Использование элементов модульно-рейтингового обучения в начальной школе, как способ реализации требований ФГОС для детей с ОВЗ
Использование элементов модульно-рейтингового обучения в начальной школе, как способ реализации требований ФГОС для детей с ОВЗ
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Статья 24 Конвенции ООН «Образование» гласит: «Государства -участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социальные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества».
Согласно этому Закону дети-инвалиды, дети с ОВЗ получили право обучаться в школах наравне с нормально развивающимися детьми. В школах появились инклюзивные классы, где в одном классе с нормально развивающимися сверстниками стали обучаться дети с отклонениями в развитии. Школы столкнулись с рядом проблем, одна из которых отсутствие квалифицированных кадров для работы с детьми с особыми образовательными проблемами, а вторая создание доступной среды.
В настоящее время инклюзивное образование призвано воспринимать ребенка таким, какой он есть и подстраивает под него систему образования. Система модульно-рейтингового обучения встраивается в требования ФГОС и помогает пересмотреть организацию учебного процесса, не затрагивая его содержания. Данная система позволяет обеспечить повышение качества образования благодаря системному и структурированному подходу в обучении и основывается на системно-деятельностном подходе, что полностью соответствует требованиям ФГОС.
Обучение с элементами модульно-рейтингового обучения дает дополнительные возможности для использования информационных технологий, Интернета, роль которых в обучении непрерывно возрастает.
Основным принципом модульно-рейтингового обучения является ориентация на результат обучения, на то что будет знать и уметь школьник после завершения конкретного модуля и обучения в целом.
Суть модульно-рейтингового обучения заключается в наборе модулей, каждый из которых ориентирован на конкретный результат обучения. Планируемые результаты прописываются в программе учебного предмета, а модули - это темы и микротемы на которые разделен программный материал. Основная задача учителя, при введении модульно-рейтингового обучения это разработка самого рейтинга и системы оценивания.
Система модульно-рейтингового обучения обеспечивает взаимосвязь между требованиями программы, ее содержанием и оцениванием. В данной системе оценка – это сбор доказательств, подтверждающих усвоение обучающимся требований, выдвинутых программой. Оценивание основывается на четких и измеряемых критериях, заложенных в требованиях программы.
Система оценивания имеет особое значение при использовании данной системы, так как именно оценка позволяет установить, достигнуты ли заявленные результаты. Для оценивания следует разработать: механизм – подробное разъяснение процедуры оценивания результатов, систему оценивания – описание применяемой системы оценивания, индивидуальные оценочные листы, сводные результаты оценки освоения модуля – список всех оценок, полученных обучающимся по каждому модулю. Оценивание в рамках рейтингового обучения носит обучающий характер и проводится после изучения каждого модуля. Наиболее эффективными являются комплексные задания. Такой принцип оценивания исключает субъективность и непоследовательность и принципиально отличается от традиционной системы оценивания.
При введении модульно- рейтинговой системы (или ее элементов) необходимо четко обозначить структуру каждого модуля. Каждый модуль имеет конкретную цель, задачи, планируемые результаты, процедуру и критерии оценивания, которые составляют целостную картину предъявляемых требований по программе. Данная система позволяет использовать активные методы обучения, ориентированные на обучающегося, основанные на самостоятельной и практической деятельности, а учитель становится организатором обучения. Это позволяет использовать гибкий подход в обучении, учитывать индивидуальные способности и потребности обучающихся.
Использование модульно-рейтинговой системы обучения позволяет значительно повысить мотивацию обучающихся. Каждый обучающийся видит уровень своих достижений, с помощью педагога может выстроить линию для повышения своего рейтинга. Задача учителя вовремя обратить внимание школьника на его позицию и предложить возможные варианты улучшить оценку. Таким образом обучающийся становится вовлеченным в процесс обучения и оценивания, стремиться узнать больше материала и сделать лучше свою работу, повысить свой уровень. Оценка для школьника перестает носить «карающий» характер, а становится конструктивным компонентом учебного процесса, фактором мотивации и поощрения за достигнутые результаты.
Пример использования модульно-рейтингового обучения на уроках русского языка во втором классе в рамках ФГОС ОВЗ при изучении темы «Предложение»
Модуль (тема) «Предложение»
Познавательный аспект модуля | Практический аспект модуля |
Объяснение Беседа (консультирование) Работа с учебником Работа с дополнительной литературой Работа с таблицами и опорными схемами | Выполнение заданий из учебника Выполнение заданий электронного приложения к учебнику Выполнение заданий в сети Интернет (работа на сайте) Исследовательская работа (проект) Выполнение тестовых и творческих работ |
Основные направления изучения модуля | Планируемые результаты изучения модуля |
Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка Главные члены предложения, основа предложения, главная мысль предложения. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Распространенное и нераспространенное предложение. Составления рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Писать под диктовку учителя применяя правила правописания. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Обозначать графически и обосновывать правильность выделения грамматической основы. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять распространенное и нераспространенное предложение. Составлять рассказ по репродукции картины, используя данное начало и опорные слова. |
Система оценивания усвоения модуля
Максимальная рейтинговая отметка определяется по формуле:R mах = (N/2) 5,
где N - количество часов изучения;
5 - максимальное количество баллов за урок.
Количество часов изучения – 14
Максимальный балл – 35
33-35 баллов – оценка «отлично», модуль усвоен в полном объеме;
28-32 балла – оценка «хорошо», модуль усвоен на теоретическом уровне;
25-27 баллов – оценка «удовлетворительно», модуль усвоен частично;
20-24 балла – оценка «плохо», модуль не усвоен;
Название | Содержание | Цель |
Мотивационный рейтинг | Оценка знаний в начале изучения модуля, проверка уровня знаний и умений | Мотивация обучающегося |
Теоретический рейтинг | Заучивание и применение правил, схем, таблиц, терминологии | Оценка уровня усвоения теоретического материала. |
Практический рейтинг | Работа на уроке, решение типовых заданий, тестов, упражнений | Проверка практических знаний и умений по изучаемому модулю. |
Творческий рейтинг | Задания, требующие глубоких теоретических и практических знаний | Оценка уровня творческого потенциала обучающегося, его умения самостоятельно получать доказательства теории по аналогии с приведенными примерами. |
Сводная ведомость текущей оценки по модулю «Предложение»
| Название рейтинга | ||||
Ф.И. | Мотивационный | Теоретический | Практический | Творческий | Итоговая оценка |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Байрашев К.А. Рейтинговая система оценки знаний студентов как показатель качества учебного процесса [Текст] / К.А. Байрашев // Фундаментальные исследования. - 2007. - №10. - С. 74-78.
Верещагин Ю.Ф., Ерунов В.П. Рейтинговая система оценки знаний студентов, деятельности преподавателей и подразделений вуза: Учебное пособие. - Оренбург: ОГУ, 2003. - 105 с.
Герова Н.В. Автоматизированная система рейтингового контроля знаний студентов вуза [Текст] / Н.В. Герова // Программные продукты и системы. - 2009. - №4. - С. 33-37.
Кукушин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей [Текст] / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. - 320 с.
Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ/ учебное пособие/ О. Н. Олейникова, А. А. Муравьева, Ю. Н. Коновалова, Е. В. Сартакова. Изд.2-е – М.: Альфа – М; ИНФА-М, 2010.-256с.
Пахомова Е.М. Методика рейтинговой системы обучения как одна из развивающих технологий обучения [Электронный ресурс] // http://bologna.mgimo.ru/mgi-mo.php?cat_id=11&doc_id=16.
Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст]: методическое пособие / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.