12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич11877
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Урок биологии»

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ


Цель деятельности учителя: систематизация, обобщение и расширение знаний о размножении и развитии организмов

Результаты изучения темы:

1. Предметные – применяют знания о размножении и развитии организмов в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности различных видов размножения.

2. Личностные – в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.

3. Метапредметные.

Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей размножения.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях различных видов размножения и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.

Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет».


                                                   Ход игры.

         Ребята! Сегодня мы с вами продолжаем цикл интеллектуальных игр по курсу «Общая биология». Эта игра не первая в этом году, вы уже знакомы с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденной теме.


Конкурс капитанов «Верите те ли вы, что…»

    1.В сперматозоидах нет ЭПС и рибосом

    2.У коровы соотношение объемов мужской и женской гамет составляет 1: 20 000

    3.В организме человека есть клетки, которые никогда не делятся (высокоспециализированные нервные и мышечные клетки)

    4.Клетки печени человека обладают способностью к регенерации

    5.В интерфазе увеличивается масса ядра, усиливается деление митохондрий

    6.Термин «онтогенез» предложил немецкий ученый Э. Геккель

    7.Анафаза – самая короткая фаза митоза

    8.При формировании гамет у растений сначала происходит митоз, а потом - мейоз (нет, сначала мейоз)

    9.Существуют змеи, у которых самки – гермафродиты ( змея островной ботрокс, живущая на ограниченной территории. За счет этого при ограниченных ресурсах можно увеличивать численность)

    10.Двойное оплодотворение у цветковых растений открыл русский ученый Навашин

    11.Профаза 1 занимает 90% времени, необходимого для завершения мейоза

    12.Преимущество гермафродитизма в более высокой рождаемости, чем у раздельнополых животных (да, все особи популяции производят яйцеклетки, а потом сперматозоиды. Это устраняет самооплодотворение)

    13.У блох, бабочек и мух развитие с полным превращением (нет, у блох с неполным)

    14.При оплодотворении сперматозоид человека проникает не в яйцеклетку, а в ооцит 2 порядка ( да и стимулирует преобразование в зрелую яйцеклетку)

    15.Мужские половые клетки голосеменных можно назвать сперматозоидами (нет, это неподвижные спермии)

Конкурс- кроссворд "Одна из наук о человеке"


Кроссворд "Одна из наук о человеке"
DOCX / 12.83 Кб

Ответив на вопросы кроссворда, вы узнаете название науки об одном из возрастных периодов человека

    1.Это клетки с гаплоидным набором хромосом (гаметы)

    2.Фаза клетки, где хромосомы располагаются в определенном порядке и месте (метафаза)

    3.Бывают ситовидные, пыльцевые (трубки)

    4.Способ размножения организмов в популяции, где нет самцов (партеногенез)

    5.В основе этого способа размножения лежит регенерация (фрагментация)

    6.Оно помогает яйцеклетке сформироваться , отдавая ей цитоплазму и забирая набор хромосом (тельце) направительное

    7.Она мала, но с нее начинаются грибы (спора)

    8.Это многоклеточное образование с полостью внутри (бластула)

    9.Деление без спирализации хромосом и без образования веретена деления (амитоз)

    10.Это происходит только в мейозе (конъюгация)

    11.А это и в митозе, и в мейозе (спирализация)

    12.Это то, что в начале исчезает, а потом появляется (ядро)


       Ключевое слово - геронтология – наука о закономерностях старения организмов


3. Конкурс «Дальше, дальше, дальше…..»

1вариант

    1.Первая фаза митоза - профаза

    2.Деление клеток без их роста - дробление

    3.Подготовка клетки к делению - интерфаза

    4.Развитие без оплодотворения - партеногенез

    5.В анафазе 1 к полюсам расходятся                     хромосомы

    6.Ядрышки и ядерная мембрана распадаются в          профазе

    7.Перекрест хромосом, или      кроссинговер

    8.В основе роста организмов лежит        митоз

    9.Из сперматоцитов 2 порядка развиваются     сперматиды

    10.Споры растений образуются в       спорангиях

    11.Этой стадии нет у насекомых с неполным превращением        куколка

    12.Прямое деление клетки        амитоз

    13.Фаза, обратная профазе        телофаза

    14.Самая короткая фаза митоза                                            анафаза

    15.Набор хромосом у сперматоцитов 1 порядка                 диплоидный

    16.Соединительные и мышечные ткани развиваются из              мезодермы

    17.Размножение без образования половых клеток            митоз

    18.Однослойный зародыш с полостью внутри                 бластула

    19.Период, предшествующий синтезу ДНК в интерфазе        пресинтетический

    20.Слияние двух гамет    оплодотворение

    21.Внутренний слой клеток зародыша       энтодерма

    22.Размножение с перекомбинацией признаков       половое

    23.Зародышевый листок, из которого развиваются мышцы         мезодерма

    24.Историческое развитие организмов         филогенез

    25.Многоядерные клетки возникают в результате                амитоза

2 вариант

    1.Вторая фаза митоза        метафаза

    2.Скручивание хромосом и уменьшение их длины         спирализация

    3.В анафазе2 к полюсам расходятся                                       хроматиды

    4.Непрямое деление клетки        митоз

    5.Митоз и интерфаза вместе – это          митотический цикл

    6.Из ооцита 2 порядка развивается        оотида

    7.Размножение , применяемое для быстрого размножения картофеля      вегетативное

    8.Часть цветка, где формируется женский гаметофит        завязь пестика

    9.Половые клетки, почти не содержащие цитоплазмы           сперматозоиды

    10.Множественное деление,                                             шизогония

    11.Рост численности колонии у кораллов происходит за счет         почкования

    12.Период подготовки клетки к делению       интерфаза

    13.Хромосомы располагаются в плоскости экватора в          метафазе

    14.1 деление мейоза называется                                              редукционным

    15.В основе регенерации лежит процесс                                 митоза

    16.Получение точных копий родительских организмов        клонирование

    17.Оплодотворенная яйцеклетка         зигота

    18.Восстановление утраченных и поврежденных органов             регенерация

    19.Развитие с превращением, или с                                           метаморфозом

    20.Сперматоциты 1 порядка содержат набор хромосом        двойной

    21.В результате дробления образуется многоклеточный зародыш, или       морула

    22.Деление ядра – это        цитокинез

    23.Термин онтогенез предложил                                                Геккель

    24.Тип развития, характерный для млекопитающих       внутриутробный

    25.В метафазе1 на экваторе находятся гомологичные         хромосомы

3 вариант

    1.Жизнь клетки от появления до следующего деления                 жизненный цикл

    2.Сближение гомологичных хромосом      конъюгация

    3.2 делению мейоза не предшествует          синтез ДНК

    4.Период, когда в интерфазе удваивается ДНК                              S-период

    5.Двухслойный зародыш                                                                     бластула

    6.Размножение с помощью корней, побегов, листьев         вегетативное

    7.Деление – этап гаметогенеза с образованием гамет                    мейоз

    8.2 деление мейоза         эквационное

    9.Ооциты 2 порядка имеют набор хромосом                                    гаплоидный

    10.Часть цветка, где формируется мужской гаметофит                    тычинка

    11.Способ размножения скальных ящериц        партеногенез

    12.Размножение простейших происходит путем                               деления

    13.Наружный слой зародыша             эктодерма

    14.Период интерфазы за синтететическим                                         G 2

    15.Индивидуальное развитие организмов          онтогенез

    16.Способ размножения дрожжей                                                        почкование

    17.Тип развития, характерный для птиц        яйцекладный

    18.Развитие, при котором новый организм образуется из части старого        фрагментация

    19.Процесс образования 2- или 3-слойного зародыша                      гаструляция

    20.Деление цитоплазмы       цитокинез

    21.Нервная система развивается из        эктодермы

    22.Двойное оплодотворение открыл         Навашин

    23.Образование органов из зародышевых листков                             органогенез

    24.Неподвижные мужские половые клетки         спермии

    25.В анафазе митоза к полюсам расходятся                                         хроматиды


4. Конкурс «Подсказка»

1. Этот процесс помогает организмам поддерживать постоянное число хромосом

2. Но при этом в генотипе организма вносятся изменения

3. Формируются клетки, при слиянии которых образуется зигота

                                                                         (мейоз)

1. Это один из источников комбинативной изменчивости

2. Но это не случайная встреча гамет при оплодотворении

3. Этот процесс связан с обменом участками образований клетки

                                                                         (кроссинговер)

1.При одном процессе их одна, а при другом – две

2. Состоят они из трех периодов

3. Благодаря второму поддерживается постоянное число хромосом

                                                                         (интерфаза)

1. Без него не могут происходить процессы восстановления

2. Не могут размножаться простейшие организмы

3. За счет этого процесса происходит рост организмов

                                                                        (митоз)

1.Этот процесс происходит без спирализации и образования нитей веретена деления

2. Иногда при этом образуются многоядерные клетки

3. Так могут делиться клетки при воспалительных процессах и злокачественном росте

                                                                        (амитоз)


5. Конкурс « Биоаукцион»


Вопрос о том, что два в одном

          Эти два процесса происходят у организмов двух царств, но происходят в разном порядке. У одних сначала происходит первый, а потом второй, а у других все начинается со второго. Но от перемены мест слагаемых, как говорят математики, итог не меняется – поддерживается постоянство числа хромосом. Что же это за процессы, вам хорошо теперь знакомые?

                                                           (митоз и мейоз у растений и животных)

Вопрос о том, что два в одном

           Это великое таинство природы происходит почти у всех организмов, кроме тех, кто является исключением. А начало этому дают два других, ядра которых сначала располагаются рядом и лишь позднее объединяются, образуя нечто новое, особенное, неповторимое. Что же это за процесс, который происходит у всех позвоночных животных, кроме одного вида кавказских ящериц?

                                                           ( оплодотворение)

Вопрос о том, что два в одном

           Это можно назвать спящей красавицей. Спать оно может долго и просыпается от соприкосновения трех факторов – тепла, воздуха и воды. С ним ничего не происходит, если нет хотя бы одного любого фактора. Так и лежит, не погибая определенное время, но может и пропасть. Но если условия благоприятные, дает начало новому организму. Ведь в нем есть и многоклеточное начало. и то, что необходимо для питания на первых порах. Что же это за спящая красавица?

                                                            (семя)

Вопрос о том, что два в одном

            Развитие любого организма происходит только при взаимодействии клеток разных участков зародыша. Этот орган человека и животных – не исключение. Это самый большой по площади орган, выполняющий, кроме прочих, роль одного из анализаторов, особенно важного для тех людей, которые лишены одного из органов чувств. Так что же это за орган, образованный из двух зародышевых листков?

                                                             (кожа)

Вопрос о том, что два в одном

            Это вопрос об организме, известном каждому, так как это организм известен своим запоминающимся названием. Это простейшее, но наиболее сложноорганизованное. Жизненные функции выполняются целым комплексом органоидов. И самое главное – в их теле два ядра: большое – вегетативное и более мелкое – генеративное. Так как же называется эти простейшие, имеющие название вещей, столь необходимых для одной из половин человечества?

                                                              (инфузория – туфелька)



Подведение итогов

           После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды.





Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.