Интегрированный урок 6 Русский язык и литературное краеведение на тему «Седьмая буква алфавита» (Орфография. Графика. Орфоэпия)
Всероссийский дистанционный конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую методическую разработку «Конспект урока»
Интегрированный урок
Русский язык и литературное краеведение. 5 класс.
Седьмая буква алфавита.
(Орфография. Графика. Орфоэпия)
Автор
Краева Валентина Николаевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ Новоульяновская СШ №1
Телефон: 8-90-21-214-214
Электронный адрес: kraevala.74@mail.ru
2020 год
Актуальность
Имя Николая Михайловича Карамзина известно всему миру. Его бессмертными повестями, «Историей государства Российского» зачитывалось не одно поколение читателей в России и за рубежом, стараясь проникнуть в тайны загадочной русской души. А на родине Н.М.Карамзина ещё при жизни называли классиком русской литературы.
Несмотря на то, что большую часть своей жизни писатель прожил в Петербурге, родной Симбирск всегда присутствовал в его жизни и творчестве.
В 2018 году исполнилось 225 лет букве Ё, введённой в письменную речь Н.М.Карамзиным, и, к сожалению, почти не используемой в современной письменной речи. Поэтому в наше время любой русский человек должен стремиться к тому, чтобы сохранить культурные ценности, созданные нашими предками, и приумножить их.
Данный урок ориентирован на воспитание патриотизма и уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы. Разнообразная работа на уроке позволит обучающимся расширить представления об отражении в русском языке истории, материальной и духовной культуры русского народа; о закономерностях и основных тенденциях развития русского языка. Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации.
Тема урока: Седьмая буква алфавита
Цель урока: привести в систему знания обучающихся о Н.М.Карамзине через работу с текстом и основными орфографическими и орфоэпическими нормами русского языка (на примере буквы Ё)
Планируемые результаты:
личностные: обеспечить значимость решения учебных задач, указывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
межпредметные:
регулятивные: соотносить правильность выполнения действий с требованиями конкретной задачи;
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, выделять существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать причинно-следственные связи;
коммуникативные: осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение приходить к общему решению в совместной деятельности;
предметные: научиться правильно писать и произносить слова с буквой Ё.
Понятия: звук-буква, текст
Задачи:
Обучающие— объяснить принцип написания слов с Ё, правильное употребление буквы в словах.
Развивающие— способствовать развитию учебно-позновательной, информационной, языковой и коммутативной компетенции.
Воспитательные—воспитывать любовь и уважение к родному языку, своему краю, народу и стране в целом через работу с текстом, воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе парной и коллективной работы, прививать интерес к знаниям, к предмету.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Техническое оборудование— компьютер для учителя, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация.
Ход урока
Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Нас пригласили в гости на день рождения, а кто – вы сами должны догадаться.
С чем ходят на день рождения? (С подарками). А какой самый хороший подарок на уроке? (Знания).
Лингвистическая разминка (по вариантам)
1 вариант
Составьте с данными парами слов словосочетания (небольшие предложения): лёт-лет, звёзды-звезды, всё-все.
2 вариант
Поставьте ударения в словах: афера, далеко, новорожденный, гренадер, осужденный, облегченный, возбужденный, маневр, бытие, свекла, шофер, истекший, гололедица.
Самопроверка.
1 вариант
Осенний лёт птиц – Мне десять лет
Яркие звёзды – Нет ни звезды
Всё бело кругом – Все пришли на праздник
2 вариант
АфЕра, далекО, новорождЁнный, гренадЕр, осуждЁнный, облегчЁнный, возбуждЁнный, манЁвр, бытиЕ, свЁкла, шофЁр, истЕкший, гололЕдица.
К какому выводу пришли? Обменяйтесь выводом со своим соседом. Запишите в тетрадях общий вывод.
(Одна буква может изменить лексическое и грамматическое значение слова. От букв Е-Ё зависит ударение в слове. Важно ставить точки над Ё).
Работа с лингвистическим текстом.
Если бы точки над Ё ставили, то не возникали бы у многих людей проблемы с документами. Сегодня же складывается такая ситуация, что носителям в именах и фамилиях буквы Ё приходится доказывать в судах, что Соловьев и Соловьёв — это одно лицо. Из-за различного написания фамилий (с точками над ё и без них) кому-то не выдают материнский капитал, кто-то не может доказать, что документы с различно написанными фамилиями принадлежат именно ему, кто-то не может оформить доверенность на супруга, потому что когда-то у одного из супругов поставили точки над ё, а у второго забыли, кто-то не может пересечь границу..
Если бы точки над Ё ставили, то мы знали бы, что известного актёра зовут Депардьё, знаменитого писателя и учёного — Рёрих, физика - Рёнтген, поэта — Фёт. Знали бы и о том, что кардинал в романе Дюма «Три мушкетёра» не Ришелье, а Ришельё, философ и писатель Монтескьё, химик Луи Пастёр. А известный шахматист - Алехин (не Алёхин).
Картина мира немного, но изменилась бы, верно?..
Тема. Целеполагание.
Как вы думаете, какая буква пригласила нас в гости.
Какая тема урока? Цели? (Буква Ё. Написание и произношение слов с буквой Ё. Работа с текстом. И т.п.)
Беседа.
А) Что вам известно о букве Ё?
(Её ввел в обращение Н.М.Карамзин, уроженец города Симбирска, русский писатель и историограф. В Ульяновске рядом с бывшей Карамзинской библиотекой установлен памятник букве Ё, единственный в стране. Эта буква всегда ударная. И т.п.).
Правильно.
29 ноября букве Ё исполнилось 226 лет. Непростая судьба у буквы «Ё»!
Б) Сообщение обучающихся.
Есть версия, что 29 ноября 1783 г. в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой в присутствии выдающихся литераторов и учёных – Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, И. И. Лепёхина и других — обсуждался проект первого толкового словаря русского языка. Княгиня Екатерина Романовна спросила мужей науки, почему в слове «iолка» один звук, причём часто употребляемый в русском языке, обозначается двумя буквами, и не удобнее ли будет ввести новую букву? И тут же изобразила её на бумаге. Возражений не последовало, так как научный авторитет княгини Дашковой был очень высок.
После этого буква «Ё» в течение 12 лет изредка появлялась лишь в рукописном виде и, в частности, в письмах Г. Р. Державина. Тиражирование её печатным станком состоялось в 1795 году в Московской университетской типографии у X. Ридигера и Х. А. Клаудия при издании книги «И мои безделки» Ивана Ивановича Дмитриева — поэта, баснописца, обер-прокурора Сената, министра юстиции, нашего земляка, симбирянина. Первым словом, напечатанным с буквой Ё, было слово «всё».
В 1796 году в той же типографии Н. М. Карамзин в своей первой книге «Аонид» с буквой «Ё» печатает слова: «зарёю», «орёл», «мотылёк», «слёзы» и первый глагол с Ё - «потёк». Именно благодаря Карамзину буква «Ё» входит в русский литературный язык и в русскую литературу.
Что ещё нового узнали о букве? (Ответы)
Лингвистический эксперимент (в парах).
Сегодня мы с вами будем исследователями.
Перед вами лежат тексты и задания. Работаем в парах.
Посчитайте слова в тексте. Сколько среди них слов с буквой Ё? К какому выводу пришли?
Тому сто лет
Посвящается памяти Карамзина
…Всё шире, глубже и просторней
Он мирный подвиг совершал,
И все теплей, все благотворней
Лучи он света проливал.
Казалось, новый воздух веял
И вновь раскрытые бразды,
И всё, что он с любовью сеял
Несло сторичные плоды…
Пётр Андреевич Вяземский
Стихи на объявление памятника историографу Николаю Михайловичу Карамзину
Любя отечество душою просвещенной,
И славу русскую любя,
Труду высокому обрёк он неизменно
Все дни свои, всего себя…
Николай Михайлович Языков
Памяти Карамзина
Он здесь! Он вечно наш! Изображенье Клии.
Отныне передаст в позднейши времена
И дар Царя и дань признательной России
К трудам Карамзина.
Да, Волга, он твой сын! Когда иноплеменный
Нас спросит: «Это кто?». Мы гордо скажем: «Тот,
Кому приветливо внимал Благословенный
Средь царственных забот!»
Дмитрий Петрович Ознобишин
Стихи, произнесённые на 100-летнем юбилее российского историографа Николая Михайловича Карамзина, 1-го декабря 1866 года
Давно ли здесь, при общем ликованье
На площади толпился весь народ!
В сиянье риз, кадил в благоуханье,
Неслись мольбы в лазурный неба свод;
Речь пастыря отрадою дышала,
Торжественно приволжская страна
Свой памятник в Симбирске открывала,
России дар – в хвалу Карамзина!
Дмитрий Петрович Ознобишин
По случаю празднования в г. Симбирске юбилея в память Н.М.Карамзина
Мы помним день, когда впервые,
В красе торжественной своей,
На память нам и всей России,
Твой памятник возник, на родине твоей,-
Прошли года, - годины прежней,
Замолкли прежние певцы,
Сомкнулись их навеки вежды,
Поблекли их лавровые венцы, -
Их нет теперь! …
Владимир Петрович Юрлов
Прочитайте выразительно тексты. Что их объединяет? (Они посвящены Н.М.Карамзину, авторы стихотворений - симбиряне).
Какой вывод вы сделали? (Слов с буквой Ё очень мало, в некоторых текстах её совсем нет. Это малоупотребительная буква, но она тоже важная в нашем языке, пренебрегать ею не следует)
Оцените свою работу и работу соседа.
Это интересно!
Подсчитано, что Ё содержится в более чем 12 500 словах; 2500 фамилиях (из них более 300 различаются только Ё—Е); в 1000 имён, в целом ряде географических названий..
Творческая лаборатория.
Ребята, если бы вы работали в книжном издательстве, какие бы рекомендации дали своим коллегам? Почему?
(Ставить точки над Ё, т.к. это облегчает чтение).
Запишите 10-15 любых слов с буквой Ё.
А теперь составьте с ними текст.
Рефлексия
Что нового узнали на уроке.
Был ли он вам полезен.
Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание.
Вспомните все изученные орфограммы с буквой Ё и напишите по 7-10 примеров на каждую.
Источники
Новикова Л.И., Соловьёва Н.Ю. Правописание гласных после шипящих и ц. 5-9 классы. – М.: Экзамен, 2015
Поэтическое приношение Николаю Михайловичу Карамзину от благодарных симбирян: «Тебе, наш чистый, добрый гений…» / сост. и коммент. А.П.Рассадин. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2016
http://uonb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2539%3Anews&Itemid=63
Приложение
Творческие работы
Под ёлкой лежал ёж. Сёма и Фёдор лёжа смотрели на лёгкие облака. Они видели полёт журавля. Вдруг услышали рёв котёнка. Рядом с ним был жёлтый цыплёнок. Они шли в тенёк под берёзкой.
Наступила ночь, ребята развели костёр.
Землянникова Ксюша
Однажды мой папа отвёз меня в лес. Папу зовут Пётр. Он шофёр. Когда мы приехали, увидели ёлку. Вокруг неё летало много пчёл, там был их улей. Пчёлы делают вкусный мёд. Потом мы увидели в небе пёстрого ястреба, также встретили ёжика. Когда стемнело, мы развели костёр и сели около него на пенёк. Это был хороший день!
Чуносов Иван
Мы купили ёлку и на макушку надели звёздочку. Повесили на ёлку зелёные, жёлтые и чёрные шарики. На ветках блестели игрушки: пчёлки и жёлуди. На одной из игрушек была чёрточка. Под ёлку поставили игрушечных ёжика и шофёра.
Филимонова Арина
Волкова Светлана Ивановна