Использование инновационных технологий в экологическом образовании (1 класс)
Я хочу познакомить вас с инновационной технологией в экологическом образовании – коучинг. Что же это такое? Мы, взрослые, должны помнить, что развитие ребенка - не есть передача ему навыков, не есть передача ему своего видения. Можно подталкивать его вопросами, можно заставлять его о чем-то задуматься, можно его ставить перед какими-то проблемами – пусть он решает, пусть ищет, находит. Только то, что он найдет сам, будет его развивать. Даже есть такая формула: если ты сказал человеку, как ему делать, то ты украл у него это решение. Он им не воспользуется. У него не будет мотивации пользоваться этим, потому что он не сам это нашел, а значит, это не будет его развивать. Значит, он будет постоянно это опротестовывать. Сделайте так, чтобы он сам нашел, и Вы станете его лучшим другом. Это удивительное свойство человеческой психики, подсмотренное в жизни, и в коучинге. Т. Гэлвей определил коучинг как “технологию раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности“.
Коучинг в образовании – это инновационная технология актуализации внутренних ресурсов человека для достижения результата. Это система правильной постановки вопросов, СИЛЬНЫХ вопросов.
Возьмем за основу исследовательскую деятельность. Какие же новые возможности для ее организации открывает коучинг? Техники коучинга можно использовать на разных этапах исследовательской деятельности.
Остановимся подробно на каждом этапе исследовательской деятельности на примере исследования экологических проблем Тамбовской области
Вопрос: Какое главное богатство Тамбовской области? (почва). Остановимся на проблеме разрушения плодородного слоя земли.
Бывает трудно выбрать тему для исследования. Прием коучинга «Модель Т» поможет исследователю сфокусироваться на одной теме, представляющей интерес именно для него. Перед вами 3 темы.
Какая из них важнее для нас, экологов?
Почве нужна защита.
Прием коучинга «Открытые вопросы» позволит нам определить цель и задачи исследования, исходя из личных побуждений.
Найти лучший способ защиты почвы или сохранить почву от разрушения.
Используя открытые вопросы мы с вами определили основные источники загрязнения и разрушения почвы.
Цель может быть у каждого своя. А значит каждый пойдет своим путем исследования.
Следующий этап - планирование работы и реализация.
Существует такая техника в коучинг-технологии «Система бытия Сократа», которая помогает нам в этом. Это формула «БЫТЬ – ДЕЛАТЬ – ИМЕТЬ».
. В колонку ИМЕТЬ запишите то, что вы хотите иметь (ваша цель).
В центральной колонке фиксируем, что именно мы должны делать для решения данной экологической проблемы. Обучающиеся должны самостоятельно найти пути решения проблемы в ходе исследовательской деятельности. Мы же с вами выберем готовые варианты. Они перед вами на стикерах.
И следующий шаг... В левой колонке запишите, каким вы должны быть, т.е. ваши личностные качества, необходимые для решения данной экологической проблемы. Мы с Вами изготовили буклет.
Озвучьте свои идеи по данной проблеме (2 команды).
Подвести итоги нам помогает еще один прием коучинга «Лесенка успеха».
Определите мысленно, на какой ступени по данной проблеме Вы находитесь. Ответьте себе на вопросы: Достигли ли вы своей цели. Как вы это поняли…
Благодаря коучинг-технологии мы сегодня стали субъектами своего образования, самостоятельно нашли пути решения экологической проблемы. А то, к чему человек приходит самостоятельно, без указаний со стороны, надолго откладывается в его мыслях. Спасибо за внимание!
Елена Владимировна
Пинчук Лилия Валентиновна
Галина Васильевна Каратаева
Пинчук Лилия Валентиновна
Ухтинская Елена Геннадьевна
Горбачёва Марина Юрьевна