12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Манина Ольга Борисовна2442
Россия, Хакасия респ., Черногорск
Материал размещён в группе «Учителя химии»
8

Использование литературных произведений на уроке химии в 9 классе «Силикатная промышленность»

Манина Ольга Борисовна

Учитель биологии и химии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска

Использование литературных произведений на уроке химии в 9 классе

«Силикатная промышленность»

Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний, на мой взгляд, является создание эмоционального настроя. Я глубоко убеждена, что одним из главных звеньев в цепи дидактических поисков должно быть положение о том, что "без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины".

Произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление учащихся, оказывают благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи.

Лирическое начало урока, необычность вступления, использование материала, отвечающего духу времени, выступают в роли ключика по имени "интерес". Отбирая материал, стремлюсь к тому, чтобы он воспитывал у учащихся нравственность, гуманизм, бережное отношение к природе, чувство патриотизма, сознательного выбора профессии Даже единичные фрагменты из литературных произведений, прочитанные на уроке химии, несут обучающую нагрузку и развивают творческий потенциал учащихся.

Для постоянного использования я собрала небольшую картотеку такой литературы, которая интересует меня как химика. Предлагаю вашему вниманию некоторые отрывки из различных произведений, которые можно использовать при изучении темы «Силикатная промышленность» в 9 классе.

« Земли гжельские тощи, для хлебопашества малопригодны – песок да глина. Но гжельцы- все в один голос: «Не землёй кормимся, а глиной». И замолчит чужак, и невдомёк ему: как это люди глиной кормятся?

В 1744 году императрица Елизавета Петровна из Стокгольма выписала иностранного мастера Христофора Гунгера, чтоб он научил русских людей парцелиновую посуду делать, но мастер проходимцем и жуликом оказался. Выгнали его из России, а русские люди сами свой фарфор создали, в чём много потрудился Дмитрий Иванович Виноградов, товарищ Ломоносова. В Гжель и из Гжели потянулись обозы, везли глину, каолин, шпат, кварц, увозили плотно укутанные в солому и рогожки фарфоровую посуду, глиняные игрушки, горшки»

А. Перегудов «В те далёкие годы»

«Да ну, скажите Веселовский, чем соединяют камни?

- Разумеется цементом.

-Браво! А что такое цемент?

-Так, вроде размазни…нет, замазки - возбуждая общий хохот, сказал Веселовский»

Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

«Разное есть стекло», сказал он. Есть грубое. Бутылочное и оконное. А есть тонкое, свинцовое стекло. По- нашему оно называется флинтглясс, а по-вашему хрусталь. У него блеск и звон очень чистые. Оно играет радугой, как алмаз. Вот из этого хрусталя я и задумал отлить свой рояль»

Паустовский «Стеклянный мастер»

«Если я делаю стакан нелепой пропорции, из мутного и пузырчатого стекла, то, конечно, пить из него воду всё-таки можно. Однако кто же не понимает, что, окружив людей такого рода предметами, от мелких до больших, мы будем иметь обеднение жизни, её серость, безотрадность»

А.В. Луначарский.

«До того как расцвело стеклоделие в Венеции, до того как появились вазы и кубки с цветными нитями, свитыми спиралью, мир уже знал удивительные витражи и мозаики из цветного стекла, витые браслеты и бусы Византии и Киевской Руси. Искусные в стекольном деле умельцы были в Древнем Пскове и великом Новгороде. Были мастера, да не сбереглось ремесло после татарского нашествия и Смутного времени. Нелегко было тянутся за другими русскому человеку: он начинал сызнова в ту пору, когда славу венецианцев начинали оспаривать французские стеклоделы из города Баккара, а французам не желали уступать первенство чешские мастера, создавшие богемский хрусталь. Русь нуждалась в стекле. Во Франции, Германии, Англии быстро начинало развиваться с помощью венецианцев стекольное дело. Выгоду оно приносило немалую. Это сообразил швед Конэт. Он сумел добиться у московского царя дозволения основать в селе Духанине под Москвой первый в государстве стекольный завод. 70 лет занимались выделкой стекла. Но так и не сумели изготовить стеклянного товару столько, сколько надобно государству. В 1668 году в селе Измайлово был построен завод. Мастеров для него нашли в Венеции на острове Мурано, но они долгое время держали секрет производства в тайне. Год от года всё большей гордостью становился Измайловский завод. Среди батальных дел и ратных подвигов Пётр I не забывал и о «куриозных художествах», которые надлежало в империю Российскую вводить». Ещё в 1705 году под Москвой на Воробьёвых горах учреждён был императорский завод зеркального стекла, переведённый позднее в Санкт – Петербург. Пётр заставил русского человека по – настоящему взяться за стеклодувную трубку. Лиха беда- начало. Мало опыта было у нашего мастера, но пришел ему на помощь М.В. Ломоносов. Он раскрыл много, что хранили втайне: научил варить цветные стёкла, сделал из кубиков смальты новые русские мозаики»

В. Садовский «Алмазная грань»

Итак, умело включенные в канву урока фрагменты из литературных произведений оживляют рассказ учителя, привлекают внимание учащихся, помогают увидеть химические явления в окружающей жизни. Использование на уроках химии и художественного слова, и музыки, и живописи помогает наиболее успешно решать задачи формирования всесторонне развитой личности.



Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.