12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Елена Вадимовна1621
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Интерактивные игровые технологии в логопедической практике

 

Добрынина Елена Вадимовна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №122» г.Чебоксары

 

Разработка и внедрение интерактивных игровых технологий в логопедической практике опирается на  ФГОС ДО, в котором сказано, что  «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Кроме того, использование таких технологий в коррекционно-развивающем процессе позволяет решать множество специальных задач  интегративно, комплексно формируя сразу несколько компонентов речевой системы ребенка-логопата.

Игровые интерактивные технологии подразумевают создание настенных, настольных и дверных  пособий по системе «Логопедических бродилок».

«Логопедические бродилки» - это современные авторские полифункциональные пособия, позволяющие решать комплекс коррекционно-развивающих задач в ограниченное  время на ограниченном пространстве. Они представляют собой графическое расположение игрового материала на стене, столе или двери, и подразумевают проведение как индивидуальной, так и подгрупповой работы из положения  ребенка сидя или стоя, а также с перемещением в пространстве и совершением движений руками (см.рис.1,2,3).

 

рис.1

 

Рис.1. «Логопедическая бродилка «Лесная полянка» на стене

 

Рис.1

 

Рис.2. «Логопедическая бродилка «Занимательный квадрат» на столе

 

 

рис.3

 

 Рис.3. «Логопедическая бродилка «Павлин» на двери

 

Логопедическая бродилка «Лесная полянка».  Данное пособие  состоит из трех взаимосвязанных и взаимозависимых частей, каждое из которых решает свои коррекционные задачи и собрано из знаков-символов. Первая часть (см.рис.4) позволяет автоматизировать и дифференцировать любые нарушенные звуки изолированно, в слогах и словах, а также проводить слоговой анализ слов. Вторая часть (см.рис.5) направлена на формирование лексико-грамматического строя речи: расширение словарного запаса, согласование существительных с числительными, образование множественного числа и уменьшительно-ласкательных форм имен существительных, разграничение понятий «живое-неживое», а также выполнение звукового анализа слов. Третья часть (см.рис.6) содержит задания на развитие речевого дыхания и составление разнообразных распространенных и нераспространенных предложений. Использование настенного пособия возможно как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе. Кроме того, выполнение заданий в игровой форме подразумевает двигательную активность ребенка: играть можно из положения стоя, сидя на стульчике или на полу с применением обычной указки, лазерной указки или фонарика. Игровой материал: картинки-символы на стене, предметы для указания на символы (указки, фонарики).

Рис.4

Рис.4. Первая часть логопедического пособия «Лесная полянка»

 

 

Рис.6

 

Рис.5. Вторая часть логопедического пособия «Лесная полянка»

 

Рис.5

 

 Рис.6. Третья часть логопедического пособия «Лесная полянка»

 

Логопедическая бродилка «Занимательный квадрат»  представляет собой графико-символическое изображение  на столе (см.рис.2), включающее игровые задания на реализацию основных этапов логопедического занятия: закрепление изолированного произнесения звука, автоматизацию и дифференциацию звуков в различных языковых единицах, деление слов на слоги, звуковой анализ слова и распространение простых предложений. Возможна работа индивидуальная работа и работа в парах из положения сидя. Игровой материал: картинки, мелкие игрушки, камешки марблс.

Логопедическая бродилка «Павлин» на двери – это яркое символическое изображение павлина, состоящее преимущественно из геометрических контурных форм. Данное пособие позволяет формировать звукопроизносительную сторону речи: закреплять нормативное произношение звуков изолированно, в слогах, в словах и во фразах, дифференцировать смешиваемые звуки, производить слоговой и звуковой анализ слов, составлять предложения с заданными словами. Игровые задания дети выполняют из положения стоя или сидя на стульчике. При произнесении языковых единиц подразумевается поражение заданной цели с помощью мягкого шарика. Параллельно развиваются меткость и глазомер. Игровой материал: рогатка с шариками (также возможно применение фонарика или лазерной указки).

Таким образом, разработанные авторские интерактивные «Логопедические бродилки» в комплексе представляют современную игровую технологию. Они  направлены на реализацию коррекционно-развивающих задач в игровой форме, а также позволяют обеспечить возможность совместной деятельности детей  и взрослых, возможность организации  двигательной активности дошкольников на логопедических занятиях, реализацию образовательной программы в полном объеме с учетом индивидуальных особенностей воспитанников с речевыми нарушениями. 

Описанный  опыт  работы по созданию  и внедрению игровых технологий  «Логопедическая бродилка» позволяет создать определенную систему  взаимодействия детей и педагогов с игровой  средой, которая легко подстраивается под решение определенных обучающих задач, взаимодействует с участниками образовательного процесса и трансформируется под их потребности.

 

 

Литература

1.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/

2.     Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014 № 08-249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.

3.     Карабанова О.А. Организация развивающей предметно-пространственной  среды в соответствии с федеральным государственным образовательным  стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для  педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Родионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

4.     Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.  - 448 с.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Ольга Владимировна, 11.04.18 в 18:24 1Ответить Пожаловаться
Как здорово!!! Великолепно!!! Восхищена!!!!
Сафонова Елена Валерьевна, 01.05.18 в 06:19 2Ответить Пожаловаться
Поздравляю с заслуженной победой!
Антонова Елена Вадимовна, 01.05.18 в 06:38 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо! Искренне рада!

Галкина Ольга Андреевна, 13.06.20 в 16:57 0Ответить Пожаловаться
Очень оригинальное. многофункциональное пособие. Спасибо за идею!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.