Мастер-класс «Интеллект-карты как средство активизации речи дошкольников»
Пояснительная записка к презентации
Мастер-класс
«Интеллект-карты как средство активизации речи дошкольников»
Подготовила: Эйласян О.П.,
воспитатель
структурного подразделения «Ромашка»
МБДОУ «Детский сад «Лукоморье».
Проблема активизации речи детей является одной из самых актуальных проблем дошкольного образования. Интеллект-карта – это уникальный и простой метод развития речевых способностей детей, их интеллекта и мышления. Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания.
Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным Тони Бьюзеном. В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук Валентине Михайловне Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития речи у детей.
Полезные свойства интеллект-карт:
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект –карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
Творчество. Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Интеллект- карта: - учит детей выделять главное, обобщать, систематизировать знания;
- развивает речь, память, мышление, воображение;
- способствует овладению средствами общения, обучению, запоминанию, мотивации;
- позволяет получать, обобщать и проверять знания.
Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:
- Лист (доска) располагаются горизонтально.
- Название темы находится в центре листа(доски).
- От центрального образа рисуем "отростки" первого уровня которые и будут раскрывать главную идею.
- Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.
- В процессе моделирования можно добавлять картинки, символы, схемы.
В речевом развитии интеллект-карты применяются в направлениях:
1. Сбор материала о предмете или объекте. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления –анализ, синтез, аналогия, обобщение.
2. Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект -карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети учатся выделить главную мысль, развиваются умения составлять и распространять предложения, осваивают и накапливают словарь по различным лексическим темам, включающий названия предметов, объектов, явлений окружающего мира, обобщающие слова (овощи, фрукты, одежда, домашние животные и др.).
3. Развитие связной речи и стимулирование речевой активности. Выполняя данное задание, дети учатся пересказывать сказки, рассказы, составлять небольшие рассказы о предметах, объектах, явлениях окружающего мира, самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
В ходе совместного создания интеллектуальных карт дети приобретают опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, в процессе которого у детей совершенствуются коммуникативные умения.
Результаты применения метода интеллект- карт:
- умение ребенка классифицировать, объединять в группы предметы, объекты, явления по разным основаниям, устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и явлениями; - умение ребенка самостоятельно составить рассказ с опорой на наглядную основу);
- соблюдение ребенком смысловых и синтаксических связей между фрагментами рассказа;
- использование ребенком различных средств словесной характеристики предметов и явлений; - соблюдение ребенком грамматических норм русского языка;
- владение ребенком предметным словарем в рамках изучаемых лексических тем.
Панкова Татьяна Владимировна