Урок по технологии в 5 классе «Искусство из глубины веков»
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов города Жирновска» Волгоградской области
Прокопенко Валентина Васильевна, учитель технологии
Предмет: Технология Класс: 5
Раздел: Вышивка
Тема урока: Искусство из глубины веков
Цель: сформировать знания о традициях и основных видах вышивки, значении в народном искусстве; сформировать умения и навыки по подготовке к вышиванию.
Задачи:
- Обучающие: повторить знания о вышивании, полученные в начальной школе; сформировать знания о народных традициях вышивания, видах вышивки.
- Развивающие: развивать познавательный интерес, творческие способности, эстетический вкус, внимательность.
- Воспитательные: прививать интерес и уважение к народным традициям, декоративно-прикладному искусству, способствовать формированию таких качеств, как трудолюбие, аккуратность.
Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.
Сценарий урока
- Наш урок сегодня необычный. У вас на столах лежат разноцветные ниточки (желтые - среднее, зеленые - плохое, красные - отличное). Выберите ниточку по цвету своего настроения и соедините узелком с соседом по парте, чтобы получилась единая нить.
- Посмотрите, какая наша ниточка длинная!
- Какого цвета в ней больше? Хорошо, что среди нас сегодня нет людей с плохим настроением.
(нить прикрепить к рушнику на доске в виде дороги)
- Эта ниточка как нить Ариадны укажет нам путь в лабиринте знаний и поможет в работе на уроке!
- Все готовы двигаться по лабиринту знаний?
Слайд 2
Посмотрите на картины и скажите, что у них общего, какая тема их объединяет?
(Русь. Россия).
Обратите внимание на одежду людей этого времени? Что объединяет одежду этих людей? (Вышивка).
Можете назвать национальность вышивки. (Русская вышивка)
Прикрепить слова «Русь», «Россия», «Русская вышивка» на нитяную дорожку.
Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Я прикасаюсь к вещи осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!
- Как вы думаете, что у меня в руках? - Правильно, но это не совсем обычное полотенце! Это свадебный рушник! Посмотрите, какой красивый! - Почему я с такой осторожностью отношусь к этой вещи? Этому рушнику уже скоро 100 лет, он достался мне в наследство от моей мамы, я передам его своим детям и внукам. Для моей семьи это очень дорогая вещь, это семейная ценность - реликвия! И еще одна реликвия – вышивка моей мамы.
Слайд 3
На Руси рушники были в каждом доме. В народе их еще называли: рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка.
В России и сейчас принято почетных гостей встречать хлебом-солью на рушнике. - А у вас дома есть такие вещи, которые родители также берегут как реликвию? - Какие? - Скажите, что делает эту вещь необычайно красивой? - Правильно, вышивка!
- Что мы называем вышивкой? (ответы учащихся)
Слайд 4
- Из энциклопедии: «Вышивка - это вид декоративно-прикладного искусства, вышитый узор на ткани»
Запишите в тетрадь определение вышивка.
- «Декоративно-прикладное искусство - собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное».
Декоративное от лат. decoro – украшаю.
Прикладное - создание и оформление художественных предметов, имеющих практическое назначение в быту.
Слайд 5
- Из энциклопедии: Виды декоративно-прикладного искусства:
- по материалу: металл, керамика, текстиль, дерево;
- по технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, чеканка, бисероплетение,
макраме, кружевоплетение, вязание, керамика, батик и многое другое.
- В вашем понимании искусство – это что? (ответы учащихся)
Слайд 6
- Из энциклопедии: «Искусство: 1- творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. 2- Умение, мастерство, знание дела.
- В старину слово «шить» означало «вышивать».
- В народе говорили «Владеть искусством шитья», что это означало?
- Вышивку можно назвать народным искусством? Почему?
Прикрепить слова «Декоративно-прикладное искусство», «Народное искусство» на нитяную дорожку.
- Хотели бы вы научиться так красиво вышивать? - Что необходимо для этого знать и уметь?
Сформулируйте тему нашего урока «Вышивка – искусство из глубины веков»
Слайд 7
- Запишите тему в тетрадь.
Прикрепить слова темы «Вышивка – искусство из глубины веков» на начало нитяной дорожки.
Слайд 8
Исторические корни искусства вышивки уходят в глубину веков. Родиной вышивки считается Китай. Образцы наиболее древней вышивки относятся к V ст. н.э., а образцы русской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий. (славянская музыка)
Слайд 9
Ученица:
На горе-то стоит елочка, Под горой стоит светелочка. Во высоком новом тереме, Во столовой новой горенке, На дубовой новой лавочке Всё сидела красна девица. Во левой руке держала пяличко, Во правой руке – иголочку. Она шила, красна девица, По атласной алой ленточке; Шила девица придáное, То приданое немалое.
- Придáное? Какое же придáное шила красна девица?
Ученица:
Слайд 10
Придáное к своей свадьбе крестьянские девочки начинали готовить с семилетнего возраста. В него входила будничная и праздничная одежда, рушники, скатерти. Причём вещей должно было быть столько, чтобы их хватило на несколько лет семейной жизни.
Ученица:
После помолвки устраивался прилюдный смотр изделий, подготовленных невестой в качестве придáного. Количество и качество сшитых и вышитых вещей давало возможность оценить аккуратность и трудолюбие девушки родственникам жениха. По вещам, выполненным руками невесты, определялось, какая хозяйка входит в дом.
Слайд 11
С национальной русской одеждой мы познакомимся, отправившись на виртуальную экскурсию в Государственный исторический музей.
Прикрепить слова «Русский костюм» на нитяную дорожку.
Запишите в своих тетрадях «Русский костюм». Во время экскурсии вам необходимо отметить необычные названия элементов одежды русского народа.
(славянская музыка)
Слайд 12
-«По одежке встречают…» Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, женат – ли, замужем – ли, богат, или беден.
Слайд 13
И главной «одёжей», «ризой» так называли одежду на Руси, была русская рубаха. Предки считали, что одежда - это оберег. От чего она оберегала одежда? От непогоды, укрывала от «сглаза», от воздействия злых сил.
- Древние рубахи обязательно были длинные – ниже колена, длинные рукава до запястий, почти закрытый ворот, который был магически важной деталью. Рубахи были: нижняя исподняя - «черная» и верхняя нарядная - «красная», у женщин называлась «верхница», «сорочица».
Слайд 14
Характерной мужской одеждой были порты – штаны. Порты будничные были темного цвета, а праздничные шили из белого полотна в полоску.
Слайд 15
На Руси большое значение придавалось поясу. Мужчине без него считалось крайне неприличным находиться в обществе. Распоясать человека означало обесчестить его. С древнейших времен пояс рассматривался как оберег, приносящий благополучие и удачу.
Прикрепить слово «Оберег» на нитяную дорожку.
Слайд 16
В нарядном костюме очень важную роль играл передник – запон («завеса»). Он не столько предохранял от загрязнения рубаху, сколько украшал женщину.
Слайд 17
Совершеннолетие девушек отмечалось в народе обрядом - «загонять в поньку», когда в праздник на девушку при всех родных подруги надевали «поневу». Окончательно поневу надевали во время свадьбы.
Слайд 18
Поверх рубахи и понёвы надевался навершник — нагрудник, его называли еще «насов, шурун, сукман, костолан, шушиан, шушпан, шушун» — это верхняя одежда без рукавов, до колен, или немного ниже, трапециевидной формы, распашная, чем-то похожая на современную тунику.
- Сергей Есенин в своем стихотворении «Письмо матери» писал:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
Слайд 19
Первое упоминание о сарафане, или сарфанце, относится к 14 веку. Создатель Никоновской летописи так называет длинную распашную мужскую одежду. До начала XVII века это слово обозначало предмет мужского костюма.
Женской одеждой сарафан стал только в XVII веке. Сарафаны с застежкой называли «саянами».
Слайд 20
В прохладное время года поверх сарафана надевали «душегрею»- короткую одежду с рукавами, или без рукавов на бретелях – «епанечку».
- Какие необычные названия русского костюма вы отметили во время экскурсии?
Слайд 21
Проверим ваши записи. Найдите на экране название и назовите номер изделия.
(1-«душегрея», 2-«понёва», 3- «саян», 4-«сарфанц», 5- «епанечка», 6-«навершник», «шушун», 7- «запон», 8- «верхница»)
Слайд 22
По народному поверью, вышивка должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой. Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегали человека в бою.
Орнамент вышивки - это своего рода система письма, где чернила и бумагу заменяют холст и нити.
Прикрепить слова «Орнамент», «Украшение» на нитяную дорожку.
- О чем же может рассказать орнамент вышивки?
Слайд 23
Еще 100 лет назад, изучая вышивку, В. Стасов отметил: «Это бесценный оберег, который передавался из рода в род»
- Для того чтобы познакомиться поближе с русским орнаментом, я приглашаю нашу исследовательскую группу.
(Работа с комплектом орнаментов. Презентация «Русский орнамент»)
______________________________________________________________________
1 исследователь: Каждый орнамент был составлен из многих славянских знаков и символов. Сложенные вместе в единый и легко читаемый узор, они создавали мощную защиту от злого глаза и слова, привлекали счастье, удачу и достаток, помогали решить многие конкретные проблемы.
2 исследователь: Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки, подземные воды – горизонтальными.
3 исследователь: Громовник. Знак Грома использовался как оберег от молнии; является воинским оберегом.
1 исследователь: Квадрат или ромб, поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
2 исследователь: - Колокрес (крест в круге). Знак Солнца - преграда и отвращение зла, знак закрытости.
3 исследователь: - Ярга – коловрат во все века и у всех народов был символом Солнца, есть основания даже полагать, что Солнце в древности называлось именно «Коло».
1 исследователь: Крада («решётка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костёр.
2 исследователь: Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «дерево»?
Мы говорим: древо рода, родословное древо. Дерево – это и дом, и храм, и последнее пристанище человека.
Какое дерево считается символом России?
3 исследователь: Берегиня - так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян.
1 исследователь: Какие ассоциации вызывает слово «птица»?
В давние времена люди верили, что птицы– это символ счастья, весны, тепла, света. Две птицы голова к голове – символ счастливого брака.
2 исследователь: А с чем ассоциируется символ коня?
Конь как и солнце был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб. Солнце приобретало образ коня, а конь - силу солнца. Конь был наделён божественной силой и считался знаком солнца и неба.
3 исследователь: Мы рассмотрели только часть знаков, наиболее часто встречающихся в вышивках. На самом деле их огромное множество.
Мы предлагаем вам определить по рисункам на экране, какой оберег на вышивке. Вам в этом помогут карты со славянскими знаками.
(учащиеся работают со своими картами и рисунками на экране)
1 исследователь:
А теперь мы с вами попробуем нарисовать для себя обереги, которые принесут в ваш дом мир и добро. Пусть в вашем доме всегда будет свет, любовь, достаток и лад. (Учащиеся рисуют оберег. Называют по очереди оберег, который выбрали)
_____________________________________________________________________
Слайд 24
Для одежды ребёнка использовалась совсем другая обережная вышивка. Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода. Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей, которая впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережёт ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке - из материнской, мальчику - из отцовской.
В три года, когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха из новой ткани. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную понёву, мальчику полагались первые штаны-порты.
Слайд 25
Охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, символы женских ремёсел. Символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, символ рода-покровителя и символы мужских ремёсел.
Ученица:
Слайд 26
В языке народной вышивки немаловажная роль принадлежала цвету. Так, белый цвет воспринимался как символ света и неба, означал «светить», «сиять», «блестеть». Красный цвет был связан с представлением об огне, о чем-то прекрасном и красивом. В старину верили, что красный цвет обладает чудесными свойствами, и связывали его с плодородием, с представлением об утренней заре, о лошадях, на которых выезжает Солнце.
Слайд 26а
Обратите внимание на соответствие значений цветов русской вышивки и цветов государственного флага России.
Слайд 27
Как ответственно относились древнерусские вышивальщицы к своей работе, видим мы из "Повести о Петре и Февронии" (XV в.), прекрасного древнерусского произведения. - Кто помнит, что вышивала Феврония, чтобы спасти князя Пётра? - Наконец она дошила лик святого, не успела только закончить вышивание ризы… Что она не успела вышить? (одежду)
Слайд 28
Сестра Владимира Мономаха Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром. Одной из самых искусных мастериц 16-17 веков была дочка Бориса Годунова по имени Ксения. Ее работы покорили не только самого царя, но и всех тех, кто хотя бы раз видел их. До наших дней сохранилось покрывало на церковный престол, выполненное ею в 1601 году.
Слайд 29
После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.
Слайд 30
Постепенно домашнее рукоделие перешло в ремесло. Вышитые изделия продавались на ярмарках, создавались мастерские, где вышитое изделие можно было заказать. Так вышивка разделилась на крестьянскую (народную) и городскую.
Запишите в тетрадь «Виды вышивки: городская, народная».
Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада.
Народная вышивка, в отличие от городской, была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. В процессе работы мастерицы отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.
Вышивки делятся на свободные (вышиваются по контуру рисунка свободными швами, без счета) и счетные (вышиваются по счету нитей ткани).
Слайд 31
Раньше в России во всех учебных заведениях девочек обучали навыкам шитья, так как рукоделие было одним из обязательных предметов. Некоторые ученицы овладевали искусством вышивки настолько, что могли получать заказы на работу.
В помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но частично шли и на продажу.
В некоторых местах целые села жили этим промыслом. «Мне, - рассказывает писатель Юрий Арбат, - удалось попасть в комнату, где работали вышивальщицы, и только тогда я понял, как сложен путь к мастерству».
Я приглашаю группу исследователей отчитаться по второму заданию «Вышивка родного края».
(Презентация учащихся «Вышивка родного края»)
___________________________________________________________
1 исследователь:
В краеведческом музее города Жирновска мы смогли познакомиться с разнообразными видами вышивки Жирновского района: красивыми рушниками, салфетками, картинами, подушками, рубахами, фартуками, платьями.
Посмотрите, какая красивая вышивка на этих изделиях!
С интересом разглядывали орудия труда русских женщин: прялку, веретено, необычный ткацкий станок.
2 исследователь: Во время экскурсии мы как-бы окунулись в прошлое: побывали в русской избе, покачали люльку с малышом, потрогали старинное покрывало,
восхищались творчеством наших жирновских мастериц.
Наш город основали не только трудолюбивые, но и творческие люди!
Чтобы лучше знать историю своего края, нужно обязательно посещать вот такие музеи!
Ах, сколько ж можно об одном и том же,
О вышивке писать и говорить?!
Но вьётся в пяльцах тоненькая нить,
Сквозь лёгкий шёлк струится осторожно...
И снова сердце в радостном полёте
И замирает нежно, и поёт,
И сладкая минута настаёт
На самой верхней и звенящей ноте:
Когда узор закончен, всё готово,
Последние мельчайшие стежки,
Послушные движению руки.
А сердце вновь узор заполнил новый!
___________________________________________________________________
Слайд 32
Художники также не смогли не восхищаться вышивкой. Перед вами картины знаменитых русских художников: Василия Тропинина, Василия Нестеренко, Михаила Зичи, Наташи Милашевич, Алексея Венецианова, Сергея Морозова.
- Как вы думаете, какие черты характера человека можно выработать, занимаясь вышиванием?
- Можно ли от вышивки получать удовольствие?
Слайд 33
Да, действительно, от вышивки не только получаешь удовольствие, но и много пользы для здоровья! Психологи отмечают, что люди, знакомые с вышиванием, более внимательные. Уже давно замечено, что все вышивание успокаивают нервную систему, предотвращает стрессы. Более того, вышивание еще и лечит. Оно может нормализовать работу практически всех систем организма. Как это происходит? А ведь на поверхности наших ладоней находятся активные точки, которые отвечают за различные органы и системы человека. Занимаясь вышиванием мы все действия производим руками, а значит сами того не замечая, стимулируем работу нашего организма. То есть, даже несложное вышивание нас лечит, причем бесплатно! К тому же, люди, которые занимаются рукоделием, отличаются спокойным характером, умением сосредоточиться.
Прикрепить слова «Польза для здоровья» на нитяную дорожку.
У вышивки есть и минусы: устают глаза, может испортиться зрение, но если делать специальную гимнастику, то всего этого можно избежать.
Ученица:
Слайд 34
Сейчас мы поучимся делать лечебную гимнастику для глаз.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз (спокойная музыка)
Слайд 35
В русской вышивке в настоящее время имеется множество техник, появившихся в разное время, получивших название от мест зарождения.
Сегодня, как и сотни лет назад, не стареет древнее искусство.
Посмотрите фильм о мастерах вышивки.
Слайд 36
Сейчас мы поучимся делать лечебную гимнастику для пальцев.
Физкультминутка. Гимнастика для пальцев (спокойная музыка)
Слайд 37
Отделка современной одежды вышивкой делает ее особенно модной и строго индивидуальной. Такая одежда выполняется всегда в единственном экземпляре.
Слайд 38
Вышивка, выполненная по различным технологиям и с использованием современных отделочных материалов, используется для украшения интерьера, придавая ему особенный стиль.
Слайд 39
Современная русская вышивка бережно сохраняет традиции прошлого. Сейчас, как и раньше, существуют женщины, для которых вышивание является основной профессией. Художницы промыслов широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, техники вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.
- Легко ли вышивать большие картины?
- А совсем маленькие?
Слайд 40
Самая маленькая - это точечная, микро вышивка - известная техника петит-поинт - традиционный вид искусства вышивки, который берет начало со времен императрицы Марии Терезии в Австрии.
Одну из самых больших вышивок в мире выполнила Джоана Лопиановски-Робертс (США). Она вышила точную копию потолка Сикстинской капеллы, автором оригинальной росписи которой был Микеланджело. На выполнение работы у нее ушло около 10 лет.
Слайд 41
У вас на столе находится конверт с лото для проверки знаний и специальный планшет для ответов с кармашками. Прочитайте вопрос, найдите правильный ответ и вставьте его в нужный кармашек.
1. Что называется вышивкой?
2. Какое значение имела вышивка в языческие времена?
3. Основные группы вышивки?
4. Что такое орнамент?
5. Какие нитки используются при вышивании?
6. Какое расстояние должно быть между глазами и работой?
7. Для чего необходимо делать специальную гимнастику для глаз?
Слайд 42
Проверим ваши ответы! Переверните планшет! Проверьте, какой рисунок у вас появился и прочитайте надпись к рисунку.
Слайд 43
Рефлексия.
«Пять пальцев»
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. (Учащиеся заполняют лист рефлексии, затем по желанию зачитывают)
Слайд 44
Мы несказанно богаты и должны гордиться этим богатством, беречь его. И тогда сила и слава русского народного искусства будет жить в веках. (Песня «Россия»)
Слайд 45
Я прошу вас встать, взять друг друга за руку, чтобы получилась единая цепь. Поднимите вверх нашу цепь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите спасибо за урок! Запомните это ощущение хорошего настроения! Разомкните руки!
Урок окончен. До свидания!
Здесь будет файл: /data/edu/files/v1460925625.pptx (Презентация учащихся. Русские орнаменты)
Здесь будет файл: /data/edu/files/c1460925708.doc (Приложение 1)
Здесь будет файл: /data/edu/files/i1460925796.doc (Приложение 2)
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1460926763.pptx (Презентация к уроку)
Абдулова Наталия Львовна