Интегрированный урок (география, физика, химия, биология, экология) в 8 классе «Всё о воде»
Интегрированный урок «Все о воде»
Автор: Лихова Людмила Аркадьевна, учитель химии высшей категории МКОУ СОШ №6
г.о. Нальчик Кабардино-Балкарской Республики
Предмет: химия
Целевая аудитория: 8 класс
Тип урока: урок объяснения и частичного закрепления нового материала в виде устного научно-популярного журнала «Вещества вокруг нас»
Форма урока: интегрированный урок (география, физика, химия, биология, экология)
Цели урока:
1)обучающие
- познакомить учащихся с различными свойствами и применением воды;
- посредством межпредметных связей расширить представления учащихся о значении
воды в жизни человека, природы, планеты;
2)развивающие
- развивать умение анализировать полученную информацию;
3)воспитательные
- привлечь внимание к проблеме рационального использования воды, различным
экологическим проблемам.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Цифровые образовательные ресурсы: разработанная для урока мультимедийная презентация «Все о воде»
Этапы урока:
1. Организационный этап
2. Визитная карточка воды
3, Географическая страничка
4. Физическая страничка
5. Аналитическая страничка
6. Химическая страничка
7. Биологическая страничка
8. Применение воды
9. Экологическая страничка
10. Тест «Что я знаю о воде?»
11. Подведение итогов. Домашнее задание
Ход урока
1.Организационный этап
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок посвящен необыкновенному веществу. Попробуйте догадаться, какому.
Это самое распространенное вещество на планете Земля.
Это единственное вещество, которое в условиях Земли существует в природе в трех агрегатных состояниях.
Это вещество, без которого не возможна жизнь на Земле (ответы учащихся: «Это вода»).
Да, конечно же, это – вода. Тема нашего урока: «Все о воде». Мы проведем его в виде устного научно-популярного журнала «Вещества вокруг нас»: обсудим свойства воды, запасы и области ее применения, роль воды в жизни всего живого на Земле, экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, перелистывая различные странички журнала: географическую, физическую, химическую, биологическую, химическую, экологическую. И поможет нам в этом презентация.
2.Визитная карточка воды
В начале урока необходимо вспомнить уже известные данные о воде.
Какое строение: молекулярное или немолекулярное, имеет вода и почему? (молекулярное т.к. вода – жидкость при обычных условиях)
Какую химическую формулу имеет молекула воды? (Н2О)
Атомы каких элементов входят в состав воды? (водорода и кислорода)
Чему равна относительная молекулярная масса воды? Давайте рассчитаем ее.
А вот фотография молекулы воды. Молекула воды имеет уголковое строение , атомы водорода расположены под углом 104°.
3.Географическая страничка
Так наша Земля выглядит из космоса.
Почему Землю называют голубой планетой? (большая часть поверхности покрыта водой). Действительно, ¾ поверхности Земли покрыты морями, океанами, ледниками.
Общий объем воды на нашей планете составляет примерно 1,4 млрд км3. Как распределяется вода на Земле?
Сколько процентов приходится на воды океанов, воды суши? ( 96% и 4% соответственно). Запасы пресной воды составляют всего 2,5% от общего запаса воды. Каковы запасы соленой воды? (100% - 2,5%= 97,5%).
Во сколько раз запасы пресной воды меньше запасов соленой воды? Как это можно рассчитать? (97,5% : 2,5%= 39%). Почти в 40 раз.
Как распределяется пресная вода в природе? Посмотрите на данные таблицы.
Ледниковые покровы полярных стран, горные ледники | 70% |
Подземные воды | Почти 30% |
Вода рек | 0,006% |
Где сосредоточены основные запасы пресной воды? (полярные ледники, подземные воды). А то, что мы видим повсеместно на поверхности Земли в виде воды рек составляет всего лишь 0,006%. А какие запасы пресной воды есть в Кабардино-Балкарии?(горные ледники, реки, подземные воды)
4.Физическая страничка
С физическими свойствами воды мы все тоже знакомы. Кто может их описать? Вода - жидкость без цвета, вкуса и запаха, универсальный растворитель для неорганических и органических веществ. Чистая вода практически не проводит электрический ток. Данные следующей таблицы вам тоже хорошо знакомы.
Температура кипения | 100°С |
Температура плавления | 0°С |
Плотность | 1000 кг/м3 или 1 г/мл |
Теплоемкость | 4200 Дж/кг |
Но вода обладает и многими необычными физическими свойствами. Вот некоторые примеры.
1.Вода имеет высокое значение теплоемкости (в 3100 раз больше, чем у воздуха, в 4 раза больше, чем у горных пород, в 10 раз больше, чем у железа) и благодаря этому выступает регулятором температуры на всей нашей планете. |
2. Вода имеет аномально высокие температуры кипения и плавления, что объясняется достаточно прочными связями, существующими между молекулами воды. |
3.Лёд имеет меньшую плотность, чем жидкая вода (плотность льда 0,92г/см3), поэтому плавает на поверхности водоёма. |
Давайте обсудим некоторые из этих свойств. Например, высокую теплоемкость. Благодаря этому свойству вода медленно нагревается днем и медленно охлаждается ночью. На что это влияет? (на температуру воздуха). Благодаря этому свойству на Земле средняя температура 7°С и нет таких резких перепадов дневных и ночных температур, как на других планетах.
Если бы не аномально высокая температура кипения воды, она была бы газом при обычных условиях и трудно представить, что было бы тогда с нашей Землей, какие формы жизни могли бы существовать и развиваться в таких условиях
5.Аналитическая страничка
Какие виды природной воды вам известны? (речная, морская, минеральная, дождевая и т.д.). Абсолютно чистой воды в природе не существует, и любая природная вода содержит в растворенном виде различные минеральные соли и газы. Именно их содержание определяет разный вкус природных вод.
Аналитическая страничка позволит сформировать представление о составе природной воды, познакомить с составом наиболее знакомых природных вод.
Внимательно изучите состав морской, питьевой и минеральной вод.
Состав различных природных вод
Свойства | Морская | Питьевая | Минеральная |
Содержание солей | до 35г в 1л H2O | до 1г в 1л H2O | 1 - 10г в 1л H2O |
Соли | NaCl | Ca(HCO3)2 | NaCl, NaHCO3 и др. |
Газы | O2, N2 | O2, N2 | CO2 |
Ответьте на вопросы:
1. В какой из приведенных вод содержится меньше всего солей?(питьевая)
2. Почему питьевая вода несоленая на вкус? (не содержит соли NaCl)
Почти не содержит растворенных веществ дождевая вода, она считается самой чистой из природных вод не по прозрачности, а именно по отсутствию растворенных веществ. Но она не такая прозрачная, как родниковая, из-за пылинок, которые захватываются из воздуха.
6. Химическая страничка
Многие вещества хорошо растворяются в воде, а некоторые вступают с ней в химическую реакцию. Сегодня разберемся, какие металлы реагируют с водой, а какие нет.
Химическую активность металлов определяют с помощью ряда активности
Ряд активности металлов
K Ca Ba Na | Mg Al Mn Zn Cr Fe Co Ni Sn Pb | H2 | Cu Hg Ag Pt Au |
Очень активные металлы | Металлы средней активности | Малоактивные металлы | |
Реагируют с водой при обычных условиях | Реагируют с водой с заметной скоростью только при нагревании | Не реагируют с водой |
Металлы, стоящие в ряду активности слева от водорода, реагируют с водой, вытесняют водород Н2 из воды и называются активными. Приведите примеры таких металлов.
Металлы , стоящие в ряду активности справа от водорода, не реагируют с водой и называются малоактивными. Приведите примеры таких металлов.
7. Биологическая страничка
Вода является средой обитания многих живых существ и основой всего живого на Земле. Большинство обитателей земного шара и растения состоят более чем на половину из воды. Посмотрите данные таблицы.
Живые организмы | Содержание воды |
Человек | 65% |
Млекопитающие | 60- 68 % |
Рыбы | 70 % |
Водоросли | 90 - 98 % |
Мхи и лишайники | 5-7% |
Семена | 7-15% |
Какие живые организмы содержат больше всего и меньше всего воды? Сколько воды содержится в теле человека?
Какова роль воды в нашем организме? С водой удаляются из нашего тела ядовитые шлаки; вода, выделяемая потовыми железами и испаряющаяся с поверхности кожи, регулирует температуру нашего тела.
Что необходимо помнить каждому:
- ежедневная норма потребления воды человеком 1,5-2,5 л .
- без воды человек не может прожить больше 2-3 дней.
- потеря организмом человека более 10% воды может привести к смерти.
8. Применение воды
Основными потребителями воды являются
- сельское хозяйство,
- промышленность,
- жилищно-коммунальное хозяйство.
Где еще применяется вода? Назовите области использования воды, представленные на фотографиях, приведите свои примеры.
8. Экологическая страничка
Основные потребители воды являются ее основными загрязнителями: сельское хозяйство, промышленность, бытовые стоки, нагретая вода ТЭЦ, утечка и фильтрация неочищенных вод из отстойников водоочистных сооружений.
Виды загрязнений воды: соли тяжелых металлов, радиоактивное заражение, нефть и нефтепродукты, канализационные стоки, удобрения, ядохимикаты.
Посмотрите на эти фотографии. Подобные снимки можно сделать практически повсеместно.
Поэтому бережно относитесь к воде, ведь вода – главное богатство нашей планеты.
9. Тест «Что я знаю о воде?»
Для проверки усвоения знаний ученикам предлагается тест с одним или несколькими вариантами правильных ответов. Ученики работают по парам, затем ответы проверяются фронтально. Наиболее активным ученикам по результатам урока выставляются оценки.
1.Верно ли следующее утверждение
На долю пресной воды приходится 2,5 % от общего объема воды на Земле (да, нет).
2. Выберите правильные утверждения о физических свойствах воды
а) Плотность воды в твердом состоянии (лед) больше, чем в жидком
б) Вода существует в природе в трех агрегатных состояниях
в) Вода имеет исключительно высокую теплоемкость
г) Температура кипения воды 100°С
3.С какими из перечисленных металлов реагирует вода?
а)Ag б)Zn в)Al г)Cu
4.Каково содержание воды в теле человека?
а) 65% б) 80% в) 5% г) 90%
10. Подведение итогов
Вот и закончился наш необычный урок. Вы, наверное, поняли, что говорить о воде можно бесконечно.
Вы тоже можете продолжить работу над нашим журналом, подготовив к следующему уроку сообщения или фоторепортажи на следующие темы:
-«Вода в жизни человека»
-«Водолечение»
-«Защитите воду»
-«Способы очистки воды в домашних условиях».
Домашнее задание: §§31, 32, подготовить сообщения по предложенным темам
Список использованных источников
1. Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман «Химия 8», М., «Просвещение», 2014
2 ru.wikipedia.org.wiki
3. www.ru.encyklopedia
4. www.water,ru
5. www.images.yandex.ru