12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»
И НЕ ПРЕРВУТСЯ ЖИЗНИ НИТИ……..

 

Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний о размножении и развитии организмов

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о размножении и развитии организмов в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности развития организмов.

2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей развития организмов.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) о размножении и развитии организмов и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

                                                                Ход игры.

      Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра не первая в этом году, но вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.

 

Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»

1.Эндосперм цветковых растений имеет тройной набор хромосом

2.Существуют организмы, имеющие только два зародышевых листка

3.Почкование происходит только у грибов

4.Все млекопитающие рождают развитых детенышей, способных сосать молоко ( нет, например, сумчатые)

5.Чем выше организация животных, тем слабее способность к регенерации

6.Некоторые млекопитающие могут размножаться с помощью яиц

7.Новогвинейские куры имеют свои собственные инкубаторы для выведения птенцов

8.Самец лягушки ринодермы Дарвина вынашивает икру в голосовом мешке

9.Некоторые пресмыкающиеся рождают живых детенышей

10.Яйцеклетка страуса достигает в диаметре нескольких см

11.У некоторых млекопитающих яйцеклетка после оплодотворения не дробится, впадая в состояние покоя ( у соболя, например)

12.Процесс сближения инфузорий и обмен их ядрами можно назвать конъюгацией

13.Каменный окунь – гермафродит

14.У млекопитающих не может происходить процесс регенерации ( нет, может)

15.У одних и тех же организмов может происходить половое и бесполое размножение

 

Конкурс «Подсказка»

 

1. Благодаря этому процессу поддерживается постоянное число хромосом

2. Даже тогда, когда клетка делится

3 Именно только тогда происходит удвоение ДНК

                                                                ( интерфаза)

1. Эта фаза, где хромосомы приобретают определенный порядок

2. Они стремятся к центру клетки

3. Именно в эту фазу четко видна структура хромосом

                                                                 (метафаза)

1.Эта фаза противоположна метафазе

2.Хромосомам не сидится в центре клетки

3.За счет нитей веретена деления они расходятся к полюсам клетки

                                                                 ( анафаза) 

1.В этой фазе происходит много изменений

2.Эти изменения касаются прежде всего ядра и хромосом

3.Хромосомы спирализуются и становятся видны под микроскопом

                                                                 ( профаза)

1.Эта фаза противоположна одной из фаз

2.Все происходит совсем по-другому

3.Эта завершающая фаза митоза

                                                                ( телофаза)

 

Кроссворд по теме «Размножение»


Кроссворд по теме "Размножение"
DOCX / 13.04 Кб

1.Клетки с гаплоидным набором хромосом ( гаметы)

2.Однослойный зародыш ( бластула)

3.Дочерние хромосомы ( хроматиды)

4.Размножение, встречающееся у тлей, дафний, скальных ящериц ( партеногенез)

5.Он обеспечивает точное копирование родительских признаков ( митоз)

6.А этот способствует повышению разнообразия материала для отбора ( мейоз)

7.И этот помогает повышать наследственную изменчивость ( кроссинговер)

8.Во время этой фазы образуется пластинка из хромосом на экваторе клетки ( метафаза)

9.Сближение гомологичных хромосом ( конъюгация)

10.Способ размножения организмов с обязательной регенерацией ( фрагментация)

11.С нее начинается развитие даже многоклеточных животных ( зигота)

                                       Ключевое слово - гаметогенез

 

Если вы правильно ответите на все задания, то по вертикали прочитаете биологический термин, обозначающий развитие гамет

 

Конкурс «Дальше, дальше, дальше….»

1 вариант

1.Жизнь клетки от ее образования до следующего деления ( клеточный цикл)

2.Прямое деление клетки, или ( амитоз)

3.Хромосомы спирализуются и укорачиваются в (профазе)

4.Формирование нитей веретена деления завершается в ( метафазе)

5.Хроматиды расходятся к полюсам клетки в ( анафазе)

6.Ядро и ядрышко образуются в ( телофазе)

7.Рост организмов происходит за счет ( митоза)

8.Уменьшение числа хромосом к клетках происходит в результате ( мейоза)

9.Новые комбинации генов в хромосомах происходят за счет ( кроссинговера)

10.В анафазе1 к полюсам расходятся (хромосомы)

11.Клоны образуются в результате ( митоза)

12.Мелкие гаплоидные клетки, покрытые плотной оболочкой - (споры)

13.Размножение с помощью корней называется ( вегетативным)

14.В основе фрагментации лежит (регенерация)

15.Размножение, обеспечивающее перекомбинацию родительских признаков, называется (половым)

16.Слияние ядер половых клеток - (оплодотворение)

17.Развитие без оплодотворения - (партеногенез)

18.После оплодотворения начинается ( дробление)

19.Однослойный зародыш - (бластула)

20.Наружный зародышевый листок -( эктодерма)

21.Нервная система образуется из (эктодермы)

22.Собственно кожа образуется из (мезодермы)

23.Мужские неподвижные гаметы растений называются ( спермиями)

24.Из генеративной клетки пыльцевого зерна образуются (2 спермия)

25.Оплодотворение цветковых растений называется (двойным)

2 вариант

1.Подготовка клетки к делению ( интерфаза)

2.Непрямое деление клетки (митоз)

3.Ядрышко и ядерная мембрана растворяются в ( профазе)

4.Хромосомы располагаются в плоскости экватора в (метафазе)

5.Нити веретена деления сокращаются в ( анафазе)

6.Деление цитоплазмы завершается в ( телофазе)

7.Восстановление поврежденных или утраченных частей тела ( регенерация)

8.Сближение гомологичных хромосом в мейозе ( конъюгация)

9.В метафазе 1 мейоза на экваторе клетки располагаются (гомологичные хромосомы)

10.В анафазе 2 к полюсам расходятся ( хроматиды)

11.Одноклеточные животные размножаются ( делением)

12.Подвижные споры называются ( зооспорами)

13.Разделение организма на несколько частей с последующей регенерацией - ( фрагментация)

14.Размножение с помощью стеблей и листьев называется (вегетативным)

15.Мелкие подвижные половые клетки называются ( сперматозоидами)

16.Организм ,образующий мужские и женские гаметы -( гермафродит)

17.Эмбриональное развитие начинается с ( оплодотворения)

18.Кровь и органы кроветворения образуются из ( мезодермы)

19.Двуслойный зародыш - ( гаструла)

20.Внутренний зародышевый листок - (мезодерма)

21.Мышцы образуются из (мезодермы)

22.Волосы, ногти, когти образуются из ( эпидермиса)

23.Женские гаметы растений формируются в (завязи пестика)

24.Из вегетативной клетки развивается ( пыльцевая трубка)

25.Из оплодотворенной яйцеклетки развивается ( зигота)

3 вариант

1.Интерфаза и митоз составляют вместе ( митотический цикл)

2.Первое деление мейоза называется (редукционным)

3.Центриоли движутся к полюсам во время ( профазы)

4.Самая короткая фаза митоза (анафаза)

5.Деспирализация хромосом происходит в (телофазе)

6.В результате митоза образуются клетки с набором хромосом ( двойным)

7.Перекрест гомологичных хромосом - ( кроссинговер)

8.Есть ли интерфаза перед вторым делением мейоза ( может быть, но короткая)

9.Происходит ли синтез ДНК в интерфазе 2 (нет)

10.В телофазе 1 мейоза образуются клетки с набором хромосом ( гаплоидным)

11.Папоротники и мхи размножаются ( спорами)

12.Размножение с помощью прививки относят к (вегетативному)

13.Гидры, кораллы размножаются ( почкованием)

14.Крупные неподвижные половые клетки ( яйцеклетки)

15.Размножение, копирующее родительские признаки без изменений (бесполое)

16.Онтогенез делится на ( эмбриональное и постэмбриональное развитие)

17.Индивидуальное развитие организмов - (онтогенез)

18.Морула образуется в результате (дробления)

19.Третий зародышевый листок - (мезодерма)

20.Печень и поджелудочная железа образуются из ( энтодермы)

21.Кости, хрящи и сухожилия - производные (мезодермы)

22.Орган полового и бесполого размножения растений -( цветок)

23.Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика - (опыление)

24.Мужские неподвижные половые клетки растений называются (спермиями)

25.Из оплодотворенной центральной клетки цветковых развивается  (эндосперм)

 

Конкурс «Биоаукцион»

         Вопрос о том, что два в одном

Этот прекрасный юноша был сыном бога Гермеса и богини красоты Афродиты. Нимфа источника Салманида не нашла у него ответной любви и по ее желанию вовремя купания боги соединили их в одно существо. Как же звали сына известных греческих богов?

                                                                       (гермафродит)

         Вопрос о том, что два в одном

Этот процесс происходит у растений, причем только у наиболее высокоорганизованных. При этом соединяются две пары клеток, в результате чего образуется не только зародыш, но и то, чем он будет питаться первое время при прорастании семян. Открыли этот процесс русские ученые – отец и сын Навашины

                                                                      (двойное оплодотворение)

         Вопрос о том, что два в одном

Вы знаете, что существует две формы размножения – половое и бесполое. У каждого из них есть свои преимущества. Именно этой группе живых организмов удалось приобрести в процессе эволюции орган, образующий и споры, и гаметы. Какой же орган растений может образовывать и споры, и гаметы

                                                                      ( цветок)

          Вопрос о том, что два в одном

Эти морские организмы знакомы всем. От других организмов они отличаются тем, что у них происходит смена поколений: полового, когда образуются гаметы и бесполого, когда у организма происходит почкование. Одни из самых известных могут быть опасны для человека, другие очень красивы и кусочек колонии этих организмов – желанный сувенир для туристов. Кто же эти организмы?

                                                                      (медузы, кораллы)

 

          Вопрос о том, что два в одном

Именно про это есть загадка – «Два пивка в одном бочонке». А бочонок – непростой. Покрыт оболочкой из легкого и тонкого, но очень прочного материала. Создание такого материала – мечта строителей. Но самое главное в том, что в нем заложена основа для жизни и созданы условия для развития живого. Что же это за образование известное всем?

                                                                      ( яйцо птиц )

Подведение итогов

После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (1)

Ильина Оксана Геннадьевна, 29.08.19 в 15:40 -1Ответить Пожаловаться
Интересная игра!Большое спасибо, Евгений Алексеевич!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.