Статья «Использование многобальной оценочной системы как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе»

0
0
Материал опубликован 7 October 2018

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОБАЛЬНОЙ ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ.

 Селезнева Тамара Алексеевна,МБОУ "Гимназия №33", г. Ульяновск.

Сегодня все чаще поднимается вопрос об ухудшении состояния здоровья детей. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ, большей частью имеют низкое или ниже среднего физическое развитие. По своему состоянию здоровья они имеют множество противопоказаний. В результате чего не в состоянии выполнить все требования учебной программы по ФК. Поэтому при работе с такими учащимися возникает необходимость в поиске новых, более совершенных методик, которые позволят им повысить мотивацию к занятиям физической культурой, увеличить уровень здоровья, улучшить физическую подготовленность и в дальнейшем, при систематическом их применении, избавиться от ряда заболеваний. Подобное положение дел заставляет педагогов разрабатывать новые формы и критерии оценки усвоения учащимися программного материала.

В своей работе для оценивания физической подготовленности учащихся использую комплексную оценку, определяемую как сумму баллов, набранных в тестовых упражнениях. При разработке такой оценочной шкалы физической подготовленности учащихся учитываю:

1. Объемные показатели для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, заложенные в государственном стандарте общего образования по физической культуре.

2. Оценочные нормативы тестовых упражнений, используемые на сегодняшний день в программах, рекомендованных для учебных заведений.

3. Индивидуальность учащихся, позволяющую повысить их мотивацию при выполнении тестовых упражнений.

Многобальную систему оценивания деятельности учащихся применяю с целью повышения интереса к занятиям физической культурой. Благодаря этому удается реализовать следующие актуальные задачи:

повышение стимулирующего воздействия школьной оценки;

создание более благоприятного эмоционального фона оценивания;

дифференцирование школьной оценки;

разработка критериев оценивания умений и навыков учащихся по предмету «физическая культура» по многобальной шкале;

повышение объективности в оценивании деятельности учащихся на уроках физической культуры;

привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой

Преимущества данной системы начисления очков в многобалльной оценочной шкале в:

оптимальном развитии основных двигательных качеств у учащихся, психических процессов, укрепление здоровья;

создании не только здоровьесберегающей, но и здоровьеукрепляющей среды в образовательном учреждении, вовлечение детей и подростков в систематические занятия физическими упражнениями;

обеспечении надежной физической и психической готовности к учебной деятельности.

Повышении мотивации и осознанности в занятиях физической культурой.

Ученик перед собой видит конкретную цель -сколько необходимо набрать баллов за определённый период обучения, чтобы получить положительную оценку. Его заинтересованность в хорошей или отличной отметке заставляет заниматься на уроках значительно сознательней, организованней и соответственно повышается эмоциональная удовлетворённость от занятий.


 

В течение учебного цикла каждый учащийся должен набрать в свою «копилку» определенное количество баллов, согласно которому выставляется отметка за полугодие. Сумма баллов складывается из:

посещений занятий СМГ и активной работы на уроке (2 балла за каждое занятие)

выполнения тестов по физической подготовленности (0 – 5 баллов)

подготовки и проведении комплексов ЛФК для профилактики различных заболеваний ( 3 – 5 баллов)

овладения различными приемами элементов техники волейбола и баскетбола ( 1 – 6 баллов);

помощи в организации и судействе спортивно-оздоровительных мероприятий и соревнований (5 – 10 баллов);

выполнения оздоровительных комплексов хатха-йоги (3 – 5 баллов);

составления индивидуальных оздоровительных программ (5 баллов)

Для тех, кто по медицинским показаниям не мог посещать большую часть учебных занятий – защита проектов по тематике здоровьесберегающих технологий, профилактике заболеваний.

Штрафные баллы:

опоздание на занятие ( -1 балл);

пропуск занятий без уважительной причины (-2 балла).

В течение учебного года нужно набрать:

Оценка

1 полугодие

2 полугодие

5

86-100 и более баллов

101-120 и более баллов

4

65-85 баллов

85-100 баллов

3

50-64 баллов

70-84 баллов

По программе нормативы сдачи зачета в конце каждого полугодия входят:

№ п/п

Контрольное

упражнение

Класс

Юноши

Девушки

Количество баллов

Количество баллов

5

4

3

5

4

3

1

Бег с ходьбой

10

1150

1000

800

1000

800

650

11

1200

1050

850

1050

900

700

2

Гибкость

10

12

9

5

16

13

8

11

13

10

6

17

14

9

3

Челночный бег

3 Х 10 м

10

7,6

8,0

8,2

8,7

9,3

9,7

11

7,5

7,9

8,1

8,7

9,2

9,6

4

Прыжок в длину с места

10

195

180

170

180

165

155

11

200

185

175

185

170

160

5

Броски набивного мяча весом 1 кг из положения сидя (метров)

10

8,5

7,0

5,5

5,5

4,5

3,0

11

9,0

7,5

6,0

6,0

4,7

3,2

Элементы техники волейбола (1 полугодие)

п/п

Тестовые упражнения

Критерии оценки в баллах

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

1.

Верхняя передача мяча в мишень на стене (10 раз); на количество попаданий

10

8

6

4

2

2.

Передача мяча в парах (11 класс через волейбольную сетку); количество раз

20

16

12

8

4

3.

Серийные передачи над собой, высота передачи не ниже 1 метра; раз

15

12

9

6

3

4.

Нижняя передача через сетку в парах (5 раз)

5

4

3

2

1

5.

Нижняя прямая подача (юноши 11 класс – верхняя прямая подача) 6 раз

5

4

3

2

1


 

Элементы техники баскетбола (2 полугодие)

п/п

Тестовые упражнения

Критерии оценки в баллах

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

1.

Броски в кольцо с близкого расстояния с трех точек одной и двумя руками (по 2 броска с каждой точки); количество попаданий

5

4

3

2

1

2.

Ведение мяча, 2 шага, бросок в кольцо с трех точек

Без ошибок

1 ош.

2 ош.

3 ош.

4ош.

3.

Жонглирование баскетбольным мячом пребрасывая двумя руками за спину и обратно через голову; раз

10

8

6

4

2

4.

«Школа броска» с различных точек за 15 минут; количество попаданий

11

9-10

7-8

5-6

3-4

5.

Штрафной бросок из 10 попаданий

4

3

2

1

Попа

дания в щит

6.

Метание малого мяча в вертикальную цель с расстояния 9-12 метров; кол-во попаданий

5

4

3

2

1

7.

Подъем туловища из И.П лежа на спине – руки за голову за 30 сек.; раз

27

22

18

14

10

Учащиеся могут заработать дополнительные + 3 балла, выполнив ряд тестов по выбору: 100% посещение учебных уроков, выполнение контрольных тестов выше нормы, активное участие на уроке {выполнение комплекса ОРУ с группой }.

Результаты проведенного исследования показали, что используемая методика дает положительный эффект в работе с детьми низкого и ниже среднего уровня физического развития и физической подготовленности, носит оздоравливающий характер, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся.

Результаты социологических опросов учащихся показали оптимизацию психологического климата на уроках физкультуры, где дети чувствуют себя более комфортно, так как требования соответствуют их физическим возможностям. Стало меньше пропусков уроков по неуважительной причине. Повысилась дисциплина, самоорганизация учащихся, возросла степень уверенности учащихся в своих силах, особенно у детей с низким уровнем физического развития, появилась потребность в самостоятельных занятиях. Применение данной системы оценивания позволило повысить их интерес к занятиям физической культурой, что особенно важно для формирования навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации