Публикация «Интеллект-карты как способ повышения мотивации обучающихся»
Пояснительная записка к презентации
Интеллект - карты
как способ повышения мотивации обучающихся
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня.
Они будут открывать это новое сами. Моя задача-
помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И. Г.Песталоцци
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Сегодня не столь важно дать ребенку как можно больший багаж знаний, а сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Когда-то очень мудрый восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Вот этой мудростью и нужно руководствоваться при обучении воспитании своего маленького творца для повышения мотивации . У каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей.
Информация, поступающая из разных источников – это телевидение, газеты, средства массовой информации а в основном сети Интернет, наполняют мозг настолько, что он не в силах систематизировать эту информацию, запомнить ее и выбрать из этого потока самое необходимое.
Возникает вопрос: как научить ребенка работать с этой информацией, повысить мотивацию?
Одним из способов повышения мотивации является применение интеллект- карт. В осуществлении этих задач помогут интеллект -карты.
Что же это такое ?
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, организации мышления и творчества. Это - мысли, изложенные на бумаге графическим способом, способ, позволяющий наиболее наглядно отобразить смысловые, причинно-следственные, ассоциативные связи между понятиями, событиями, идеями. Интеллект- карты помогают развивать необходимые компетенции учащихся, способствуют их успешной социализации и повышению учебной мотивации.
“Метод интеллект-карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном, автором книг, касающихся работы памяти , мозга, духовного интеллекта. По-английски “метод интеллект карт” называется "МАЙНД МЭП". Буквально слово " МАЙНД " означает "ум", а слово " МЭП " — "карты". В итоге получаются "карты ума".
Тони Бьюзен писал ... Картирование мышления характерно для века космических исследований и компьютеризации так же, как линейно структурированные конспекты — для
Средневековья ...
Цель создания интеллект- карт – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считал, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.
Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.
Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50- 70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем, и лишь когда ученик непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения,формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Интеллект-карты — это как раз инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию. В основе построения интеллект-карт лежит предположение, что для человеческого мозга характерно ассоциативное и иерархическое мышление. Интеллект-карты помогают к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам , их используют в обучении. На западе, среди успешных людей, интеллект карты уже давно получили популярность , их составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей.Чем полезны интеллект-карты в обучении.
В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, создание карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.
В начальной школе ведущий тип деятельности: учебная игра или элементы игры . Способ введения метода интеллект-карт это игровая форма с использованием воспринимаемого объекта
Вначале необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом построения, который рекомендует Тони Бьюзен.
Схематический алгоритм
построения интеллект-карты (Бьюзен Т.)
При составлении интеллект-карт придерживаемся определенных правил:
1. Бумагу берем белую, нелинованную, формата А4. Лист располагаем горизонтально, чтобы всё на нем уместилось.
2. Структура карты: основная тема в центре, остальные слова записываются на ветках, отходящих от центра к периферии.
3. Слова располагать на веточках. Это делает карту более наглядной. На одной ветке можно писать только одно или два слова. Наше мышление ассоциативно - одно ключевое слово помогает вспомнить большой блок информации. Лучше писать печатными буквами, тем самым экономим время на прочтение.
4. Для выделения блоков информации используем разные цвета, картинки. Это позволяет намного быстрее запоминать информацию.
5. Используем различные виды линий, стрелок. Центральные линии всегда толще. Стрелки показывают связь между объектами. Длина ветки должна равняться длине слова - так карта будет более наглядной.
Основные законы Интеллект-карт.
- Максимально свободно выражайте свои идеи.
- Будьте творческими, яркими, выразительными.
- Главное правило: Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта
- Работать над интеллект-картами можно как в одиночку, так и в группах.
Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения в начальной школе, должно осуществляться поэтапно. На первом этапе интеллект карта может использоваться в качестве наглядного пособия, составленного учителем, с целью изучения или закрепления нового материала. При этом учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания.
Вторым этапом освоения метода интеллект-карт, должна стать групповая работа по их созданию. Организация этого процесса - постановка проблемы, разъяснение цели, обеспечение всех участников необходимой исходной информацией. На этом этапе участники объединяются в группы по три-пять человек и обсуждают составленные каждым из них интеллект-карты. Перед началом обсуждения даётся установка на безоговорочное принятие и поддержку любых идей, даже кажущихся нелепыми или не относящимися к делу. Это необходимо для стимуляции дальнейшей работы по любой из предложенных ассоциативных цепей. Не все обучающиеся сами могут грамотно составить интеллект – карту, но работая в группе, ребята дополняют и учатся друг у друга. Метод интеллект - карт как нельзя лучше подходит для формирования УУД обучающихся. Учитель должен направлять и корректировать работу учащихся.
В дальнейшем при сформированном навыке составления интеллект-карт в группе, можно перейти к составлению индивидуальных интеллект карт, также сначала процесс будет происходить под руководством учителя, а затем перейдет в сформированный навык.
Метод интеллект-карт можно использовать на уроках русского языка, математики, окружающего мира на разных типах и формах урока.
- изучение нового материала
- закрепление материала
- обобщение материала
- написание, реферата, научно-исследовательской работы
- подготовка проекта, презентации
Например: темы на уроках окружающего мира с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. можно составлять карты по темам: “Птицы”, “Растения”, “Животные”, “Системы организма человека” . Уроки окружающего мира содержат много материла о различных исторических фактах, об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися.
С помощью интеллект - карты очень легко научить учащихся запоминать стихотворение, правило, текст. Систематическое применение интеллект-карт позволяет развивать мотивацию.
Для учителя:
Данный метод дает возможность учителю: повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся, развивать мотивацию, предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности , активизировать деятельность
Для учащихся
Ребята с удовольствием работают над созданием интеллект-карт.
Неоднократное составление интеллект- карт по любому предмету школьной программы способствует систематизации знаний для учащихся по предмету, высокому качеству усвоенного материала, приобретению учащимися учебно-исследовательских и проектировочных умений, необходимых для дальнейшего обучения в средней и старшей школе; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета.
Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект - карт позволяет:
- задействовать оба полушария головного мозга;
- развивать креативность обучающихся;
- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект - карт;
- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией;
- улучшать все виды памяти обучающихся;
- ускорять процесс обучения;
- повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся;
- развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;
- выявлять причины когнитивных затруднений;
- корректировать знания обучающихся.
Минусы:
- Выбор второстепенной информации
- Нерациональное распределение времени
- Отсутствие связей
Элвин Тоффлер писал, что ...неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться.
Научившись работать с интеллект-картами, ученики успешно создают их на уроках для запоминания материала. В результате систематической работы по созданию интеллект-карт учащиеся вырабатывают свой собственный стиль их построения, что придает образовательному процессу творческий характер, способствует развитию мотивации ребенка
Рекомендации:
Для создания интеллект-карт можно воспользоваться программой ХMind( икс- майнд). Подробнее о программе можно прочитать
https://www.youtube.com/watch?v=6W2zOPeu6Dc программа для создания интеллект-карт.
https://www.youtube.com/watch?v=CdcoGDwPjFY
Правила составления ментальных карт
- Всегда используйте центральный образ.
- Для центрального образа используйте три и более цветов.
- Как можно чаще используйте графические образы.
- Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
- Пользуйтесь синестезией
- Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
- Ассоциируйте
- Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами ментальных карт.
- Используйте цвета.
- Используйте кодирование информации.
- Стремитесь к ясности в выражении мыслей
- Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
- Используйте печатные буквы.
- Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
- Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
- Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
- Делайте главные линии плавными и более жирными.
- Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
- Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
- Держите бумагу горизонтально перед собой, в положении «ландшафт».
- Старайтесь все слова располагать горизонтально
Метод интеллект-карт эффективнен в обучении, это доказано исследованиями и опытом. Они помогают конспектировать сложные темы, анализировать литературные произведения, писать эссе, готовить доклады, разрабатывать проекты.
Карты мыслей активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факты, упущенные при традиционном анализе. Интеллект-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся, их используют на разных ступенях обучения.
Ресурсы:
1) Бершадский М.Е., Бершадская Е.А.
Применение методов "Conсept Maps" и "Mind Maps" для повышения уровня информационной компетентности обучаемых
2. Бьюзен, Т. Интелект – карты. Практическое руководство / Т. Бьюзен – Минск. : Попурри, 2010. – 352 с.
3. Бьюзен, Т. Супер мышление / Т. Бьюзен – Минск. : Попурри, 2003. – 11 с.
http://www.syntone.ru/library/article_other/content/399.html
http://www.point.ru/
http://www.mind-map.ru/