12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крыс Ольга Анатольевна1741
Работаю учителем русского языка. Стаж -30 лет. Люблю свою работу.
Россия, Иркутская обл., Усть-Уда
Материал размещён в группе «Вопросы внедрения ФГОС»
4

Статья «Майнд мэпы, или Как правильно использовать интеллект-карты для успешного обучения»

Майнд мэпы, или Как правильно использовать интеллект-карты для успешного обучения

У понятия «майнд мэп» (англ. mind map) есть несколько синонимов: «карта мыслей», «майнд-карта», «ментальная карта», «интеллект-карта», «диаграмма связей», «ассоциативная карта».

Майнд мэп – прием, позволяющий работать легко, наглядно, креативно, задействуя оба полушария головного мозга. Он был придуман и описан в 70-х годах прошлого века британским психологом, автором методики запоминания и организации мышления Тони Бьюзеном (Tony Buzan).

С помощью интеллект-карт можно составлять наглядные, обозримые, легко воспринимаемые записи. В отличие от привычных нам классических заметок или от конспекта, имеющих линейную структуру, интеллект-карта – это скорее наглядная карта, изображение, на котором сразу можно увидеть базовую, центральную тему, ключевую идею – ведь она расположена в самом центре интеллект-карты, а все крупные идеи, мысли, ассоциации расходятся от нее лучами. Крупные идеи разветвляются на более мелкие.

Подобное изображение позволяет структурировать, а также более осмысленно и качественно изучать и запоминать материал, помогает при составлении планов, при подготовке к защите рефератов, проектов, при проведении презентаций.

Интеллект-карты применимы практически во всех областях жизни. Образование и профессиональная деятельность не стали исключением.

В образовательной деятельности интеллект-карты могут использоваться при планировании работы, подготовке и проведении презентаций, чтобы обеспечить наглядность и систематизировать учебный материал.

Интеллект-карты также зарекомендовали себя как качественный инструмент для поиска идеи при проведении мозгового штурма.

Мозговой штурм (Brainstorming)

Метод «мозговой штурм» (или «мозговая атака») часто используется, чтобы собрать идеи, активизировать знания по какой-то теме. Мозговой штурм применим как введение в новую тему, и позволяет задействовать всех учеников, независимо от их интересов, уровня подготовки и успеваемости. Мозговой штурм позволяет стимулировать творческие способности обучающихся. Им предлагается высказывать как можно больше идей, вариантов решения проблемы. Из собранных идей на следующем этапе отбираются наиболее удачные и приемлемые, которые могут быть использованы в дальнейшей работе над темой.

При мозговом штурме приветствуется все, что способствует появлению идей (и необычных в том числе). Все, что препятствует этому процессу, строго запрещено.


 

Приветствуется

Запрещено

как можно больше идей

фантазия

юмор

развивать идеи, комбинировать идеи

придумывать необычные комбинации

самые фантастические и бредовые идеи

оценивать высказанные идеи, причем положительная оценка также является табу

фразы ‒ убийцы креативности: «Это здорово, вот только…»

дискутировать и обсуждать отдельные выражения на этапе поиска идей, а также сам метод мозгового штурма

Рекомендации по созданию и использованию интеллект-

 

При составлении и работе с интеллект-картами следует обращать внимание на следующие моменты.

Бумага

Бумага, на которой составляют интеллект-карту, всегда должна быть расположена горизонтально, в альбомной ориентации ‒ так человеческому глазу свойственно воспринимать визуальную информацию.

Размер бумаги должен соответствовать объему материала: чем больший объем предстоит обработать и подготовить, тем больше должен быть лист бумаги. Важно также помнить, для чего составляется интеллект-карта. Если это работа над домашним параграфом, «шпаргалка» для личного использования, то достаточно будет листка формата А5. Если же это подготовка и сопровождение презентации, то нужно позаботиться о бумаге большего формата, чтобы надписи были видны группе, классу.

Категорически не рекомендуется во время изготовления интеллект-карты поворачивать или вращать лист бумаги. Это, безусловно, могло бы значительно облегчить написание, рисование частей карты, но это также создаст дополнительные трудности при дальнейшем ее рассмотрении, при работе с ней, поскольку на чтение слов, написанных вверх ногами, нужно больше времени, или же лист придется постоянно поворачивать, чтобы что-то прочитать. А это, в свою очередь, негативно сказывается на восприятии, поскольку теряется ясность, наглядность, обозримость интеллект-карты.

Ключевую идею, базовую тему следует поместить в середине листа. Хорошо, если тему можно обозначить с помощью какого-то символа, рисунка. Тогда одного только беглого взгляда будет достаточно, чтобы понять, о чем идет речь.

Лучи, ответвления, крупные идеи, ассоциации

От расположенной в центре листа базовой темы расходятся жирные линии, лучи, ответвления. Их стоит изображать объемно ‒ так интеллект-карта легче воспринимается. Лучи позволяют грубо структурировать материал, выделять самые важные моменты, явления. В зависимости от значимости того или иного явления лучи могут отличаться толщиной, цветом. Близкие по смыслу явления можно выделять одним цветом. В дальнейшем это позволит быстро ориентироваться в изображенном на карте материале, сразу улавливать связанные по смыслу моменты. Отдельные лучи должны быть снабжены подписями (одно ответвление – одно слово). Приветствуется использование рисунков, пиктограмм, схем, символов. Это позволяет быстро понять основную структуру изображенного материала.

Обратите внимание

Наибольший эффект от интеллект-карты будет, если в центр помещается графический образ, а не слово. Вообще вместо слов лучше использовать образы в любом подходящем случае. От крупных лучей грубой структуры отходят тонкие ответвления. Это уже более тонкая иерархия изображаемого материала. Эти более мелкие лучики тоже нужно подписать или снабдить изображениями, схемами, рисунками.

Количество лучей и мелких ответвлений зависит от того, насколько подробно мы хотим схематизировать материал и сколько места у нас на листе бумаги. В любом случае рекомендуется оставлять расстояние между лучами, чтобы в дальнейшем можно было дополнить интеллект-карту новой информацией.

Нужно обращать внимание на то, чтобы при составлении интеллект-карты на листе не было пробелов ‒ пустых, не подписанных лучей.

Нужно обращать внимание на то, чтобы при составлении интеллект-карты на листе не было пробелов ‒ пустых, не подписанных лучей.

Рис 1.Пример интеллект-карты из книги Т. Бьюзена «Супермышление»3

Слова-подписи

На основных и мелких лучах ментальной карты рекомендуется писать одно слово, одно понятие. Это позволит сделать карту более обозримой, понятной. Нужно тщательно и корректно подбирать ключевые слова. Идеально, если будут подобраны ключевые слова с элементом догадки, прозрения, если они будут стимулировать ассоциативное мышление. Следует избегать служебных слов (и, или, итак, поэтому и др.).

Ключевые слова помогут при обращении к карте быстро вспомнить ее содержание, они – «ключик» для памяти.

Обратите внимание

Вначале бывает очень сложно определиться с темой и подобрать ключевые слова для интеллект-карты. Помочь в этом может содержание учебника – элемент, зачастую недооцениваемый и игнорируемый в обучении. Важно помочь ученикам научиться работать с содержанием учебника и извлекать из него информацию4.

Ведь в названии параграфа уже дана базовая тема, ключевая идея для интеллект-карты. Пункты параграфа ‒ это важные крупные идеи, которые лучами отходят от ключевой.

Надписи лучше делать печатными буквами, прописными и строчными, используя и разные размеры шрифта. Это не только позволяет создавать наглядные, обозримые интеллект-карты, но и дает возможность дифференцировать информацию: чем она важнее, чем к более крупному блоку относится, тем крупнее может быть и шрифт (подобно тому как в текстах выделяются заголовки и подзаголовки различных уровней).

Желательно также, чтобы длина луча и длина слова совпадали.

Нужно избегать пропусков – пустых лучей. Хотя они допустимы как заготовки для презентаций, если планируется опрос слушателей, чтобы они высказывали свои мысли, что-то добавили, посоветовали. В этом случае «запасные», незаполненные ответвления можно подписывать, заполнять прямо по ходу презентации. Взаимодействие с аудиторией, интерактивность делают презентацию более живой, интересной и запоминающейся.

Цветовое оформление

При составлении ментальных карт рекомендуется использовать разные цвета, поскольку цвет способствует более качественному восприятию материала. Не секрет, что цвета могут воздействовать на наши эмоции: какой-то цвет может нас волновать, какой-то действует на человека успокаивающе, смягчает настроение и т.д.

В интеллект-картах с помощью различных цветов можно выделять отдельные лучи – темы, идеи. Можно отмечать общие моменты, отличия, какие-то особо важные данные.

Если интеллект-картой сопровождать доклад, выступление или презентацию, то можно каким-то одним цветом отмечать те лучи, которые изображают уже озвученные темы, идеи. Так слушателям будет легче следить за сообщением, поскольку они будут видеть, что уже обсудили, а что предстоит еще обсудить. (Это возможно, если интеллект-карта составлена не на бумаге, а с помощью компьютерной программы или приложения.)

С помощью цвета можно объединять связанные по смыслу фрагменты. Подобное оптическое выделение целесообразно в ментальных картах со сложной структурой, с большим количеством ответвлений.

Изображения, символы, пиктограммы

Изображения, символы воспринимаются легче, чем написанные слова, они «цепляют» зрителя, привлекают его внимание и заставляют задумываться о каких-то понятиях. Если изображение подобрано точно, оно, как правило, позволяет быстрее вспомнить относящиеся к нему ключевые слова, а следовательно ‒ и весь материал. Для более эффективной работы с интеллект-картами нужно связывать слова и символы, слова и картинки.

Целесообразно использовать символы, обозначения, принятые в разных дисциплинах. Например:

Σ ‒ сумма

= ‒ равенство

≈ ‒ приближенное равенство

≠ ‒ неравенство

V ‒ скорость

t ‒ время

Можно самим придумать какие-то обозначения, например:

■ ‒ готово, сделано

□ ‒ предстоит сделать

NB ‒ обратить внимание на …

=> ‒ следовательно

(или: >) ‒ больше

(или: <) ‒ меньше

○ ‒ согласен

● ‒ не согласен

♥ ‒ мне нравится

Можно составить таблицу или легенду из наиболее часто повторяемых изображений или символов, договориться об их единообразном использовании в классе при работе с интеллект-картами, чтобы и составителям, и слушателям (если карта используется во время презентации) все обозначения и символы были понятны.

Добавления, вставки, нумерация, указания

Интеллект-карта – это инструмент, позволяющий развивать и культивировать творчество. Этот прием хорош еще и тем, что не подразумевает создания раз и навсегда данного, готового, завершенного продукта. Это открытая форма. Интеллект-карта может быть дополнена, расширена в любой момент. Всегда можно внести новую информацию в имеющуюся схему, не переделывая ее целиком. Любой поворот мысли может и должен быть зафиксирован в карте.

Важно, чтобы изображаемый на ментальной карте материал был строго структурирован. Но у школьников это не всегда получается. Поэтому какие-то общие моменты можно нумеровать или объединять линиями, стрелками. Злоупотреблять ими не стоит, поскольку дополнительные линии мешают восприятию.

Правильно было бы приучить обучающихся к последовательности при составлении майнд мэпа. Так, зафиксировав основную тему, ключевую мысль, центральный образ, нужно выявить базовые идеи. Они тесно связаны с ключевой мыслью и отходят от нее в виде ветвей, плавных линий. Первую линию с ключевыми словами или образами можно нарисовать вверху слева и дальше продолжать по часовой стрелке. Это позволит сразу понять, где начало интеллект-карты и как ее следует читать, расшифровывать.

Способы создания интеллект-карт

Майнд мэпы можно создавать и индивидуально, и работая в группах. Оба способа в равной степени хороши и применимы в обучении. Процесс создания карт в группе несколько сложнее, требует больше времени и проходит в несколько этапов:

Выбор темы. Нужно сформулировать тему.

Индивидуальная работа. Каждый ученик быстро создает свою интеллект-карту.

Обсуждение в малых группах. Индивидуальные карты обсуждаются в малых группах. Вносятся исправления, дополнения.

Составление общей интеллект-карты. На основе индивидуальных карт создается одна общая (с помощью компьютерной программы или на большом листе бумаги).

Предварительная оценка. Нужен критический взгляд на карту: что получилось, каковы будут следующие шаги.

Переработка и проверка. Индивидуально и в группе нужно внести изменения в интеллект-карту (см. пп. 2–5).

Заключительный этап. Принимаются решения, ставятся цели и строятся планы по дальнейшему использованию интеллект-карты. Распределяются роли для презентации и т.д.

Презентация и выступление

С помощью интеллект-карты можно визуализировать презентацию, используя ее как план, конспект, указатель. Основное преимущество интеллект-карты как конспекта выступления заключается в том, что тема сжимается, спрессовывается ‒ наглядно и образно, ‒ и тем не менее содержание материала может быть быстро схвачено и передано слушателям со всеми подробностями. Наличие у выступающего такого сжатого конспекта позволяет ему побороть страх перед аудиторией, не волноваться из-за содержания, поскольку подсказка всегда под рукой, перед глазами, и одного беглого взгляда бывает достаточно, чтобы вспомнить материал. За счет этого выступающий получает дополнительную возможность для взаимодействия со слушателями.

Если интеллект-карта демонстрируется на экране или вывешена перед группой или классом на листе большого формата, то в выигрыше будут и слушатели, поскольку они не только слушают доклад, но и видят, какой пункт, какую подтему освещает выступающий одноклассник.

Применение интеллект-карт

Технология интеллект-карт применима практически во всех областях, в разных видах работы. Ее использование особенно оправдано:

когда нужно найти и сформулировать идею;

если надо письменно зафиксировать ход мыслей;

при планировании проекта,

при работе с текстом,

для структурирования материала,

для упорядочивания знаний,

при подготовке к тестам и экзаменам.

Программы и сервисы для составления интеллект-карт

В интернете есть большое количество программ и сервисов для создания интеллект-карт (например, SimpleMind, Mindmeister, Lucidchart, MindMup). Они достаточно подробно описаны (см. список литературы). Для работы в одних программах нужна регистрация. При выборе той или иной программы следует обращать внимание, платная она или нет. Бесплатный доступ, как правило, может предоставляться на определенный период для тестирования, знакомства с возможностями. Или же разработчики предоставляют бесплатно ограниченное количество услуг (например, можно создать только три карты или же карта экспортируется и сохраняется только в виде текста).

Заключение

В завершение нашего знакомства с интеллект-картами отметим еще раз их основные преимущества:

для их составления не требуются какие-то особые материалы;

простота в использовании;

технология легка для освоения;

если однажды обучился составлять интеллект-карты, в будущем это позволит значительно экономить время и усилия на их подготовку и составление, а также на изучение материала;

эта технология позволяет развивать креативность;

технология легкая и понятная сама по себе, она позволяет точно и ясно структурировать идеи и поддерживать коммуникацию;

эта технология содействует развитию креативности и укреплению сотрудничества в группе или в классе;

интеллект-карты не статичны, они могут в любой момент быть дополнены, расширены; любое озарение, любая идея могут найти отражение в карте в любой момент работы над ней или с ней; к карте можно вернуться в любое время и дополнить ее новыми мыслями, идеями, ассоциациями;

цветовые выделения или подчеркивания позволяют понятнее и нагляднее структурировать материал и дают дополнительную возможность для коммуникации в группе по изучаемой теме;

ментальные карты делают учение более легким, способствуют повышению мотивации и улучшению результатов; обучение становится более продуктивным;

в обучение вовлечены все ученики класса, никто не остается за бортом.

Закончим словами автора данного приема: «В процессе составления интеллект-карты человек постоянно пребывает на грани открытия чего-то нового. Это способствует непрерывному и потенциально бесконечному процессу мышления»5.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Литература

Бьюзен, Тони и Барри. Супермышление (https://psy.wikireading.ru/116636)

https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/58368/

http://methodenpool.uni-koeln.de/mindmapp/frameset_mindmapp.html

Описание интернет-программ и сервисов для составления интеллект-карт

https://texterra.ru/blog/obzor-15-besplatnykh-programm-dlya-sozdaniya-intellekt-kart.html

https://lifehacker.ru/10-mind-mapping-tools/

Программы для составления интеллект-карт

https://www.mindmeister.com

https://www.lucidchart.com

https://www.mindmup.com

Опубликовано в группе «Вопросы внедрения ФГОС»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.