Использование элементов ритмотерапии в работе с детьми раннего возраста
«Использование элементов ритмотерапии в работе с детьми раннего возраста».
Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма: биение сердца, дыхание, смена времени года, времени суток, графики работы магазинов, смена рабочих и выходных дней и даже узор на одежде или ковре! Это всё – ритм.
Ритм присутствует в нашей жизни повсюду!
Ритм – это чередование каких-либо явлений, происходящих с определенной последовательностью, скоростью, чередованием пауз.
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребёнка, оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Ребёнок начинает чувствовать ритм ещё до появления на свет.
Очень важно развивать музыкально-ритмическое восприятие в раннем возрасте, потому что чем меньше ребёнок, тем больше он восприимчив к звучанию окружающего мира. На собственном опыте я убедилась, что этому развитию лучше всего способствует ритмотерапия.
Ритмотерапия – это система особых упражнений под музыку и ритм с использованием лексического материала, двигательных упражненийи движений,
которые напрямую влияют на психологическое состояние человека, развитие мышления, слухоречевую память и внимание, моторику, сенсорное восприятие, ритмическую структуру слова,словарный запас и как результат на коммуникацию.
Ритмотерапия включает в себя:
Словесно-ритмические игры;
Речевые и ритмические упражнения;
Визуально-ритмическими игры с предметами;
игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении
игры со звучащими жестами (ладошками, шелчками, шлепками, притопами)
игровой массаж и самомассаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения);
логоритмические игры (ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определенных звуковых навыков и закрепления правильного звукопроизношения);
Игры на ударных музыкальных инструментах;
Я использую этот нетрадиционный метод терапии на логопедических занятиях и дополнительных занятиях «Развивай-ка» с детьми раннего возраста в течении нескольких лет. В конце каждого учебного года провожу анкетирование среди родителей, последнее из них показало, что 100 % детей с удовольствием идут на занятия, у 80 % улучшились коммуникативные навыки, у 50% детей увеличился объем слухоречевой памяти и внимания, у 45 % детей улучшилась слоговая структура слова. Этот метод проверен годами и всякий раз демонстрирует свою эффективность при работе с детьми, имеющими различные речевые расстройства.
Приведу примеры некоторых игр:
Словесно-ритмические игры:
Игры-приветствия:
-Здравствуйте ребята, в гости к Вам пришла
Волшебную шкатулочку с собой я принесла,
А, что у нас в шкатулочке узнаем мы сейчас,
Там кубики и мячики, считалочки для Вас.
Кто сегодня к нам пришёл? (указательный жест)
Это Я!, Это Я! (ребёнок показывает жестом)
Здравствуйте, мои друзья!
Будем ножками мы топать и в ладоши громко хлопать!
Игровой массаж и самомассаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения);
Дождик капает по щёчке – (Ритмичные удары по щёчкам)
Кап, кап, кап!
По весёлым, пухлым щёчкам–
Кап, кап, кап!
И ладошки намочил- (Хлопки в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп!
Даже ножки промочил-
Хлюп, хлюп, хлюп! (Топают ножками)
Визуально-ритмическими игры с предметами:
Раздаю разносы с предметами(шишка-кубик-шишка-кубик-шишка-кубик).
Обращаюсь к ребёнку:
-Возьми шишку, положи перед собой, возьми кубик, клади рядом с шишкой.
-Что дальше? (шишка)
(Ребёнок продолжает ряд до конца)
Визуально-ритмическая игра с предметами начинается с простого ряда. На них очень удобно накладывать моторные программы и цепочки звуков или слогов.
На шишку ладошка – А, на кубик указательный палец – У.
Произносим А –тихо, У – громко.
Количество предметов можно увеличивать постепенно, усложняя моторную программу и закрепляя разученные ритмические рисунки.
Я использую этот нетрадиционный метод терапии на логопедических занятиях и дополнительных занятиях «Развивай-ка» с детьми раннего возраста в течении нескольких лет. В конце каждого учебного года провожу анкетирование среди родителей, последнее из них показало, что 100 % детей с удовольствием идут на занятия, у 80 % улучшились коммуникативные навыки, у 50% детей увеличился объем слухоречевой памяти и внимания, у 45 % детей улучшилась слоговая структура слова. Этот метод проверен годами и всякий раз демонстрирует свою эффективность при работе с детьми, имеющими различные речевые расстройства.
Коллеги, желаю Вам успехов, профессионального роста и творческих находок!