Интерактивные формы организации внеурочной и внеклассной работы (5–11 класс)

4
0
Материал опубликован 27 May 2020

Интерактивные формы организации
внеурочной и внеклассной работы

(Из опыта организации исследовательской деятельности школьников, учителя математики Русановой М.А.)


«Мир нельзя удержать силой, его можно достичь лишь пониманием».

Альберт Эйнштейн


В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие качество современного образования [1].

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», декларирует, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития» и «изучать в школах необходимо способы и технологии, которые пригодятся в будущем» [3].

Перед нами стоит вопрос: как организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся научились изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

В нашей педагогической деятельности делаем акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности. Необходимо создание таких педагогических условий, когда каждый ученик должен будет включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых проблем. Наиболее эффективным в этом плане я считаю метод проектов и исследовательскую технологию. Их использование предполагает множество интерактивных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Они позволяют стимулировать интерес к знаниям, показывают необходимость их практического применения. Особое место в этой деятельности уделяю Webсервисам.

Одним из вариантов технологии проектирования, и одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология образовательных веб-квестов (WebQuest). Веб-квесты могут носить как краткосрочный характер, которые подразумевают приобретение и закрепление знаний, обычно длятся от 1до 3 часов, так и долгосрочные, призванные познавать новое, углублять и обобщать полученные знания, перерабатывать информацию, анализируя ее. Как правило, такие веб-квесты, нацелены на создание продукта обучения. Например, презентация (доклад), фотоколлаж, информационная статья, буклет, как наглядное представление найденной статистической информации.

Впервые термин «веб-квест» был предложен в 1995 году Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Учёный разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения.[4]

«Образовательный веб-квест - (WebQuest) - проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Его также можно назвать сайтом в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на различных веб-сайтах.

Ключевым разделом любого веб-квеста является подробная шкала критериев оценки, опираясь на которую, участники проекта оценивают самих себя, товарищей по команде. Этими же критериями пользуется и учитель.

Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата. Рекомендуется использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

 - исследовательской и творческой работы,

- качества аргументации, оригинальности работы,

- навыков работы в микрогруппе,

- устного выступления,

- мультимедийной презентации,

- письменного текста и т.п. 

В ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие цели:

Образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.

Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыком исследовательской деятельности, публичных выступлений, умении самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами, расширение кругозора, эрудиции.

Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

Использование веб-квеста, как образовательного ресурса Интернета, и его интеграция в учебно-воспитательный процесс школьной дисциплины, помогает эффективно решать целый ряд педагогических задач. Так, в процессе работы над веб-квестом у обучающихся формируются следующие компетенции:

- Использование информационных технологий для решения профессиональных задач;

- Самообучение и самоорганизация;

- Работа в команде;

- Умение находить несколько способов решения проблемной ситуации.

Web-квест может касаться одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа является более эффективной [6].

Приведу примеры использования веб-квестов в своей практике:

Первым внеклассным мероприятием с использованием веб технологий является веб-квест «Живем и помним», посвященный 68-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Цель этой игры заключалась в поисково-исследовательской деятельности. При разработке заданий для веб-квеста, составляли их таким образом, чтобы поиск решения на них требовал изучения различных информационных источников, как печатных, так и электронных. Например, найти в газете «Республика» (с 2010-2013 гг.) статьи, посвященные Великой Отечественной войне, и составить алгоритм поиска.

Как преподаватель математики, в учебно-воспитательном процессе стараюсь подчеркивать многогранность такой сложной науки - математики. Поэтому, с помощью технологии веб-квеста стараюсь ученикам показать важность математических методов, которые используются практически во всех областях науки, в том числе и истории. Например, знание статистики необходимо, чтобы правильно охарактеризовать и проанализировать процессы, происходящие в обществе. Для этого необходимо владеть выборочным методом, сводкой и группировкой данных. Элементом информационной культуры историка выступают навыки правильного оформления таблиц и построения графиков, которые представляют собой важный инструмент систематизации первичных исторических данных и наглядного представления количественной информации. Это также позволяет изучить большие массивы информации, представленные массовыми источниками, экономить время.

В 2014 году был разработан веб-квест «Математика в литературе». Игра объединила, казалось бы, две, ничем не связанные между собой области знания: математику и литературу.

Целями веб-квеста «Математика в литературе» являются:

Развитие познавательного интереса к изучению математики.

Рассмотрение практического приложения математики.

Формирование информационных и коммуникационных компетенций школьников.

Структура веб-квеста состоит из 5 основных этапов и содержит такие разделы, как «Регистрация», «Визитная карточка», «Ресурсы», «Что такое веб – квест?» и «Итоги».

Чтобы зарегистрироваться, участники формируют команды, выбирают капитана, распределяют роли, вырабатывают правила работы в группе и создаютвизитные карточки своих команд. Визитная карточка может быть выполнена в форме эссе, презентации, видеоролика или просто представлена в виде фотоколлажа. Здесь все зависит от фантазии и умения игроков.

1этап — «Знаешь ли ты историю математики», посвящен интересным фактам из истории математики. На этом этапе учащиеся участвуют в литературно-математических викторинах.

2 этап игры - «Старинные задачи».

Сильное впечатление всегда производит использование оригинальных формулировок задач, теорем, доказательств, известных из истории. Античные ученые часто составляли задачи в стихотворной форме. В решении таких задач приходится упражняться и нашим участникам.

Кроме того, работая над проектом, дети узнают, что великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию. Преподавая много лет основы математики в основанной им же знаменитой Яснополянской школе, он написал оригинальную «Арифметику» и «Руководства для учителя». Своим гостям Л.Н. Толстой нередко предлагал интересные задачи. Такие же задачи будет предложено выполнить и нашим участникам проекта.

3 этап игры - «Математические задачи в литературных произведениях».

Всем известно, что математика, как наука известна с древних времён. Если вспомнить такие великие государства прошлого как Древний Рим, Древняя Греция, Османская империя в Турции, то можно заметить, что все архитектурные и художественные шедевры создавались с использованием математики. Знания математики требовались не только при строительстве, но и при создании литературно-художественных произведений. Поэтому мы предлагаем провести мини-исследование «Математические задачи в литературных произведениях».

4 этап веб-квеста - «Математика и поэзия», включает поэтическое обыгрывание математических понятий и символов. Здесь вниманию учащихся предложено несколько стихотворных строчек и несколько математических понятий. Задача состоит в установлении соответствия между стихотворением и математическим понятием. А также участникам игры предстоит узнать: кто же из математиков преуспел в поэзии. Выполняя это задание, учащиеся могут познакомиться не только с открытиями этих замечательных ученых в области математики, но и узнать, что среди них немало людей, занимающихся литературным творчеством.

И заключительный 5 этап - «И снова Алиса». Здесь каждого ожидает не только путешествие по страницам книги «Алиса в стране чудес» известного английского писателя и математика Л. Кэррола (Чарльза Лютвиджа Доджсона). Окунувшись в неповторимый мир сказки, учащимся придется решить немало замысловатых задачек.

Принимая участие в веб-квесте, участники игры включаются в различные виды деятельности:

- Поиск и систематизация информации по заданной теме;

- Проведение исследования;

- Решение задач;

- Создание презентаций в различных программах.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- технология веб-квестов применяется, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, а также в воспитательной работе;

- каждый ученик включен в творческую деятельность в ситуацию поиска путей и решения социально значимых проблем;

- веб-квест стимулирует интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

- индивидуальная работа каждого члена команды нацелена на общий результат.

В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет.

Немаловажным этапом в исследовательской и проектной деятельности является умение презентовать и защитить полученный результат. Как сделать так, чтобы ваша работа заинтересовала и окружающих и имела дальнейшее практическое значение. Представить интересную и полезную информацию можно в формате «печа-куча».

Печа-куча (в переводе с японского «болтовня» или «звуки беседы») – это способ представления кратких докладов, специально ограниченных по форме и продолжительности. «Печа-куча» помогает научиться делать презентации и выступления краткими и динамичными. Такой формат прежде всего использовался для коммуникативных тренингов. Прелесть «печа-кучи» заключается в том, что она – некий баланс между хаосом, который царит на любой многолюдной вечеринке и уважительностью к докладчикам, которые зачастую рассказывают очень интересные вещи. И самое главное, как бы это все не происходило, pechakucha – это борьба за внимание! Придуманный живущими в Токио австрийцами Марком Дитхамом и Астрид Кляйн в 2003 году, формат разлетелся по всему миру. Всё началось с одной вечеринки в Токио, а сегодня на карте «Печа-куча 20х20» - 280 городов. И сегодня она успешно применяется в образовании, как одна из интерактивных форм обучения.

Чтобы «печа-куча» удалась, необходимо подготовить мультимедийное оборудования для демонстрации презентаций. Рассмотрим особенности этой формы организации учебного процесса на конкретном примере. Это может быть представление исследовательской работы на научно – практической конференции. После того как работа написана, собран необходимый теоретический и практический материал, наступает работа по подготовке к выступлению. Для начала необходимо подготовить доклад-презентацию из двадцати слайдов, каждый из которых длится 20 секунд, каждый слайд должен автоматически меняться на следующий. Таким образом, продолжительность доклада ограничена шестью минутами сорока секундами. За это время надо успеть сказать только самое главное, важное. Здесь нет времени растечься мыслью по древу. На первый взгляд кажется, что всё очень просто, но это только на первый взгляд. И очень важно, учителю помочь ребятам качественно подготовить презентацию проекта, избежать ошибок, помочь создать ситуацию успеха. В процессе работы над проектом педагог продумывает возможные направления обсуждения проекта, вопросы на случай, если слушатели не сразу включатся в диалог. Не следует забывать и о воспитывающем воздействии на обучающихся: культура общения, саморегуляция, умение работать в группе, толерантность.

«Печа-куча» как интерактивная форма организации учебной деятельности предполагает использование сразу нескольких интерактивных методов обучения или их элементы.

В своей педагогической деятельности применяю «печа-куча» не только во внеурочной деятельности, но и на разных этапах урока: актуализация знаний, новая тема, закрепление полученных знаний. При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Учитель становится модератором – это более опытный партнер взрослых в их совместном обучении, который предлагает свои знания и опыт в организации процесса. Очень важно чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы педагогу больше приходилось слушать..., чтобы дети все время были активными.

Если Вы только знакомитесь с этой интерактивной формой представления информации, то для Вас несколько советов от «Печа-кучи». Итак, исходя из собственного опыта, как же подготовить свой доклад, чтобы все 6 минут 40 секунд внимание людей было исключительно вашим:

Тема выступления. Выберите ту тему, которая вас особенно трогает, которую вы пропустили через себя, поделитесь своими эмоциями  со всеми.

Репетируйте. Подготовить красивую презентацию – еще не означает, что вы можете также красиво ее рассказать. На самом деле, 20 секунд – это довольно много, если вы плохо владеете материалом. Если же вы очень хорошо владеете своим материалом, то эти 20 секунд покажутся вам коротеньким мгновением, и вам будет хотеться рассказать больше. Поэтому, если вы не отрепетируете несколько раз, вы можете попасть впросак.

Соблюдайте время. Набросав 20 слайдов – вы не станете великим докладчиком. Все требует времени: выбрать тему, собрать материал, разработать сценарий, подобрать темп рассказа. Вам понадобиться в общей сложности не меньше 6 часов, чтобы подготовиться к докладу.

Рассказывайте. Рассказывайте не только то, что у вас показано на слайдах, а ваши переживания, ваши озарения и  ваши ошибки. Вовлеките людей в свой рассказ, пусть они почувствуют себя участниками вашего рассказа. Ваша задача удержать их интерес. Говорите с людьми, обращайтесь к ним, улыбайтесь,  смотрите им в глаза, а не куда-то в точку далеко позади них.

Поблагодарите людей за внимание. Не уходите сразу же после выступления. Вы рассказали людям свою историю – получите обратную связь, дайте им возможность подойти к вам и задать вопросы. Будьте открыты к диалогу.

Ещё одна технология, которую успешно можно применять в образовании, в частности в исследовательской и проектной деятельности - «world cafe» (или «world – chat»). [6]

В 1995 г. в калифорнийском местечке Милл Велли перед началом конференции со скучным названием «Интеллектуальный капитал» неожиданно пошел дождь - довольно редкое явление в этих краях. Организаторы мероприятия Хуанита Браун и Дэвид Айзакс поняли, что привычный формат - встречу на свежем воздухе в патио - придется отменить. В гостиной срочно поставили несколько столиков, вместо скатертей использовали листы бумаги с флипчартов и... сварили для всех американский кофе. Участников того знаменательного сборища удивил неформальный вариант общения, но результат превзошел все ожидания: дискуссия велась непринужденно, бумажные «скатерти» оказались исписаны идеями, предложениями и графиками, но главное - все были потрясены удивительным творческим настроем! «Из очень «простого» появилось что-то новое и важное», - говорит Хуанита Браун. Так родился метод «world cafe», или «мировое кафе». «World cafe» - один из простых, но чрезвычайно эффективных инструментов менеджмента знаний, применяемый для творческого проведения совещаний, заседаний и конференций. Но, на мой взгляд, эта технология вполне применима во внеурочной деятельности, в частности при разработке исследовательских проектов. Так как здесь возникают ситуации, когда:

предстоит решение комплексной проблемы, требующей разностороннего подхода;

нужно принять нестандартное решение; важно, чтобы «все поговорили со всеми» и выработали общее видение проблемы;

существует несколько точек зрения на один и тот же вопрос, и необходимо их упорядочить.

Обычное количество участников - не менее 12-15 человек. Рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по 4 – 5 человек за столик. При этом один человек становится «хозяином» за столом, остальные - его «гости». Для решения проблемы в малой группе есть бумажные скатерти и куча фломастеров, все идеи фиксируются в любой форме - запись, рисунок, диаграмма. Через небольшой отрезок времени, например, минут 15, но не более получаса, «гости» отправляются к следующему столику, они выступают «посланцами новых идей», «хозяин» же остается на месте и вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости». К концу второго круга дискуссий все «посетители» кафе ознакомятся с идеями и предложениями друг друга, каждый выскажет свое мнение и выслушает товарищей. После нескольких таких «хождений» между столиками все собираются для общего обсуждения темы. На этом этапе возможна провокация, необычный поворот разговора - с тем, чтобы углубить его и сделать более плодотворным.

В конце работы устраивается «вернисаж бумажных скатертей» - результаты всех участников вывешивают для всеобщего ознакомления и обсуждения.

На практике нами была использована данная технология на уроке при подготовке к ЕГЭ по теме тригонометрия, с обсуждением основных теоретических ключевых моментов этой большой и очень значимой темой с разбором нестандартных задач, которые имеют несколько вариантов решения. (Так как на уроке нет возможности пить кофе, поэтому мы назвали данный формат урока «world – chat», но актуальность и принцип проведения от этого не изменился). Урок (учебная пара 40 х 40) прошел быстро, «на одном дыхании» и очень продуктивно – повторили не только основные формулы по тригонометрии, но и рассмотрели различные способы тригонометрических уравнений и неравенств.

Список использованной литературы:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утв. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 // Российская газета. – 2012. – 21 июня (N 139)

Государственная программа российской федерации"Развитие образования" на 2013 - 2020 годы : Программа [электронный документ] // Министерство образования и науки российской Федерации. – точка доступа : http://минобрнауки.рф/документы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [электронный документ] // Министерство образования и науки российской Федерации. – точка доступа : http://минобрнауки.рф/документы/1450

Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности : семинар // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [сайт]. – точка доступа: http://www.openclass.ru/node/438551

Малыгина А. В. «Живые» квесты // Социальная сеть работников образования. – точка доступа: http://nsportal.ru/

Мировое кафе: решаем проблемы за чашкой чая // Правила игры [сайт]. – точка доступа: http://rulesplay.ru/materialy/statii/mirovoe-kafe-reshaem-problemy-za-chashkoy-chaya/

Что такое образовательный веб-квест? // Всё о web-квест [сайт]. – точка доступа: https://sites.google.com/site/terentevagugl/servisy-dla-urokov-i-proektov/home

WEB-QEST в проектной деятельности : персональный сайт Бушуевой Екатерины [сайт] // Информационные технологии. – точка доступа: http://katerina-bushueva.ru/




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.