12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эйласян Ольга Петровна27
7

Мастер-класс «Интеллект-карты как средство активизации речи дошкольников»



Мастер-класс 

«Интеллект-карты как средство активизации речи дошкольников»


Подготовила: Эйласян О.П.,

воспитатель

структурного подразделения «Ромашка»

МБДОУ «Детский сад «Лукоморье».


   Проблема активизации речи детей является одной из самых актуальных проблем дошкольного образования. Интеллект-карта – это уникальный и простой метод развития речевых способностей детей, их интеллекта и мышления. Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания.

   Метод «интеллект-карт»  был создан американским учёным Тони Бьюзеном. В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития речи у детей.

Полезные свойства интеллект-карт:

Наглядность. Вся проблема  с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.  

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.                                              

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.                                                                          

Своевременность.  Интеллект –карта помогает  выявить  недостаток информации и понять, какой информации не хватает;                        

Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.                                                                                                                                        

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть         новые идеи.     

Интеллект- карта: - учит детей выделять главное, обобщать, систематизировать знания;

                                   - развивает речь, память, мышление, воображение;

                                  - способствует овладению средствами общения, обучению, запоминанию, мотивации;

                                  - позволяет получать, обобщать и проверять знания.

Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:

  • Лист (доска) располагаются горизонтально.
  • Название темы находится в центре листа(доски).
  • От центрального образа рисуем "отростки"  первого уровня которые и будут раскрывать главную идею.
  • Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.
  • В процессе моделирования можно добавлять картинки, символы, схемы.


В речевом развитии интеллект-карты применяются в   направлениях:                                                                           

1. Сбор материала о предмете или объекте.  Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления –анализ, синтез, аналогия, обобщение.

 2. Закрепление и обобщение материала.  Создание обобщенной интеллект -карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети учатся выделить главную мысль, развиваются умения составлять и распространять предложения, осваивают и накапливают словарь по различным лексическим темам, включающий названия предметов, объектов, явлений окружающего мира, обобщающие слова (овощи, фрукты, одежда, домашние животные и др.).

 3. Развитие связной речи и стимулирование речевой активности. Выполняя данное задание, дети учатся пересказывать сказки, рассказы, составлять небольшие рассказы о предметах, объектах, явлениях окружающего мира, самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.   

   В ходе совместного создания интеллектуальных карт дети приобретают опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в процессе которого у детей совершенствуются коммуникативные умения.

Результаты применения метода интеллект- карт:

- умение ребенка классифицировать, объединять в группы предметы, объекты, явления по разным основаниям, устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и явлениями; - умение ребенка самостоятельно составить рассказ с опорой на наглядную основу);

 - соблюдение ребенком смысловых и синтаксических связей между фрагментами рассказа;

 - использование ребенком различных средств словесной характеристики предметов и явлений; - соблюдение ребенком грамматических норм русского языка;

 - владение ребенком предметным словарем в рамках изучаемых лексических тем.

Опубликовано


Комментарии (1)

Панкова Татьяна Владимировна, 25.05.23 в 12:54 0Ответить Пожаловаться
Теория прекрасная, хотелось бы практики!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.