12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гусельникова Анастасия Николаевна158
Россия, Пермский край, Березники

Статья «Использование мнемотехники в работе педагога ДОУ»

Автор Гусельникова Анастасия Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад № 59», Пермский край г. Березники

Одна из актуальных педагогических задач – познавательно-речевое развитие детей. Необходимо дошкольников научить красиво говорить, понятно, грамматически правильно излагать свои мысли, вести диалог с собеседником. Довольно часто у детей дошкольного возраста наблюдаются позднее начало развития речи, скудный словарный запас, нарушения звукопроизношения, отсутствия четкости в связном речевом высказывании, несовершенное словесно-логическое мышление и как следствие этого проблемы с взаимоотношениями с окружающими.

Вот уже несколько лет использую в своей работе приемы мнемотехники. На мой взгляд, мнемотехника помогает легко и быстро обогатить речь ребенка.

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников. Так как в этом возрасте превалирует зрительно-образная память, поэтому и наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование приемов мнемотехники помогает ускорить и облегчить процесс запоминания материала, развить воображение, образное, ассоциативное мышление, увеличить объем памяти, повысить внимание. Ребенок обучается преобразованию в образы из символов. При чутком отношении педагога у детей пополняется словарный запас, формируется грамматически правильная речь, пополняются знания об окружающем мире.

Работу с мнемотехникой необходимо начинать постепенно. Сначала я знакомила детей с мнемоквадратами. Мнемоквадрат – символическое изображение предмета, явления природы, персонажа или словосочетания. Характеризуем предмет, его свойства и область применения. Если словосочетание, то еще учимся грамматически правильно согласовывать слова. В среде ДОУ находим такие мнемоквадраты: рисунок на шкафчике одежды (мяч), рисунок с изображением кубиков на полке с конструктором. На этом этапе пополняется словарный запас. Следующий шаг мнемодорожки – изображение, состоящее из нескольких квадратов-картинок. По ним можно составить предложения. А из предложений небольшой рассказ, сказку или загадки. Например, персонаж из русской народной сказки Зайка. Зайку изобразим символом: мордочка и длинные ушки. Зайка – дикое животное, поэтому следующий символ будет елочка. Что любит есть зайка… и т.д. Таким образом у детей увеличиваются знания об окружающем мире. Также на этом этапе формируется связная правильная речь.

Следующий этап – мнемотаблицы. Мнемотаблица – это схема, состоящая из 6, 8 мнемоквадратов, в которую заложена определённая информация. По мнемотаблице легко запомнить рассказ, стихотворение. Сначала я читаю стихотворение один раз. Затем составляю таблицу. Изначально мнемотаблицы составляют воспитатели. А на следующих стихах идет совместное творчество с детьми. Так при составлении мнемотаблицы для стихотворения мы совместно с детьми придумываем изображения на каждую строчку. И вот здесь включается воображение, ассоциативное, образное мышление. Ведется диалог с воспитателем, ребенок аргументирует свой вариант. Так, легко и непринужденно ребенок преодолевает застенчивость и обучается уверенно чувствовать себя перед аудиторией. Затем педагог читает стихотворение еще раз, а дети смотрят на таблицу. Глядя на каждый символ, ребенок вспоминает, что тот означает и перекодирует в образ. А по готовой схеме стихотворение вспоминается гораздо легче. Так повышается внимание и увеличивается память.

В своей работе чаще всего использую мнемотаблицы для заучивания стихотворений, песен. Детям очень нравится запоминать стихи таким способом. Даже самые робкие дети, которым тяжело давались стихи, делают огромные успехи и гордятся собой.

При работе с мнемотаблицами необходимо учитывать следующие условия:

- работа должна быть построена по принципу «от простого к сложному»;

- одна мнемотаблица не должна превышать более 9 квадратов;

- в день использовать не более 2 мнемотаблиц в день.

Таким образом, мнемотехника помогает в осуществлении одной из актуальных педагогических задач – познавательно-речевое развитие. Благодаря приемам мнемотехники дети пополняют свои знания об окружающем мире, преодолевают застенчивость. Речь детей обогащается, увеличивается объем памяти, развивается воображение. А самое главное, исчезают проблемы в общении.









Список используемой литературы:

Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. / Белоусова Л.Е. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС» - 128с.

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. / Полянская Т.Б. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС»

Учим стихи – развиваем память/ Ребенок в детском саду. / Широких Т.Д - 2004. № 2.







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Гусельникова Анастасия Николаевна, 17.07.20 в 17:51 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Светлана Анатольевна.
Гусельникова Анастасия Николаевна, 18.07.20 в 08:22 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Екатерина Сергеевна.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.