Урок музыки в 1 классе на тему «Музыкальные инструменты»

0
0
Материал опубликован 13 February 2019

Тема: «Музыкальные инструменты».

Художественно-педагогическая идея урока:

познакомить учащихся с разнообразным миром музыкальных инструментов; сравнить простейшие шумовые, музыкальные инструменты с народными и современными инструментами, как, например, флейта и орган; научить различать инструменты по звучанию и соотнести к той или иной группе.


 

Ход урока
 

Звучит в записи песня «Солдатушки, барвы ребятушки», под которую ребята входят в класс. Музыка напомнит тему позапрошлого урока и создаст атмосферу праздника, бодрого настроения. После музыкального приветствия учитель вспоминает вместе с ребятами о чем они говорили на предыдущих уроках, какие были календарные праздники, как они отмечаются в стране. Предлагается повторить солдатскую «Колыбельную» песни (стр. 42 и 44 учебника) и исполнить их в характере. Песни исполняются под аккомпанемент фортепиано. После хорового исполнения песни с движениями учащимся предлагается разделиться на группы: музыкантов и певцов–исполнителей. Учитель раздает детям шумовые инструменты, объясняет каждому музыканту – исполнителю его задачу (как играть, извлекать звук, вовремя вступать и заканчивать не заглушая поющих ребят и другие инструменты, соблюдать культуру исполнения).

Оценив исполнительскую деятельность учащихся, учитель переходит к теме урока « Музыкальные инструменты» и предлагает открыть учебник на стр. 45. Беседа о том, кем были сейчас ребята, игравшие на шумовых инструментах, во время исполнения – (музыкантами) подведет их к разговору о существовании разных музыкальных инструментов. Следует вспомнить, какими были первые древние музыкальные инструменты и вернуться к уроку на стр. 13 учебника. Затем учитель просит прочитать на стр. 45 учебника какими стали инструменты со сменой времен. Каким стало их звучание, на какие группы они разделились. Особое внимание люди уделили музыкальному инструменту – скрипке. Ею занимались люди разных профессий: математики, физики. Музыканты. Долгое время этот инструмент не признавался в обществе. Про нее говорили, что ей место на лестнице, где кошки угощают своей очаровательной музыкой и скрипка тут же своей… Но прошло время и с улицы, где скрипка сопровождала танцы, она перешла в концертный зал, храмы и королевские дворцы. Ребятам предлагается послущать музыку для скрипки Антонио Вивальди, итальянского композитора.

Самым большим инструментом в мире считается орган. Предшественниками органа была флейта Пана и волынка. Что собой представляет флейта Пана, ребятам можно напомнить, посмотрев картину М. Врубеля на стр. 14 учебника. А волынку делали из шкуры теленка или козла. В воздушный мешок вставляли 2-3 трубки с отверстиями, как в дудочке, а еще через одну трубку нагнетали из мешка воздух. При игре на волынке мелодия, выдуваемая из трубки, напоминает постоянно звучащий гудок, как органный пункт. Так и в органе – его трубы звучат за счет потока сжатого воздуха. Древние органы были небольшие, у них было от 8 до 15 труб. Постепенно инструмент совершенствовался и уже к ХVI веку приобрел почти современный вид. Число труб доходит до 30000. Одни трубы располагаются горизонтально, другие вертикально. Самые большие имеют высоту более 10 метров, самые маленькие -10 миллиметров. Орган считается духовым клавишным инструментом и может звучать выше флейты (пикколо) и ниже (контр) фагота. Вот почему он считается королем музыкальных инструментов! Учащиеся слушают Токкату (ре минор) Иоганна Баха.

Металлические колокольчики относятся к ударным инструментам, потому что по ним ударяют деревянным молоточком. Звук получается серебристым и хорошо слышен в оркестре. И, хотя, ударные инструменты по своей структуре довольно простые, но в музыке они совершенно не заменимы.

Осетинские народные музыкальные инструменты так же делятся на три группы: струнные, духовые и ударные. Они достаточно разнообразны, в чем ребята смогут убедиться, рассмотрев стр.46 учебника. Учитель вместе с учащимися рассматривает музыкальные инструменты и читает, на русском и осетинском языках, четко и внятно выговаривая их названия. Если в кабинете музыки имеются в наличии какие-нибудь инструменты, то ребята смогут даже их потрогать и услышат их живое звучание. Далее учащимся предлагается вспомнить задание в учебнике. Единственный инструмент, который не подходит ни к одной группе – гармоника. Это инструмент – клавишно-пневманический. При растяжении и сжатии меха струя воздуха приводит в движение металлические язычки под клавишами, что и является источником звука. Учащиеся слушают звучание осетинских инструментов и стараются их узнать. Как видно, человек с древности стремился к музицированию. Люди во все времена выдалбливали, вытачивали, изобретали и совершенствовали музыкальные инструменты, стараясь извлечь из них все более красивые и необычные звуки. Теперь. Когда мы слышим прекрасную музыку, уже знаем что это плоды человеческого ума и таланта, она делает человека бессмертным и надо научиться ее слушать и любить.

Как ребята усвоили и запомнили новый материал, учитель узнает после полученных ответов, на контрольные вопросы: «Как изменились музыкальные инструменты?», «Все ли инструменты одинаковы по форме и звучанию?», «На какие группы делятся все инструменты?», «Сколько народных осетинских музыкальных инструментов ребята узнали и какие они?».

Выходят ребята из кабинета под осетинскую музыку.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.