Доклад на тему «Использование методов формирование функциональной грамотности как один из приемов подготовки к ГИА по истории и обществознанию»
Методы и приемы
формирования функциональной грамотности
на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звене.
Цель:
Обобщить, классифицировать и систематизировать опыт применения различных методов и приемов по формированию и развитию функциональной грамотности.
Задачи:
1. Раскрыть проблемы, наметить способы их решения.
2. Поделиться опытом использования данных методов, средств и приемов для подготовки к экзаменам.
3. Выявить ошибки, получить рекомендации опытных коллег.
Современный школьник, чтобы быть успешным и конкурентоспособным человеком в дальнейшей жизни, должен обладать навыками функциональной грамотности. Что такое функциональная грамотность?
В 1978 году Генеральная ассамблея ЮНЕСКО дала определение функциональной грамотности, действующее до сих пор.
Оно понималось как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
Особенности предложенного ЮНЕСКО понятия:
— Направленность на решение бытовых проблем.
— Основное содержание — базовый уровень навыков чтения и письма.
— Цель — возможность решения стандартных стереотипных задач.
— Применялось в основном к взрослому населению, которое нуждалось в формировании элементарной грамотности.
Наш мир стремительно меняется. Каждый год происходят существенные изменения в разных сферах нашей жизни, от способов оплаты покупки, отправки сообщений до способов устройства на новую работу или даже видов и форм данной работы. Каждый день мы получаем новые знания, приобретаем новые навыки, постигаем новые технологии.
На смену приоритета человека энциклопедических знаний, приходит человек обширных умений и навыков или компетенций, ведь в современном мире, когда любая информация, новое знание или даже навык, доступны по клику, более конкурентоспособным, чаще всего, будет не тот человек, что «много знает», а тот, кто «многое умеет», умеет обучаться, умеет самостоятельно добывать знания и приобретать новые навыки. Современный мир ставит перед системой образования новую задачу - подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными не только в рамках нашего государства, но и на международной арене.
В этом и заключается сущность функциональной грамотности. Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Выделяют основные направления формирования функциональной грамотности: математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.
Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики.
Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д.
Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать,
как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Формирование и развитие каждой из этих компетенций является составляющим современного, конкурентоспособного специалиста.
Каждое из данных направлений можно легко привязать к определённой школьной дисциплине для выполнения практико-ориентированной, то есть к функциональной его составляющей.
Например, на уроках химии и физики формируется естественно-научная грамотность. Дети на практике применяют свои знания и навыки в реальной жизни. Математическая и финансовая грамотность формируются на уроках математического цикла. Обучающиеся могут рассчитать доход родителей от процента по вкладу, переплату по кредиту или стоимость товара в зависимости от купона на скиду на данный товар. Креативное мышление, глобальные и читательские компетенции легко «вписываются» в контекст таких предметов, как «география» и «обществознание» и «литература». Практико-ориентированность этих предметов не подвергается сомнению.
Но одной из главных проблем истории как предмета является то, что она менее всего практико-ориентирована. В истории нельзя, как в математике, привязать знание или умение к повседневной жизни, как в химии или физике, провести эксперимент. Между тем, современный ученик – это прагматик и рационалист, который не видит смысла тратить свой ограниченный временной ресурс на заучивание фактов, дат и терминов, которые ему в реальной жизни никак не пригодятся. Хотя, конечно, если установить авторитарный стиль общения с учениками, то ученик будет учить и даты, и термины, и отлично читать карты, схемы, диаграммы и таблицы. Это может способствовать хорошим показателям качества знаний по предмету. Но этот стиль общения содержит 2 больших «но». Во-первых, считаю, что не каждый педагог, который, в первую очередь – человек, обладает способностью установить авторитарный стиль общения с учениками в силу своего темперамента. Во-вторых, мотивация – «учить, делать и читать, потому что иначе я получу двойку» не дает практико-ориентированности предмету, кроме как «уметь взаимодействовать с начальством и выполнять требования», а значит, не в полной мере отвечает и требованиям развития функциональной грамотности. Исключение составляет лишь ситуация, когда ребенок сдает экзамен по предмету, но в этом случае практико-ориентированность и мотивация имеют совсем другой характер.
Демократический стиль общения между учителем и учеником тоже может вызывать проблемы мотивации. Ученику, который серьезно занимается информатикой, физикой, биологией, математикой или, наоборот, не интересуется ничем, история подчас кажется легким и ненужным предметом, предметом, где нет ничего, кроме хронологии событий, персоналий и войн.
Так как же найти выход из этого сложного положения? Сложно привязать предметный материал к реальной жизни, сложно, а под час невозможно объяснить его значимость и практико-ориентированность, сложно замотивировать учеников, а значит сложно развивать функциональную грамотность современных школьников на уроках истории. Но так ли это на самом деле?
Функциональная грамотность подразделяется не только на направления, но и на формы, ключевыми из которых являются: общая грамотность, коммуникативная, информационная, компьютерная, а так же грамотность при решении бытовых проблем. На уроках истории мы можем развивать функциональную грамотность обучающихся не только через содержание предмета, а при помощи различных форм, методов и приемов работы с данным, «не совсем практико-ориентированным» содержанием.
Какие же существуют методы и приемы, способствующие формированию функциональной грамотности современных школьников? В рамках каких направлений и тем их можно применять? Какие положительные
стороны они имеют? И с какими трудностями можно столкнуться, используя данные методы и приемы формирования функциональной грамотности?
В рамках обобщения опыта по использованию методов и приемов по формированию функциональной грамотности обучающихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы был составлен список «Методов, приемов и средств формирования функциональной грамотности на уроках истории в среднем и старшем звене общеобразовательной школы ».
Средства формирования функциональной грамотности.
на уроках истории и обществознания.
1 Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа. Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся. Использование диалогового обучения, взаимообучения.
2. Пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) – предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
3. Познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
4. Исторические диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
5. Изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю. Работа по формированию читательской грамотности.
6. Чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
7. Исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз, убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).
8.Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
Приемы формирования читательской
грамотности на уроках истории.
1. Прием «Корзина»
Обучающиеся записывают все понятия, идеи, имена по данной теме.
Пример приема «Корзина» на уроке истории в 9 классе. Тема «Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1». Предложить обучающимся высказать, объяснить, в чем заключаются причины и последствия данной политики.
2. Прием «Синквейн»
Первая строчка – одно существительное, вторая строчка – описание двумя прилагательными, третья строчка – описание действия тремя глаголами, четвертая строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме, пятая строка – это синоним из одного-двух слов, который отражает суть понятия.
Пример: тема «Реформация»:
1) Реформация;
2) новая, современная;
3) изменяет, проповедует, перестраивает;
4) Реформация изменила религиозную идеологию во многих европейских странах 16 века;
5) Преобразование
3. Приём «До-После»
В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой обучающийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу. Часть «После» заполняется в течение или в конце урока, после работы с учебным текстом. После чего идет сравнение двух колонок в таблице и делается вывод.
Пример приема «До-после» на уроке истории в 8 классе. Тема «Экономические преобразования Петра 1»:
В первом столбце «До» обучающийся описывает причины реформ, а во втором столбце «После» перечисляет все последствия и делает вывод.
4. Прием «Инсерт»
Во время чтения учебного материала делаются пометки). Например, следующие значки: (V) я это знаю; (+)
это новая информация для меня; (—) я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; (?) это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории в 8 классе.
Тема «Реформы Петра I»:
V + — ?
Петр I — первый российский император. Издал "Табель о рангах" Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января. Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?
5. Прием «Продолжить рассказ»
Составить 6-7 предложений, используя полученные знания на уроке.
6. Прием «Завершим схему»
Заполнение пробелов в схеме, установление и графическое изображение логических связей между звеньями схемы.
7. Составление по тексту учебника кроссворда, обратного кроссворда, ребуса, теста
альтернативный тест, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности.
8. Прием «Кластер» («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди винограда.
9. SWOT- анализ
Заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы.
S – сильные стороны изучаемого явления (англ. strengths – сильный)
W – слабые стороны изучаемого явления (англ. weaknesses – слабый)
О – возможности применения (англ. opportunities – возможности)
T – угрозы применения (англ. threats – угрозы)
10. Прием «Толстые и тонкие вопросы». Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ на вопросы: Где? Когда? Что? Кто?Толстый вопрос предполагает ответ развернутый: Каковы последствия? В чем состоят различия?
Вопросы оцениваются по критериям: самые сложные, самые интересные, оригинальные.
11. Прием «Оценка текста»
Предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа. Обучающимся предлагается в течение некоторого времени изучить текст и ответить на следующие вопросы:
Какие разделы встречаются в тексте?
Какие слова выделены курсивом?
Почему один из разделов по объему больше, чем другой?
Какие термины упоминаются чаще остальных, почему?
12. Одним из наиболее распространённых на сегодняшний день методов является метод проблемного обучения. Обучающиеся самостоятельно или вместе с учителем задают проблемный вопрос в начале урока и отвечают на него, подводя итоги.
Конечно, самым распространенным направлением формирования функциональной грамотности на уроках истории является читательская грамотность, но формировать мы имеем возможность и математическую грамотность.
13. Прием «Оценка текста» Оценивание содержание всего параграфа, например тема урока обществознания в 6 классе Деятельность, виды. Какие разделы встречаются в тексте? Почему они так выделены? Какие слова выделены курсивом? Почему они так выделены?
Развитие математической грамотности
на уроках истории и обществознания.
(из опыта работы)
При изучении темы «Реформация», обучающиеся 7 класса из года в год очень заинтересованы стоимостью индульгенций. Изучая эту тему, ученики самостоятельно выстраивают цепь аналогий и подсчетов, для того, чтобы высчитать реальную стоимость папской грамоты в сегодняшних ценах, учитывая особенности эпохи. Как показывает практика, ученики помнят эту тему к концу 9 класса именно за счет интереса к проблеме. Девятиклассники же всегда очень заинтересованы причинами и стоимостью продажи Аляски, а так же объемом средств, которые потеряла Россия, продав данную территорию.
Одним из самых сложных, но интересных вопросов, для формирования математической грамотности, является крестьянская реформа 1861 года. Здесь ученики не только анализируют реформу с позиций выгодности и справедливости, но и решают задачи из реальной жизни о стоимости земельных участков, процентов по оплате, итоговой сумме выкупных платежей.
Самым сложным моментом формирования математической грамотности на уроках истории является, на мой взгляд, тема «Счет лет в истории», когда пятиклассники знакомятся с лентой времени. Сложность заключается в том, что в рамках программы «Школа России» отрицательные числа ими еще не изучались. Но уже к концу урока ученики с интересом и энтузиазмом считают задачи и рисуют временную шкалу, подсчитывая, сколько лет не проводились Олимпийские игры, когда жил Тутанхамон и сколько лет египетским пирамидам.
Конечно, тем, изучая которые, мы можем заниматься развитием
математической или финансовой грамотности гораздо больше, но, к сожалению, работать с данным направлением мы можем не на каждом уроке, ввиду ограниченности времени, и выстроить целостную систему по формированию математической грамотности на уроках истории нет возможности и, наверное, нет необходимости, поскольку есть опасность навредить и запутать ученика.
Развитие естественно – научных компетенций на уроках истории и обществознании
(из опыта работы)
Естественно – научные компетенции, это в первую очередь география, физика, химия и биология. Без знаний географии невозможно изучать историю.
Начиная с 5 класса, при знакомстве с древнейшими цивилизациями, мы формируем умение работать с картой. Самую древнюю - Египетскую цивилизацию мы изучаем на основе данных атласа и текста параграфа. Изучение следующих цивилизаций начинается с проблемного вопроса – «Можем ли мы на основе данных карты предположить, как жили, чем занимались жители, какие успехи и проблемы имело государство?» На основе карты изучаем местность, рельеф, климат, почвы, что растет, какие могут быть полезные ископаемые. Ученики выдвигают предположения, а затем, изучив параграф, подтверждают или опровергают свои предположения. В рамках внеурочной деятельности ученики часто с интересом занимаются поиском территорий древних государств на современной политической карте мира.
Многие темы имеют непосредственную близость так же и к химии (греческий огонь, применение ртути в качестве лекарства, свинец в косметике и многое другое).
С большим интересом и нескрываемым чувством патриотизма и гордости ученики 10 класса всегда изучают одно из самых страшных событий 1МВ – «атаку мертвецов в крепости Осовец». В контексте данной темы ученики вспоминают о принципах распространения газов, правилах поведения при газовых атаках.
Сложно изучать промышленный переворот без знаний механики. Учащиеся всегда с большим интересом предполагают, выстраивают причинно-следственные связи и анализируют, как механическая прялка «Дженни» дала толчёк первой промышленной революции.
Проблемы, возникающие в процессе развития различных видов
функциональной грамотности у обучающихся
Недостаточно владеют смысловым чтением.
Не справляются с задачами на интерпретацию информации.
Затрудняются в решении задач и вопросов, требующих анализа и обобщения.
Не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Недостаточно сформировано умение работать по шаблону.
Причин этим проблемам может быть множество, но, как как показывает практика нашей школы – это рассеянное внимание, чрезмерная трата времени на социальные сети и видео-приложения, такие как «Тик-ток», чрезмерная увлеченность детей игровой деятельностью в смартфонах и отсутствие контроля со стороны родителей увлечениями и досугом детей.
Вынесенное в нынешнем году постановление главного санитарного врача России о запрете использования смартфонов на уроке проблему полностью не решило, поскольку сразу после звонка телефоны вновь оказываются в руках учеников. Есть предположение, что решится данная проблема еще очень не скоро.
Вывод
Не смотря на сложность применения предметного содержания в реальной жизни, учебные предметы «История и обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся,для подготовки к экзаменам.Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на нравственных аспектах исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адаптироваться в современной социальной среде - сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся неравнодушные педагоги, способные воздействовать на обучающегося с разных сторон.
Список литературы
1. Фролов П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования.2016.
2. Короткова М.В. , Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей .- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
3. К.А. Нурмуртова.
Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях. «Педагогическая наука и практика»
4. Материалы сайта https://infourok.ru/