Статья «Практика использования дистанционных образовательных технологий для организации обучения русского языка и литературы для 1 курса»»

4
1
Материал опубликован 21 October 2020 в группе

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНАМ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА» СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ГБПОУ «КРАЕВОЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Карлышева Наталья Валерьевна

преподаватель Краевого политехнического колледжа, г. Чернушка


Дистанционное обучение – инновационная Интернет – технология, которая стала активно внедряться несколько лет назад. Об этой технологии много спорят, высказывая все «за» и «против», о ней много пишут в методической литературе, ей посвящают практические семинары по обучению и внедрению в образовательные организации. Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью современного образования [1].

Что же такое дистанционное обучение? Это новые технологии, которые подходят для оценки успехов студентов «по результатам», а, следовательно, и для построения программ, ориентированных на выдачу реальных результатов [2]. Таким образом, дистанционное образование значительно меняет привычные отношения преподаватель-студент.

В настоящее время многое меняется в системе образования, в методике и технологии обучения. Педагоги и студенты вовлечены в глобальные процессы обучения через Интернет, используют мгновенные средства коммуникации.

 В ГБПОУ «Краевой политехнический колледж» используется система дистанционного обучения Moodle. Система Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) – это система управления обучением, предназначенная для организации взаимодействия между преподавателем и учениками дистанционных курсов и поддержки очного обучения. Система позволяет обучаться в удобное для студента время, осваивать дисциплины в собственном ритме и в удобном месте, предоставляет студентам круглосуточный доступ к учебным материалам, включающим в себя полный курс методического обеспечения: практические, контрольные, тестовые задания, курс лекций, электронную библиотеку. Каждый преподаватель структурирует учебный материал и представляет его в любой удобной для изучения и контроля форме.

Мной разработаны два курса по дисциплинам «Русский язык» и «Литература» и апробированы группой студентов 1 курса специальности «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

Разработанные в системе Moodle курсы «Русский язык» и «Литература» имеют модульную структуру и включают в себя:

рабочую программу — позволяет студентам получить полное представление о данном курсе: тематике, видах учебной деятельности, формах и сроках отчетности;

методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ по дисциплинам;

электронные библиотеки – book.ru, Юрайт;

форум — предназначен для дистанционных консультаций и дистанционного общения преподавателя со студентами;

глоссарий — содержит справочный материал по курсу;

4) учебные модули — содержат структурированную учебную информацию, соответствующую рабочей программе;

5) итоговые работы (экзамен или дифференцированный зачёт) — предназначены для итогового контроля по окончании изучения дисциплин.

Каждый учебный модуль посвящен отдельной теме и включает в себя следующие ресурсы:

- лекции (режим предъявления материала), не просто повторяющие содержание очных лекций, но и содержащие дополнительную информацию для самостоятельного изучения;

- презентации, позволяющие в доступной и наглядной форме иллюстрировать содержание тем;

- практические работы (режим обучения), содержащие задания по тематике модуля и предназначенные для закрепления теоретического материала;

- тестовые задания (режим контроля), предназначенные для диагностики учебных достижений.

Такая структура курса позволяет преподавателю использовать его не только для самостоятельной работы студентов, но и во время аудиторных занятий.

Учебный материал электронных курсов «Русский язык» и «Литература» снабжен мультимедиа, что позволяет сделать изложение наглядным и привлекательным. Следует отметить и возможность получения дополнительной информации. Этой цели служат гиперссылки, разъясняющие важные термины, а также глоссарий, войти в который можно по гиперссылке из текста лекции либо с начальной страницы курса. Лекция завершается выводами, позволяющими обобщить материал и выделить из него главное. Существенно, что все учебные материалы, находящиеся в СДО Moodle, можно распечатать и использовать, например, как раздаточный материал на аудиторных занятиях.

Выполненные работы по русскому языку и литературе студенты отправляют преподавателю на проверку прикрепленными файлами любого формата: word, jpeg. Преподаватель либо оценивает работу, либо, указав на недостатки в комментариях, возвращает ее на доработку. Выставленная оценка автоматически сохраняется в журнале. Итоговая оценка за курс складывается по результатам выполнения всех работ за каждый предлагаемый модуль, который преподаватель включает в расчет.

Студенты, получая доступ к дистанционным курсам «Русский язык» и «Литература», имеют возможность углубленно изучить теоретическую часть материала, выполнить задания, а также пройти тестирование. В рамках курса имеется возможность отработок пропущенного студентом учебного материала.

Статистика мониторинга учебной деятельности студентов накапливается, обобщается и систематизируется. В частности, Moodle создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения на форуме, контроль за посещаемостью и активностью студентов, время их учебной работы в Сети. Такая информация позволяет преподавателю реализовать оптимальные образовательные траектории для каждого обучающегося, своевременно влиять на учебную деятельность студентов, корректировать проблемы в обучении, а самое главное — развивать у студентов понимание и потребность в систематической самостоятельной работе.

Таким образом, использование системы Moodle в учебном процессе позволяет не только интенсифицировать обучение студентов, но и закладывает прочную основу их дальнейшего постоянного самообразования.










Список литературы:



Дистанционное обучение: сущность, проблемы внедрения// Дмитриева В.Ф., Прокофьев В.Л., Самойленко П.И. и др. //Специалист. - 2002. - 11/12, с.37-40.

Ковальчук С.П. Дистанционное обучение. – М., 2005. – 156 с.

Пугачев А.С. Дистанционное обучение – способ получения образования / А. С. Пугачев // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 367-369.

Тихонов А.Н. Управление современным образованием. – М., 2006. – 176 с.

Усков В.Л. Информационные технологии в образовании. – М., 2008. – 184 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Наталья Валерьевна, спасибо за Ваш опыт работы по организации дистанционного обучения!

22 October 2020

Похожие публикации