12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шагульскова Виктория Анатольевна743
преподаватель физики в колледже
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Интерактивные занятия по физике в компьютерном классе

В образовании сейчас все чаще используются информационные технологии и компьютерная техника. Что дает существенные положительные результаты: повышается интенсивность процесса обучения и развитие личности обучаемого.

Использование электронных форм учебников и учебных пособий электронного типа является актуальным. Сегодня они вызывают к себе повышенный интерес как к современному научно-методическому обеспечению учебного процесса и способу самообразования. Такие учебники и учебные пособия позволяют использовать аудио- и видеоматериалы, виртуальные эксперименты, интерактивные тренировочные задания, модули проверки знаний и т. д. Использование средств мультимедиа значительно улучшает восприятие материала, поскольку оказываются задействованными различные виды памяти. Позволяют облегчить восприятие информации при самостоятельных занятиях, организовать проверку изученного материала в автоматическом режиме.

Использование на занятиях по физике в кооледже электронных форм учебников и интерактивных заданий способствует повышению интереса обучающихся к учебной дисциплине. Для выполнения интерактивных заданий обязательно наличие компьютерного класса мобильного или стационарного. При работе с компьютерным классом для занятий по физике целесообразно выбирать материалы Российской цифровой школы, Московской цифровой школы, LECTA, пособия электронного типа, разработанные преподавателем в учебном учреждении с применением специализированных программ (Рис. 1).

Рисунок 1 — Учебное пособие электронного типа на экркне компьютера

Применять электронные формы учебников можно в традиционном классно-урочном обучении при использовании компьютерного класса. Как показывает опыт применение их возможно на любых этапах обучения. Рассмотрим следующие варианты:

В первом варианте сначала проводится традиционный опрос или с помощью распечатанных тестов. А при переходе к изучению нового материала студенты первого курса садятся за компьютеры и работают с параграфом под руководством и по плану преподавателя. В заключении занятия проводится обобщение полученных знаний. То есть в этом варианте учебник в электронной форме используется при изучении нового материала и закрепления.

Во втором варианте новый материал изучается традиционным способом или с помощью интерактивной доски. На этапе закрепления используется электронная форма учебника. Студенты выполняют задания на закрепление материала за компьютерами, затем проходят тестирование (Рис. 2). Половина группы может быть протестирована за столами по распечатанным тестам. Проведение тестирования при использовании компьютерного класса экономит время, поскольку проверка осуществляется автоматически. И может быть выполнена работа над ошибками.


Рисунок 2 — Прохождение тестирования на компьютере

В третьем варианте в ходе комбинированного занятия с использованием компьютеров и электронной формы учебника студенты повторяют изученный материал. Этот вариант удобно применить на занятиях итогового повторения, когда необходимо вспомнить несколько параграфов.

При не сложной структуре учебного материала и достаточной подготовленности группы возможно формирование новых знаний путем самостоятельной работы с электронной формой учебника с использованием компьютерного класса. Перед выполнением работы преподаватель дает установку учащимся. После выполнения проводится фронтальный опрос по изученному материалу. Затем тестирование по электронному или бумажному варианту тестов, подведение итогов занятия.

Так в четвертом варианте некоторые занятия могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению плпна-конспекта. Эта работа может быть проведена в группах по 3-4 человека. В конце занятия проводится проверка полноты и правильности составленного конспекта. Такая форма работы приобщает учащихся к исследовательской деятельности.

Положительные разультаты дают исследования с использованием компьютеров физических моделей. Поэтому могут эффективно применяться виртуальные лабораторные работы. Например, в условиях классного кабинета нет возможности продемонстрировать учащимся некоторые эксперименты, но такие темы требуют обязательного зрительного восприятия. Наглядные иллюстрации физических экспериментов активизируют познавательную деятельность учащихся (Рис. 3). В реальном физическом эксперименте не увидишь таких тонких деталей, как в компьютерном моделировании [1].

Рисунок 3 — Проведение компьютерного эксперимента

В целом, можно прогнозировать следующие направления, в которых будет развиваться методика преподавания на основе электронной формы учебников и компьютерной техники:

– отказ преподавателя от роли распространителя знаний; его переход в статус организатора учебного процесса;

– увеличение доли учебной информации, получаемой учащимися самостоятельно; изменение роли и характера самостоятельной работы учащегося;

индивидуализация учебного процесса за счет: выбора каждым учащимся в ЭУ той формы представления информации (текстовой, символьной, визуальной и др.), которая наилучшим образом соответствуют его познавательному стилю; наличия обратной связи и возможности выбора разноуровневых заданий [2].

Список литературы

1. Головенко А.Ю. Применение мобильного компьютерного класса на уроках физики // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 19-21

2. Электронные учебники: рекомендации по разработке,  внедрению и использованию интерактивных мультимедийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. - 84 с.

3. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики. [Электронный ресурс]: Программа профессионального самообразования учителя физики. Салимжановой Н.Н. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie-informacionnokommunikacionnih-tehnologiy-na-urokah-fiziki-622972.html – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 03.09.2018).

4. Открытый урок физики с ЭФУ. Как подготовить и провести урок с использованием ЭФУ [Электронный ресурс]: Вебинар Дрофа - Вентана-Граф – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mdb5AT1QQzw – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 03.09.2018).

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.