Выступление на методическом семинаре на тему «Технология визуализации как средство развития метапредметных умений при работе с информацией на уроках истории»
Слайд |
Тема «Технология визуализации как средство развития метапредметных умений при работе с информацией на уроках истории» |
|
Уважаемые коллеги! Позвольте представить вам опыт работы по теме «Технология визуализации как средство развития метапредметных умений при работе с информацией на уроках истории» |
|
Начну разговор с примера, вспомните, (какие ассоциации у вас вызывает, что вы знаете о Иване Грозном? (убил сына) (слайд картина -А что вы знаете о его внешней политике? (Казань брал, Астрахань брал, Шпака не брал) Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» -С чего началась Куликовская битва? Поединок Пересвета с Челубеем. Картина Васнецова. -Лобное место в на Красной площади для чего использовалось? Казни Картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» Все эти факты связаны у нас определенными визуальными образами, иногда спорными с точки зрения истории, но тем лучше, они вызывают вопросы. Значит, визуализация информации может способствовать активизации познавательной деятельности.
|
|
На своих уроках истории и обществознания для визуализации обучения активно применяю специализированные предметные электронные ресурсы. А если обратиться к решению заданий ЕГЭ и ВПР, то в каждом варианте есть задания, требующие привлечения визуальной памяти. НО!!!! Возникает вопрос: Как организовать работу с визуальными заданиями, требующими запоминания (карта, картина) и как работать с большими информационными источниками, удерживая актуальной всю информацию.
|
|
В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к обучению. Технология визуализации учебной информации - это система, включающая в себя следующие слагаемые: комплекс учебных знаний; визуальные способы их предъявления; визуально-технические средства передачи информации; набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучении
|
|
Сравнение эффективности методов обучения показывает, что объединение таких методов обучения как практическое выполнение и ауди-визуальное представление резко повышает процент устойчивого воспроизведения материала.
|
|
Это же подтверждают психологи. Только в сочетании имитации реальной деятельности и визуального наблюдения происходит запоминание, возникает возможность анализа и разработки чего-то нового.
|
|
Практическое применение приёмов визуализации позволило сформулировать цель и задачи исследования.
|
|
Я предположила, что системное использование технологии визуализации на уроках истории способствует развитию метапредметных умений обучающихся при работе с учебной информацией. В сложившихся условиях информатизации общества необходимо дополнять образовательный процесс современными ресурсами, к числу которых относят образовательный контент, облеченный в визуальную форму, который можно воспроизводить или использовать как с привлечением электронных ресурсов, так и без них.
|
|
Метод представления информации в виде оптического изображения (например, в виде рисунков и фотографий, графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т. д.). На уроках дополняю следующими составляющими: интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала это свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий. Это применение наглядных образов в непосредственной практической деятельности.
|
|
Историки имеют опыт работы со знаковыми моделями, предложенный В.Ф. Шаталовым. Г.К. Селевко рассматривает технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала как этот опыт. По мнению Лаврентьева Г.В. и Лаврентьевой Н.Е., ее границы значительно шире, и опыт Шаталова - лишь одно из ее проявлений. Расширяя границы данной технологии, Лаврентьева Г.В. и Лаврентьевой Н.Е. предлагают более емкое ее название, а именно: технология визуализации учебного материала, понимая под этим не только знаковые, но и некоторые другие образы «визуализации», выступающие на первый план в зависимости от специфики изучаемого объекта.
|
|
Как видим практически все компетенции доступны к формированию в данной технологии.
|
|
На слайде представлены лишь некоторые визуальные средства, на практике их ещё больше.
|
|
Более подробно хотелось бы остановиться на конструирование урока в формате Видео. В зависимости от темы и цели конкретного урока данная конструкция, благодаря визуализации процессов мышления на этапе эмоционального осмысления позволяет - развивать креативность школьников; - улучшать все виды памяти; - ускорять процесс обучения; - учить решать проблемы, планировать свою учебную деятельность - формировать историческое мышление Раскадровке текста предполагает движение от части к целому и от целого к части. Подобные задания развивают и регулятивные и познавательные УУД. Задания с недостаточной и избыточной информацией любимы обучающимися. Они развивают все мыслительные операции, т.е. познавательные УУД. Логические ряды позволяют формировать личностные и познавательные УУД. Карта памяти – эффективный способ ведения записей
|
|
Новизна опыта состоит в том, что работа не сводится к наглядно образному методу обучения, так как в процессе обучения визуализацией занят сам обучающийся. Он используя визуальную модель учится работать с историческим материалом, что способствует формированию метапредметных умений.
|
|
Результаты при использовании методов визуализации обучении имеют
|
|
Выводы. системное использование технологии визуализации на уроках истории способствует развитию метапредметных умений обучающихся при работе с учебной информацией; визуальные образы помогают учителю сформировать метапредметные умения: анализ, сравнение, поиск информации, презентация текста; технология может быть предложена к использованию на уроке как опытным педагогам, так и начинающим. Риски. Работа в данной технологии требует грамотного подбора исторического материала Следует давать как можно больше информации о визуальном источнике Существует риск увлечения только электронными ресурсами
|
Юлия Митрофанова