Тема

«Музыка на уроках литературы»

На уроках литературы мы любим использовать нетрадиционные методы. У нас действительно большой популярностью пользуются КВНы, мы проводим вечера, играем в брейн-ринг и т.д. Но сегодня хотели бы посвятить свое выступление искусству, что как сказал Платон, «воодушевляет весь мир и снабжает душу крыльями». Речь пойдет о музыке, а точнее об использовании музыки на уроках литературы.

Мы помним, что в далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. Любое произведение не могло существовать отдельно от музыки. Музыкальное сопровождение являлось обязательным, и только потом с развитием культуры произошел процесс расчленения.

Впрочем, художественное слово и сейчас является музыкальным в лирическом произведении, да и проза может звучать музыкально. Давайте вспомним рассказы Куприна. У него даже тишина (в «Листригонах») музыкально звучащая. Мелодичные звуки, музыка волн, потрясающее акустическое восприятие пейзажа.

Что же касается конкретных мелодий (непосредственно музыки), то все мелодии, звучащие «в контексте романов, рассказов и повестей наших писателей, конечно, включены в произведения не случайно. Музыка несет информацию и выполняет определенные функции.

Итак, музыкальная тема может использоваться как стержень произведения. Например, Леонид Андреев «Марсельеза».

Музыка используется как дополнительная характеристика литературных героев. «Матренин двор», «Бесприданница», «Война и мир».

Создание литературных произведений по музыкальной структуре (Афанасий Фет изначально предполагал, что его стихи будут использованы для романсов). Так и случилось.

В настоящее время ясно определены типы взаимодействия литературы и музыки:

- межпредметные связи в пределах традиционного учебного плана;

- комплексный подход к воспитанию студентов;

- эстетический цикл с занятиями во внеурочное время.

Музыкальный материал (благо технические средства позволяют) можно использовать систематически на протяжении всего учебного года.

Перед тем, как приступить к анализу литературного произведения, стоит предложить студентам обратить внимание на музыкальные картины, образы. Постепенно можно выработать понимание роли музыки в развитии сюжета, конфликта, в характеристике героя.

К тому же каждое художественное произведение, вышедшее из-под пера писателя, отражает определенный исторический период. Расширяется кругозор, волей-неволей запоминаются имена композиторов, литературных произведений, переложенных на музыку.

Первый прием – «приобщение к прекрасному» (Видео «Моя маленькая»)

Исполнитель рэпа или известный поэт (Игра)

Проникновение (попадание) в образ (Гитара)

В поисках истины (Видео «Улетели листья»)

Боремся с заблуждениями (Презентация «Маяковский»)

Новые имена в поэзии и музыке (Гитара)

В заключение хотелось бы привести слова Василия Александровича Сухомлинского: «Мы не можем переложить свои знания, свои идеи, свои чувства из своей головы в чью бы то ни было чужую голову и сердце; мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой получились бы известные мысли и чувства. Согласитесь, что литература и музыка – лучшие наши помощники в развитии творческих возможностей студентов и формировании у них нравственно-эстетических ценностей.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации