Статья «Использование "графики" как вида изобразительного искусства в обучении детей с ОВЗ» (6–9 класс)
«Использование «графики» как вида изобразительного искусства
в обучении детей с ОВЗ»
В системе обучения и воспитания обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида важное значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее действие на обучающихся с особенностями в интеллектуальном развитии: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, развитие личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.
Проблема повышения эффективности комплексной психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук обучающихся коррекционной школы не теряет своей актуальности. В настоящее время наблюдается тенденция роста усложнения диагнозов обучающихся коррекционной школы и сопутствующих им физических дефектов. Психическое развитие ребенка с нарушением интеллекта без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Прежде всего, отмечается замедленный темп развития, все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Отсутствие активности отмечается во всей сфере жизнедеятельности ребенка.
Возможности современного урока позволяют мне, как педагогу, развивая графические навыки, повысить мотивацию к обучению. Это использование современных информационных технологий (презентации, физминутки, релаксационные паузы, практические модули, онлайн раскраски и т.д.), которые дают более широкое поле деятельности для пополнения весьма ограниченного запаса нечетких представлений обучающихся об окружающей действительности и помогают найти соответствие между выполненным рисунком и реальным объектом изображения. Но, к сожалению, уровень сформированности графических навыков и мелкой моторики настолько низок, что времени, отведенного на уроки изобразительного искусства не всегда достаточно как для коррекции самого навыка, так и для полного раскрытия темы урока. И здесь на помощь приходит внеурочная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник, возможностью дополнительного изучения видов изобразительного искусства и использования приемов ДПИ в обучении детей с особенностями в развитии.
При изучении темы «Виды изобразительного искусства. Графика» обучающиеся 7 класса продемонстрировали свою заинтересованность черно-белыми изображениями. С желанием пробовали возможности разных графических материалов и интересовались возможностью дополнительной работы в технике «графика», что и сподвигло меня на организацию дополнительных занятий по выполнению рисунков черной шариковой ручкой. Данный вид деятельности стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение благодаря контрасту черного и белого цветов, снимает страх перед художественными материалами и боязнь не справиться с процессом рисования, а главное, способствует коррекции и развитию мелкой моторики, также способствующей формированию графических навыков.
«Графика — один из древнейших видов искусства, включающих рисунок, который, с одной стороны, может быть составной частью графики, с другой — выступать в качестве самостоятельного произведения. С одной стороны, графические произведения кажутся простыми и лаконичными при восприятии, с другой — создание графического изображения является крайне сложным, поскольку на листе бумаги художнику необходимо передать форму предмета, создать иллюзию объема, отразить световой поток или, наоборот, обобщить форму»
«Графика более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным ее графическим средством выступает сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на нее линиями, точками, штрихами и пятнами».
Ни для кого не секрет, что основная масса обучающихся с умственной отсталостью не способны создать собственный сюжет рисунка, поэтому мною были подобраны готовые графические сюжеты для самостоятельного срисовывания (не копирования) и проработки элементов графическим материалом. Большим достижением в своей работе считаю то, что ребенок сам срисовал рисунок и выполнил его графическое решение, дополнив собственными элементами и придав работе индивидуальность.
Проделанная работа вдохновила некоторых обучающихся на создание авторских рисунков заглавных буквиц.
Видя восторг обучающихся от проделанной работы и её результат появляется стимул для дальнейшей работы.
В статье использованы персональные данные обучающихся с согласия родителей и законных представителей.
Дементьева Ирина Михайловна
Комарова Ольга Валерьевна
Родионова Татьяна
Комарова Ольга Валерьевна