12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фалёва Анна Сергеевна165
Россия, Свердловская обл., пгт Уральский

Фалёва А.С., учитель истории

МОУ «СОШ пос. Уральский»

Не учите ребенка, помогайте ему учиться самому.

Сугата Митра


«Интеллект-карта как средство обучения и контроля знаний»

В современной образовательной системе смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, перед учителем стоит задача не только дать учащемуся знания, но и научить его добывать и применять самостоятельно знания.

Поэтому важно при подготовке современного урока важно выбирать технологии, которые способствуют развитию логического мышления, умению работать с различной информацией, которая в современных условиях увеличивается, научить учащегося анализировать и обобщать информацию, а также критически мылить.

Второй год в своей работе использую технологию интеллект-карт или ментальных карт. Метод интеллект-карт создал американский учёный и бизнесмен Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind map». В буквальном переводе слово «mind» означает «ум», а слово «maps»— «карты». В дословном переводе «карта ума».

Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, эта технология помогает усвоению нового материала, развивает как логическое мышления учащегося, так и его творческие способности. Технология интеллект-карт на уроках повторения, обобщения изученного материала создает видение общей картины всего пройденного материала. Применение этой технологии универсально. Карты могут использоваться в различных формах обучения:

изучение нового материала, его закрепление, обобщение;

написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы;

подготовка проекта, презентации;

аннотирование;

конспектирование и др.

Метод интеллект-карт уникальный и простой метод запоминания информации. Благодаря методу обеспечивается наиболее эффективная работа головного мозга, так как отличительной черной данного метода является привлечение обоих полушарий головного мозга поэтому информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме (ключевые слова). При составлении интеллект-карт у учащихся создается яркое впечатление, что увеличивает как запоминаемость материала, как и способность к воспроизведению изученного при поморщи карт материала.

При постоянном использовании методики интеллект-карт мышление становиться более организованным, четким и логичным.

Интеллек-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Центральное понятие оно же, является основной идеей легко различимо в центре. Основные темы разветвляются от основной идеи эти ветви, имеют форму плавных линий, которые обозначаются ключевыми словами, словосочетаниями и образами. По мере работы с картой, она становиться больше и включает в себя изображения, графические элементы, которые соединяют с центрально идеей основные темы. Отличительной чертой и достоинством использования метода интеллект-карт является возможность постоянно дополнять содержание карты, из-за появления новой информации или при изменении мнения учащегося по главной проблеме урока. Можно сказать, что такая карта способна быть бесконечной.

При составлении учащимися собственных интеллект-карт появляется возможность:

выявить пробелы в знании учебного предмета;

научиться самостоятельно работать с учебными и справочными материалами;

развивать пространственное и логическое мышление.

Технология интеллект-карт

На уроках истории и обществознания мною используются интеллект-карты как в среднем, так и в старшем звене. Учащиеся создают интеллект карты по разным темам. Так, например, в 5 классе, при изучении темы «Культура Древней Греции» учащимся самостоятельно предлагалось изучить тему и составить карту в которой бы отразились основные направления культуры . На следующем уроке при ответе задания ученикам не разрешалось пользоваться ничем кроме своей интеллект-карты, ответы учащихся были полноценными и непохожими, логичными. В 8 классе ученики составляли интеллект карту по теме «Социальные статусы и социальные роли»». При анализе ответов учащихся оказалось, что те кто при ответе использовал интеллект-карту более подробно могли рассказать тему, чем те кто ею не пользовался.

В выпускных классах использовании метода интеллект-карт особенно актуально, так как карты помогают запомнить и воспроизводить большой объем информации. Большее количество учащихся 9 и 11 классов в качестве предмета по выбору для сдачи ГИА выбирают обществознание. При диагностики знаний для подготовки к экзамену выясняется, что наиболее сложные для запоминания темы связаны с блоком «Политика» и «Экономика». Поэтому для разбора и запоминания информации по данным разделам необходимо составить и использовать интеллект-карты. Для закрепления изученных тем. Спустя какое-то время при повторении данных разделом, те ученики, которые сделали карты, быстрее вспоминали информацию, чем те у которых их не было.

Структура интеллект-карт удобна, если на кануне контрольной работы или экзамена учащихся хочет повторить материал по особенно сложным темам, так как темы имеют для учащегося ассоциацию с конкретным образом, что позволяет затратить меньше времени, так как нет необходимости перечитывать большие объемы информации.

Таким образом, можно сделать вывод что, интеллект-карты являются понятной для учащегося схемой представлений, идей, задач, связанных с ключевым словом, идеей проблемой. Интеллект-карты легко используются для систематизации и классификации информации учащимся. В необходимый момент, структурированный в карте материал, воспроизводится учащимся из памяти, при помощи таких понятных ассоциативных связей и образов, которые возникли у него при изучении темы. И поэтому считаю, что данный метод, одним из наиболее подходящих как средство обучения и контроля знаний.


Список литературы

Бершадская Е.А. Утекающее время. Метод интеллект-карт как инструмент развития регулятивных универсальных действий// Научно-педагогический вестник «Полёт». «Интернет-журнал «Лицей»». http://gazeta-licey.ru/approachs-systems-technologies/metodintellekt-kart-v-obrazovanii/item/4647-liqtime

Бьюзен Т. Интеллект – карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления. – ООО Манн, Иванов и Фербер, 2019.

Бюзент Т. Научите себя думать! – ООО «Попурри», 2016.

Самохина В.М. Применение интеллект-карт в обучении // Молодой ученый. – 2016. – №29. – С. 598–600.








Приложение 1.



t1675763578aa.jpg






.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.