Интеллектуальная игра по биологии «Кровь людская не водица»

16
7
Материал опубликован 15 August 2019 в группе

               ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «КРОВЬ ЛЮДСКАЯ - НЕ ВОДИЦА»

 

   

Цель деятельности учителя  : систематизация, обобщение и расширение знаний о составе и функциях  крови

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о строении и функциях крови в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности природных объектов.

 

2. Личностные – осознают себя жителями  планеты Земля, испытывают любовь к своей стране и чувство ответственности за сохранение ее природы;  в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3.  Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей природы.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях строения и функциях крови и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы  информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».

 

 КОНКУРС КАПИТАНОВ - «Верите ли вы, что…»

1.Анемия – уменьшение содержания гемоглобина в крови

2.В состав гемоглобина входят 4 атома железа

3.У курильщиков доля карбоксигемоглобина к вечеру достигает 20% от общего количества гемоглобина

4.Молекулярная масса гемоглобина составляет около 64 000

5.В состав гемоглобина входит трех валентное железо (нет, двухвалентное)

6.Валентность железа при присоединении к нему кислорода не меняется

7.У мужчин гемоглобина в крови больше, чем у женщин

8.В крови у новорожденных гемоглобина больше, чем у взрослых

9.При истинном окислении двухвалентное железо превращается в гемоглобине в трех валентное

10.Недостаток железа в крови – наиболее частая причина малокровия

11.В крови человека всего 2,5 грамма железа

12.При отравлении угарным газом пострадавшему рекомендуется делать переливание крови

13.Человек может жить без селезенки – важного органа кроветворения

14.У мелких рыб, обитающих в холодных насыщенных кислородом антарктических водах, нет ни эритроцитов, ни гемоглобина

15.Соединения гемоглобина с газами всегда непрочные ( нет, с угарным газом прочное)

 

КОНКУРС  Разгадывание кроссворда «Гематология»

1.Он входит в состав гемоглобина - глобин

2.Они являются нашей надежной и долговечной защитой от инфекций - лейкоциты

3.Без них мы могли бы погибнуть от потери крови -тромбоциты

4.Она соединяет между собой клетки крови - плазма

5.Неутомимые переносчики газов в крови - эритроциты

6.Без него она – «сама не своя», без него это уже не плазма, а что же - сыворотка

7.Она помогает найти крови то, что она потеряла - лимфа

8.Деловой партнер антител, их друг и товарищ - фагоцитоз

9.Он из тех белков, которые стоят на защите нашего организма - глобулин

10.Он и ловчая сеть , и опора для пробки – тромба - фибрин

11.Это то, чего нет у тромбоцитов и эритроцитов - ядро

                        Ключевое слово - гематология – наука о крови


Кроссворд по теме "Кровь"
DOCX / 13.79 Кб

КОНКУРС «ПОДСКАЗКА»

1.Это мелкие безъядерные клетки

2.Имеют красную окраску, не способны размножаться

3.Играют ведущую роль в свертывании крови

                                                                   Тромбоциты

1.В его состав может входить железо, медь, ванадий

2.Может образовывать прочные и непрочные соединения с газами

3.Недостаток его – одна из причин анемии

                                                          Гемоглобин

1.Это три моря одного океана

2.Два из них обеспечивают гуморальную связь между органами, а третье – между клетками

3.Постоянство состава вод этого океана называется гомеостазом

                                                                   Внутренняя среда организма

1.С ним связаны защитные свойства крови

2.Вместе с фибриногеном и альбуминами он содержится в плазме крови

3.Вводится в организм для профилактики инфекционных заболеваний

                                                                   Гамма-глобулин

1.Крупнейшее скопление ретикулярной ткани, где идет образование, накопление и разрушение клеток крови

2.У всех позвоночных организмов, кроме млекопитающих, там образуются эритроциты и некоторые виды лейкоцитов

3.У млекопитающих, в том числе и у человека, в этом органе образуются только лимфоциты

                                                                   Селезенка

КОНКУРС «БАРОН МЮНХГАУЗЕН»

                  Найдите и подчеркните ошибки в предложенном тексте

             Я, барон Мюнхгаузен, известный в мире путешественник и специалист в области естественных наук, хочу предложить вам совершить путешествие не на Канары, а по большому кругу кровообращения.

Вы готовы? Тогда я превращаю вас и себя в мелкие молекулы гемоглобина, сажаю в бесцветные клетки крови – эритроциты и мы уже под большим давлением и с огромной скоростью вылетаем из левого желудочка в аорту. Красная река кишит клетками, разными по форме и размеру. Очень много здесь тромбоцитов – клеток округлой формы и с ядрами, разделенными на сегменты. Вот рядом с нами плывет лейкоцит. Он белый, форма его совсем непохожа на эритроциты, но так же, как и у эритроцитов, в цитоплазме его нет ядра. Он спешит по очень важному делу. Поступил сигнал о вторжении в наши территориальные воды чужаков-антител.

Их - то должны уничтожить лейкоциты. Начинается схватка не на жизнь, а на смерть. Лейкоциты гибнут, но на помощь им приходят силы из резерва и операция под кодовым названием «Фагоцитоз» завершается успешно.

Река постепенно замедляет свой ход, разбивается на множество рукавов – артерий, а те распадаются на капилляры. Становится не только темно, но и тесно. Эритроцит не может изменять свою форму, но зато спокойно раздвигает стенки капилляров и быстро их проскакивает. Здесь же происходит разгрузка - сдаем баллоны с кислородом и загружаемся углекислым газом. Он вступает в прочное соединение с гемоглобином, поэтому не стоит беспокоиться о сохранности груза.

Внезапно раздается сигнал тревоги. Где-то впереди забрезжил свет, и нас чуть не выбросило на поверхность кожи. Спасибо, что нас задержала сеть из нитей фибриногена. Пришлось пересесть на другое судно, ибо наше прочно влипло в тромб. Пришлось сменить и русло, потому что капилляр навечно был закупорен тромбом.

Скорость постепенно возрастала, и мы уже думали о скором возвращении, но внезапно сели на холестериновую мель. Здесь мы заловили скрытого врага – бродягу тромба, пришлось применить фибринолизин для его уничтожения.

Кровь незаметно для нас изменила окраску с темно-вишневой на ярко-алую. Задышалось легче, меньше стало кровяное давление. Вот и правое предсердие – конечный пункт нашего путешествия

 

 

КОНКУРС «БИОАУКЦИОН»

 

Вопрос о том, что у человека может быть и не быть определенных белков

У одного организма есть и то, и это. У другого – только это, у третьего – только то, а у кого-то ни того, ни этого.

О чем же вопрос?

                                                 О группах крови и белках агглютининах

 

Вопрос о нашей силе, которая может выступить и против нас

Эта сила появляется у нас с рождения, потом ее становится больше, особенно после перенесенных испытаний. Однако, эти силы могут выступить и против своих, вызывая аллергию, изменения тканей, отторжение пересаженных органов

                                                   ИММУНИТЕТ

 

        Вопрос связанный со свойством, определяемым металлом

Это может быть у разных организмов разным: бесцветным, зеленым , голубым и красным. Все зависит от металла, входящего в состав этого. Именно поэтому это выполняет в организме роль извозчика. Кто же этот извозчик?

                                                   КРОВЬ

 

          Вопрос об оборотнях

Когда он образуется в сложной ситуации для человека, он всегда ему помогает. Но потом начинает мешать важным процессам и белки растворяют его. Но иногда он образуется внезапно, когда его не ждут и там , где он не только не нужен, но и опасен. Кто это?

                                                  ТРОМБ

 

          Вопрос не о том, что собрано в одном месте, а о том, что разбросано по организму.

В нашем организме это две важные особы. Названия у них сходны. Один руководит всем, второй имеет отношение к клеткам крови .Именно из его стен начинают свое путешествие клетки крови.

                                                   КРАСНЫЙ КОСТНЫЙ МОЗГ

Подведение итогов

            После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вот у кого целый фейерверк идей! Спасибо, Евгений!!!

15 August 2019

Спасибо, Татьяна! Это всё из закромов Родины!!! Старые запасы... Пока идей нет...

16 August 2019

Понятненько....

16 August 2019

Евгений Алексеевич, спасибо!

16 August 2019

Спасибо, Елена Владимировна! Ваш отзыв для меня очень важен!!!

16 August 2019

Спасибо за великолепную разработку!

16 August 2019

Спасибо за постоянный интерес!!!

16 August 2019