Использование дистанционных и электронных технологий для организации обучения учащихся начальных классов в условиях ограничительных мероприятий
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СВЯЗИ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
Агапова Е.В., Киселева О.С.,
учителя начальных классов муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №12 Краснооктябрьского района Волгограда»
Коронавирус — это болезнь, которая заставила всех участников учебного процесса изменить привычный уклад в работе. С началом пандемии наступило время для периода дистанционного обучения в режиме самоизоляции.
Данный период времени в условиях ограничительных мероприятий в связи с распространением новой короновирусной инфекции требует повышения уровня мотивации учебной деятельности младших школьников. Учениками начальных классов первоначально не осознается мотив долга и ответственности. В классе данный мотив проявляется в добросовестном выполнении заданий учителя, в стремлении выполнять его требования. В период самоизоляции учителя нет рядом, поэтому очень важно формировать у детей умение самостоятельно организовать свою учебную деятельность, спланировать её, проконтролировать выполнение, не отвлекаться, доводить начатое дело до конца, самостоятельно выполнять задания, проявлять старательность и аккуратность при выполнении учебных заданий на уроке и при подготовке к уроку[3].
Дистанционное обучение на платформе MOODLE–это хорошая возможность воспитать в ребенке ответственность и научить его самостоятельному планированию и соблюдению учебного распорядка дня. Данное обучение позволяет повторять ученику непонятную тему с помощью разных форматов, возвращаться к ней несколько раз. Если прочитанная в учебнике тема не очень понятна ребенку, ДК помогает разобраться в ней с помощью других форматов заданий: посмотреть видеоурок на образовательных онлайн-ресурсах; прорешать интерактивные задания; использовать тренажёр в виде интерактивной игры.
Нами разработан дистанционный курс для учащихся третьего класса с использованием учебников и рабочих тетрадей учебно-методического комплекса «Перспектива». ДК размещен на портале «до-гимназия12.рф». Основная цель созданного ДК – в период распространения новой коронавирусной инфекции предоставить каждому ребёнку возможность получить качественное образование, организовав дистанционное обучение детей через платформу MOODLE. Курс направлен на создание информационно - образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ученика в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для достижения высоких результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. ДК содержит информационные ресурсы, ссылки на видеоресурсы и интерактивные элементы для организации учебного процесса. Все ученики прошли регистрацию на портале.
Ежедневно в определённое время открывался доступ к новому занятию, согласно учебного расписания уроков. В это же время в курсе закрывался предыдущий учебный день. В отличие от других образовательных площадок, здесь ребята могли работать в подходящее и удобное для них время в течение суток. Эта особенно актуально для многодетных семей или учеников, у которых родители работали в период самоизоляции дома за единственным девайсем.
Дистанционный курс включает 28 занятий, каждое из которых соответствует календарному расписанию школьников. В нашем курсе структура уроков решает образовательные цели и обеспечивает оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы[2].В курсе представлены задания по всем учебным предметам. Упражнения по русскому языку, задачи и примеры по математике из учебников и рабочих тетрадей УМК мы трансформировали в тестовую форму. Использовали такие типы вопросов, как множественный выбор, выбор пропущенных слов, верно/невернои другие. В настройках ставили ограничение на время прохождения тестов (5 – 10 минут на выполнение заданий), срок окончания тестирования (тест можно выполнить только в течение 24 часов). Это позволило нам не отходить от учебной программы, в полной мере использовать материал учебников, контролировать время прохождения учебного материала, сэкономить время учителя на проверку выполненных заданий. В обзоре теста видны анализ заданий, затраченное время на выполнение работы и допущенные ошибки учеником. Учитель всегда может посмотреть время работы ученика в течение суток. ДК позволяет видеть родителям, на каких сервисах и насколько продуктивно работают их дети на просторах Интернета.
В курсе даны ссылки на облачные сервисы LearningApps и UmaIGRA. На портале LearningApps нами было составлено большое количество упражнений и игр для отработки вычислительных навыков, развития орфографической зоркости, закрепления теоритического материала. Данные игры увлекают учеников, заставляют думать, развивают самостоятельность и упорство при достижении цели. Использование дидактических игр совершенствует мышление младших школьников, способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества[1].
Как было отмечено ранее, дистанционный курс предоставляет возможность учащимся заниматься в удобное для них время, в удобном темпе, в домашних условиях. Это немаловажный факт, т.к.данные комфортные условия обучения предотвращают стрессовую ситуацию. Ученик имеет возможность повторно вернуться к выполнению заданий курса, если полученный результат его не устраивает, а главное, увидеть и проанализировать допущенные им ошибки. При этом количество попыток в работе с различными ресурсами не ограничивается. Посредством занятий в дистанционном курсе ученики продолжают развивать свои умения анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать.Очень важен и тот факт, что в ДК имеется возможность обратной связи между участниками учебного процесса. Ребята всегда могут задать вопрос учителю через встроенную систему сообщений.
Курс мы рекомендуем учителям, как готовый продукт, позволяющий организовать полноценную, качественную работу с учениками в период проведения карантинных мероприятий.
Литература
Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения. – М.: Просвещение, 1992.
Казачкова С.П., Умнова М.С. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – Издание 4-е. – Волгоград: Перемена, 2015.
Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учебное пособие. – Волгоград: Перемена, 2005.