Учебно-методические материалы для занятий по музыке «Интонация. Сценический образ»
Интонация. Сценический образ. Дидактический материал для занятий по дополнительному образованию Бедулина С.В., педагог дополнительного образования
Интонация – душа музыки Громко произношу (перевод с латинского) Выражение чувств и настроений в музыке посредством музыкальных звуков Выражается через: мелодию; темп; ритм; лад; динамику; тембр.
«Ладовое чувство» формирует чистоту интонации. необходимо для пения унисон многоголосье
Упражнения Пение различных звукорядов Пение трезвучий с точным интонированием главных ступеней лада Пение без сопровождения инструмента (a cappella)
Упражнения «Ежик» -от заданного звука спеть вниз или вверх малую или большую секунду. «Жираф» -от заданного звука спеть вверх октаву. «Цапля» -один обучающийся поет заданную ноту, все подхватывают и строят унисон. «Радуга» -петь октаву вверх и вниз на глиссандо. «Киска» -от заданного звука спеть терцию.
Упражнения «Лошадка» -от заданного звука спеть кварту. «Лисичка» -от заданного звука спеть квинту. «Слоник» - от заданного звука спеть сексту. «Крокодил» -от заданного звука спеть септиму; -допевание заданного фрагмента мелодии до логического конца.
Канон Шла Весёлая Собака, Чики-брики-гав! А за ней бежали Гуси, Головы задрав! А за ними Поросёнок, Чики-брики-хрю! Чики-брики, повтори-ка, Что я говорю? Хрю
Сценический образ Сцена - это волшебное пространство. Это храм, где живут души актеров. Если вы пришли в храм постарайтесь не гневить бога сцены, от которого зависит то, что увидит зритель – «колхозную вечеринку» или театральное представление, любительское, но от этого еще более искреннее и душевное. Находиться на сцене, демонстрировать свое творчество и удерживать внимание зрителей – это огромное мастерство, труд и огромная радость.
Сценический образ Перевоплощение на сцене в персонажа правдоподобной «истории», которую он эмоционально рассказывает зрителю песней. Выражается в: слове; пении; мимике; жесте; пластике; танце.
Мимические каноны Ведущий импровизирует гримасы, а все по очереди за ним повторяют
Радуга Сядьте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга. Голубой - может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Зеленый — цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше. Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день.
Упражнения «Координация движений» Сначала стоя на месте, а потом поочередно шагая, вслух произносить: раз и, два и, три и, четыре и. Эти слова должны совпадать с восьмыми долями музыки. Педагог определяет порядок движений учеников в то время, когда они поют какую-нибудь песню. «Тело на колок» Расслабьте шею, спину, плечи, руки, затем приподнимите плечи с глубоким вдохом и на выдохе наденьте плечи на «колок». Нужно почувствовать закреплённую спину, но плечи и руки должны свободно висеть.