12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич12541
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

               ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «КРОВЬ ЛЮДСКАЯ - НЕ ВОДИЦА»

 

   

Цель деятельности учителя  : систематизация, обобщение и расширение знаний о составе и функциях  крови

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о строении и функциях крови в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.

 

2. Личностные – осознают себя жителями  планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы;  в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3.  Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей природы.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения и функциях крови и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы  информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

 КОНКУРС КАПИТАНОВ - «Верите ли вы, что…»

1.Анемия – уменьшение содержания гемоглобина в крови

2.В состав гемоглобина входят 4 атома железа

3.У курильщиков доля карбоксигемоглобина к вечеру достигает 20% от общего количества гемоглобина

4.Молекулярная масса гемоглобина составляет около 64 000

5.В состав гемоглобина входит трех валентное железо (нет, двухвалентное)

6.Валентность железа при присоединении к нему кислорода не меняется

7.У мужчин гемоглобина в крови больше, чем у женщин

8.В крови у новорожденных гемоглобина больше, чем у взрослых

9.При истинном окислении двухвалентное железо превращается в гемоглобине в трех валентное

10.Недостаток железа в крови – наиболее частая причина малокровия

11.В крови человека всего 2,5 грамма железа

12.При отравлении угарным газом пострадавшему рекомендуется делать переливание крови

13.Человек может жить без селезенки – важного органа кроветворения

14.У мелких рыб, обитающих в холодных насыщенных кислородом антарктических водах, нет ни эритроцитов, ни гемоглобина

15.Соединения гемоглобина с газами всегда непрочные ( нет, с угарным газом прочное)

 

КОНКУРС  Разгадывание кроссворда «Гематология»

1.Он входит в состав гемоглобина - глобин

2.Они являются нашей надежной и долговечной защитой от инфекций - лейкоциты

3.Без них мы могли бы погибнуть от потери крови -тромбоциты

4.Она соединяет между собой клетки крови - плазма

5.Неутомимые переносчики газов в крови - эритроциты

6.Без него она – «сама не своя», без него это уже не плазма, а что же - сыворотка

7.Она помогает найти крови то, что она потеряла - лимфа

8.Деловой партнер антител, их друг и товарищ - фагоцитоз

9.Он из тех белков, которые стоят на защите нашего организма - глобулин

10.Он и ловчая сеть , и опора для пробки – тромба - фибрин

11.Это то, чего нет у тромбоцитов и эритроцитов - ядро

                        Ключевое слово - гематология – наука о крови


Кроссворд по теме "Кровь"
DOCX / 13.79 Кб

КОНКУРС «ПОДСКАЗКА»

1.Это мелкие безъядерные клетки

2.Имеют красную окраску, не способны размножаться

3.Играют ведущую роль в свертывании крови

                                                                   Тромбоциты

1.В его состав может входить железо, медь, ванадий

2.Может образовывать прочные и непрочные соединения с газами

3.Недостаток его – одна из причин анемии

                                                          Гемоглобин

1.Это три моря одного океана

2.Два из них обеспечивают гуморальную связь между органами, а третье – между клетками

3.Постоянство состава вод этого океана называется гомеостазом

                                                                   Внутренняя среда организма

1.С ним связаны защитные свойства крови

2.Вместе с фибриногеном и альбуминами он содержится в плазме крови

3.Вводится в организм для профилактики инфекционных заболеваний

                                                                   Гамма-глобулин

1.Крупнейшее скопление ретикулярной ткани, где идет образование, накопление и разрушение клеток крови

2.У всех позвоночных организмов, кроме млекопитающих, там образуются эритроциты и некоторые виды лейкоцитов

3.У млекопитающих, в том числе и у человека, в этом органе образуются только лимфоциты

                                                                   Селезенка

КОНКУРС «БАРОН МЮНХГАУЗЕН»

                  Найдите и подчеркните ошибки в предложенном тексте

             Я, барон Мюнхгаузен, известный в мире путешественник и специалист в области естественных наук, хочу предложить вам совершить путешествие не на Канары, а по большому кругу кровообращения.

Вы готовы? Тогда я превращаю вас и себя в мелкие молекулы гемоглобина, сажаю в бесцветные клетки крови – эритроциты и мы уже под большим давлением и с огромной скоростью вылетаем из левого желудочка в аорту. Красная река кишит клетками, разными по форме и размеру. Очень много здесь тромбоцитов – клеток округлой формы и с ядрами, разделенными на сегменты. Вот рядом с нами плывет лейкоцит. Он белый, форма его совсем непохожа на эритроциты, но так же, как и у эритроцитов, в цитоплазме его нет ядра. Он спешит по очень важному делу. Поступил сигнал о вторжении в наши территориальные воды чужаков-антител.

Их - то должны уничтожить лейкоциты. Начинается схватка не на жизнь, а на смерть. Лейкоциты гибнут, но на помощь им приходят силы из резерва и операция под кодовым названием «Фагоцитоз» завершается успешно.

Река постепенно замедляет свой ход, разбивается на множество рукавов – артерий, а те распадаются на капилляры. Становится не только темно, но и тесно. Эритроцит не может изменять свою форму, но зато спокойно раздвигает стенки капилляров и быстро их проскакивает. Здесь же происходит разгрузка - сдаем баллоны с кислородом и загружаемся углекислым газом. Он вступает в прочное соединение с гемоглобином, поэтому не стоит беспокоиться о сохранности груза.

Внезапно раздается сигнал тревоги. Где-то впереди забрезжил свет, и нас чуть не выбросило на поверхность кожи. Спасибо, что нас задержала сеть из нитей фибриногена. Пришлось пересесть на другое судно, ибо наше прочно влипло в тромб. Пришлось сменить и русло, потому что капилляр навечно был закупорен тромбом.

Скорость постепенно возрастала, и мы уже думали о скором возвращении, но внезапно сели на холестериновую мель. Здесь мы заловили скрытого врага – бродягу тромба, пришлось применить фибринолизин для его уничтожения.

Кровь незаметно для нас изменила окраску с темно-вишневой на ярко-алую. Задышалось легче, меньше стало кровяное давление. Вот и правое предсердие – конечный пункт нашего путешествия

 

 

КОНКУРС «БИОАУКЦИОН»

 

Вопрос о том, что у человека может быть и не быть определенных белков

У одного организма есть и то, и это. У другого – только это, у третьего – только то, а у кого-то ни того, ни этого.

О чем же вопрос?

                                                 О группах крови и белках агглютининах

 

Вопрос о нашей силе, которая может выступить и против нас

Эта сила появляется у нас с рождения, потом ее становится больше, особенно после перенесенных испытаний. Однако, эти силы могут выступить и против своих, вызывая аллергию, изменения тканей, отторжение пересаженных органов

                                                   ИММУНИТЕТ

 

        Вопрос связанный со свойством, определяемым металлом

Это может быть у разных организмов разным: бесцветным, зеленым , голубым и красным. Все зависит от металла, входящего в состав этого. Именно поэтому это выполняет в организме роль извозчика. Кто же этот извозчик?

                                                   КРОВЬ

 

          Вопрос об оборотнях

Когда он образуется в сложной ситуации для человека, он всегда ему помогает. Но потом начинает мешать важным процессам и белки растворяют его. Но иногда он образуется внезапно, когда его не ждут и там , где он не только не нужен, но и опасен. Кто это?

                                                  ТРОМБ

 

          Вопрос не о том, что собрано в одном месте, а о том, что разбросано по организму.

В нашем организме это две важные особы. Названия у них сходны. Один руководит всем, второй имеет отношение к клеткам крови .Именно из его стен начинают свое путешествие клетки крови.

                                                   КРАСНЫЙ КОСТНЫЙ МОЗГ

Подведение итогов

            После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Кушнарёва Татьяна Николаевна, 15.08.19 в 23:50 3 Ответить Пожаловаться
Вот у кого целый фейерверк идей! Спасибо, Евгений!!!
Евгений Алексеевич, 16.08.19 в 08:10 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Татьяна! Это всё из закромов Родины!!! Старые запасы... Пока идей нет...
Елена Владимировна, 16.08.19 в 04:30 1 Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич, спасибо!

Евгений Алексеевич, 16.08.19 в 08:11 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна! Ваш отзыв для меня очень важен!!!
Вышинская Нина Ивановна, 16.08.19 в 06:45 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за великолепную разработку!
Евгений Алексеевич, 16.08.19 в 08:11 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо за постоянный интерес!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.