ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «КРОВЬ ЛЮДСКАЯ - НЕ ВОДИЦА»
Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний о составе и функциях крови
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о строении и функциях крови в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.
2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.
3. Метапредметные.
Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей природы.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения и функциях крови и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».
КОНКУРС КАПИТАНОВ - «Верите ли вы, что…»
1.Анемия – уменьшение содержания гемоглобина в крови
2.В состав гемоглобина входят 4 атома железа
3.У курильщиков доля карбоксигемоглобина к вечеру достигает 20% от общего количества гемоглобина
4.Молекулярная масса гемоглобина составляет около 64 000
5.В состав гемоглобина входит трех валентное железо (нет, двухвалентное)
6.Валентность железа при присоединении к нему кислорода не меняется
7.У мужчин гемоглобина в крови больше, чем у женщин
8.В крови у новорожденных гемоглобина больше, чем у взрослых
9.При истинном окислении двухвалентное железо превращается в гемоглобине в трех валентное
10.Недостаток железа в крови – наиболее частая причина малокровия
11.В крови человека всего 2,5 грамма железа
12.При отравлении угарным газом пострадавшему рекомендуется делать переливание крови
13.Человек может жить без селезенки – важного органа кроветворения
14.У мелких рыб, обитающих в холодных насыщенных кислородом антарктических водах, нет ни эритроцитов, ни гемоглобина
15.Соединения гемоглобина с газами всегда непрочные ( нет, с угарным газом прочное)
КОНКУРС Разгадывание кроссворда «Гематология»
1.Он входит в состав гемоглобина - глобин
2.Они являются нашей надежной и долговечной защитой от инфекций - лейкоциты
3.Без них мы могли бы погибнуть от потери крови -тромбоциты
4.Она соединяет между собой клетки крови - плазма
5.Неутомимые переносчики газов в крови - эритроциты
6.Без него она – «сама не своя», без него это уже не плазма, а что же - сыворотка
7.Она помогает найти крови то, что она потеряла - лимфа
8.Деловой партнер антител, их друг и товарищ - фагоцитоз
9.Он из тех белков, которые стоят на защите нашего организма - глобулин
10.Он и ловчая сеть , и опора для пробки – тромба - фибрин
11.Это то, чего нет у тромбоцитов и эритроцитов - ядро
Ключевое слово - гематология – наука о крови
Кроссворд по теме "Кровь"
DOCX / 13.79 Кб
КОНКУРС «ПОДСКАЗКА»
1.Это мелкие безъядерные клетки
2.Имеют красную окраску, не способны размножаться
3.Играют ведущую роль в свертывании крови
Тромбоциты
1.В его состав может входить железо, медь, ванадий
2.Может образовывать прочные и непрочные соединения с газами
3.Недостаток его – одна из причин анемии
Гемоглобин
1.Это три моря одного океана
2.Два из них обеспечивают гуморальную связь между органами, а третье – между клетками
3.Постоянство состава вод этого океана называется гомеостазом
Внутренняя среда организма
1.С ним связаны защитные свойства крови
2.Вместе с фибриногеном и альбуминами он содержится в плазме крови
3.Вводится в организм для профилактики инфекционных заболеваний
Гамма-глобулин
1.Крупнейшее скопление ретикулярной ткани, где идет образование, накопление и разрушение клеток крови
2.У всех позвоночных организмов, кроме млекопитающих, там образуются эритроциты и некоторые виды лейкоцитов
3.У млекопитающих, в том числе и у человека, в этом органе образуются только лимфоциты
Селезенка
КОНКУРС «БАРОН МЮНХГАУЗЕН»
Найдите и подчеркните ошибки в предложенном тексте
Я, барон Мюнхгаузен, известный в мире путешественник и специалист в области естественных наук, хочу предложить вам совершить путешествие не на Канары, а по большому кругу кровообращения.
Вы готовы? Тогда я превращаю вас и себя в мелкие молекулы гемоглобина, сажаю в бесцветные клетки крови – эритроциты и мы уже под большим давлением и с огромной скоростью вылетаем из левого желудочка в аорту. Красная река кишит клетками, разными по форме и размеру. Очень много здесь тромбоцитов – клеток округлой формы и с ядрами, разделенными на сегменты. Вот рядом с нами плывет лейкоцит. Он белый, форма его совсем непохожа на эритроциты, но так же, как и у эритроцитов, в цитоплазме его нет ядра. Он спешит по очень важному делу. Поступил сигнал о вторжении в наши территориальные воды чужаков-антител.
Их - то должны уничтожить лейкоциты. Начинается схватка не на жизнь, а на смерть. Лейкоциты гибнут, но на помощь им приходят силы из резерва и операция под кодовым названием «Фагоцитоз» завершается успешно.
Река постепенно замедляет свой ход, разбивается на множество рукавов – артерий, а те распадаются на капилляры. Становится не только темно, но и тесно. Эритроцит не может изменять свою форму, но зато спокойно раздвигает стенки капилляров и быстро их проскакивает. Здесь же происходит разгрузка - сдаем баллоны с кислородом и загружаемся углекислым газом. Он вступает в прочное соединение с гемоглобином, поэтому не стоит беспокоиться о сохранности груза.
Внезапно раздается сигнал тревоги. Где-то впереди забрезжил свет, и нас чуть не выбросило на поверхность кожи. Спасибо, что нас задержала сеть из нитей фибриногена. Пришлось пересесть на другое судно, ибо наше прочно влипло в тромб. Пришлось сменить и русло, потому что капилляр навечно был закупорен тромбом.
Скорость постепенно возрастала, и мы уже думали о скором возвращении, но внезапно сели на холестериновую мель. Здесь мы заловили скрытого врага – бродягу тромба, пришлось применить фибринолизин для его уничтожения.
Кровь незаметно для нас изменила окраску с темно-вишневой на ярко-алую. Задышалось легче, меньше стало кровяное давление. Вот и правое предсердие – конечный пункт нашего путешествия
КОНКУРС «БИОАУКЦИОН»
Вопрос о том, что у человека может быть и не быть определенных белков
У одного организма есть и то, и это. У другого – только это, у третьего – только то, а у кого-то ни того, ни этого.
О чем же вопрос?
О группах крови и белках агглютининах
Вопрос о нашей силе, которая может выступить и против нас
Эта сила появляется у нас с рождения, потом ее становится больше, особенно после перенесенных испытаний. Однако, эти силы могут выступить и против своих, вызывая аллергию, изменения тканей, отторжение пересаженных органов
ИММУНИТЕТ
Вопрос связанный со свойством, определяемым металлом
Это может быть у разных организмов разным: бесцветным, зеленым , голубым и красным. Все зависит от металла, входящего в состав этого. Именно поэтому это выполняет в организме роль извозчика. Кто же этот извозчик?
КРОВЬ
Вопрос об оборотнях
Когда он образуется в сложной ситуации для человека, он всегда ему помогает. Но потом начинает мешать важным процессам и белки растворяют его. Но иногда он образуется внезапно, когда его не ждут и там , где он не только не нужен, но и опасен. Кто это?
ТРОМБ
Вопрос не о том, что собрано в одном месте, а о том, что разбросано по организму.
В нашем организме это две важные особы. Названия у них сходны. Один руководит всем, второй имеет отношение к клеткам крови .Именно из его стен начинают свое путешествие клетки крови.
КРАСНЫЙ КОСТНЫЙ МОЗГ
Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.
Кушнарева Татьяна Николаевна
Евгений Алексеевич
Кушнарева Татьяна Николаевна
Елена Владимировна
Евгений Алексеевич
Вышинская Нина Ивановна
Евгений Алексеевич