Интегрированный урок 6 Русский язык и литературное краеведение на тему «Седьмая буква алфавита» (Орфография. Графика. Орфоэпия)

5
1
Материал опубликован 14 May 2020 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую методическую разработку «Конспект урока»





Интегрированный урок

Русский язык и литературное краеведение. 5 класс.



Седьмая буква алфавита.

(Орфография. Графика. Орфоэпия)







Автор

Краева Валентина Николаевна

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ Новоульяновская СШ №1

Телефон: 8-90-21-214-214

Электронный адрес: kraevala.74@mail.ru







2020 год

Актуальность


Имя Николая Михайловича Карамзина известно всему миру. Его бессмертными повестями, «Историей государства Российского» зачитывалось не одно поколение читателей в России и за рубежом, стараясь проникнуть в тайны загадочной русской души. А на родине Н.М.Карамзина ещё при жизни называли классиком русской литературы.

Несмотря на то, что большую часть своей жизни писатель прожил в Петербурге, родной Симбирск всегда присутствовал в его жизни и творчестве.

В 2018 году исполнилось 225 лет букве Ё, введённой в письменную речь Н.М.Карамзиным, и, к сожалению, почти не используемой в современной письменной речи. Поэтому в наше время любой русский  человек должен  стремиться к тому, чтобы   сохранить культурные ценности, созданные нашими предками, и приумножить их.

Данный урок ориентирован на воспитание патриотизма и уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы. Разнообразная работа на уроке позволит обучающимся расширить представления об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры русского народа; о закономерностях и основных тенденциях развития русского языка. Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации.











Тема урока: Седьмая буква алфавита

Цель урока: привести в систему знания обучающихся о Н.М.Карамзине через работу с текстом и основными орфографическими и орфоэпическими нормами русского языка (на примере буквы Ё)

Планируемые результаты:

личностные: обеспечить значимость решения учебных задач, указывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

межпредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действий с требованиями конкретной задачи;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности;

предметные: научиться правильно писать и произносить слова с буквой Ё.

Понятия: звук-буква, текст

Задачи:

Обучающие— объяснить принцип написания слов с Ё, правильное употребление буквы в словах.

Развивающие— способствовать развитию учебно-позновательной, информационной, языковой и коммутативной компетенции.

Воспитательные—воспитывать любовь и уважение к родному языку, своему краю, народу и стране в целом через работу с текстом, воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе парной и коллективной работы, прививать интерес к знаниям, к предмету.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Техническое оборудование— компьютер для учителя, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация.








Ход урока

Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок. Нас пригласили в гости на день рождения, а кто – вы сами должны догадаться.

С чем ходят на день рождения? (С подарками). А какой самый хороший подарок на уроке? (Знания).


Лингвистическая разминка (по вариантам)

1 вариант

Составьте с данными парами слов словосочетания (небольшие предложения): лёт-лет, звёзды-звезды, всё-все.

2 вариант

Поставьте ударения в словах: афера, далеко, новорожденный, гренадер, осужденный, облегченный, возбужденный, маневр, бытие, свекла, шофер, истекший, гололедица.


Самопроверка.

1 вариант

Осенний лёт птиц – Мне десять лет

Яркие звёзды – Нет ни звезды

Всё бело кругом – Все пришли на праздник

2 вариант

АфЕра, далекО, новорождЁнный, гренадЕр, осуждЁнный, облегчЁнный, возбуждЁнный, манЁвр, бытиЕ, свЁкла, шофЁр, истЕкший, гололЕдица.

К какому выводу пришли? Обменяйтесь выводом со своим соседом. Запишите в тетрадях общий вывод.

(Одна буква может изменить лексическое и грамматическое значение слова. От букв Е-Ё зависит ударение в слове. Важно ставить точки над Ё).



Работа с лингвистическим текстом.

Если бы точки над Ё ставили, то не возникали бы у многих людей проблемы с документами. Сегодня же складывается такая ситуация, что носителям в именах и фамилиях буквы Ё приходится доказывать в судах, что Соловьев и Соловьёв — это одно лицо. Из-за различно­го написания фамилий (с точками над ё и без них) кому-то не выда­ют материнский капитал, кто-то не может доказать, что документы с различно написанными фамилиями принадлежат именно ему, кто-то не может оформить доверенность на супруга, потому что когда-то у одного из супругов поставили точки над ё, а у второго забыли, кто-то не может пересечь границу..

Если бы точки над Ё ставили, то мы знали бы, что известного актёра зовут Депардьё, знаменитого писателя и учёного — Рёрих, физика - Рёнтген, поэта — Фёт. Знали бы и о том, что кардинал в романе Дюма «Три мушкетёра» не Ришелье, а Ришельё, философ и писатель Монтескьё, химик Луи Пастёр. А известный шахматист - Алехин (не Алёхин).

Картина мира немного, но изменилась бы, верно?..


Тема. Целеполагание.

Как вы думаете, какая буква пригласила нас в гости.

Какая тема урока? Цели? (Буква Ё. Написание и произношение слов с буквой Ё. Работа с текстом. И т.п.)


Беседа.

А) Что вам известно о букве Ё?

(Её ввел в обращение Н.М.Карамзин, уроженец города Симбирска, русский писатель и историограф. В Ульяновске рядом с бывшей Карамзинской библиотекой установлен памятник букве Ё, единственный в стране. Эта буква всегда ударная. И т.п.).

Правильно.

29 ноября букве Ё исполнилось 226 лет. Непростая судьба у буквы «Ё»!

Б) Сообщение обучающихся.

Есть версия, что 29 ноября 1783 г. в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой в присутствии выдающихся литераторов и учёных – Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, И. И. Лепёхина и других — обсуждался проект первого толкового словаря русского языка. Княгиня Екатерина Романовна спросила мужей науки, почему в слове «iолка» один звук, причём часто употребляемый в русском языке, обозначается двумя буквами, и не удобнее ли будет ввести новую букву? И тут же изобразила её на бумаге. Возражений не последовало, так как научный авторитет княгини Дашковой был очень высок.

После этого буква «Ё» в течение 12 лет изредка появлялась лишь в рукописном виде и, в частности, в письмах Г. Р. Державина. Тиражирование её печатным станком состоялось в 1795 году в Московской университетской типографии у X. Ридигера и Х. А. Клаудия при издании книги «И мои безделки» Ивана Ивановича Дмитриева — поэта, баснописца, обер-прокурора Сената, министра юстиции, нашего земляка, симбирянина. Первым словом, напечатанным с буквой Ё, было слово «всё».

В 1796 году в той же типографии Н. М. Карамзин в своей первой книге «Аонид» с буквой «Ё» печатает слова: «зарёю», «орёл», «мотылёк», «слёзы» и первый глагол с Ё - «потёк». Именно благодаря Карамзину буква «Ё» входит в русский литературный язык и в русскую литературу.


Что ещё нового узнали о букве? (Ответы)


Лингвистический эксперимент (в парах).

Сегодня мы с вами будем исследователями.

Перед вами лежат тексты и задания. Работаем в парах.

Посчитайте слова в тексте. Сколько среди них слов с буквой Ё? К какому выводу пришли?

Тому сто лет

Посвящается памяти Карамзина

Всё шире, глубже и просторней

Он мирный подвиг совершал,

И все теплей, все благотворней

Лучи он света проливал.

Казалось, новый воздух веял

И вновь раскрытые бразды,

И всё, что он с любовью сеял

Несло сторичные плоды…

Пётр Андреевич Вяземский

Стихи на объявление памятника историографу Николаю Михайловичу Карамзину

Любя отечество душою просвещенной,

И славу русскую любя,

Труду высокому обрёк он неизменно

Все дни свои, всего себя…

Николай Михайлович Языков


Памяти Карамзина

Он здесь! Он вечно наш! Изображенье Клии.

Отныне передаст в позднейши времена

И дар Царя и дань признательной России

К трудам Карамзина.


Да, Волга, он твой сын! Когда иноплеменный

Нас спросит: «Это кто?». Мы гордо скажем: «Тот,

Кому приветливо внимал Благословенный

Средь царственных забот!»

Дмитрий Петрович Ознобишин

Стихи, произнесённые на 100-летнем юбилее российского историографа Николая Михайловича Карамзина, 1-го декабря 1866 года

Давно ли здесь, при общем ликованье

На площади толпился весь народ!

В сиянье риз, кадил в благоуханье,

Неслись мольбы в лазурный неба свод;

Речь пастыря отрадою дышала,

Торжественно приволжская страна

Свой памятник в Симбирске открывала,

России дар – в хвалу Карамзина!

Дмитрий Петрович Ознобишин

По случаю празднования в г. Симбирске юбилея в память Н.М.Карамзина

Мы помним день, когда впервые,

В красе торжественной своей,

На память нам и всей России,

Твой памятник возник, на родине твоей,-

Прошли года, - годины прежней,

Замолкли прежние певцы,

Сомкнулись их навеки вежды,

Поблекли их лавровые венцы, -

Их нет теперь! …

Владимир Петрович Юрлов

Прочитайте выразительно тексты. Что их объединяет? (Они посвящены Н.М.Карамзину, авторы стихотворений - симбиряне).

Какой вывод вы сделали? (Слов с буквой Ё очень мало, в некоторых текстах её совсем нет. Это малоупотребительная буква, но она тоже важная в нашем языке, пренебрегать ею не следует)

Оцените свою работу и работу соседа.


Это интересно!

Подсчитано, что Ё содержится в более чем 12 500 словах; 2500 фамилиях (из них более 300 различаются только Ё—Е); в 1000 имён, в целом ряде географических названий..


Творческая лаборатория.

Ребята, если бы вы работали в книжном издательстве, какие бы рекомендации дали своим коллегам? Почему?

(Ставить точки над Ё, т.к. это облегчает чтение).

Запишите 10-15 любых слов с буквой Ё.

А теперь составьте с ними текст.


Рефлексия

Что нового узнали на уроке.

Был ли он вам полезен.

Оцените свою работу на уроке.


Домашнее задание.

Вспомните все изученные орфограммы с буквой Ё и напишите по 7-10 примеров на каждую.




Источники

Новикова Л.И., Соловьёва Н.Ю. Правописание гласных после шипящих и ц. 5-9 классы. – М.: Экзамен, 2015

Поэтическое приношение Николаю Михайловичу Карамзину от благодарных симбирян: «Тебе, наш чистый, добрый гений…» / сост. и коммент. А.П.Рассадин. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2016

http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2539%3Anews&Itemid=63

Приложение

Творческие работы


Под ёлкой лежал ёж. Сёма и Фёдор лёжа смотрели на лёгкие облака. Они видели полёт журавля. Вдруг услышали рёв котёнка. Рядом с ним был жёлтый цыплёнок. Они шли в тенёк под берёзкой.

Наступила ночь, ребята развели костёр.

Землянникова Ксюша


Однажды мой папа отвёз меня в лес. Папу зовут Пётр. Он шофёр. Когда мы приехали, увидели ёлку. Вокруг неё летало много пчёл, там был их улей. Пчёлы делают вкусный мёд. Потом мы увидели в небе пёстрого ястреба, также встретили ёжика. Когда стемнело, мы развели костёр и сели около него на пенёк. Это был хороший день!

Чуносов Иван


Мы купили ёлку и на макушку надели звёздочку. Повесили на ёлку зелёные, жёлтые и чёрные шарики. На ветках блестели игрушки: пчёлки и жёлуди. На одной из игрушек была чёрточка. Под ёлку поставили игрушечных ёжика и шофёра.

Филимонова Арина

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Познавательный, развивающий урок на интересную тему! Спасибо!

16 May 2020