Коррекция счета и счетных операций у младших школьников с легкой степенью умственной осталости

5
0
Материал опубликован 13 August 2021 в группе

КОРРЕКЦИЯ СЧЕТА И СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ


Сукуватая Юлия Эдуардовна,



Математические знания способствуют умственному развитию ребёнка. При усвоении математических знаний ребёнок учится логике рассуждений, умению абстрагироваться от несущественных признаков, рассматривать предметы и явления в разных связях и отношениях.

Усвоение количественных знаний, отмечает педагог Л.М. Фридман, не только расширяет круг представлений о вещах, но и имеет существенное значение для общего интеллектуального развития.

Математическая подготовка детей с нарушением интеллекта имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами.

Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты: цель (выразить количество предметов числом); средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности); результат (итоговое число): сложность представляется для детей в достижении итогового числа.

Овладение счётными операциями – это, прежде всего, один из компонентов успешной школьной адаптации ребёнка.

Некоторые авторы, такие как Ф.Г. Боданский, А.Н. Менчинская, рассматривают счетные операции как один из видов учебных навыков и указывают на то, что они функционируют и формируются в процессе обучения [3].

Счетные операции являются частью познавательной деятельности и проявляются в виде учебных действий, выполняющихся посредством определённо построенной системы действий. В зависимости от того, как обучающийся овладел учебными действиями, они могут трактоваться как вычислительные умения или вычислительные навыки и характеризуются такими качествами, как правильность, осознанность, рациональность, обобщённость, автоматизм и прочность(И.В. Шадрина и др.).

М.А. Бантова в своей работе охарактеризовала вычислительный навык так: «вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приёмами. Приобрести вычислительные навыки – значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнить эти операции достаточно быстро [1].

Д.Н. Исаев утверждает, что содержание понятия вычислительная культура составляют: умение быстро и правильно считать, верно и точно пользоваться вычислительными умениями и навыками, использовать рационально обоснованный выбор выполнения действий и операций, который приводит к быстрому, возможно к индивидуальному вычислению, решению задач, умение комментировать вычисления [4].

По мнению А. Баруди, для успешного овладения счетом и счетными операциями необходимо соблюдать следующие условия:

достаточная сформированность у младших школьников познавательных процессов восприятия, внимания, памяти, мышления и свойств личности;

оптимальный уровень трудности и доступности учебного материала, соблюдение оптимального темпа (особенно важно на этапе первичного закрепления);

наличие продуманной системы стимулирования успехов, поддержке интереса к изучаемому материалу, активизации познавательной деятельности;

последовательное, целенаправленное использование разнообразных форм и приёмов работы.

Формирование вычислительных умений и навыков – это сложный и длительный процесс, его эффективность зависит от индивидуальных особенностей младшего школьника, уровня его подготовки и организации вычислительной деятельности.

Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией – детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т. п., – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены. Поражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащее в основе недоразвития психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития – во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых полутора лет жизни, т.е. до становления речи.

Сложность формирования вычислительных навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями обусловлена конкретностью и тугоподвижностью процессов мышления, которые вызваны инертностью нервных процессов. Отражение этих явлений у умственно отсталых обучающихся на практике весьма многообразно.

У обучающихся отмечается так называемое «застревание» на изученных способах выполнения действий при решении числовых выражений, текстовых арифметических задач, практических действий, дети с трудом перключаются с одной умственной операции на другую и уж чрезвычайно сложно на качественно иную операцию. Например, обучающиеся, усвоив сложение и вычитание способом пересчитывания, ещё долго не могут овладеть приёмами присчитывания и отсчитывания. При решении числовых выражений, где нужно выполнить два разных действия, например сложение и вычитание, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, выполнив первое действие, не могут переключиться на выполнение второго действия [2].

Формировать представления числа, счета и дать некоторые начальные свойства натурального ряда чисел у умственно отсталых младших школьников – задача чрезвычайно сложная. Ее решение возможно лишь при широком использовании средств наглядности, учете индивидуальных возможностей каждого ребенка, его иного опыта, тех общих и индивидуальных трудностей, которые возникают у учащихся при изучении чисел первого десятка, конкретность мышления учащихся, слабость обобщения наблюдаемых явлений приводят к тому, что у школьников с нарушением интеллекта очень медленно формируются знание о числах, практические умения счета [2].

С первых уроков математики целесообразно обучать комментировать свою деятельность с предметами и числами. Сначала учитель сам комментирует производимые им совместно с учениками действия, а учащиеся повторяют. Постепенно доля самостоятельности в комментировании деятельности у учащихся увеличивается, а помощь со стороны учителя уменьшается.

Переходным этапом от операций над конкретными множествами к действиям над числами является знакомство учащихся (при выполнении сложения и вычитания) с приемом присчитывания и отсчитывания нескольких единиц [4].

М.Н. Перова утверждает, что устный счёт является обязательной частью на каждом уроке математике при обучении детей с умственной отсталостью. Устный счёт, по её мнению, можно проводить и в начале, и в середине, в конце урока, в зависимости от цели устного счёта, он должен быть тесно связан с темой и основной обучающей задачей урока.

Упражнения, включенные в устный счёт, могут быть направлены на выработку беглости счёта, закреплять те или иные вычислительные приёмы. Цель его состоит в том, чтобы подготовить обучающихся к дальнейшему 20 восприятию новых знаний. Устный счёт вариативен и может включать в себя разные формы упражнений и заданий: устные арифметические и геометрические задачи, упражнения вычислительного характера, задания на закрепление нумерации, свойства арифметических действий. Длительность устного счёта на уроке обычно 10-12 минут, но не более того, потому что в это время происходит максимальная отдача умственных сил. Обычно устный счёт проводится в быстром темпе, при этом происходит частая смена и переключение видов деятельности и форм упражнения. Такие переключения будут полезны для развития мыслительных процессов, но они трудны обучающимся с интеллектуальными нарушениями [5].

Таким образом, вопросами изучения счета и счетных операций у детей младшего школьного возраста занимался широкий круг учёных. Можно сделать вывод, что при овладении навыками счёта и счётных операций младшие школьники, как в норме, так и при легкой степени умственной отсталости, испытывают затруднения.

К особенностям счета и счетных операций у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости относятся: так называемое «застревание» на изученных способах выполнения действий при решении числовых выражений; при решении числовых выражений, где нужно выполнить два разных действия, например сложение и вычитание, выполнив первое действие, не могут переключиться на выполнение второго действия; нередко отказываются считать или допускают много ошибок при счете предметов, которые ранее не использовались в их опыте в качестве объектов счета, особенно если объекты счета даны в непривычном для учащихся положении в пространстве или на плоскости; не знают, откуда надо начать счет; большие затруднения испытывают учащиеся при определении общего количества разнородных предметов.

Для формирования счета и счетных операций у младших школьников с умственной отсталостью применяется широкое использование средств наглядности, учет индивидуальных возможностей каждого ребенка, первые предметы, которые пересчитывают учащиеся, должны быть хорошо им известны, не надо отвлекать учащихся новизной, излишней красочностью.




Список использованных источников

Бантова М.А. Система формирования вычислительных навыков / М.А. Бантова // Начальная школа. – 2009. – № 11. – С. 38–43.

Боданский Ф.Г. Развитие математического мышления у младших школьников / Ф.Г. Боданский // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности. – М.: Академия, 2013. – 198 с.

Исаев Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков / Д.Н. Исаев. – М.: Просвещение, 2012. – 423 с.

Менчинская Н.А. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах / Н.А. Менчинская, М.И. Моро. – М.: Просвещение, 2011. – 224 с.

Петрова В.Г. Обучение учащихся I–IV классов вспомогательной школы: пособие для учителей / В.Г. Петрова. – М.: Просвещение, 2006. – 479 с.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации