Выступление на методическом семинаре на тему «Технология визуализации как средство развития метапредметных умений при работе с информацией на уроках истории»

1
1
Материал опубликован 7 May 2019

Слайд

Тема «Технология визуализации как средство развития метапредметных умений при работе с информацией на уроках истории»

 

Уважаемые коллеги! Позвольте представить вам опыт работы по теме

«Технология визуализации как средство развития метапредметных умений при работе с информацией на уроках истории»

 

Начну разговор с примера, вспомните, (какие ассоциации у вас вызывает, что вы знаете о Иване Грозном? (убил сына) (слайд картина -А что вы знаете о его внешней политике? (Казань брал, Астрахань брал, Шпака не брал)

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию»

-С чего началась Куликовская битва? Поединок Пересвета с Челубеем. Картина Васнецова.

-Лобное место в на Красной площади для чего использовалось? Казни

Картина Сурикова «Утро стрелецкой казни»

Все эти факты связаны у нас определенными визуальными образами, иногда спорными с точки зрения истории, но тем лучше, они вызывают вопросы. Значит, визуализация информации может способствовать активизации познавательной деятельности.

 

 

На своих уроках истории и обществознания для визуализации обучения активно применяю специализированные предметные электронные ресурсы. А если обратиться к решению заданий ЕГЭ и ВПР, то в каждом варианте есть задания, требующие привлечения визуальной памяти. НО!!!!

Возникает вопрос: Как организовать работу с визуальными заданиями, требующими запоминания (карта, картина) и как работать с большими информационными источниками, удерживая актуальной всю информацию.

 

 

 

 

В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания

и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость.

В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к обучению. Технология визуализации учебной информации - это система, включающая в себя следующие слагаемые:

комплекс учебных знаний;

визуальные способы их предъявления;

визуально-технические средства передачи информации;

набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучении

 

 

Сравнение эффективности методов обучения показывает, что объединение таких методов обучения как практическое выполнение и ауди-визуальное представление резко повышает процент устойчивого воспроизведения материала.

 

 

 

Это же подтверждают психологи. Только в сочетании имитации реальной деятельности и визуального наблюдения происходит запоминание, возникает возможность анализа и разработки чего-то нового.

 

 

Практическое применение приёмов визуализации позволило сформулировать цель и задачи исследования.

 

 

Я предположила, что системное использование технологии визуализации на уроках истории способствует развитию метапредметных умений обучающихся при работе с учебной информацией.

В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, который можно воспроизводить или использовать как с привлечением электронных ресурсов, так и без них.

 

 

Метод представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д.).

На уроках дополняю следующими составляющими: интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий.

Это применение наглядных образов в непосредственной практической деятельности.

 

 

Историки имеют опыт работы со знаковыми моделями, предложенный В.Ф. Шаталовым. Г.К. Селевко рассматривает технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала как этот опыт. По мнению Лаврентьева Г.В. и Лаврентьевой Н.Е., ее границы значительно шире, и опыт Шаталова - лишь одно из ее проявлений. Расширяя границы данной технологии, Лаврентьева Г.В. и Лаврентьевой Н.Е. предлагают более емкое ее название, а именно: технология визуализации учебного материала, понимая под этим не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации», выступающие на первый план в зависимости от специфики изучаемого объекта.

 

 

Как видим практически все компетенции доступны к формированию в данной технологии.

 

 

На слайде представлены лишь некоторые визуальные средства, на практике их ещё больше.

 

 

Более подробно хотелось бы остановиться на конструирование урока в формате Видео. В зависимости от темы и цели конкретного урока данная конструкция, благодаря визуализации процессов мышления на этапе эмоционального осмысления позволяет

- развивать креативность школьников;

- улучшать все виды памяти;

- ускорять процесс обучения;

- учить решать проблемы, планировать свою учебную деятельность

- формировать историческое мышление

Раскадровке текста предполагает движение от части к целому и от целого к части. Подобные задания развивают и регулятивные и познавательные УУД.

Задания с недостаточной и избыточной информацией любимы обучающимися. Они развивают все мыслительные операции, т.е. познавательные УУД.

Логические ряды позволяют формировать личностные и познавательные УУД.

Карта памяти – эффективный способ ведения записей 
Данный подход позволяет представить всю проблему на одном листе.

 

 

Новизна опыта состоит в том, что работа не сводится к наглядно образному методу обучения, так как в процессе обучения визуализацией занят сам обучающийся. Он используя визуальную модель учится работать с историческим материалом, что способствует формированию метапредметных умений.

 

 

Результаты при использовании методов визуализации обучении имеют 
двойное значение: усвоение изучаемого материала и развитие метапредметных компетенций.

 

 

Выводы.

системное использование технологии визуализации на уроках истории способствует развитию метапредметных умений обучающихся при работе с учебной информацией;

визуальные образы помогают учителю сформировать метапредметные умения: анализ, сравнение, поиск информации, презентация текста;

технология может быть предложена к использованию на уроке как опытным педагогам, так и начинающим.

Риски.

Работа в данной технологии требует грамотного подбора исторического материала

Следует давать как можно больше информации о визуальном источнике

Существует риск увлечения только электронными ресурсами

 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Статья очень интересная. Но не хватает примером из опыта.

31 May 2019

Похожие публикации