12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никитенко Галина513
Образование:учитель начальных классов, педагог-психолог, учитель-дефектолог.Педагогический стаж - 30 лет, стаж работы в коррекционной школе - 20 лет.
Россия, Алтайский край, с. Михайловское

Предмет: русский язык и мир природы и человека (интегрированный урок)

Класс: 2 (специальной (коррекционной) школы VIII вида)

Тема: Различение названия предметов и названия действий по вопросам. Весна.

Цель: формирование умения различать названия предметов и названия действий по вопросам.

Задачи:

- развивать умение ставить вопросы к словам, обозначающим названия предметов и названия действий; распознавать слова, отвечающие на вопросы: кто? что? ; что делает? что делают?; классифицировать; закреплять правописание безударной гласной в словарных словах; уточнить представление детей о весеннем сезоне, познакомить с жизнью животных весной;

- коррегировать восприятие на основе зрительного и слухового анализаторов;

- воспитывать бережное отношение к природе; мотивацию к учению.

Форма проведения: интегрированный урок

Тип: урок закрепления знаний

Технические средства обучения и оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация;

сенсорный шар, подвесная рейка, массажная дорожка, офтальмо тренажёр;

карточки для индивидуальной работы; оценочные листы; сигнальные карточки; картина лужайки для рефлексии;

вырезанные из бумаги одуванчики трех видов: полностью распустившиеся, частично распустившиеся, не распустившиеся (каждый вид по количеству детей);


Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организа-

ционный

момент







Коррекция внимания на основе слухового восприятия

1) Эмоциональный настрой на урок:

- Побеждает всегда тот, кто верит в свои силы. Представьте себе, что одна ладошка – это уверенность в себе, вторая ладошка – это знания и умения. Соедините ладошки и приложите к себе – всё это ваше, пусть они принесут вам удачу сегодня и всегда.

Введение в урок

Я буду читать строки из стихотворения. Когда назову слово с вашей карточки, вы должны сесть на своё место.

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет;

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет.

Проходят под спокойную музыку по массажной дорожке




У учащихся карточки со словами: тает, восходит и т.д.




Постепенно занимают свои места




Введе-ние в тему


- Какие слова были на карточках? Назовите их вместе с вопросом.

- Что обозначают эти слова?

- На какие вопросы отвечают?


- О каком времени года вы прослушали стихотворение?

- По каким признакам вы определили, что говорится о весне?

- А какое время года стоит сейчас?

- Правильно, на дворе весна. Замечательное и прекрасное время года. Недавно мы с вами побывали на весенней экскурсии. Давайте вспомним, какие новые краски появились в природе с наступлением весны.

УЧЕНИК: Весна-время пробуждения природы. Появляются первые проталины. И небо уже не такое, как было зимой - не бесцветное, а ярко-синее с пушистыми облаками. Второй месяц весны - апрель - месяц весенних вод. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть свой наряд из зелёных трав, листвы и цветов

- Многие известные поэты, писатели, художники и композиторы с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу, посвятили свои творенья прекрасному времени года - весне.

(звучит музыка… , демонстрация слайдов

Среди них Жуковский Станислав Юлианович (1873-1944) – русский и польский живописец-пейзажист – перед вами его картина «Весна» (слайд №3), Виноградов Сергей Арсеньевич (1870-1938) – картина «Весна» (слайд №4), Исаак Ильич Левитан – картина «Весна. Большая вода.» (слайд №5).

- А какие времена года вы ещё знаете?

(Слайд №6)

- На какой вопрос отвечают эти слова, что обозначают?

- Назовите слово, где букв больше чем звуков? Почему?

- А теперь ещё раз вспомним слова, которые отвечают на вопросы красного сектора шара. (что делает? что делают?)

- Что они обозначают?

- Назовите слова, которые отвечают на вопросы синего сектора шара.(кто? что?)

- Что обозначают эти слова?


Действия предмета

Что делает? Что делают?

О весне

Тает снег, расцветают первые цветы, на деревьях появились листочки



















Зима, лето…

Эти слова отвечают на вопрос что? и обозначают предметы.

Осень. Ь знак не является звуком.

Тает, расцветает, зовут …


Весна, зима…


Сообщение темы урока


Целеполагание

- Ребята, давайте попробуем сформулировать тему урока.

Итак, какие слова мы будем сегодня на уроке различать? Как мы их будем различать? (Слайд с темой урока №7)

- В конце урока вы должны

(Слайд №8)

ЗНАТЬ:

- на какие вопросы отвечают названия предметов;

- на какие вопросы отвечают названия действий.

(Слайд №9)

УМЕТЬ:

- ставить вопросы к словам, обозначающим названия предметов и названия действий;

- распознавать названия предметов и названия действий по вопросам.

- Сегодня вы будете оценивать себя сами. Сейчас каждый из вас получит лист оценивания. На листе проставлены номера заданий, которые будете выполнять на уроке, а рядом кружок. После выполнения задания вы должны оценить свою работу: если, выполнили на отлично, закрасите кружок красным цветом, хорошо – зелёным, недостаточно хорошо – жёлтым.


Работа по теме урока







Минутка чистописа-ния
































Словарная работа
































Физминутка















Самостоя-тельная работа











Закрепление

- Продолжаем говорить о весне.

Весной прилетают из тёплых краёв птицы, появляются насекомые, распускаются на деревьях листочки. И мы каждую весну наблюдаем, как люди белят стволы деревьев. Для чего это делают?


- Но есть ещё жук-буквоед.

Угадайте, какую букву обглодал жук-буквоед? (слайд №10).

- Сейчас мы запишем эту букву, но сначала подготовим к работе наши руки.

Разминка для рук

От сосулек – звон, звон!

От сосулек – звон, звон!

Просыпайся – клён, клён!

Растопился снег, снег.

Ручейки - в бег, в бег.

Гром шагает: топ, топ.

Почки слышно: хлоп, хлоп.

- Откройте тетради, запишите число и «Классная работа».

- На первой строке пишем заглавную букву В поочерёдно со строчной маленькой в. (Слайд№11)

- На второй строке пишем буквосочетание (во) и нижнее соединение букв (вл)

Ребята, подул весенний ветерок и разбросал листочки, на них была записана пословица. Давайте её соберём.

Вода на лугу – сено в стогу.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Запишите её в тетрадь на третьей строке.

- Оцените свою работу.



(Слайд №12)

- А у нас в гостях Дед Всевед. Он предлагает вспомнить и рассказать какие изменения произошли в животном мире с наступлением весны.

Итак, первый представитель лесного царства это медведь

(слайд №13)

УЧЕНИК: Весной медведи выходят из берлоги. Старшие медвежата, как заботливые няньки. Ухаживают за малышами.

Все знают, что для животных самое трудное время года - зима. Но медведям труднее весной. Именно в это время года мало ягод и трав, а это главная еда медведя.

- Запишите это слово в тетрадь. Кто затрудняется в написании, поставьте точку на «трудном» месте (слайд №13). Поставьте ударение.

Прежде чем, мы вставим в «окошко» нужную букву обратимся к истокам слова. Медведь означало «едящий мёд, медоед».

Так какую же букву нужно написать в первом слоге? Что нам подсказала эта история? Покажите на сигнальных карточках. Подчеркните её и запомните написание этого слова.

- А какие изменения происходят в жизни лисицы с приходом весны? (слайд №14).

УЧЕНИК: Весной у лисицы появляются лисята. Лисье семейство большое - до десяти малышей рождается. Всех накормить надо. Тут уж оба родителя без устали носят еду к норе. А, ещё, лисица весной начинает танцевать. Она поднимается на задние лапы, и некоторое время ходит в таком положении.

- Запишите это слово с комментированием.

- А это кто? Угадайте. Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов с длинными задними ногами и длинными ушами

(слайд №15). Запишите это слово с комментированием.

Подчеркните.

- А это кто? Окраской - сероватая, повадкой - вороватая, крикунья хрипловатая - известная персона. Кто она? (слайд №16).

- Запишите это слово с комментированием.

Подчеркните.

- На какой вопрос отвечают эти слова? (кто?).

- А какое слово лишнее? Почему? (слайд №17)

- Давайте ещё раз повторим. Какие слова отвечают на вопросы кто? что?

- Прочитайте слова на подвесной рейке. (летит, бежит, скачет, идёт)

- На какой вопрос они отвечают?

- Напишите, кто как из животных передвигается, используя данные слова.

- Оцените, как выполнили работу.

(слайд №18)

Весной бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась
Два - изящно покружилась
Три - нагнулась и присела
На цветочек тихо села.

Упражнение для глаз.

На указке прикреплена бабочка (объемное изображение предмета). Учитель держит указку и говорит слова:

Прилетела бабочка.

Села на указку.

Глазками ее поймай –

И за ней понаблюдай.

Далее учитель перемещает указку вправо–влево, вверх–вниз, выполняет круговые вращения, а учащиеся наблюдают глазами за предметом.


(слайд №19).

- А теперь самостоятельно подберите подходящие по смыслу слова, которые отвечают на вопросы кто? что? или что делает? в данном упражнении, пользуясь словами для справок. Напишите текст в тетрадь.

ВЕСНА.

НАСТУПИЛА ( ЧТО?) ..... . ЯРКО (ЧТО ДЕЛАЕТ?) ..... СОЛНЦЕ. ЛЕТЯТ ПЕРЕЛЁТНЫЕ (КТО?) ... .

Слова для справок: светит, птицы, весна.

- Проверим. Какие слова вы записали вместо точек? Прочитайте текст. Вставляйте подходящие по смыслу слова, которые вы подобрали.

- Оцените, как справились с заданием.

- Весна прекрасное время года. Природа просыпается и лес наполняется новыми звуками : журчат ручьи, поют птицы, квакают лягушки.

2гр. – соедините стрелками названия предметов и подходящие по смыслу названия действий.

1 гр. – в карточке запишите названия предметов, которые подходят к данным действиям.


Работая, слушайте музыку. Она подскажет вам, как звучит весенний лес.


- Поменялись карточками. Взаимопроверка.

- Оценили работу.


В коре деревьев поселяются жуки-короеды, они наносят стволам большой вред.





Хлопают

Кисти вверх-вни

Потир. ладош.

Волнообразн. дв

Топают ногами

Хлопают








Коллективная работа


Если весной на лугу будет много воды…

На оценочном листе закрашив. первый кружок
















На орфогра-фических часах

показывают букву Е









Ударение падает на а. Запоминаем безударную гласную я.




Ударение падает на вторую гласную о. Запоминаем безударную гласную о.


Медведь, лиса, заяц - это звери. Ворона – птица.

Слова, которые обозначают предметы

Что делает?


На оценочном листе закрашив. второй кружок


Выполняют движения согласно тексту



Следят глазами за движением бабочки











Пишут самостоятельно в тетради




На оценочном листе закрашив. третий кружок



Работа по группам






На оценочном листе закашив. четвёртый кружок

Итог урока










​​​​​​​Оценивание

- Наш урок заканчивается, давайте вспомним, что к концу этого урока вы должны хорошо знать.

(слайд №20)

- Кто знает, на какие вопросы отвечают названия предметов?

- На какие вопросы отвечают названия действий?

- Что должны уметь? (слайд №21)

- Поднимите руки, кто научился ставить вопросы к словам, обозначающим названия предметов и названия действий;

- А кто научился распознавать названия предметов и названия действий по вопросам?

- Как вы оцените свою работу на уроке? (по листу оценивания)





Отвечают на вопросы

Рефлексия



- Давайте ещё раз вспомним, о каком времени года мы говорили с вами на уроке?

- Какие изменения в природе говорят о приходе весны?

- Какие цветы первыми появляются в лесу? (Подснежники).

(Слайд №22)

Почему они так называются?

В лесу это подснежники, а в посёлке? (Одуванчики).(Слайд№23)

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денёчка через два

Облысела голова,

Спрячу-ка в карманчик

Бывший одуванчик.

- Если вам на уроке было интересно и все понятно, то приклейте распустившийся одуванчик на лужайку.

Если вам на уроке было не очень интересно или не всё понятно, то приклейте одуванчик распустившийся наполовину.

Если вам на уроке было неинтересно и непонятно, то приклейте одуванчик, который не распустился совсем.

- Всех о ком мы говорили на уроке надо бережно охранять и защищать. Ведь недаром говорится: «Поймаешь бабочку - она погибнет, сорвёшь цветок - он увянет, и тогда становится понятно, что к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, губим природу».

О весне

Природа просыпается, прилетают птицы, распускаются листья, появляются первые цветы.









Приклеивают одуванчики на лужайку

Домашнее задание

- Чтобы очень хорошо уметь распознавать названия предметов и названия действий по вопросам, вам необходимо ещё потренироваться. Поэтому дома выполните упр.3. на стр. 133.

- Я благодарю вас за хорошую работу на уроке, вы сегодня МОЛОДЦЫ!

(Слайд №24)

Разбирают дом. задание









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.