12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шишкина Анастасия Владимировна197
6

Интерактивный рабочий лист к уроку русского языка и литературы: обзор трёх полезных сервисов

Интерактивный рабочий лист к уроку русского языка и литературы: обзор трёх полезных сервисов

Интерактивный рабочий лист (далее – ИРЛ) на сегодняшний день является одним из самых эффективных средств организации самостоятельной работы учащихся. ИРЛ представляет собой цифровое средство организации образовательной деятельности с помощью облачных сервисов и веб-инструментов. Разрабатывая и применяя ИРЛ в практике преподавания, учитель может эффективно организовать самостоятельную работу своих обучающихся как на уроке, так и дома, а также в условиях дистанционного обучения. Учащиеся же, работая с ИРЛ, получают возможность не только запомнить, повторить или закрепить конкретный учебный материал, но и овладеть новыми способами действия.

В зависимости от содержания учебного материала и целей, поставленных учителем, ИРЛ может включать в себя различные элементы:

разнообразные тестовые задания (тесты с одним или нескольким правильными ответами, открытые тесты с кратким ответом и т. д.);

задания на установления соответствия, последовательности, классификацию, исключение лишнего и т. д.;

проблемные задания с последовательным пошаговым выполнением;

задания на работу с текстом, в том числе клоуз-тесты, предполагающие заполнение пропусков в тексте;

иллюстрации, в том числе интерактивные, а также аудио- и видеоматериалы.

Инструментов для создания ИРЛ существует достаточно много. Возникает вопрос: какие из них лучше всего использовать учителю русского языка и литературы? В своей работе я использую несколько различных онлайн-сервисов, которые значительно упрощают процесс конструирования ИРЛ и работы с ними. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки, о чём и пойдёт речь далее.

Начну свой топ-3 с сервиса для создания интерактивного контента Interacty, с которым познакомилась не так давно. Главное достоинство этого сервиса – возможность создавать обучающие игры, направленные на развитие памяти обучающихся. Несмотря на то, что Interacty является условно-бесплатным, то есть за расширенные возможности придётся заплатить, для конструирования ИРЛ с его помощью достаточно и бесплатных инструментов. Другое достоинство данного сервиса – простота в работе: с созданием ИРЛ справится даже неуверенный пользователь ПК. Наконец, Interacty доступен на русском языке, что немаловажно для учителей, проживающих на постсоветском пространстве.

Возможности Interacty позволяют создать идеальный рабочий лист к уроку литературы. В такой ИРЛ можно включить таймлайн («ленту времени»), на котором отмечены основные даты жизненного и творческого пути какого-либо писателя, видеоролик Youtube о каком-либо писателе или произведении, текстовую информацию по изучаемой теме, изображения, в том числе интерактивные (например, для задания, требующего найти и указать героев того или иного произведения на иллюстрации), а также тесты с выбором одного или нескольких правильных ответов и игру «Мемори», в которой нужно найти пару (например, соотнести портрет писателя с его ФИО, героя произведения с его высказыванием, начало и конец какой-либо цитаты и т. д.).

Ниже представлен вариант ИРЛ к уроку литературы по рассказу А. П. Платонова «Юшка», изучаемому в седьмом классе. В рабочий лист включён видеоролик Youtube с кратким пересказом произведения, который учащимся предлагается оценить (дли этого используется форма обратной связи), тест на знание текста произведения, а также игра «Найди пару», в которой от учащихся требуется подобрать к началу цитаты её окончание.

t1647605169aa.pngt1647605169ab.png

t1647605169ac.pngt1647605169ad.png

t1647605169ae.pngt1647605169af.png

Инструменты сервиса Interacty могут быть полезными и для создания ИРЛ к уроку русского языка. Те же тестовые задания могут быть не только по литературной, но и по языковой теме, а игру «Мемори» можно использовать при изучении, например, синонимов или антонимов.

Пожалуй, единственный недостаток Interacty – это невозможность оценки результативности работы учащихся (кроме тестов и форм обратной связи).

Второй в моём топ-3 сервисов для создания ИРЛ небезызвестный Wizer.me, некогда входивший в десятку лучших образовательных ресурсов. Несмотря, опять-таки, на условную бесплатность, этот сервис обладает, пожалуй, самым расширенным функционалом среди всех перечисленных, и, опять же, для конструирования ИРЛ его бесплатных возможностей вполне достаточно. Если основная масса инструментов Interacty может быть использована в основном для создания учебных тренажёров, то Wizer включает также возможности контроля и оценки знаний учащихся. Типы заданий, которые можно включать в ИРЛ, созданный при помощи Wizer, разнообразны: здесь и тесты с множественным выбором, и вопросы, требующие открытого ответа (в том числе развёрнутого), и клоуз-тесты, и задания на установления соответствия, классификацию, сортировку, а также возможность добавления комментариев к интерактивному изображению. Для каждого из них учитель может установить определённое количество баллов, а также предоставить возможность учащимся выбрать альтернативное задание. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению.

Ниже представлен вариант ИРЛ к уроку русского языка в шестом классе по теме «Происхождение фразеологизмов». В рабочий лист включён небольшой видеоурок по теме занятия, после просмотра которого учащимся предлагается выполнить следующие задания: дать письменный ответ на вопрос «Что такое фразеологизмы?», затем выбрать все верные утверждения, касающиеся фразеологизмов, установить соответствие между фразеологизмом и его значением, распределить фразеологизмы из списка по тематическим группам, записать под иллюстрациями фразеологизмы, которые в них «зашифрованы». По окончании работы учащимся предлагается оценить свои старания и выразить отношение к теме занятия (здесь используется полезная функция «Рефлексия», отсутствующая во многих подобных сервисах).

t1647605169ag.pngt1647605169ah.png

t1647605169ai.pngt1647605169aj.png

t1647605169ak.pngt1647605169al.png

t1647605169am.pngt1647605169an.png

Технические возможности Wizer делают его почти идеальным для обучения русскому языку и литературе. Недостатками данного сервиса являются, во-первых, условная бесплатность (например, создать собственный класс здесь можно только по премиум-доступу, в противном случае ИРЛ придётся раздавать учащимся индивидуально по ссылке или в Google Classroom), а во-вторых, англоязычный интерфейс. Тем не менее, в Интернете имеются руководства по использованию этого сервиса на русском языке, в том числе видеоинструкции, так что освоить его не составит особого труда даже для тех, кто владеет английским языком на элементарном уровне.

Завершает мой топ-3 также недавно освоенный мною сервис Formative, сделанный, как утверждают его создатели, учителями для учителей. Как и Wizer, он является полностью англоязычным, но более простым в использовании – как говорится, ничего лишнего. ИРЛ, созданные при помощи Formative, имеют более строгий, классический дизайн, поэтому их можно использовать в работе не только с обучающимися начальной и основной школы, но и со старшеклассниками. Этот сервис также является условно бесплатным, но, опять-таки, для конструирования ИРЛ вполне достаточно базовых функций.

Formative включает массу полезных для учителя-словесника функций, таких как добавление аудио- и видеоконтента, текстовых блоков с прилагающимися к ним заданиями или без, а также заданий разных типов (тесты с выбором одного или нескольких вариантов ответа, задания на установление соответствия и последовательности, клоуз-тесты, задания с кратким ответом и т. п.). Для каждого задания учитель может установить определённое количество баллов, пометить задание как обязательное/необязательное к выполнению, включить возможность оценивания ответа как частично правильный (если он содержит ключевые слова, заданные учителем). Также очень полезной является функция Show Your Work («покажи свою работу»), при помощи которой учащийся может продемонстрировать ход выполнения того или иного задания, чтобы доказать, что сделал его сам, без посторонней помощи (рекомендуется для заданий повышенной сложности, лингвистических задач и т. п.).

Ниже представлен вариант проверочной работы, созданной в Formative, для учащихся десятого класса (урок «Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий»). ИРЛ включает в себя один тест с выбором одного варианта ответа (требуется продолжить определение деепричастия), два теста с выбором нескольких вариантов ответа (признаки глагола и наречия у деепричастия), задание на заполнение пропусков (требуется вставить пропущенные буквы) и последнее задание – с письменным ответом (требуется образовать от глаголов, в которые учащиеся вставляли пропущенные буквы, деепричастия несовершенного и совершенного вида).

t1647605169ao.pngt1647605169ap.pngt1647605169aq.pngt1647605169ar.png

t1647605169as.png

Каждое задание также может предваряться инструкцией по выполнению (такая функция есть и в Wizer). Таким образом учащийся лучше поймёт, что конкретно от него требуется, и не допустит технических ошибок в задании.

Наконец, ещё одно преимущество Formative – это возможность создавать классы и добавлять в них учащихся совершенно бесплатно. Учитель может отслеживать деятельность своих учащихся в реальном времени, поддерживать с ними связь, а также проводить мониторинг успеваемости в своих классах.

Использовать или не использовать ИРЛ в своей работе – каждый учитель решает сам. Но факт остаётся фактом: это одно из наиболее эффективных средств организации самостоятельной работы учащихся, позволяющее учащимся выполнить максимально возможный объём работы за минимум времени, а учителю – потратить минимум времени на разработку заданий и проверку работ.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.