Методические рекомендации на тему «Использование технологии модульного обучения в профильной школе для повышения уровня обученности учащихся»
Тема: «Использование приёмов модульной технологии в профильной школе
для повышения уровня обученности учащихся»
1. Методологические основы применения модульной технологии
Согласно Конвенции по правам ребёнка, все дети имеют одинаковые права, любой ребёнок имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества. Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребёнка – важнейшая задача гуманного общества. Любой ребёнок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
В условиях глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, приведение образовательной системы в соответствие с новыми общественными потребностями является существенной государственной проблемой и приоритетной социальной целью.
В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Заказ современной школе сформулирован в Концепции модернизации образования, где, в частности, сказано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу России». Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания от учителя, но и уметь самому добывать их и пользоваться ими в жизни.
Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые смогли бы заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Как сделать так, чтобы каждому обучающемуся было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на уроке? Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету?
С другой стороны, именно общественные дисциплины призваны наиболее полно подготовить ребёнка к социализации, успешной жизни в обществе. Поэтому в первую очередь необходимо говорить о практикоориентированности обществоведческих курсов. Современный урок, – каков он? Может ли он оставаться основной организационной формой обучения в современных условиях, когда изменился социальный заказ общества школе, когда её выпускник должен быть всесторонне развитой, активной, творческой личностью, способной самостоятельно решать встающие перед ним задачи и проблемы. С моей точки зрения, современный урок должен быть гибок, динамичен, актуально способен решать любые задачи, выдвигаемые обществом – всесторонне развивать личность учащихся. Такими уроками, я считаю, являются уроки, построенные с использованием модульной технологии, характерной особенностью которых является активная, самостоятельная учебная деятельность учащихся. Я считаю, что именно уроки модульной технологии по своей структуре и организации учебной деятельности учащихся приближают современную общеобразовательную школу к индивидуальному, личностно-ориентированному обучению.
Вот эти причины побудили меня к тому, что я решила заняться темой «Использование приёмов модульной технологии в профильной школе для повышения уровня обученности учащихся».
Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии являются:
Гарантированность достижения результатов обучения.
Паритетные отношения учителя и ученика.
Возможность работы ученика в парах.
Возможность работать в индивидуальном темпе.
«Мягкий контроль» в процессе освоения материала.
2009-2010 учебный год был определён мною для начала разработки и реализации проекта. Я работала в 10 «Б» классе профильного уровня. Увеличение количества часов на изучение профильных предметов в профильном классе увеличивает объём получаемой информации, а соответственно и учебную нагрузку на учащихся. В практике образования есть широкое разнообразие форм, методов и моделей учебного процесса, которые позволяют осуществлять интегрированный подход в обучении и при этом учитывать потребности и возможности детей с разными способностями.
Современная старшая профильная школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение учебного дня. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует его усвоению, так как главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения профильных гуманитарных предметов, где необходимо изучить и усвоить большие объёмы учебного материала.
В условиях всё нарастающих объёмов информации, в том числе и учебной, приоритетным является поиск педагогических средств и технологий, позволяющих сжимать информацию. Наиболее приемлемой оказалась технология модульного обучения, которая базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению урока. К целям модульного обучения относится комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, достижение высокого уровня конечных результатов. Основополагающей идеей обучения является идея модуля. В педагогической литературе модуль определяется как «целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им». Модуль – это определённый вид работы, который выполняют учащиеся.
Технология модульного обучения, как показали экспериментальные исследования М.А. Чошанова, создают основу для индивидуальной и групповой самостоятельной работы учащихся и приносит до 30 % экономии учебного времени без ущерба для полноты и глубины изучаемого материала. Обращение к практике модульного обучения позволяет организовать самостоятельную работу старшеклассников.
Работая в 2009-2010 учебном году с 10 «Б» классом, я столкнулась с тем, что уровень знаний учащихся очень низкий. Это подтвердил вводный тест по обществознанию, который показал следующие результаты:
40 % обученности
6 % качество
Психологом школы Е.С. Киреевой в начале года была проведена психологическая диагностика учащихся «Исследование ситуативной и личностной тревожности» Ч. Спилберга. По результатам диагностики выяснилось, что 49 % учеников испытывают высокую ситуативную тревожность. Это состояние характеризуется субъективно-переживаемыми эмоциями: напряжением на уроке, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Высокую личностную тревожность испытывали 21 % учащихся.
Чтобы скорректировать ситуацию, поднять мотивацию учения, я решила использовать методику модульного обучения. С ребятами была проведена консультация об особенностях этой технологии, были составлены индивидуальные образовательные маршруты, где каждый ученик самостоятельно для себя определял форму изучения нового материала (самостоятельное составление конспекта, схемы и т.д.), форму опроса (тестирование, контрольная работа, устный зачёт по теории, письменный зачёт по теории). При изучении предмета задаётся индивидуальный темп учебной деятельности. Психологом также была исследована мотивация учебной деятельности учащихся. Учащиеся отвечали так:
Родители заставляют учиться – 70 %
Учусь по необходимости – 30 %
То есть, учащиеся не испытывали ни интереса к предмету, ни к самостоятельной работе.
Проблема: использование традиционной технологии обучения не учитывает
разницу в уровне развития детей и их образовательные потребности, и
соответственно, от этого страдает процент качества и обученности
учащихся, а потенциал модульной технологии даёт возможность
учитывать индивидуальные особенности и успешно пройти (завершить)
индивидуальные образовательные маршруты.
Модульная технология создаёт условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения. Здесь налицо и здоровьесберегающий эффект, так как ученик, осознавая свои возможности, способен самостоятельно выбрать для себя вариант обучения, рассчитывая на высокий результат. Это повышает его самооценку, уверенность в свои силы, создаёт благоприятный эмоциональный настрой. Он не будет испытывать страх перед тем, спросят ли его на уроке или нет, так он сам определит время сдачи зачёта или другой формы контроля.
Для успешного решения обозначенной проблемы стало необходимым выявить возможные причины её возникновения: в курсе основной школы происходит общее ознакомление учащихся с основными событиями, фактами, процессами развития человеческого общества. У учащихся создаются общие представления о нормативно-правовых актах, их особенностях, формирование основ анализа. В основной школе преобладают традиционные формы обучения, которые не всегда подтверждают эффективность достижения целей, поставленных перед современной школой.
Выход из создавшейся ситуации видится мне в 2-х возможных путях решения:
Реализуя традиционную программу, учителю необходимо менять и совершенствовать методы преподавания, искать более эффективные формы обучения.
Разработать программу модульного обучения по курсу «Право», так как данная технология является наиболее эффективной для обучения, учитывая индивидуальные особенности учащихся.
Реформирование современной общеобразовательной школы направлено на создание педагогических условий для развития и самоопределения личности школьника. Для достижения этой цели я использую адаптивные приёмы разноуровневого обучения. В настоящее время созрели потребности и предпосылки для внедрения новых личностно-ориентированных технологий обучения с гарантированными результатами освоения базового компонента программ всеми учащимися и одновременно – с возможностями реализации каждым учеником своих склонностей и способностей на продвинутом уровне, то есть, технологии уровневой дифференциации, технологии с использованием информационно-компьютерной техники – всё это возможно применять для проведения уроков по модульной технологии.
Цель проекта:
Разработать систему занятий с применением приёмов технологии модульного обучения как средства реализации индивидуальных образовательных маршрутов и обеспечения уровня обученности учащихся в соответствии с запросами и способностями ученика.
Задачи проекта:
Изучить технологию модульного обучения.
Провести диагностику обученности учащихся
Разработать рабочую программу курса «Право» по модульной технологии.
Разработать модули курса «Право» по рабочей программе системы модульного обучения.
Провести промежуточную диагностику уровня обученности учащихся
Проанализировать полученные результаты
Представить полученный продукт проекта:
1) рабочую программу курса «Право» 10 - 11 класс,
2) модули курса «Право» по рабочей программе.
Теория модульного обучения подробно изложена в работах И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, П.А. Юцявичене и других. Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем.
Ученик имеет у себя инструкции, в которых определены:
Цель усвоения модуля
Где найти учебный материал
Как овладеть им
Как проверить правильность выполнения задания. Контроль определяет степень усвоения учебного материала.
Роль учителя заключается в следующем:
Составление модулей, инструкций
Уточнение способов работы с ними
Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков
2. Методические рекомендации по применению приёмов модульной технологии
на уроках предметов обществоведческого цикла.
Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:
Законченный блок информации
Целевую программу действий ученика
Рекомендации (советы) учителя по её успешной реализации – методическое руководство по достижению дидактических целей.
Каждый элемент модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов (УЭ) не должно быть много – максимальное количество – семь, но обязательны следующие УЭ:
УЭ – 0 – комплексная дидактическая цель изучаемой темы, введение в тему
УЭ – 1 – входной контроль знаний, умений, навыков (проводить перед каждым модулем, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе, при необходимости проводить коррекцию)
УЭ – 2 – работа с новым материалом (в паре, в группе, отработка нового материала)
УЭ – 3 – текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (выявление пробелов, их устранение сразу, самоконтроль, взаимоконтроль)
УЭ – 4 – выходной контроль, который показывает уровень усвоения модуля
УЭ – 5 – выбор домашнего задания
УЭ – 6 – рефлексия (обратная связь, самооценка работы с учётом оценки окружающих).
Модуль любого порядка включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний обучающихся. В модульной технологии используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. В данной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.
Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
1. содержание обучения представляется в законченных самостоятельных
комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с
поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе
не только указание на объём изучаемого содержания, но и на уровень его
усвоения. Кроме того, ученик получает от учителя советы в письменной
форме как рационально действовать.
2. изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через
модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения
управляемого и управляющего.
3. ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию,
само планированию, самоорганизации и самоконтролю.
4. отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной
помощи учащимся.
5. интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е.
достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и
средств.
Приступая к разработке модульного урока, необходимо учитывать, что он должен занимать не менее 2-х часов, так как на этом занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений по изучаемой теме, дать новую информацию и отработать учебный материал. Для составления модульного урока я пользуюсь следующим алгоритмом:
Определяю место модульного урока в теме
Формулирую тему
Определяю и формулирую интегрирующую цель урока и конечных результатов
Подбираю необходимый фактический материал
Отбираю методы обучения – проблемные, практические, исследовательские, самостоятельная работа
Планирую формы организации проверки – индивидуальные и групповые
Делаю разбивку темы на отдельные логически завершённые УЭ (учебные элементы)
Каждый учебный элемент – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.
Говоря о модульном обучении, хочу поделиться проблемами, с которыми приходится сталкиваться:
Различная степень подготовки учащихся к умению самостоятельно работать.
Малое число учителей, работающих по этой технологии.
Большие материальные затраты на ксерокопирование текстов модульных уроков.
Но все трудности при желании можно постепенно преодолеть. Что я и делаю. За последние годы многие мои ученики выбирают экзамены, удачно их сдают и поступают в ВУЗы на бюджетной основе.
-
10 учащихся 10«Б» класса приняли участие во Всероссийском заочном проекте «Познание и творчество» в номинации «Право», и все десять участников получили свидетельство лауреатов этого конкурса.
12 учащихся приняли участие в олимпиаде по обществознанию, организованной дирекцией Похвистневского СГАСУ – Спадерова Ольга была награждена дипломом I степени, четыре ученика получили поощрительные грамоты
В окружном конкурсе проектов «Интеллект, творчество, фантазия» учащиеся 11 «Б» класса Зинковский Григорий и Кириллов Виктор, выступив с проектом «Конституция ДРЭ», заняли I место
Ерендеева К., ученица 10 «Б» класса стали призёром дистанционной Всероссийской олимпиады по праву, организованной Санкт-Петербургским университетом
Ряскова А., ученица 10 «Б» класса – призёр регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву
Ряскова А. – победитель Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
3. Конечный продукт проекта
1) Разработанная программа по курсу «Право» в 10-11 классе профильного уровня.
2) Модули уроков курса «Право» по рабочей программе.
Рабочая программа
по курсу «Право» для 11 класса, профиль
Пояснительная записка к рабочей программе
(специализированная с учётом обязательного минимума знаний по предмету
и особенностей блочно-модульной системы)
В основе данной программы – следующие дидактические подходы и решения. Вся программа по курсу «Право» разбита на 6 блоков. И в этом заложена технологичность программы, так как она изначально спланирована и сконструирована под блочно-модульную систему обучения.
Благодаря блочному построению программа становится более монолитной, системной.
При составлении программы содержание учебного материала подвергалось тщательному отбору. При этом преследовалась цель: систематизировать, упорядочить учебный материал, отсеять лишнее, загромождающее понимание, осознание и осмысление правовых основ.
Таким образом, задача учителя – дать учащимся основы знаний по предмету, фундаментальный минимум и научить их учиться и мыслить.
Распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемая
последовательность изучения тем
Отрасли права
1. Вводный урок – 1 час
2. Гражданское право – 8 часов
3. Семейное право – 4 часа
4. Трудовое право – 6 часов
5. Административное право – 4 часа
6. Уголовное право – 8 часов
7. Экологическое и международное право – 4 часа
Общее количество часов курса – 35 часов.
ПРОГРАММА
Вводный урок – 1 час. Общая характеристика отраслей права.
Блок № 1. Гражданское право (8 часов)
Общие положения гражданского права. Гражданско-правовые отношения.
Субъекты и объекты гражданского права.
Предпринимательская деятельность и её регламентация.
Сделки в гражданском праве. Гражданско-правовой договор.
Наследование по закону и по завещанию (ГК РФ. Часть III. Раздел V)
Защита гражданских прав и ответственность в гражданском праве (ст. 11 – 14 ГК РФ).
Повторение изученного, консультации.
Тестирование, контрольная работа.
Блок № 2. Семейное право (4 часа)
Семейные правоотношения. Брак.
Правовое регулирование отношений супругов. Права, обязанности и ответственность членов семьи.
Повторение изученного, консультации.
Тестирование по теме.
Блок № 3. Трудовое право (6 часов)
Трудовые правоотношения. Трудоустройство и занятость.
Трудовой договор: понятие, стороны, содержание. Порядок заключения и расторжения трудовых договоров.
Рабочее время и время отдыха. Дисциплинарная ответственность.
Правовые основы социальной защиты и обеспечения.
Развивающий тренинг в форме активного семинара.
Тестирование.
Блок № 4. Административное право (4 часа)
Административные правоотношения. Административные правонарушения.
Административная ответственность, её основания. Органы и способы рассмотрения административных споров.
Развивающий тренинг в форме активного семинара.
Тестирование.
Блок № 5. Уголовное право (8 часов)
Понятие преступления.
Действие уголовного закона.
Понятие уголовной ответственности.
Основания уголовной ответственности.
Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.
Развивающий тренинг в форме активного семинара.
Тестирование по теме.
Блок № 6. Экологическое и международное право (4 часа)
Экологические правоотношения. Экологические правонарушения и юридическая ответственность за причинение вреда окружающей среде.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Международные документы о правах человека. Европейский суд по правам человека.
Тестирование по теме.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Вопросы для самоанализа урока учителем
1. Удалось ли осуществить намеченный план урока, реализовать его задачи, цели? В какой степени удалось это сделать и почему? Были ли отступления от плана урока? Насколько они обоснованы?
2. Усвоен ли учащимися учебный материал, приобрели ли они на уроке необходимые знания, умения, навыки? Как в этом убедиться?
3. Как была организована деятельность учителя и учащихся на уроке? Достаточно ли активны были учащиеся?
4. Что можно было бы улучшить в организации урока, его структуре, содержании и методах?
5. Удалось ли увлечь учащихся, заинтересовать их? Чем и как? Какой была дисциплина на уроке?
6. Какие моменты урока были наиболее удачны?
7. Какие моменты были неудачны и почему? Что нужно исправить и как это сделать?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемая последовательность занятий по блок-модулю
1. Обзорная лекция, в том числе видео лекция.
2. Работа с основными понятиями.
3. Обзорное обучение: работа с учебником, опорным конспектом.
4. Выполнение упражнений для алгоритмического освоения умений
(таблицы, логические схемы, опорные конспекты).
5. Развивающий тренинг в форме активного семинара
6. Повторение темы, консультации.
7. Тестирование.
Сводная ведомость заданий и контроля по блок-модулю № 1
№ п/п, фамилия, имя |
Практическое занятие № 1 |
Практическое занятие № 2 |
Активный семинар |
Реферат По теме |
Тест |
Зачёт Общая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта самоконтроля учащегося
Тема урока |
Момент урока, вызвавший интерес |
Что не понравилось на уроке |
Моя активность |
Самооценка |
Предложения |
|
|
|
|
|
|