Статья «Использование интерактивных технологий обучения на уроках русского языка и чтения как средства повышения мотивации обучения и формирования БУД обучающихся с умственной отсталостью»

6
0
Материал опубликован 10 January 2023 в группе

Использование интерактивных технологий обучения на уроках русского языка и чтения как средства повышения мотивации обучения и формирования БУД обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Крашенинникова Татьяна Григорьевна

ГБОУ СО «Ачитская школа-интернат»


«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем…

Данные постулаты известного педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы.

Согласно Закону РФ «Об образовании» Государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (Гл.1,ст.5,п.6).

В основу Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положен деятельностный и дифференцированный подходы. Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от знаний, умений и навыков к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий, кратко (БУД). Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который имеет не только знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Формирование базовых учебных действий – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы, должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. БУД (базовые учебные действия)- это формирование у ребенка с умственной отсталостью умения учится путем присвоения нового социального опыта. У обучающегося происходит формирование совокупности способов действий, которые обеспечат ему усвоение новых знаний.

Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. У учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдается недоразвитие всей познавательной деятельности и особенно мышления. Большие трудности вызывают у учеников задачи, предусматривающие использование наглядно – образного и словесно-логического мышления, например, понимание несложных текстов, содержащих временные, причинные и другие зависимости. При выполнении анализа обнаруживается неупорядоченность, бессистемность, непоследовательность. Сложности для проблемного ребенка представляют процессы сравнения, обобщения. Они не могут высказать суждение о предмете, явлении, ситуации, не могут оценить создавшуюся ситуацию, и это часто является причиной неадекватных реакций и недостаточно осмысленных форм поведения.

У детей, для которых свойственны нарушения мыслительной деятельности, существенно страдают и эмоционально-волевые процессы. Поэтому мне, как учителю, необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.

Исходя из этого, для формирования базовых учебных действий у учащихся, организацию  учебной деятельности учащихся я строю на основе системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные интерактивные образовательные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории с каждым обучающимся, воспитанником. Стремлюсь организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы пробудить познавательный интерес моих учеников и, как следствие, формировать БУД.

Интерактивные методы обучения завоёвывают сегодня все большее признание. В.А. Караковский писал: «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное, но необходимое, что приходится делать сегодня». Можно много говорить о значении интерактивных методов обучения, но я скажу об их сущностной особенности словами китайской притчи:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму

Само слово “интерактивные” происходит от англ. (inter - "между"; act — "действие") таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.

t1673361749aa.png

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. В своей практике я использую следующие интерактивные технологии.

Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений, формирование коммуникативных базовых учебных действий. В паре дети могут проверить друг друга, закрепить новый материал, повторить пройденное. Провожу взаимопроверку правила. Ученик рассказывает cоседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их, затем они меняются и оценивают друг друга, что развивает регулятивные учебные дейсвия. Также устно можно поработать с упражнениями. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть разными: определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения и так далее. Надо заметить, что работать в парах детям очень нравится. Усвоение языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

Помимо работы в парах провожу работу в группах. Группы могут быть разными, если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшие. Группы соревнуются между собой. Например: кто больше подберет однокоренных слов, существительных 3 склонения. Или же задание дается в форме игры: с последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на изучаемое правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, и оценивается общая работа группы. Групповая работа развивает навыки общения и взаимодействия в малой группе, учит быть гибкими в зависимости от ситуации, повышает познавательную активность.

Учитывая, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного, а одновременное использование аудио – и видео информации повышает запоминаемость до 40-50%, на своих уроках систематически использую мультимедиа. Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации. Использование ИКТ на уроках позволяет мне разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость (метапредметная связь). Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

Метод кластера я применяю практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Кластер - это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди (кластера). Грозди - графический прием в систематизации материала.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация «новых» кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одной или нескольких «гроздей», выделение новых. На стадии рефлексии работа с кластерами завершается. Учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческое задание.

Учащиеся с нарушением интеллекта имеют нарушения речи, у них бедный словарный запас, наблюдается сужение значения слов. Частично эти проблемы можно решить, применяя одну из очень эффективных форм - работу над созданием синквейнов. В переводе с французского слово «синквейн» обозначает стихотворение из пяти строк. В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на японские миниатюры - хокку. Синквейн пишется по определенным правилам:

Для уроков чтения синквейны – это настоящее открытие. Учащимся нравится эта работа, т.к. эти стихотворения небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При составлении синквейна каждый учащийся реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные.

Организационные формы работы с синквейнами:

- самостоятельно при выполнении домашней работы;

- в составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме;

- в составе учебной группы при участии учителя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн;

- при выполнении контрольного задания - определение темы неполного синквейна.

На своих уроках применяю этот прием как средство для проверки знаний, на стадии рефлексии и в качестве итогового задания на обобщающих уроках.

Первое время работа может быть коллективной. Дети учатся ставить вопросы, составлять словосочетания, строить предложения, расширяют словарный запас. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой теме. Дети с большим желанием отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы. А темы могут быть самыми разнообразными. Это зависит от того, на каком уроке предложено задание, какая тема изучается.

Написание синквейна - это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения понятий. Автор должен обладать глубоким знанием темы, иметь свое собственное мнение, уметь его высказывать и делать выводы.

Таким образом, прием синквейна является эффективным инновационным методом, позволяющим сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной. Данный прием способствует повышению интереса к изучаемому материалу, развитию образного мышления и творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта, совершенствованию коммуникативных навыков и умений, формированию способностей ёмко и лаконично выражать свои мысли, расширению словарного запаса.

Одним из эффективных средств, способствующих  формированию  БУД и активному вовлечению учащихся в процесс обучения, является интерактивная доска.
Какой бы сложной и скучной ни была бы тема урока, ее невозможно прослушать или просмотреть, если урок сделан в красках, со звуком и многими другими эффектами.
Это позволяет добиться  повышения мотивации к изучению предметов.

Важное наблюдение: интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Современному ребенку намного интереснее воспринимать, добывать, анализировать информацию, в том числе обучающую, в интерактивном виде, на "живом" экране, в занимательной и игровой форме. ИД помогла и помогает сделать уроки более интересными, увлекательными и современными. Можно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя. ИД, в частности, SmartBoard, с которой я работаю на постоянной основе, предоставляет возможность проиллюстрировать в динамике свои объяснения, предоставить учащимся «живую» схему задачи. Встроенные средства визуализации (мультипликация, графики, таблицы, диаграммы) позволяют увидеть и проанализировать то, что изучается.

Не лишним будет напомнить, что интерактивная доска – это, по сути, активный экран, присоединенный с помощью кабеля или через беспроводную связь к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски входящим в её комплект маркером, чтобы начать работу на компьютере, в котором прикосновения интерпретируются специальным программным обеспечением. Используя маркер, можно не отходя от доски управлять компьютерными приложениями или делать пометки поверх изображения, сохранить необходимые записи для последующего использования. ИД - дополнение к проектору, интерактивная доска добавляет к возможностям проектора функцию обратной связи, тем самым создавая кольцо: компьютер-проектор-доска-компьютер. Или даже восьмерку, второе кольцо: учитель-доска-ученик-учитель. Точка соприкосновения двух колец - интерактивная доска.

Личный опыт убеждает, что использование интерактивной доски помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Позволяет реализовать педагогические принципы наглядности, доступности и системности. Вносит дополнительный фактор для развития внимания, зрительной памяти, восприятия. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Используя интерактивную доску, на уроках в коррекционной школе, педагог получает возможность не только увлечь учеников интересным материалом, но и самому по-новому взглянуть на преподавание своего предмета. Интерактивная доска это основной, незаменимый инструмент современных образовательных технологий, серьезный помощник педагогов в проведении уроков, занятий и даже внеклассных мероприятий.

Всегда помню о том, что не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения.

Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому. В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

На практике необходимо использовать интерактивные формы в целом, или же взяв элементы, которые более целесообразны к определенному классу. Именно интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству. В процессе обучения происходит формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий,

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей. ​​​​​​​

Список использованных источников и электронных ресурсов:

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Васильева М.В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции // http://festival.1september.ru/articles/584085/.

Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) https://infourok.ru/                    

Оптимизация процесса обучения детей с ОВЗ с помощью интерактивной доски https://%20dogmon.org/

 .








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации