Использование элементов ритмотерапии в работе с детьми раннего возраста

1
0
Материал опубликован 15 November 2021

«Использование элементов ритмотерапии в работе с детьми раннего возраста».


Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма: биение сердца, дыхание, смена времени года, времени суток, графики работы магазинов, смена рабочих и выходных дней и даже узор на одежде или ковре! Это всё – ритм.

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду!

Ритм – это чередование каких-либо явлений, происходящих с определенной последовательностью, скоростью, чередованием пауз.

Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребёнка, оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Ребёнок начинает чувствовать ритм ещё до появления на свет.

Очень важно развивать музыкально-ритмическое восприятие в раннем возрасте, потому что чем меньше ребёнок, тем больше он восприимчив к звучанию окружающего мира. На собственном опыте я убедилась, что этому развитию лучше всего способствует ритмотерапия.

Ритмотерапия – это система особых упражнений под музыку и ритм с использованием лексического материала, двигательных упражненийи движений,

которые напрямую влияют на психологическое состояние человека, развитие мышления, слухоречевую память и внимание, моторику, сенсорное восприятие, ритмическую структуру слова,словарный запас и как результат на коммуникацию.

Ритмотерапия включает в себя:

Словесно-ритмические игры;

Речевые и ритмические упражнения;

Визуально-ритмическими игры с предметами;

игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении

игры со звучащими жестами (ладошками, шелчками, шлепками, притопами)

игровой массаж и самомассаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения);

логоритмические игры (ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определенных звуковых навыков и закрепления правильного звукопроизношения);

Игры на ударных музыкальных инструментах;

Я использую этот нетрадиционный метод терапии на логопедических занятиях и дополнительных занятиях «Развивай-ка» с детьми раннего возраста в течении нескольких лет. В конце каждого учебного года провожу анкетирование среди родителей, последнее из них показало, что 100 % детей с удовольствием идут на занятия, у 80 % улучшились коммуникативные навыки, у 50% детей увеличился объем слухоречевой памяти и внимания, у 45 % детей улучшилась слоговая структура слова. Этот метод проверен годами и всякий раз демонстрирует свою эффективность при работе с детьми, имеющими различные речевые расстройства.

Приведу примеры некоторых игр:

Словесно-ритмические игры:

Игры-приветствия:

-Здравствуйте ребята, в гости к Вам пришла

Волшебную шкатулочку с собой я принесла,

А, что у нас в шкатулочке узнаем мы сейчас,

Там кубики и мячики, считалочки для Вас.

Кто сегодня к нам пришёл? (указательный жест)

Это Я!, Это Я! (ребёнок показывает жестом)

Здравствуйте, мои друзья!

Будем ножками мы топать и в ладоши громко хлопать!


Игровой массаж и самомассаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения);

Дождик капает по щёчке – (Ритмичные удары по щёчкам)

Кап, кап, кап!

По весёлым, пухлым щёчкам–

Кап, кап, кап!

И ладошки намочил- (Хлопки в ладоши)

Хлоп, хлоп, хлоп!

Даже ножки промочил-

Хлюп, хлюп, хлюп! (Топают ножками)



Визуально-ритмическими игры с предметами:

Раздаю разносы с предметами(шишка-кубик-шишка-кубик-шишка-кубик).

Обращаюсь к ребёнку:

-Возьми шишку, положи перед собой, возьми кубик, клади рядом с шишкой.

-Что дальше? (шишка)

(Ребёнок продолжает ряд до конца)

Визуально-ритмическая игра с предметами начинается с простого ряда. На них очень удобно накладывать моторные программы и цепочки звуков или слогов.

На шишку ладошка – А, на кубик указательный палец – У.

Произносим А –тихо, У – громко.


Количество предметов можно увеличивать постепенно, усложняя моторную программу и закрепляя разученные ритмические рисунки.

Я использую этот нетрадиционный метод терапии на логопедических занятиях и дополнительных занятиях «Развивай-ка» с детьми раннего возраста в течении нескольких лет. В конце каждого учебного года провожу анкетирование среди родителей, последнее из них показало, что 100 % детей с удовольствием идут на занятия, у 80 % улучшились коммуникативные навыки, у 50% детей увеличился объем слухоречевой памяти и внимания, у 45 % детей улучшилась слоговая структура слова. Этот метод проверен годами и всякий раз демонстрирует свою эффективность при работе с детьми, имеющими различные речевые расстройства.


Коллеги, желаю Вам успехов, профессионального роста и творческих находок!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации