Интегрированное занятие по духовно-нравственно воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской»
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 5 «Сказка»
Интегрированное занятие
по духовно - нравственно воспитанию в старшей группе
«Богатыри земли русской»
Подготовила: Антонова Н.Н.,
воспитатель
2023год
Цель:
- приобщение детей к духовно – нравственным ценностям .
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историческим прошлым России;
- формировать представление о героическом прошлом русского народа , великих русских богатырях – защитниках земли русской (Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче);
- закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, щит) и оружия русского богатыря (меч, лук и стрелы);
Развивающие:
- развивать познавательный интерес ко всему новому;
- развивать познавательные процессы: внимание, память, воображение;
- развивать детскую активность.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
- воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.
Предварительная работа.
Рассматривание картины В.М. Васнецова, Материалы и оборудование: иллюстрации богатырей Древней Руси; карточки с изображением оружия богатырей, канат, изображения Кащея Бессмертного, Змея-Горыныча, картина Васнецова «Богатыри»,
песня А. Пахмутовой «Богатырская сила», презентация. Ноутбук, глобус.
Активизация словаря: богатырь, былина, Русь, предки, доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава-палица).
Ход занятия.
(Дети вместе с воспитателем входят в группу и становятся в круг)
Воспитатель.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются с гостями)
Предлагаю наше занятие начать с приветствия «Здравствуй солнышко родное»
Слайд 1.
На экране картинка.
Дети: Все вместе в кругу: Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй, Я!
И повернувшись к гостям, говорим « здравствуйте»
Воспитатель.
Чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, его нужно начинать с хорошим настроением.
У вас хорошее настроение?
Воспитатель.
Замечательно!
(Подходим к столу, на котором стоит глобус, дети становятся на полукруг)
Ребята мы с вами живем в замечательной стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте вместе повторим это слово - «Россия!» А мы с вами граждане России – россияне! Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Родиной мы зовём её, потому, что мы в ней родились, все говорят родным нам и все в ней для нас родным языком. Не одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите на глобус, какая наша страна?
Дети.
Большая, красивая, богатая.
Воспитатель.
Вот как много места занимает территория России. Россия - одна из самых больших стран в мире.
Чтение стихотворения.( Есения)
Великую землю, любимую землю.
Где мы родились и живём.
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы родиной нашей зовём.
Но не всегда наша страна была такой, как сейчас.
Предлагаю вам сесть за стол и посмотреть презентацию «Древняя Русь!»
(просмотр презентации)
Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь, а людей называли – Русичи. Они любили свою Родину. Когда надо, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом. Много было на Руси лесов, рек, животных и растений. И привлекали все эти богатства издавна наших врагов (иноземцы (жители другой земли), или басурмани) – они хотели завладеть нашими землями. Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Народная мудрость гласит: « Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может». В давние – давние времена, ещё в Древней Руси, стояли на страже рубежей нашей Рудины очень сильные люди. А вот кто эти люди, которые защищали наших предков, мы узнаем, открыв сундук, и в нем мы найдем разгадку).
Дети.
Это костюмы богатырей, а люди, которые защищали это богатыри .
Воспитатель.
Правильно, это богатыри. Слава нам расскажет стихотворение о том кто такие богатыри.
Силён как вольный ветер,
могуч как ураган,
Он защищает землю
от злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град,
Спасает бедных и детей
и стариков и матерей!
Воспитатель.
Слайд.
Вот таких героев изобразил художник Васнецов на этой картине.
Давайте посмотрим на картину.
Как звали богатырей?
Какие они были?
Дети.
Богатыри были сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.
Сколько богатырей на картине?
Кто изображён посередине? (Илья Муромец).
Кто стоит слева на коне? (Добрыня Никитич).
Кто находится справа от Ильи Муромеца? (Алеша Попович).
Воспитатель.
Славилась наша Русь богатырями – сильными и мужественными людьми. И процветала наша Русь, и стала она сильной страной. Но люди не забыли о богатырях и их подвигах.
В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.
Давайте представим, что мы тоже русские богатыри и отправляемся в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные испытания.
Не испугаетесь?
Дети.
Нет
Воспитатель.
Перед тем как отправиться в поход богатыри одевали богатырские доспехи.
Вот наше первое испытание «Богатырские доспехи и оружие».
Вы должны отгадать загадку и найти картинку.
Загадки.
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
2. Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
3.Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит
Тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
4..Оружие это не просто поднять,
Не просто поднять и в руке удержать.
Снести им легко было голову с плеч…
Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси.
5.Он и овощ и оружие. (Лук)
6.На лук натянутая бечева, зовется просто… (стрела)
Воспитатель.
Молодцы. Справились с заданием. Отправляемся дальше. В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Он почитался за свою мощь, жизнестойкость. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой его листок и горсть родной землицы. Считалось, что лист дуба даёт силу людям, а родная земля защитит его от врагов, убережёт от смерти, поможет выстоять в трудный час. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.
Второе испытание.
Мы с вами богатыри и нам надо провести обряд. Давайте, встанем перед дубом и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу:
У нас рос дубок – Вот таков
(Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)
Корень его – Вот так глубок!
(Наклоняются вниз, показывая корень.)
Листья его – Вот так широки!
(Развести руки в стороны.)
Ветки его – Вот так высоки!
(Руки вверх.)
Ах, ты дуб-дубок, ты могуч.
(Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)
На ветру ты, дубок, скрипуч.
(Покачивания руками.)
Дай мне силы, отваги, добра,
(Правая рука на сердце.)
Чтобы землю родную защищать от врага!
Воспитатель.
Молодцы ребята, обряд мы провели и теперь мы можем отправляться в поход.
Третье испытание.
Найти дорогу, по которой нам идти. Ребята, а как богатырь находил дорогу, по которой ему надо двигаться?
В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Давайте подойдем к камню и прочитаем. (На камне надпись и стрелки, прочитать).
Пойдёшь направо – Деньги и слава,
Пойдёшь налево – Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо – Ждет опасность и богатырская слава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети.
Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель.
Вот и речка на пути
Не проехать, не пройти
Змей Горыныч злой
Мост сломал здесь над рекой.
Четвертое испытание. Нам надо переправиться через реку по веревочке.
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
Воспитатель.
Вот вы вместе преодолели препятствие. Молодцы!
Когда богатыри собирались все вместе, как на этой картине, сила их становилась непобедимой.
Вот и следующее испытание.
Нам надо вспомнить сказки и былины о богатырях земли русской, где встречаются богатыри. А помогут нам в этом картинки из сказок.
Слайд.
« Илья Муромец и соловей разбойник»
«Добрыня Никитич и змей Горыныч»
«Никита Кожемяка»
«Сказка о царе Салтане»
« Финист – Ясный Сокол.
А сейчас серьезное испытание. Заточил Кощей Бесмертный всех Елен Прекрасных в своей темнице. Надо их выручать.
«Спасение Елены Прекрасной»
Преодолеть препятствия, добежать до коробки, достать из коробки куклу, вернуться назад, посадить её на стул.
Воспитатель.
Молодцы. Справились с испытанием.
Что помогало богатырям в борьбе с врагами земли русской?
(Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине.).
Воспитатель.
Правильно. И последнее испытание, испытание богатырской силы. Но перед испытанием предлагаю послушать песню А.Пахмутовой «Богатырская сила». Звучит песня.
«Перетяни канат»
Дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.
Воспитатель.
Да, не перевелись на Руси богатыри и добрые молодцы,
Все преграды покорились.
Итог занятия.
Воспитатель.
Ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие в прошлое.
О чём шла речь на занятие?
Что вам больше всего понравилось?
(стихотворение читает Света)
Пускай те дни прошли, но слава вам,
Не давшим Русь врагу богатырям!
И если богатырь стоит на страже,
То может быть из вас уверен каждый,
Что от врагов любых защищены,
Все рубежи родной страны!
Я хочу подарить вам талисман – «листочек дуба», чтобы вы всегда помнили о великом прошлом и стремились делать лучше наше будущее и будущее нашей Родины, как завещали нам богатыри.
Легоцкая Вера Сергеевна
Антонова Надежда Николаевна
Язенина Ольга Анатольевна
Антонова Надежда Николаевна