Интернет-сервисы как один из способов вовлечения в учебную деятельность
В настоящее время каждый педагог является неким «поисковиком», который по определенным запросам своих учеников находит для них всё новые и новые способы вовлечения в образовательный процесс. Современные дети хорошо ориентируются в мире информационных технологий и удивить их становится всё сложнее и сложнее.
В отечественной педагогической литературе, как справедливо отмечают многие авторы, в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения:
В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
Б.Т. Лихачев считает, что педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
По М.В. Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Г.К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:
- научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
- процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств».
М.В. Кларин справедливо заметил, что понятие "педагогическая технология" соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения [1, с. 5-6].
Таким образом, «педагогическая технология» функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регуляторов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Современные технологии направлены на развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач, умения решать учебные задачи и прогресса в личностном развитии.
При выборе определенных технологий обучения необходимо учитывать следующее:
классно-урочная система занятий позволяет легко внедрить ту или иную технологию в учебный процесс;
образовательные технологии позволяют достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;
педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;
они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, помогают создать ситуацию успешности для каждого учащегося;
обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
четкая о риентация на развитие творческой деятельности.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью [2, с.6-7].
Игра на уроке — это дружеское соревнование. Ученики стремятся обогнать друг друга, быть лучше, поэтому полностью вовлекаются в процесс. Игровые элементы в уроке снимут напряжение и помогут закрепить новый материал.
В настоящее время всё большую популярность приобретают различные сервисы в сети Интернет, позволяющие включить обучающегося в активную познавательную, исследовательскую, проектную, творческую деятельность. Освоение таких сервисов позволяет учителю сформировать интерактивную среду учебной деятельности в классе и сделать процесс обучения насыщеннее, интереснее, ярче; ученику – получить компетенции в области информационных технологий, овладеть навыками самостоятельной и коллективной работы, структурировать свои знания, связывать теоретические знания с практикой, получить мгновенный отклик на свои учебные действия.
Одной из наиболее интересных платформ по разработке игр можно считать портал Umaigra (UI) (сайт: http://www.umapalata.com/). На данном ресурсе представлены как уже готовые игры, которые были созданы пользователями (игры доступны в режиме онлайн), так и предлагается конструктор для разработки собственной игры. Для создания своей игры п редварительно надо зарегистрироваться, после чего пользователь может разрабатывать игры и сохранять их на самом ресурсе.
Портал предлагает 8 прототипов для создания своей игры:
• «Сокровища фараонов»;
• «Воришка кот»;
• «Сядь на поезд»;
• «Остров Банан»;
• «Заколдованный замок»;
• «Авиаперелет»;
• «Планета Умаус»;
• «Футбол».
При планировании урока прежде всего необходимо учитывать, в каком классе вы его проводить и какой способ вовлечения в учебную деятельность лучше поможет учащимся раскрыть свой личностный потенциал.
1. Современные педагогические технологии: психолого-педагогические аспекты. Учебное пособие: / А.В.Духавнева, Ревин И.А., Г.В. Сучков, Т.В.Климова, И.В.Червоная; Юж.-Рос. гос. политехн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск: ЮРГПУ (НПИ), 2014. – 148 с.
2. Шкель В.Ф. Игровые технологии в учебном процессе. Учебно-методическое пособие. – Саратов, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010. – 24 с.
3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В., Моисеева, А. Е. Петров. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с
4. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А.П. Панфилова. - М.: Academia, 2013. - 272 c.
5. Левитес, Д.Г. Педагогические технологии: Уч. / Д.Г. Левитес. - М.: Инфра-М, 2014. - 260 c.
6. Сайт: http://www.umapalata.com/