Статья «Научно-исследовательская работа в медицинском колледже как средство повышения интереса к выбранной профессии»

0
0
Материал опубликован 23 December 2018

УДК 377

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ВЫБРАННОЙ ПРОФЕССИИ.

Акимбаев Айдын Канатбекович,

магистр с/х наук, преподаватель

Вавилина Александра Александровна,

Шарипбек Дарига Ермекыызы

Оразбаева Еркежан Ернуркызы

студенты

Учреждение Образование Высший медицинский колледж «Авиценна»


 

Аннотация: В этой статье представлена попытка рассмотреть некоторые возможные подходы к введению новой для современного медицинского колледжа технологии исследовательского обучения. В нем описаны доступные методические приемы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения старших курсов медицинского колледжа.

Ключевые слова: исследование, метод исследовательского обучения, исследовательская деятельность, проектная деятельность, технология исследовательского обучения.


 

RESEARCH WORK IN THE MEDICAL COLLEGE AS A MEANS OF INCREASING INTEREST IN THE CHOSEN PROFESSION.


 

Akimbaev Aydin Kanatbekovich

Vavilina Alexandra Alexandrovna

Sharipbek Dariga Ermekkyzy

Orazbayeva Erkezhan Yernurkyzy

Abstract: This article presents an attempt to consider some possible approaches to the introduction of a new technology for modern medical College research training. It describes the available methodological techniques to successfully develop the content, use the most effective forms of organization and methods of research training of senior courses of the medical College.

Key words: research, research training method, research activity, project activity, technology of research training.

Интенсивное обновление, модернизация компонентов образовательного процесса объективно подняли планку профессиональных требований к учащимся медицинского колледжа. Сегодня учащийся медицинского колледжа должен уметь на высоком уровне комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современного медицинского колледжа должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Цели научно-исследовательской работы учащегося – обеспечение высокой результативности образовательного процесса путем совершенствования работы методики и внедрения в образовательную практику новых подходов и эффективных образовательных технологий.

Известно, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе творческих изысканий. Как развить у учащихся готовность, потребность и способность исследовать окружающий мир? Как сформировать умения и навыки исследовательского поведения?

Для успешного существования в динамическом окружении природа изначально наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Специалисты в области психологии мышления давно подметили, что умственная деятельность ученого, делающего великие открытия, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Мы с вами знаем, что ребенку легче изучать и усваивать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования, наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

С этой целью необходимо проводить исследовательскую работу в системе урочной и внеурочной деятельности, задачей которой является дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей. Участие в исследовательской работе дает учащимся возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

И задается вопрос? Зачем учащимся колледжа заниматься самостоятельной исследовательской работой? Зачем по доброй воле просиживать часами в библиотеке, кропотливо работая над статьей, за которую не будут ставить оценку? Когда первая реакция пройдет, начинаешь понимать, что проведение самостоятельного исследования – это уникальная возможность, которая доступна всем учащимся старших курсов. Исследовательская работа позволяет учащимся внести свой вклад в виде свежих идей в определенную область знаний. Такое важное участие в развитии современной мысли как раз и есть та самая бурная полемика, в которую высшие учебные заведения стремятся вовлечь учащихся.

Кроме того, что такое исследование может дать лично вам? Какую пользу принести? Самостоятельные исследования – неотъемлемая часть рабочего процесса. Как в ученом мире, так и в бизнесе от работников требуется самостоятельно исследовать вопросы, выдвигать гипотезы и разрабатывать наилучший план действий. Компании чаще всего берут на работу учащихся колледжей именно за их умение принимать инновационные решения.

В личностном плане проведение самостоятельных исследований дает учащимся возможность понять и сформулировать для себя истинную причину мотивации. В конечном итоге еще более важная цель учебы в колледже – расширение внутренней мотивации. Это не только способствует достижению успеха в карьере по окончании учебы, но и помогает делать жизнь более полноценной.

 


 

Основные направления исследовательской работы:

Включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с их выявленными научными интересами.

Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.

Привлечение научных сил к руководству научными работами учащихся.

Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их и участию в конференциях.

Подготовка, организация и проведение НПК, олимпиад.

При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагога становятся:

актуализация исследовательской потребности учащегося;

вовлечение в поисковую деятельность;

поиск средств, активизирующий процесс познания;

помощь в выработке индивидуальной стратегии познания;

содействие в осознании исследования как отражении познавательной потребности;

доведение учащегося до результативности в деятельности;

создание условий, стимулирующих познавательную активность.

Желание исследовать появляется в учащегося, когда он чувствует свою успешность в этом процессе. Это зависит от преподавателя, его умения организовать деятельность учащегося и признание её ценности для окружающих, для сверстников.

Для того чтобы исследовательская деятельность учащегося стала продуктивной для его собственного развития, принципиально важно опираться на следующие принципы:

принцип доступности;

принцип поуровневости;

принцип временного развития.

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учащегося.

Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы медицинского колледжа: администрации, педагогического коллектива, родителей, конечно, самих учащихся. При этом "уровень " учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д.

И конечно современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учащихся должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития учащихся.

Поэтому миссией медицинского колледжа является организация  высокого качества технического и профессионального образования,  через инновации, активное и равноправное сотрудничество с ведущими отечественными и зарубежными организациями здравоохранения и образования, интеграция интересов работодателя, колледжа и обучающихся, формирование профессионально компетентной,  гармонично развитой личности, воспитание гражданина, способного осмысливать, ставить и решать проблемы общества с учетом социальных, этических, культурных, экологических аспектов, быть толерантным, нравственно ответственным работником, легко адаптирующимся в коллективе, готовым трудиться в условиях  конкуренции, востребованного современным рынком труда. В этом году Высший медицинский колледж «Авиценна» взял курс на научно-исследовательскую деятельность преподавателей и учащихся на тему

«Реализация модульно-компетентностного подхода в образовании, на основе интерактивного обучения, как условие подготовки конкурентоспособного специалиста» где ставится основные задачи:

1.Совершенствование научно-методической базы для организации целенаправленного процесса по реализации Закона РК «Об образовании», повышение уровня качества знаний и воспитанности студентов в соответствии с требованиями Государственных общеобязательных стандартов технического и профессионального образования.

2. Освоение и реализация ГОСО на основе модульно-компетентностного подхода.

3.Дальнейшее формирование системы непрерывного профессионального образования преподавателя и студента, способствующей их личностно-профессиональному росту.

4.  Организация методического обеспечения учебного процесса на основе внедрения в учебный процесс активных и интерактивных форм обучения для формирования и развития общих и профессиональных компетенций студентов.

5. Активизация работы преподавателей по темам самообразования, распространение передового педагогического опыта.

6.Развитие научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов на основе интерактивного обучения.

7. Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образовательного процесса, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.

Таблица 1

Научно-исследовательская деятельность учащихся УОВМК «Авиценна»

на 2018-2019 год.

Наименование

мероприятий

Сроки

исполнения

Результат

Участие во внутриколледжской научно-практической конференции «Юность, наука, культура»

Май

Развитие исследовательских

навыков обучающихся,

увеличение количества участников

Участие вмастер классе «Я и моя профессия»

Февраль

Развитие профессиональной компетентности обучающихся

Посещение музеев, архивов

В течение учебного года

Развитие исследовательских

навыков обучающихся,

увеличение количества участников

Участие обучающихся в конкурсах, проектах, конференциях, организуемых другими образовательными учреждениями

В течение учебного года

Стимулирование научно- практической деятельности обучающихся

Совершенствование связи с ВУЗами, с целью совершенствования исследовательской деятельности обучающихся колледжа. Организация встреч с представителями ВУЗов

В течение учебного года

Совершенствование исследовательской деятельности обучающихся.


 

Таблица 2

Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

Этапы работы над проектом

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1 этап инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи.

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач.

2 этап основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность.

Знакомлю с различными формами презентации результатов.

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов.

3 этап прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов.

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов.

4 тап заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат.

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности.

5 этап итоговый

Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.


 

Методы исследования

Как вы будете работать над исследованием во многим зависит от выбранного вами предмета исследований. В естественных науках применяются, главным образом, количественные методы, а те, кто занимается гуманитарными науками, скорее будут работать с первоисточниками. К тому же при проведении исследования важно обратиться за помощью к научному руководителю. Для студентов, имеющих ограниченный опыт в исследуемой области знаний, научный руководитель является бесценным звеном: он поможет вам повысить качество вашей исследовательской работы, даст совет по выбору темы, а также подскажет, какую методику лучше использовать. При выборе научного руководителя, важно найти человека, чьи исследовательские интересы наиболее близки вашим. При встрече с потенциальным научным руководителем надо заложить основу для рабочих отношений. Важно определить для себя, сколько раз в неделю вы будете встречаться с ним для обсуждения, сколько часов дается вам для выполнения исследования. Более того, по мере приближения к завершению работы регулярно обсуждайте с научным руководителем процесс исследования, чтобы понять, не требуется ли внести какие-либо изменения в методику. Наконец, как только вы получите результаты, поработайте вместе с научным руководителем над отчетом о проделанной работе.


 

Список литературы

1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003. - 112с. (Методическая библиотека)

3. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, - с.52-55

4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, - с.41-45

5. "Исследовательская работа школьников". Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция "Народное образование". Изд.4 раза в год. Подписной индекс - 81415.

6. Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С.80-88.

7. Данильцев Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С.127-134.

8. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

9. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А.В. Леонтович // Школ. технологии. - 2001. - N 5. - C.146-149.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации