12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ФЕДОРОВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА2367
мечтатель
Россия, Чувашская респ., Чебоксары

Использование лего- конструирования и основ робототехники в обучении детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

В настоящее время в мире наблюдается тенденция увеличения числа детей с отклонениями в речевом развитии. Поэтому актуально уделять большое внимание проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и применять новые инновационные технологии в образовательном процессе.

Существующая классификация, предложенная В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, определяет следующие аномалии в развитии детей:

нарушение слуха,

снижение зрения,

речевые нарушения,

нарушения опорно-двигательного аппарата,

задержка психического развития.

Педагоги ДОУ (воспитатели, логопеды), обеспечивающие комфортные условия для обучающихся детей с ОВЗ, обязательно должны понимать и помнить, что такие дети особенные, им нужен индивидуальный подход, они не являются ущербными по сравнению с другими дошкольниками. Взрослые должны тактично и целесообразно использовать новейшие формы, методы воспитательного воздействия для детей с ОВЗ.

Говоря об инклюзивном образовании, необходимо учитывать все особенности, определяющие ограниченные возможности здоровья дошкольников. Инклюзивное образование способствует личностным проявлениям по отношению к друг другу: помогает развить гуманность, толерантность.

Невозможно представить детей, которые не увлекались бы Лего- конструктором. Разнообразие конструкторского материала завлекает детей всех возрастов, и даже взрослых в совместных играх с дошкольниками. Вовлекаясь в игру с лего- конструктором, стирается грань между здоровым ребенком и ребенком с ОВЗ, дети легко находят общие игровые занятия. Благодаря конструкторской деятельности развивается воображение, расширяются творческие изобретательские навыки, развивается ассоциативное, пространственное и логическое мышление детей. Именно это является основой интеллектуального и речевого развития дошкольника.

Лего- конструирование и робототехника – новые педагогические технологии, а их использование имеет ряд преимуществ для развития речи с тяжелыми нарушениями:

с моделями конструктора можно играть, не рискуя их сломать, испортить, а, значит, ребенок спокойно работает в своем индивидуальном темпе при выполнении практических заданий;

модели из Лего очень красочные, эстетичные и удобные для конструкторской деятельности;

конструктор Лего вызывает у детей положительные эмоции и образовательная деятельность проходит в более приятных, комфортных условиях;

Лего- конструирование способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка, разрешению его внутренних психологических проблем и существующих комплексов, развитию творческих и умственных умений и навыков при возможности их дальнейшей игровой деятельности.

Работая в старшей группе, где есть дети с ТНР, я провожу работу с применением Лего – технологии и образовательной робототехники.

Конструктор часто используется нами в театральной деятельности, где ребятам сначала нравится строить главных персонажей сказки («Колобок», «Маша и медведь», «Репка») придумывать декорации из Лего, а затем обыгрывать сказку и придумывать свое продолжение истории…

Интересный прием использования конструктора при составлении рассказов или заучивания стихотворения помогает ребенку лучше осознать и воспроизвести сюжетную линию, сделать пересказ увлекательным, логичным.

Использование конструктора и робототехники на занятиях, в режимных моментах положительно воздействует на атмосферу и качество коррекционной работы. При этом улучшается развитие лексико- грамматических средств связи по определенным темам занятий, формируется словообразование и формообразование новых слов, развивается правильный дыхательный выдох, автоматизируются звуки в ходе «волшебных» игр («Ступеньки», «Звуковичок», «Найди новый слог»), формируется графический образ букв при обучении грамоте и развитию тактильных ощущений.

Благодаря конструкторским решениям в играх «Строители», «Автолюбители», «Конструкторское бюро», «Космодром «Байконур», формируется пространственная ориентация, что помогает создать правильное схематическое отношение к своему телу. Безусловно, наиболее сильное влияние конструктор Лего и робототехника оказывают на развитие высших психических функций (память, внимание, логика, мышление).

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного, понимании и принятии всего того, что делает ребенок самостоятельно. Главное, что должен  чувствовать дошкольник - то, что в огромном мире, где не всегда с тобой дружелюбны,  есть место, где  всегда можно почувствовать себя защищённым, любимым и желанным, умеющим творить, мыслить, создавать, удивлять и удивляться вместе с другими участниками образовательного процесса.

Каждый ребёнок обязательно становится взрослым. И от умений и приобретенных навыков, применяемых для решений возникающих вопросов,  будет зависеть его жизненный настрой, его установки на  завтрашние победы и успехи. Поэтому  в своей работе в детском саду я стараюсь постоянно поощрять детей за малейшие успехи, корректно исправляю неточности. Важно , чтобы ребенок с ОВЗ был открыт новым знаниям, и даже если что-то делает неправильно, взрослые его обязательно  поддержат. направят, помогут и  дадут советы, развиваю в них веры в собственные силы и возможности для реализации в будущем.

Одна из древних мудростей гласит: "Ребенок - это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение". Каждый педагог должен понимать, какой груз ответственности он несет за каждого ребенка. Воспитатель - это призвание, талант, который дан свыше. Формирование личности ребенка - это очень сложный процес, требующий профессионализма, души и огромного сердца... Но люди, которые по-настоящему любят детей, добиваются поставленной цели и остаются в сердцах детей на всю жизнь. Пусть дети будут счастливы и здоровы, а особые дети будут счастливы и здоровы рядом с нами.


Список используемой литературы


1.Деревянкина Н.А. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010

​​​​​​​2.Статья «Особенности работы с детьми с ОВЗ» - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/02/doklad-na-temu-osobennosti-raboty-s-detmi-s-ogranichennymi

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.