Использование кинезиологических упражнений для коррекции нарушений у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
Использование кинезиологических упражнений для коррекции нарушений у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
Аннотация: В статье рассмотрены понятия «олигофрения», «умственная отсталость», «образовательная кинезиология». Описаны характерные особенности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Представлен собственный опыт применения комплексов кинезиологических упражнений для коррекции нарушений у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Ключевые слова: олигофрения, легкая степень умственной отсталости, кинезиологические упражнения.
Современное состояние образования в России характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм гуманизации педагогической деятельности, становлением личностно ориентированного образования. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы организации социально-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. В связи с введением с 1 сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вопрос организации комплексного сопровождения и образования детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален.
Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. Структура дефекта предполагает замедленный темп психофизического развития, неравномерность физического и психологического развития, дисгармоничность в развитии психики. Развитие детей с таким дефектом протекает на более низком уровне, чем развитие их нормальных сверстников и отличается узостью, бедностью содержания психической деятельности, а также более поздним становлением высших психических функций [4].
По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Большая роль в охране физического и нравственного здоровья детей с умственной отсталостью отводится учителю, который внедряет в школьную образовательную практику различные формы и методы обучения, учитывающие естественные и закономерные различия в общих и специальных способностях учащихся с интеллектуальными нарушениями. Интересным направлением коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью можно считать кинезиологию - науку о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Цель работы – обосновать возможность использования учителем кинезиологических упражнений для коррекции нарушений у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятий «умственная отсталость», «легкая степень умственной отсталости»;
2) Описать характерные особенности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости;
3) Раскрыть понятие «кинезиология» и сущность кинезиологических методов;
4) Представить опыт использования кинезиологических упражнений для коррекции нарушений детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования: коррекция нарушений у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования: использование кинезиологических упражнений в процессе коррекции нарушений младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Практическая база исследования: КГКОУ ШИ № 4 г. Хабаровска. Класс 4 «А». Всего в исследовании приняло участие 10 человек. Педагог Бабенцева Е.А.
Термин «умственная отсталость» был введен в 1915 году немецким психиатром Э. Крепелином. Под умственной отсталостью понимается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, являющееся следствием органического поражения центральной нервной системы, которое возникает в результате наследственно обусловленной неполноценности мозга или органическое поражение его на ранних этапах онтогенеза. Выражается в нарушении познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, моторики, личности в целом и может быть различным по тяжести проявления [1].
Существуют различные формы умственной отсталости. Наиболее распространенная среди них является «олигофрения». Олигофрения (от греч. «оligos» – малый, «fren» - ум) – это особая форма психического недоразвития, которая возникает в результате поражения головного мозга во внутриутробном периоде развития, во время родов или на самом раннем этапе постнатального развития ребенка. По степени выраженности дефекта олигофрению делят на три группы: дебильность (неглубокая умственная отсталость); имбецильность (глубокая умственная отсталость); идиотия (тяжелая глубокая умственная отсталость) [3].
У детей с легкой степенью умственной отсталости недоразвиты аналитико-синтетические функции высшей нервной деятельности, нарушены функции абстрактного мышления, недостаточно развиты способности к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных отношений. Выражена общая физическая ослабленность и нарушение моторики. Речью овладевают только после 5 лет. Низкий уровень моральных критериев, высокая внушаемость. Ввиду сниженного интеллекта и особенностей эмоционально-волевой сферы они не в состоянии овладеть программой общеобразовательной массовой школы. Круг профессионально-трудовой деятельности ограничен: способны овладеть несложной профессией и в дальнейшем вести самостоятельную жизнь и даже вступать в брак [3].
Понятие «кинезиология» (от греч. «kinesis» - движение) имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении живого тела и его частей за счёт сокращения мышц. Образовательная кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики [2].
Особенно эффективной оказалась методика кинезиологической коррекции у детей, в т.ч. у детей с легкой степенью умственной отсталости т.к. пластичность детского мозга является благоприятной почвой для его развития. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному контролю, облегчает процесс чтения и письма.
В данной работе описан собственный опыт применения комплекса кинезиологических упражнений с младшими школьниками КГКОУ ШИ № 4 г. Хабаровска в период с ноября 2019 года по февраль 2020 года. Работа проводилась с детьми 4 «А» класса, в возрасте 11-12 лет, в количестве 10 человек.
В ноябре 2019 года мы познакомились с классом, и провели беседы с классным руководителем и школьным психологом, в ходе которых было выявлено, что у учащихся имеются когнитивные, речевые, эмоционально-волевые и двигательные нарушения. Большинство ребят можно назвать гиперактивными, при этом у них выражена общая физическая ослабленность, нарушена общая и мелкая моторика, движения не скоординированы, имеют место поведенческие нарушения, память развита плохо, внимание и познавательный интерес снижены, дети недостаточно настойчивы и самостоятельны, быстро утомляются, практически все учащиеся класса имеют фонематические нарушения.
В начале декабря 2019 года мы провели пробные задания, в том числе кинезиологические упражнения, с целью диагностики межполушарного взаимодействия, связи в системе «глаз-рука», тестирования общей и мелкой моторики, а также саморегуляции. В результате мы убедились в необходимости использования кинезиологических упражнений с целью частичной коррекции имеющихся у учащихся 4 «А» класса нарушений.
Апробация комплекса кинезиологических упражнений проводилась с декабря 2019 года по февраль 2020 года.
Для работы было отведено два пятнадцатиминутных занятия по понедельникам и средам, перед началом уроков, также один урок ритмики по пятницам, он проводится после обеда, во время, отведенное для коррекционно-развивающих занятий, и все физкультминутки на уроках проводились с использованием кинезиологических упражнений. На 15-минутных занятиях перед уроками и на уроке ритмики кинезиологические упражнения были проведены нами самостоятельно, а на физкультминутках их проводила учитель класса.
При подборе кинезиологического комплекса был учтен уровень подготовки ребят, упражнения были простые, позволяющие улучшить восприятие, мыслительную деятельность, повышающие устойчивость внимания, развивающие самоконтроль и произвольность, межполушарное взаимодействие.
Нами было разработано 2 кинезиологических комплекса, первый применялся на 15-минутных занятия, а второй на уроке ритмики.
Оба комплекса включали в себя:
1) дыхательные упражнения - улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность;
2) глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие;
3) коррекционные движения тела и пальцев - обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов;
4) самомассаж пальцев рук и ушных раковин.
В начале марта 2020 года мы провели повторную беседу с учителем класса и школьным психологом. Педагоги заметили улучшения у учеников. У ребят стал более разборчивый почерк, улучшилась память и состояние общей и мелкой моторики, также дети стали более активны физически. Результаты проведенной работы позволили сделать вывод, что применение кинезиологических упражнений положительно повлияли на развитие умственных способностей и физического здоровья, что способствовало коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволило улучшить у учащихся внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику.
Следовательно, учитель начальных классов может использовать кинезиологические упражнения в работе с младшими школьниками с легкой степенью умственной отсталости.
Список использованных источников:
1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учебник для вузов / В. П. Глухов. - 3 изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. - 323 с. - ISBN 978-5-534-13096-6. - Текст : непосредственный.
2. Деннисон, П. Е. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей / П. Е. Деннисон, Г. Е. Деннисон. - Санкт-Петербург : ИГ Весь, 2017. - 320 с. - ISBN 978-5-9573-2775-2. - Текст : непосредственный.
3. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. - 3-е из. перераб и доп. - Москва : Юрайт, 2020. - 176 с. - ISBN 978-5-534-06814-6. - Текст : непосредственный.
4. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие / С. Я. Рубинштейн. - 2-е изд. - Москва : ИОИ, 2016. - 262 с. - ISBN 978-5-94193-883-4. - Текст : непосредственный.