Статья «Использование ИКТ в развитии внимания детей с лёгкой степенью умственной отсталости»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Кургашова Елена Михайловна
Воспитатель МБОУ «Целинная Основная школа-интернат № 15»
Республика Хакасия, с. Целинное
Аннотация: статья посвящена особенностям использования информационно-компьютерных технологий в развитии внимания детей с легкой степенью умственной отсталости. В статье рассмотрены проблемы внимания школьников с легкой степенью умственной отсталости, а также проблемы развития и воспитания детей данной категории.
Ключевые слова: внимание, дети с легкой степенью умственной отсталости, информационно-компьютерные технологии, особенности использования ИКТ, средства ИКТ.
USE OF INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF ATTENTION OF CHILDREN WITH MILD MENTAL RETARDATION
Кurgasova Elena
Teacher of MBOU «Tselinnaya Basic boarding school No. 15»
Of the Republic of Khakassia, p. Virgin
Annotation: the article is devoted to the features of the use of information and computer technologies in the development of attention of students with a mild degree of mental retardation. The article deals with the problems of attention of schoolchildren with a mild degree of mental retardation, as well as the problems of teaching students of this category.
Key word: attention, students with mild mental retardation, information and computer technologies, features of using ICT ICT tools.
В настоящее время одной из проблем развития и образования является развитие внимания у школьников, что связано с высокой динамикой жизни и ростом числа детей, которые потеряли интерес к учебе, снижен их интеллектуальный уровень, концентрация внимания [7, с. 24].
Внимание играет важную роль в регуляции интеллектуальной активности, является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности человека, направлено на содержание образа, мысли и иных явлений. Особая роль в данном контексте отводится вниманию в познавательной работе школьников с легкой степенью умственной отсталости. Сосредоточенность, направленность сознания учащихся данной категории на определенные предметы и явления необходимы на всех этапах их воспитательной и учебной деятельности [3, с. 94].
Часто непонимание материала, появление ошибок при выполнении самостоятельных заданий, неумение начинать и последовательно проводить работу над пониманием текстов, выполнением рисунков, различных заданий объясняется не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, а недостаточной внимательностью [2, с. 228].
Дети с умственной отсталостью обладают рассеянностью, низкой устойчивостью внимания, малым объемом, что проявляется в дезадаптации и влияет на выполнение ими заданий учебной и трудовой деятельности. Процесс внимания у школьников данной категории является адинамичным, трудно привлекаемым к нужным объектам, плохо фиксируемым [6, с. 184].
Эффективным средством развития внимания детей с легкой степенью умственной отсталости является использование информационно-компьютерных технологий.
Информационно-компьютерные технологии (далее ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и последующего использования информации [1, с. 82].
Современные ИКТ предоставляют для развития и обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, контроле знаний, при закреплении, при обобщении и систематизации материала.
В воспитании, развитии и обучении детей с легкой степенью умственной отсталости данные технологии позволяют решать следующие дидактические задачи:
- индивидуализировать и дифференцировать процесс развития и обучения;
- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной и воспитательной деятельности;
- визуализировать любую информацию;
- моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления;
- развивать все виды мышления и познавательную активность;
- усиливать мотивацию обучения [4, с. 74].
Данные задачи можно решать с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника, звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, сети Интернет).
Использование ИКТ позволяет формировать специальные навыки у школьников с легкой степенью умственной отсталости, позволяет делать развивающие занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения их обучения и развития, способствует формированию их ключевых компетенций [8, с. 218].
С помощью ИКТ педагоги могут привносить эффект наглядности на различных занятиях и помочь детям, нуждающимся в коррекционной работе. Наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека, но в коррекционном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Благодаря использованию ИКТ у детей с легкой степенью умственной отсталости зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведет к положительному результату развития и воспитания данной категории детей.
Использование ИКТ на различных занятиях позволяет развивать умения ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Кроме того, применение ИКТ позволяет сделать занятия привлекательными, современными, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения [7, с. 48].
Использование ИКТ в развитии внимания школьников с легкой степенью умственной отсталости связано с реализацией следующих основных принципов:
Активизация самостоятельной познавательной деятельности детей, повышение ее эффективности и качества.
Основой реализации данного принципа является применение инновационных методов, позволяющих создавать открытую форму работы, при которой ребенку предоставляется возможность выбора подходящего ему занятия. Данная особенность обусловлена необходимостью повышения адаптивности систем развития и обучения к индивидуальным психофизическим особенностям детей с умственной отсталостью. При такой организации воспитательного процесса работа становится гибкой, не связанной с обязательными аудиторными мероприятиями.
2. Интерактивность системы компьютерного обучения с использованием новых информационных технологий. Использование компьютерных средств обучения позволяет детям получать информацию вне зависимости от пространственных и временных ограничений, находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации, осуществлять различные формы самоконтроля. Это в значительной мере способствует созданию условий для социальной реабилитации школьников легкой степенью умственной отсталости.
3. Мультимедийность компьютерных систем образования. Организация воспитательной и развивающей работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости на основе ИКТ позволяет активизировать компенсаторные механизмы детей на основе сохранных видов восприятия с учетом принципа полисенсорного подхода к преодолению нарушений в развитии. Другими словами, применение принципа мультимедийности не только активизирует внимание, наблюдательность у детей, но и корректирует их логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие.
4. Принцип развивающего и дифференцированного развития детей. ИКТ предусматривают возможность объективного определения зон актуального и ближайшего развития детей.
5. Принцип системности и последовательности. ИКТ позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному.
6. Принцип доступности. ИКТ и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям школьников с легкой степенью умственной отсталости. Задания предъявляются детям в игровой или занимательной форме.
7. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал или в устной форме.
8. Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип развития и обучения с предъявлением пользователю конкретного задания, варьируемого в зависимости от индивидуальных возможностей и коррекционно-образовательных потребностей, позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения [5, с. 88].
Использование ИКТ в процессе развития внимания детей с легкой степенью умственной отсталости имеет ряд преимуществ. Одним из главных преимуществ является их большие возможности в визуализации предоставляемой информации. Использование в педагогической деятельности ИКТ помогает педагогу значительно увеличить объем продуктивных видов деятельности, создавать интересные раздаточные материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные материалы для занятий [7, с. 54].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационно-компьютерных технологий расширяет спектр видов воспитательной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы развития детей с легкой степенью умственной отсталости. Занятия с использованием современных ИКТ для детей с легкой степенью умственной отсталости способствуют решению одной из основных задач коррекционного воздействия – развитию внимания детей данной категории.
Список литературы
Абасова С.Э. Современные информационно-коммуникационные технологии образования. – Екатеринбург: РГППУ, 2015. – 318 с.
Аксенова Л.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2017. – 400 с.
Глухов В.П. Основы специальной педагогики и психологии: курс лекций по учебной дисциплине. – М., 2018. – 253 с.
Гордейко В.В. Использование информационных и коммуникационных технологий в специальном образовании. – М., 2017. – 180 с.
Кислякова Ю.Н. Методические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения в специальном образовании. – М., 2015. – 110 с.
Лубовский В.И., Розанова Т.В., Солнцева Л.И. и др. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под. Ред. В.И. Лубовского. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 464 с.
Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. – М.: Академия, 2018. – 144 с.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов. – М.: Академия, 2017. – 400 с.
7