверка присутствующих.

Приветствие.

Введение в тему урока.

( 3 мин.)

 

Для того, чтобы сформулировать тему нашего урока вам необходимо отгадать загадку. (Слайд 1)

Чтоб появиться я сумел,
Прокаливают белый мел.
Меня дает огонь в печи,
И пламя маленькой свечи.
И стоит только сделать вздох, чтоб я на свет явится мог.
Растеньям пользу приношу,
Пожар затухнуть заставляю.
Я в газированной воде
И в воздухе летаю.
Я в хлебе, в соде, я везде
Повсюду обитаю.

О каком соединении идет речь?

Назовите формулу.

Запишите тему урока: «Углекислый газ».

 

Слушают и отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Углекислый газ.

- СО2

Записывают тему урока

Актуализация опорных знаний, постановка цели и плана урока.

(2 мин.)

 

Что вы уже знаете о углекислом газе?

Вы уже очень много знаете о нем. А что вам неизвестно и хотелось бы узнать о нем? Какую цель мы поставим перед собой?

Каким планом мы пользуемся для изучения сложных веществ?

 

 

 

(Слайд 2)

 

Изучение этих свойств и будет задачами нашего урока, а все ваши знания о углекислом газе нам помогут в их изучении.

 

 

Высказывают предположения.

 

 

 

- физические свойства

- химические свойства

- получение

- применение

- значение

 

Изучение нового материала. (в том числе с помощью проблемных ситуаций и демонстраций)

(29 мин.)

Давайте задумаемся, если СО2 выделяется в процессе дыхания живых существ, необходим растениям, входит в состав воздуха, он должен быть безопасен для нашего организма.

Для чего тогда рекомендуют проветривания?

Заслушаем сообщение ученика о влиянии СО2 на организм человека.

(Слайд 3)

Как говорил Д.И. Менделеев: «не бывает вредных веществ, бывают вредные количества..»

Запишите ПДК (СО2) = 30 мг/м3

 

Большинство живых существ выделяют углекислый газ, а как мы можем получить его в лаборатории?

На столах у вас есть карточки с названиями веществ, а на демонстрационном столе вещества. Давайте найдем те вещества, из которых можно получить СО2.

 

Напишем химическую реакцию на доске.

Запишите : Способы получения углекислого газа.

 

(Слайд 4)

На слайде вы видите и другие способы получения углекислого газа. Как лучше получать CO2 в промышленных масштабах?

 

 

 

 

 

Сегодня мы будем получать СО2, используя мрамор и кислоту. Почему это возможно?

У вас на столах есть лотки с образцами пород: мрамора, известняка и мела. У них одна формула, какая?

 

Итак, получим СО2 и исследуем его свойства.

(Слайд 5)

Имеет ли СО2 вкус, цвет запах?

Как же мы определим его наличие?

Как мы определяли наличие других бесцветных газов (О2, Н2)?

Проверим, как относится СО2 к горению.

(демонстрационный эксперимент 1 «тушение горящей лучинки в стакане с СО2»)

О чем это свидетельствует?

Еще 1 физическое свойство мы с вами наблюдали но не назвали. Проведем еще один эксперимент.

(демонстрационный эксперимент 2 «тушение свечи перелитым в стакан углекислым газом»)

Свеча потухла. О чем это свидетельствует?

Сосчитаем молекулярную массу СО2 и докажем это еще раз.

А Мr(воздуха)=29, то есть, углекислый газ тяжелее воздуха в 1,5 раза.

СО2 при обычных условиях газ.

Но мы знаем, что любое вещество можно получить в трех агрегатных состояниях.

О других агрегатных состояниях мы послушаем сообщение.

(сообщение ученика о твердом и жидком СО2)

(Слайд 6)

Растворяется ли СО2 в воде?

Что образуется при растворении?

Откройте газированную воду . Что происходит? Какой газ выходит?

Воду газируют углекислым газом.

Напишем реакцию.

 

Мы переходим к химическим свойствам СО2

 

 

 

К каким оксидам относится СО2 и почему?

 

 

(Слайд 7)

Давайте предположим с чем будет взаимодействовать кислотный оксид.

 

 

 

- с Ме (не характерно, исключение)

 

Для написания следующей химической реакции я предлагаю ознакомиться с отрывком из романа А.К. Дойла.

(Слайд 8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объясните, что могло быть поглотителем продуктов дыхания? Из какого класса соединений могло быть это вещество?

Проверим ваше предположение. Проведем эксперимент с известковой водой – это растворимое основание, щелочь, гидроксид кальция.

Сможет ли щелочь поглотить СО2 из легких?

(демонстрационный эксперимент 3 «Помутнение известковой воды»)

 

 

Что происходит с известковой водой?

Какой это признак химической реакции?

Значит происходит химическая реакция, поглощается СО2 ?

Запишем реакцию на доске.

Реакцию с основным оксидом, так же запишем.

Что общего в этих реакциях?

К какому классу он относится?

Будет ли взаимодействовать СО2 с солями?

А будет ли СО2 взаимодействовать с полученной нами солью?

 

Проверим.

(Демонстрационный эксперимент 4 «Обесцвечивание известковой воды»)

 

В колбу с помутневшей известковой водой пропускаю СО2 из аппарата Киппа.

Что наблюдаете? Является ли обесцвечивание раствора признаком реакции?

Какой продукт образуется? Обратимся к таблице растворимости.

СаСО3 – нерастворимая соль, какие еще соли может образовывать угольная кислота, если она двухосновная?

(Слайд9)

Реакция протекает обратимо.

 

У СО2 есть еще одно специфическое свойство взаимодействие с магнием.

Когда магний сгорает на воздухе с чем он взаимодействует? Что образуется?

(Слайд 10)

Посмотрим видео реакции.

Обратите внимание на продукт реакции - оксид магния. Выделяется большое количество тепла и света. О чем это нам говорит?

Где содержится магний в быту? Где мы можем видеть как он горит?

Будем ли мы тушить их углекислотным огнетушителем. Почему?

 

 

 

 

Высказывают предположения.

 

Слушают сообщение.

 

 

 

 

Записывают ПДК (СО2) = 30 мг/м3

 

Высказывают предположения.

 

 

 

1 ученик у демонстрационного стола с реактивами, остальные за партами с карточками ищут формулы веществ из которых можно получить СО2.

 

1 ученик записывает на доске, остальные в тетради. Способы получения:

1. из солей

CaCO3 + 2HCl => CaCl2 + CO2 + H2O

 

 

 

Предполагают.

Записывают реакции в тетрадь.

2. Обжиг известняка, угля

CaCO3  t=1200˚C CaO + CO2

C + O2 CO2

 

-Одна формула.

 

 

-СаСО3

 

Записывают заголовок : Физические свойства.

 

-Нет.

Н2 - горит

О2 – поддерживает горение

 

 

 

- Лучинка тухнет

В стакане есть углекислый газ, он не поддерживает горение.

 

 

 

Наблюдают эксперимент, делают предположения.

Газ удалось перелить в стакан.

Углекислый газ тяжелее воздуха.

Ответ с места : Мr(СО2)=44

 

 

 

Записывают в тетрадь: углекислый газ тяжелее воздуха в 1,5 раза.

 

 

 

 

 

Слушают сообщение. Записывают.

 

 

-Да

-Угольная кислота.

 

Ученик открывает бутылку с газированной водой.

 

Один человек на доске остальные в тетради записывают:

Химические свойства:

1. СО2 + Н2О Н2 СО3

 

 

К кислотным, т.к. растворяясь в воде образует кислоту.

 

 

Смотрят на схему в презентации, предполагают и записывают в тетрадь.

- с основанием

- с основным оксидом

- с солями (более слабых кислот)

- с Ме (не характерно, исключение)

 

 

 

 

Один ученик с места читает отрывок романа со слайда.

В романе А. Конан Дойла «Маракотова бездна» есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу и их батискаф остается на дне океана: «Воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно еще было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше.»

Из критической ситуации исследователей выручили подводные жители, обитатели затонувшей Атлантиды. «Наш новый знакомый привязал нам по два ящичка на плечи…Внезапно я начал понимать, что в этом не было ничего сверхъестественного, ничего противоречащего законам природы: один из ящичков был, несомненно, оригинальным источником свежего воздуха, а другой – поглотителем продуктов дыхания.»

 

Делают предположения.

 

 

 

 

Ученик записывает формулу на доске Са(ОН)2

 

Ученик получив краткий инструктаж, вдувает через трубочку воздух в колбу со свежей известковой водой.

 

 

- Вода мутнеет

- Выпадение осадка

- Да, происходит

 

Один ученик на доске, остальные в тетради:

2. Са(ОН)2 + СО2 => СаСО3 + Н2О

3. СаО +СО2 =>СаСО3

- Одинаковый продукт

- Соли

- Да

 

Предполагают.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Обесцвечивание раствора. Да

 

 

 

 

- Кислые

 

Записывают: 4. CO2 + CaCO3   + H2O Ca(HCO 3) 2

 

5. CO2 + 2Mg C + 2MgO + Q

 

 

- С кислородом. Оксид

 

 

 

 

 

- Магний горит в углекислом газе.

 

- Бенгальские свечи, фейерверки.

 

- Нет, магний горит в углекислом газе.

 

 

Рефлексия.

Закрепление и выводы.

(3мин.)

Итак что мы сегодня изучили?

Чего нового узнали о углекислом газе?

Что нам помогло в приобретении этих знаний?

Работают с планом. Высказывают предположения.

Оценки за урок. Д/з

(2 мин.)

Выставление оценок

(Слайд 11)

Запись Д/з.


 

Опубликовано


Комментарии (3)

Горбачёва Марина Юрьевна, 06.06.20 в 08:23 0Ответить Пожаловаться
Вижу презентацию,но не урок!
Валентина Игнашева, 11.06.20 в 11:23 0Ответить Пожаловаться
Поясните пожалуйста. Почему Вам не видно урок?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.