Использование информационных технологий в воспитательном пространстве
Использование информационных технологий в воспитательном пространстве МБУДО «ДДЮТ»
Слайд 2
Современное общество насыщено информацией: социальные сети, интернет-ресурсы, мессенджеры, телевидение. В таких условиях важно, чтобы учащиеся умели правильно ориентироваться в информационном потоке, адекватно оценивать получаемую информацию, проверять ее достоверность и правдивость, а также этические аспекты использования информации. Педагог должен помочь учащимся развить все эти аспекты.
Слайд 3
Информационные технологии играют значительную роль в современном образовании, в том числе и в воспитании учащихся. Они открывают перед учащимися множество возможностей для получения знаний, общения, саморазвития и творчества. Однако, вместе с положительными сторонами, есть и отрицательные аспекты использования IT в воспитании.
Слайд 4 Информационные технологии Возможности
Среди положительных сторон можно выделить доступ к образовательным материалам из любой точки мира, возможность обучения в интерактивном режиме, использование различных образовательных программ и приложений для улучшения учебного процесса. Также информационные технологии способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся, помогают им быстрее и эффективнее усваивать учебный материал.
Слайд 5 Информационные технологии Риски
Однако, среди отрицательных сторон использования IT в воспитании можно выделить зависимость учащихся от гаджетов и интернета, отвлечение во время занятий, возможность получения некачественной или недостоверной информации, а также риск нарушения конфиденциальности данных учащихся.
Слайд 6 Киберзависимость учащихся
Активное использование киберпространства для образовательных и социальных нужд приводит к киберзависимости
Слайд 7 Киберзависимость учащихся Причины киберзависимости
Незнание – одна из основных причин киберзависимости среди учащихся. Они не осознают потенциальные риски и последствия своих действий в сети. Также фактором является активность в киберпространстве и постоянный доступ к интернету.
Сложности в общении со сверстниками. Часто ребятам проще играть в онлайн-игры, чем строить отношения вживую.
Неустойчивая самооценка. Ребёнок не уверен в том, что он нравится другим, и стремится спрятаться от вызовов реального общения в анонимность и предсказуемость игр и соцсетей.
Повышенная тревога. В тревожном настроении хочется постоянно скролить ленту соцсетей, потому что поток новой информации отвлекает от внутреннего эмоционального дискомфорта.
Сложности в переживании агрессии. Если ребёнок часто злится и не может реализовать эту эмоцию каким-то другим способом, он может начать выплёскивать её в интернете.
Чрезмерный родительский контроль. Интернет оказывается для подростка тем редким местом, где родители не следят за ним, не дают непрошенных советов, где можно проявить самостоятельность.
Слайд 8 Основные угрозы в кибербепространстве для учащихся
1. Фишинг: злоумышленник пытается получить конфиденциальную информацию от пользователя путем подделки электронных сообщений или веб-сайтов для того чтобы выдавать себя за доверенного источника.
2. Мальware (вирусы, вредоносные программы): Программа, которая вводится на компьютер без знания владельца и может быть использованная для кражи личной информации, взлома системы, проведение DDoS-атак и других нежелательных действий.
3. Рейдерство: При этом злоумышленники получают доступ к вашей системе через утерянный пароль или другой способ, затем они могут использовать эту возможность для кражи данных, мошенничества или даже удаления важных файлов.
4. Формирование фальсификаций: Злоумышленники создают ложные сайты или электронные письма, которые похожи на реальные, но имеющие целью украсть вашу личную информацию или перенаправить деньги на свою сторону.
5. Угроза безопасности сети: Некоторые виды мальвера могут использоваться для установки ботнета
Слайд 9 Киберзависимость
может привести к различным проблемам у учащихся. Они могут начать отставать в учебе, испытывать проблемы социализации и даже развить психологические расстройства. Поэтому важно принимать меры для предотвращения и лечения киберзависимости.
Слайд 10. Кибербезопасность учащихся
Кибербезопасность – защита информации и данных от несанкционированного доступа, кражи или повреждения.
Освоение основ кибербезопасности является важным шагом для учащихся. Регулярные обучающие мероприятия помогут учащимся быть более осознанными пользователем сети и уменьшить риск стать жертвой киберпреступников.
Слайд 11 Роль педагога в воспитании информационной безопасности
Педагоги играют ключевую роль в создании безопасной информационной зоны для своих учащихся. В течение учебного года в объединениях технической направленности проводятся цикл мероприятий, посвященных информационной безопасности: изучение правил безопасного поведения в интернете (тестирование и тренинги по киберзависимости и кибербезопасности, разработка информационных буклетов, просмотр учебных видеуроков, мультфильмов); защита личной информации (установка сложных паролей, двойная аутентификация); предотвращение мошенничества и кибербуллинга; эффективная защита от интернет угроз, вредоносных программ и хакерских атак (установка лицензионного софта, проверка на вирусы);
Важным аспектом воспитания информационной безопасности является обучение детей правильному поведению в социальных сетях, где они могут столкнуться с множеством опасностей, начиная от недобросовестных пользователей до распространения некорректной информации.
Кроме того, педагоги должны активно контролировать онлайн-активность своих учащихся, помогая им осознавать последствия своих действий в интернете и принимать ответственные решения.
Слайд 12 Роль родителя в воспитании информационной безопасности
Родители, как первые учителя своих детей, должны осознавать опасности, с которыми они могут столкнуться в онлайн-мире, и воспитывать детей во взаимодействии с педагогами для предотвращения негативных ситуаций.
Вот некоторые рекомендации, с которыми Вы можете ознакомить ваших родителей:
Установка родительского контроля (детские браузеры Гогуль, NetKids, Киберпара, кибермама);
Контроль за тематикой посещаемых сайтов;
Контроль активности детей в онлайн времени;
формирование навыков по кибербезопасности (предотвращение мошенничества и кибербуллинга);
эффективная защита от интернет угроз, вредоносных программ и хакерских атак (установка антивирусного софта).
Вывод
Современное воспитание тесно связано с информационной культурой и безопасностью. С развитием технологий и всеобщим доступом к информации становится важным обучать детей и подростков о правильном использовании информационных ресурсов и обеспечении своей информационной безопасности.
Информационная культура включает в себя умение анализировать информацию, различать факты от мнения, оценивать надежность источников, а также умение использовать информацию этично и ответственно. Эти навыки играют важную роль в формировании критического мышления и способствуют защите от манипуляций и дезинформации.
Педагог, играющий ключевую роль в формировании информационной культуры учащихся, должен быть готов к постоянному обучению и самосовершенствованию. Важно создавать атмосферу открытого диалога и взаимного уважения, где учащиеся могут задавать вопросы, высказывать свое мнение и развивать критическое мышление. Только таким образом педагог сможет в полной мере выполнять свою миссию по формированию информационной культуры учащихся.
Предлагаю пройти небольшой блиц-опрос на выявление ваших знаний ИКТ (на выполнение дается 2 мин.)
Таким образом, информационная культура и безопасность играют важную роль в современном воспитании, помогая детям и подросткам становиться осознанными, ответственными и независимыми пользователями информации и технологий.
Спасибо за внимание
Ссылка на материалы: https://disk.yandex.ru/i/ZeGGEyIM_UKl8w
Спицына Любовь Ивановна
Гордеева Алла Юрьевна